ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Иванова Ольга Юрьевна1, Иванов Максим Юрьевич2
1Уральский государственный экономический университет, ассистент кафедры Региональной, муниципальной экономики и управления
2Уральский государственный экономический университет, магистрант кафедры Региональной, муниципальной экономики и управления

Аннотация
В статье рассматриваются основные тренды развития малого и среднего предпринимательства в условиях все большего распространения в пространстве сетевых структур. Рассмотрение в статье новых возможностей роста за счет использования тенденций и особенностей сетевой экономики малыми и средними предприятиями, делает статью своевременной и актуальной. Проведенное исследование демонстрирует, что запущенные сетевой экономикой процессы интеграции крупного и малого бизнеса являются взаимовыгодными, однако, возможные формы интеграции нуждаются в целенаправленном развитии.

Ключевые слова: аутсорсинг, венчурное финансирование., постиндустриальное общество, Пространство, сетевая экономика, субконтракция, франчайзинг


TRENDS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF NETWORK ECONOMY

Ivanova Olga Yurevna1, Ivanov Maxim Yurevich2
1Ural State Economic University, assistant to department of Regional, municipal economy and management
2Ural State Economic University, undergraduate of department of Regional, municipal economy and management

Abstract
In article the main trends of development of a small and average entrepreneurship in the conditions of the increasing distribution in space of network structures are considered. Consideration in article of new opportunities of growth due to use of tendencies and features of network economy by small and medium scale enterprises, does article timely and urgent. The conducted research shows that the processes of integration of large and small business started by network economy are mutually advantageous, however, possible forms of integration need purposeful development.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова О.Ю., Иванов М.Ю. Тренды развития малого и среднего бизнеса в условиях сетевой экономики // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19129 (дата обращения: 22.02.2024).

Современная ступень экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным распространением электронных сетей и виртуальных отношений, постепенно формирующих сложную систему сетевой экономики. Под термином «сетевая экономика» научным сообществом понимается, как правило, «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [1,2]. Названная особенность сетевой экономики, связанная с экономией затрат посредством использования электронных технологий, открывает предприятиям малого и среднего бизнеса новые возможности для усиления конкурентных позиций. Не секрет, что для предприятий малого и среднего бизнеса непосильна ценовая конкуренция. Относительно скромный масштаб производства, нехватка средств на крупномасштабную рекламу, разработку бренда, научно-технические исследования и разработки делают малые и средние предприятия уязвимыми в борьбе с крупными конкурентами.

Вышесказанное предопределяет важнейший тренд развития малого и среднего предпринимательства, заключающийся в активном встраивании последнего в структуры крупного бизнеса с помощью глобальных и локальных сетей.   Как утверждает профессор А. В. Виленский, будущее отечественного бизнеса напрямую определяется возможностями формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий [3]. Развиваясь в лоне сетевых структур крупного бизнеса, малые и средние предприятия получают стабильность и предсказуемость внешней среды, являющиеся наиболее ценными на фоне непрекращающихся кризисов в глобализирующейся экономике, доступ к финансовым, технологическим, информационным, материальным ресурсам. В свою очередь крупный бизнес использует гибкость в сочетании со способностью сосредоточения специализации в определенных сферах деятельности своих меньших партнеров. Формы подобных кооперационных взаимодействий в условиях сетевой экономики крайне разнообразны.

Самым простым видом кооперации на платформе электронных сетей являются оказываемые многочисленными небольшими компаниями по договорам аутсорсинга бухгалтерские, юридические, консалтинговые, дизайнерские, администраторские и другие услуги [4]. Более сложным способом сетевой кооперации является франчайзинг. В условиях расширения сетевой экономики и виртуального пространства предприятии и корпорации все более испытывают потребность в продвижении собственных товаров в сети-Internet, а стремление к минимизации издержек и повышению качества обслуживания интернет магазинов, особенно на слабо освоенных территориях, формирует тенденцию к увеличению объемов продаваемых франшиз. Малое или среднее предприятие, работая по схеме франчайзинга, получает право реализовывать через свой сайт брендовую продукцию, не испытывает проблем с поставками и внеплановыми скачками цен, заботясь лишь о продвижении созданного сайта, качестве и скорости обслуживания, чем содействует расширению и закреплению продаваемых товаров и брендов на рынках [5]. Также возможна кооперация бизнеса в формах субконтракции и венчурного финансирования. В целях расширения своего участия в сетевых структурах предприятия малого и среднего бизнеса реализуют высокотехнологичные инновационные проекты, связанные с разработкой новых деталей, устройств, приборов, программ и прочего [6].

Сопутствующим трендом развития малого и среднего бизнеса, характерным для предприятий, оставшихся за пределами зоны кооперационных взаимоотношений с крупными корпорациями, является слияние их в различные производственные (деловые) сети с наличием административного центра или без него. Предпринимательская сеть сочетает элементы рынка и иерархической координации действий, но на первый план в ней выходят кооперационные и информационные связи [7]. Входящие в производственную сетевую организацию предпринимательские структуры сохраняют свою автономность, однако плотно срастаются благодаря формированию на основе электронных технологий единого информационного пространства, разработки новых предпринимательских решений, формирования общей коммерческой политики. Все это позволяет обеспечить взаимодействие не только взаимосвязанных и (или) взаимодополняющих предприятий между собой, но также сотрудничество с органами управления, потенциальными партнерами и информационно-аналитическими центрами.

Опыт производственной кооперации предприятий имел место в нашей стране и в условиях плановой экономики в форме промышленных узлов, однако их ни в коей мере нельзя отождествлять с современными сетями. Если несколько десятилетий назад взаимодействие предприятий строилось на основе государственного планирования и снабжения, то современные объединения складываются исключительно с целью извлечения положительного коммерческого эффекта. Так, явным примером предпринимательской сети является сложившееся сотрудничество пароходств, консервных заводов и жестяно-баночных фабрик на о. Сахалин [8]. Представлены производственные сети также в строительстве и сельском хозяйстве (например, ОАО Производственная сетевая организация «Проектно-строительное объединение «Леноблагрострой»). При условии вовлечения в предпринимательские сети крупного бизнеса вполне естественно их преобразование в кластеры, что получило развитие за рубежом.

Выделенные тренды развития малого и среднего бизнеса в условиях формирования сетевой экономики постепенно меняют институциональную среду, функциональную структуру, принципы и устои ведения предпринимательской деятельности. Однако, в результате предприятия получают возможность снизить затраты на сбыт и рекламу, уменьшить воздействие ограничивающих факторов географического распределения участников совместной хозяйственной деятельности, повысить качество координации работ между различными производственными конфигурациями и нарастить адаптивность  к  внешним и  внутренним изменениям. Удачное  использование  информационных  технологий превращает  малые и средние предприятия  в  неотъемлемые элементы сетевых  структур,  что  дает  им  новое  качество, не  сопоставимое  с   предшествующими  традиционными формами существования. Вышесказанное влечет расширение информационно-экономического  пространства, а, следовательно, дает основания предполагать дальнейшее укрепление обозначенных тенденций и их роли в выстраивании конкурентных преимуществ отечественного бизнеса.


Библиографический список
  1. Касьянова А. Формирование инновационной экономики как важнейшая задача современной России / Режим доступа: http://www.fondmk.ru.
  2. Чистяков, А.Е. Сетевая экономика / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 88 с.
  3. Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства / Экономический журнал ВШЭ. 2004. Т. 8. № 2. С. 246–256.
  4. Зверев В. В., Ганжа И. В. Информационная инфраструктура предпринимательства: теория и практика развития: моногр. / Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2009. – 200 с.
  5. Акила К., Еремеевский А. Интернет-магазин с нуля: Полное пошаговое руководство / СПб. Питер. 2013. – 176 с.
  6. Дорошенко А.В. Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике / Молодой ученый. 2013. №3. С. 212-216.
  7. Асаул М.А. Управление устойчивостью предпринимательских структур  / СПб. Издание института проблем экономического возрождения, 2008. – 285 с.
  8. Кизим А.А., Алексеева Е.А. Роль малых предприятий в формировании предпринимательских сетей / Известия ВУЗов. Пищевая технология. 2003, № 5-6. С.15.


Все статьи автора «Lukretziya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: