УДК 82.0

СИМВОЛИЗМ В РОМАНАХ ДЭНА БРАУНА

Службина Анна Геннадьевна
Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского
преподаватель иностранных языков (английский, французский)

Аннотация
Данное научное исследование посвящено интерпретации символов в романах Дэна Брауна. Начиная с романа «Код до Винчи» и заканчивая романом «Инферно» Дэн Браун уделяет огромное внимание символам и знакам, многие из которых могут быть логически обоснованы и научно объяснены.

Ключевые слова: аллюзия, Дэн Браун, знаки, интерпретация символов;, Инферно, код да Винчи, символизм, символы


THE SYMBOLISM IN THE NOVELS OF DAN BROWN

Sluzhbina Anna Gennadievna
Crimean Federal University
teacher of foreign languages (English and French)

Abstract
This article deals with the novels of Dan Brown. The author pays great attention to signs and symbols, citing specific examples and historical facts. This study explains the author's techniques, the use of symbols and allusions in specific cases.

Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Службина А.Г. Символизм в романах Дэна Брауна // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/18796 (дата обращения: 14.01.2017).

В 2003 году был опубликован роман Дэна Брауна «Код да Винчи», который по сей день вызывает не только повышенное внимание к содержанию, но также множество противоречий. Споры не утихают и в среде литераторов, и между историками. Дополнительный интерес подогревают люди, увлеченные оккультными науками.

Аллюзия и символизм в произведении «Код да Винчи»

Символ и аллюзия несут информацию, которая заметна скорее подсознанию, чем сознанию. Дэн Браун употребил эти два литературных приема в качестве основных инструментов для передачи главных идей произведения. Подобный способ подачи повествования оказался настолько популярным, что за одни только первые три года после выпуска бестселлер принес его создателю прибыль 260 млн. $, а это примерно в четыре с половиной раза больше, чем доход от известных пяти книг о Гарри Поттере вместе взятых [1, с.1].

Жанровое своеобразие произведений Дэна Брауна создается именно благодаря невербальным сигналам аллюзии и символа. Дэвид Дейчес комментирует это, как особую способность автора направлять интеллектуальное внимание читателей на определенные объекты, используя одни лишь образы. Самое важное, что при этом эмоциональное напряжение остается настолько же активным, насколько и интеллектуальное.

Практическое значение символизма при восприятии романов Дэна Брауна

Первое, что оказывает сильное влияние на впечатление читателя, это эпиграф: “All descriptions of artwork, architecture, documents, and secret rituals in this novel are accurate” [2, с.3].

Он сообщает, что в книге представлены полностью достоверные описания не только произведений искусства и архитектурных построек, но также мистических ритуалов и документов. Это сразу обостряет внимание, так как повествование начинает ассоциироваться не с художественным произведением, а с документальным. Этот эффект создает привязка к правдивости документов и фактов о неизведанном.

Пирамида Лувра, постройка 1989 года, также послужила символом. Однако, современная массивная стеклянно-металлическая конструкция может вызывать много ассоциаций. Чтоб предотвратить многозначность автор дал к ней комментарий, после которого зритель видит в ней только наследие Древнего Египта. Вся книга пронизана подобными приемами, которые ловко формируют впечатление пользователя. В тексте романа постоянно встречаются словосочетания, которые однозначно ассоциируются с религией, старинными подлинниками, с загадочной личностью Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек» [3, с.1].

Чтоб укрепить уже возникшие неосознанные подозрения читателя, автор сравнивает президента Франции со Сфинксом, а чтоб связать тему загадок Древнего Египта с христианством Дэн Браун указывает, что в пирамиде Лувра присутствует ровно 666 стеклянных панелей, что не является правдой. На самом деле конструкция содержит 673 панели, но читатель, чье подсознание уже восприняло информационный посыл эпиграфа, уже не подвергает ни сомнению, ни проверке числовые данные. В этом и есть талант автора.

Символизм против критики гностических идей

Несмотря на рекордный тираж книги и стабильно высокий к ней интерес со стороны публики всего мира мастерство символизма автора для многих читателей оказалось гораздо менее значительным, чем основные идеи произведения. Первая волна критики обрушилась со стороны христиан, вторая подвергла пристальному вниманию синтаксис текста и его лингвистическую скупость. Стоит добавить, что перевод на разные языки мира порой оставлял желать лучшего, а читатели делали выводы о нелогичности сюжета именно по нему.

Однако поклонники автора признают, что его способность увлекать в глубину сюжета именно с помощью символизма создает неповторимое ощущение от прочтения. Логические связки его детективов раскрываются не буквально, а с помощью невербальных методов. Читатель смутно угадывает нить, но до конца книги он сам не понимает, какие выводы сделает. В этом и заключается оригинальное мастерство автора.

Некоторые специалисты основным значением произведения «Код да Винчи» видят то, что в нем автор поднял тему тюркских народов и их протеста против главенства Римско-католической церкви [4, с 528]. К его идеям не стоит относиться как к серьезным научно-историческим трудам, так как именно из-за избытка символики теряется возможность объективно рассматривать факты. Кроме того, в произведении даже неспециалисту заметно огромное количество неточностей и откровенно ложных заявлений.


Библиографический список
  1. Книга «Код да Винчи» // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B4_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8
  2. СИМВОЛИКА РОМАНА «КОД ДА ВИНЧИ» ДЭНА БРАУНА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 1 (29) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf
  3. Кольцова О.Н. Функции символа и аллюзии в романе Дэна Брауна “Код да Винчи” // Филология и литературоведение. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2016/01/1839 (дата обращения: 19.11.2016)
  4. Рагимова Ф. Д. МИР СИМВОЛОВ В РОМАНЕ ДЭНА БРАУНА «КОД ДА ВИНЧИ» // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского – Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 524–528. [Электронный ресурс]. URL: http://sn-philolsocom.crimea.edu/arhiv/2013/uch-26-2filol/081_rag.pdf


Все статьи автора «Службина Анна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация