АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Никитина Мария Юрьевна
Курский государственный медицинский университет
студент факультета экономики и менеджмента

Аннотация
В статье освещается проблема эффективности деятельности учреждения здравоохранения. По результатам исследования состояния деятельности с использованием методов экономического анализа обоснованы предложения по повышению эффективности предоставления медицинских услуг населению.

Ключевые слова: антикризисное управление, медицинская организация, финансово-хозяйственная деятельность, экономика здравоохранения


MANAGEMENT EFFICIENCY ANALYSIS OF A HEALTH CARE FACILITY

Nikitina Mariya Urevna
Kursk State Medical University
Student of the Faculty of Economics and Management

Abstract
This article provides an overview of management efficiency in health care facilities. According to the activity survey based on methods of economic analysis there were justified suggestions aimed on improving health services for the population.

Keywords: crisis management, financial and economic activitiy, health care facility, health economics


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Никитина М.Ю. Анализ результатов управления учреждением здравоохранения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18946 (дата обращения: 22.02.2024).

Управление в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, связано с реализацией управленческих функций субъекта с учетом состояния объекта и влияния на него путем исследования факторов влияния внешней и внутренней среды [1].

Целью исследования является выявление резервов экономической деятельности  и повышение эффективности использования ресурсов при анализе внутренней среды медицинской организации с учетом имеющихся документов, регулирующих его деятельность и формирующих условия внешней среды [2,3].

Бюджетное учреждение выполняет государственное  задание по реализации объемов медицинской помощи, которое формируется и утверждается Учредителем. Источники финансирования учреждения: средства, заработанные в системе обязательного медицинского страхования и доходы от оказания платных и иных медицинских услуг. Численность обслуживаемого населения 92 696 человек. Плановая мощность медицинского учреждения  рассчитана на  410 посещений в смену, фактическая – 1252 посещения в смену.

Целями деятельности учреждения являются оказание высококвалифицированной лечебно-диагностической и профилактической медицинской помощи взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях в соответствии со стандартами диагностики и лечения.

В ходе данного исследования был выполнен анализ использования  финансовых, трудовых  ресурсов и финансовый анализ деятельности медицинского учреждения. Расчет  потребности в штате медицинского персонала поликлиники, произведен согласно  Порядкам оказания медицинской помощи по состоянию на 01.01.2015 г. Численность  медицинских работников организации в 2015 году по сравнению с 2014 и 2013 годами   остается практически неизменной. Укомплектованность  штатами в 2015 году составила 70,1 % , увеличилась на 3,1 %; по сравнению с 2014 и 2013 годами.

В среднем   по поликлинике коэффициент совместительства  равен 1,5. Происходит увеличение  количества квалифицированных специалистов  в результате непрерывного процесса обучения, повышения квалификации медицинских работников.

Уровень средней заработной платы работников учреждения, необходимый для реализации в 2014 году Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» составил по врачам на 107,9%, по среднему медицинскому персоналу – 122,9 %, по младшему медицинскому персоналу – 108 %. Перевыполнение плана по уровню оплаты труда сложилось из-за внутреннего совместительства кадров, за счет средств по выполнению дополнительной диспансеризации определенных групп  взрослого населения и привлечения средств от платных медицинских услуг. Затраты на заработную плату административно-управленческого персонала составили 15 % от общего объема средств (за 5 месяцев 2015 ФОТ составил 50 323 282 руб., в том числе  расходы на оплату труда административно-управленческого  и прочего персонала- 7 619 471руб.)

Оплата труда работников поликлиники производится из нескольких источников: средства, заработанные в системе ОМС и средства, полученные от предпринимательской деятельности. Заработная плата работников за вышеуказанный период  увеличилась у врачей на 21 %, у среднего медицинского персонала на16 %. Заработок младшего медицинского персонала в среднем повысился на 25%, у прочего персонала – на 4 %. По категории «руководители» в результате проведения мероприятий по оптимизации фонда оплаты труда заработная плата уменьшилась на 22 %. В среднем по учреждению  уровень заработной платы работников увеличился на 11 %.

Анализ основных  показателей работы учреждения в системе ОМС  за 2014 год на основании плановых и отчетных показателей выполнения государственного задания по амбулаторно-поликлинической помощи показал, что амбулаторно-поликлинические посещения выполнены в объеме  569 104 посещения,  помощь оказанная в условиях дневного стационара составила 8 477 пациенто-дней .

Таким образом, годовой план в системе ОМС за 2014 год выполнен поликлиникой на 97 %. При этом функция врачебной должности на 1 врача (физическое лицо) в2014 г. в среднем по поликлинике составила 4552 посещения.

Данные для анализа на основании актов медико-экономического контроля и экспертизы качества медицинской помощи с учетом невыполнения утвержденных объемов за 2014 год  свидетельствуют о высоких потерях (60%) лечебно-профилактического учреждения при оказании медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС. При этом выявлены их причины: дублирование случаев оказания медицинской помощи в одном реестре, включение в реестр счетов амбулаторной помощи в период пребывания застрахованного лица в стационаре,  повторное посещение врача одной и той же организации в один и тот же день, несоответствие данных о пациенте, не предоставление первичной медицинской документации подтверждающей факт оказания медицинской помощи, несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счета.

Анализ финансовых показателей проведен в разрезе источников: ОМС и от приносящей доход деятельности показал, что доходы по ОМС  и доходы от оказания платных медицинских услуг составляют 99,96 % в структуре доходов учреждения.

Результаты анализа показали, что главным образом расходы поликлиники производятся в рамках ОМС (91,4 %), расходы от приносящей доход деятельности составляют 8,4%; расходы на иные цели – 0,2 %. При этом в структуре расходов  преобладают расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – 85,9 %.

В ходе исследования с помощью SWOT-анализа проанализированы внутренние и внешние факторы влияния на деятельность организации, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильными сторонами организации считаются: квалифицированные и работоспособные кадры, растущее количество прикрепленного населения на оказываемые поликлиникой виды услуг.

Слабые стороны организации: недостаток в количестве кадров, «стареющие» кадры, недостаточное  материально-техническое оснащение. В качестве угроз выступают:  возможность появления новых конкурентов со стороны частных медицинских клиник, повышение цен у поставщиков и возрастающие издержки на оказание медицинских услуг, при большом количестве конкурентов со стороны частных медицинских организаций   и в результате снижение доходов от оказания платных медицинских услуг.

В ходе анализа выявлены следующие возможности медицинской организации:  при имеющемся кадровом, материальном, финансовом  потенциале растет спрос на оказываемые медицинские услуги и увеличивается объем оказания амбулаторно-поликлинической помощи в рамках ОМС.

В области эффективного управления ресурсами перед учреждением стоят задачи по повышению качества и доступности медицинской помощи, снижению потерь при использовании ресурсов. Миссия организации – оказание качественной и доступной медицинской помощи взрослому населению на основе современных диагностических, лечебных и профилактических  мероприятий в условиях максимального комфорта и понимания. Поэтому в рамках данного исследования была выбрана следующая  стратегическая  цель:  повысить эффективность деятельности организации путем обеспечения доступности и своевременности оказания качественной медицинской помощи  к 31.12.2016 г.

В рамках заявленной цели необходимо:

- повести анализ  сумм по результатам МЭК, МЭЭ, ЭКМП, из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС за 6 месяцев2015 г.;

- провести обучение персонала с указанием наиболее типичных ошибок медицинского персонала, осуществляемых при формировании реестра за отчетный месяц;

- разработать дополнительные критерии материального стимулирования с целью привлечения молодых специалистов;

- разработать мероприятия нематериального стимулирования с целью повышения престижности профессии и привлечения молодых специалистов;

- провести обучение  персонала поликлиники пациенто ориентированному сервису, основам психологии, конфликтологии;

- провести хронометраж рабочего времени персонала. участвующего в оказании платных медицинских услуг;

- перевести врачей-терапевтов участковых и медицинских сестер врачей-терапевтов участковых из основного корпуса поликлиники в филиал и организовать работу по совместительству медицинских работников кабинета профмедосмотра в рамках ОМС;

- обеспечить разделение потоков пациентов обращающихся за предоставлением платных медицинских услуг и услуг по ПГГ оказания бесплатной медицинской помощи и информирование населения о «новом» режиме  работы кабинета.

В условиях острой нехватки ресурсов в отрасли здравоохранения отсутствует многоуровневая система оценки и обеспечения эффективности использования ресурсов здравоохранения. В то же время ослабление управленческой базы, в частности плановой функции, предопределяет и снижение уровня личной ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за конечные результаты деятельности. В связи с этим  большое значение приобретает анализ организации и управления системой здравоохранения с целью ее совершенствования с учетом социально-экономических условий, состояния здоровья населения и его тенденций, ресурсного обеспечения и других факторов на региональном уровне [4].

Системный подход к формированию системы качества медицинских услуг позволяет спрогнозировать тенденции развития основных параметров экономического состояния организации с учетом роли в повышении эффективности деятельности и управления организацией [5].

Здравоохранение при этом является воспроизводящей системой знаний и технологий поддержания физического и духовного здоровья с присущей ей здоровьесберегающей функцией с самого начала своего появления,  и новыми функциями, социальная значимость которых велика на современном этапе развития общества [6].

От грамотности управленцев в вопросах финансирования и стратегического менеджмента в системе управления здоровьем зависит качество и доступность медицинской помощи, а значит и здоровье населения региона. На современном этапе технологического развития важно развивать социально-гуманитарные технологии в области, как медицины, так и в сфере управления здравоохранением [7].

Подготовка специалистов, прошедших углубленную подготовку по вопросам экономики здравоохранения может обеспечить эффективной финансово-хозяйственной стратегией в реализации деятельности учреждений здравоохранения. Мотивация субъектов управления представляет собой механизм, определяющий смысловую, знаниевую и этическую составляющую формирования их человеческого потенциала, посредством которого они готовы принимать решений в той или иной степени эффективности [8].

Необходимо обеспечить функциональное взаимодействие указанных специалистов (заместителей главных врачей по экономике) с органом управления здравоохранением и территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Дополнительным механизмом обеспечения эффективности их деятельности станет установление зависимости размеров стимулирующих надбавок к заработной плате заместителей главных врачей по экономике от результатов оценки территориальным фондом обязательного медицинского страхования их работы на основании установленных критериев  [9].

В 2014 году органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных кадровых программ осуществлялись мероприятия по повышению качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров, а также организаторов здравоохранения. Многие из них востребованы уже не только в государственных учреждениях, но и в частных медицинских учреждениях, учитывая, что негосударственные организации здравоохранения создают здоровую конкуренцию государственному медицинскому сектору и являются по сути субъектом управления в социальной сфере.


Библиографический список
  1. Куркина М.П. Социальное управление в регионе. Монография / М. П. Куркина [и др.] ; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед. ун-т» М-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Курск, 2012.
  2. Закон Орловской области от  25 декабря 2012г. №1444-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Орловской области» – http://docs.cntd.ru/document/473701275.
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15мая 2012г. №543-н «Об утверждении Положения по организации первичной медико-санитарной помощи  взрослому населению» – http://base.garant.ru.
  4. Куркина М.П. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2008.
  5. Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. №11. С. 219.
  6. Развитие уровней и элементов финансовой системы в условиях трансформирующейся экономики /Беляева Е.С., Ткачева Т.Ю., Клименко П.А., Синева Н.А., Куркина М.П., Маркина С.А., Черных А.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова Л.С., СветовцевМ.Н./под редакцией Т. А. Световцевой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курский государственный технический университет. Курск, 2006.
  7. Куркина М.П., Колмыкова Т.С. Интеллектуальные ресурсы общества в формировании инновационной составляющей экономического роста / М.П.Куркина, Т.С. Колмыкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 18-23.
  8. Куркина М.П. Оценка социального потенциала региона / М.П. Куркина // Казанская наука. 2014. № 7. С. 194-196.
  9. Стратегия развития здравоохранения на 2015–2030г.г.-http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf

 



Все статьи автора «Никитина Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: