ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ − НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Куликова Елена Александровна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Электроснабжение транспорта»

Аннотация
В статье рассмотрена необходимость решения актуальной для транспортной отрасли проблемы − повышение безопасности производственной деятельности и мотивация работников на безопасный труд. Раскрыты некоторые особенности подготовки работников в области психологии безопасности и управления рисками с учетом современных требований к уровню безопасности деятельности во время обучения в учебных заведениях и в рамках внутрифирменного обучения (курсы повышения квалификации).

Ключевые слова: психические перегрузки, психология безопасности, психология риска, риск, управление рисками, уровень риска


THE PSYCHOLOGY OF SECURITY − A NECESSARY COMPONENT OF QUALITY OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE TRANSPORT INDUSTRY

Kulikova Elena Alexandrovna
Ural State University of Railway Transport
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of «Power Supply of transport»

Abstract
In the article the necessity of solutions relevant to the transport sector challenges − improving the safety of production activities, and motivating employees to work safely. Revealed some features of training in the field of psychology of safety and risk management taking into account modern requirements to the level of safety activities during training in educational institutions and through in-house training (refresher courses).

Keywords: mental overload, psychology of risk, risk level, risk management, the psychology of security


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Е.А. Психология безопасности − необходимый компонент качественной подготовки специалиста для транспортной отрасли // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16588 (дата обращения: 26.02.2024).

Эффективность деятельности подразделений любой транспортной компании, в том числе и ОАО «РЖД», зависит от результатов деятельности всех работников, организующих и обеспечивающих процессы транспортировки.

Неблагоприятная ситуация в экономике и сложные условия профессиональной деятельности в транспортной компании приводят к тому, что работники предприятий железнодорожного транспорта постоянно испытывают значительные психические перегрузки.

Психические перегрузки снижают как результативность, так и безопасность деятельности персонала предприятий ОАО «РЖД», а также негативно воздействуют на его состояние, приводя к повышенной утомляемости и нервозности, а при длительном воздействии − к широкому спектру пограничных нервно-психических расстройств и к психосоматическим заболеваниям.

Негативными результатами длительного воздействия психических перегрузок на работников являются разнообразные поведенческие нарушения, в том числе правил выполнения работ и техники безопасности; разрушается мотивированность к труду; исчезает добросовестное отношение к профессиональным обязанностям. Все это ухудшает не только состояние здоровья работников, но и психологический климат в коллективах, повышает текучесть кадров, и в целом снижает эффективность деятельности подразделений [1].

Напряженная ситуация в экономике также привела к тому, что большая часть работников ищет подработку в своей компании или на стороне. Следствием этого являются усталость, так как нет достаточного количества времени на восстановление работоспособности, снижение концентрации внимания, рассеянность и т. д.

Решение проблемы психических перегрузок лежит в многогранной и сложной сфере работы с персоналом и включает различные аспекты: правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и др. Но наиболее значимыми в данном случае выступают психологические аспекты, учитывающие как личностные, так и психофизиологические особенности работников [2].

Основой работы в этом направлении должна стать психология безопасности, изучающая психологические факторы, способствующие возникновению несчастных случаев, а также возможные пути их предотвращения.

Психология безопасности как научное направление исследует психологию человека в экстремальной ситуации, психологическую безопасность в трудовой и социальной сферах, психологию экологической безопасности и т. д.

Под психологической безопасностью обычно понимают одно из свойств личности, характеризующее степень ее защищенности от различных негативных и деструктивных факторов, направленных на нее из внешнего мира.

Психология личной безопасности определяет тот необходимый уровень комфортного психического состояния человека, при котором можно выполнять профессиональные и социальные функции, не опасаясь за собственную жизнь и не испытывая страха перед возможными негативными последствиями развития ситуации, в которой он находится.

Жизнестойкость и сопротивляемость − одни из важнейших характеристик психологии безопасности личности, от которых зависит поведение человека в различных кризисных и экстремальных ситуациях, а также умение быстро принимать правильные решения.

Психология безопасности достаточно долго развивалась лишь в рамках психологии труда, разрабатывая правила техники безопасности с учетом психологических особенностей трудовой деятельности, но с расширением областей человеческой деятельности возникла потребность в изучении и выявлении психологических характеристик личности, способной работать в сложных и экстремальных условиях. Данные статистики показывают, что 60–75 % всех несчастных случаев на производстве происходят по прямой или косвенной вине самого пострадавшего, пренебрегающего правилами безопасности по различным причинам. Психология безопасности изучает психологический механизм безопасности, разрабатывает методы диагностики личности, склонной к риску, в профессиональной деятельности и в обычной жизнедеятельности.

Механизм психологической безопасности − сложное и еще недостаточно полно изученное явление. Инстинкт самосохранения, на основе которого базируется потребность в безопасности, − один из основных врожденных инстинктов, определяющий всю жизнедеятельность и выживание человека. Казалось бы, он должен полностью исключить любую возможность нанесения случайного или осознанного ущерба организму. Но инстинкт самосохранения − самый сильный у любого живого организма, у человека базируется и на приобретаемых в течение всей жизни знаниях. При недостатке необходимых сведений поведение человека становится все менее предсказуемым.

Психология безопасности как наука пока еще не дает ответов на многие вопросы, в том числе и почему человек пренебрегает своей безопасностью, а иногда и осознанно рискует здоровьем и жизнью.

Несчастные случаи и случайные травмы на производстве можно объяснить наличием следующих факторов:

1.   Развитие современных технологий и уменьшение возможности противостоять опасности с их стороны. Технический прогресс предлагает все более сложные приборы, устройства и механизмы, увеличивая риск возникновения несчастных случаев, так как наиболее уязвимый элемент в системе «человек − машина» −  именно человек.

2.   Адаптация к современным высокотехнологическим машинам, механизмам и оборудованию, воспринимающимся большинством как неотъемлемая составляющая жизни и деятельности, часто становится причиной пренебрежения собственной безопасностью. Используя сложную технику, человек забывает о связанной с ней повышенной опасностью (удар током, возгорание, авария), об элементарных правилах безопасности, нарушает правила эксплуатации, что и приводит к негативным последствиям.

3.   Гаджетозависимость и смартфономания. Быстро распространяющиеся в обществе новые формы зависимостей, способствуют рассеянности, невозможности должным образом концентрировать внимание на профессиональной деятельности, что особенно опасно в совокупности с отсутствием у человека интереса к выполняемой работе.

4.   Недостаток естественного адреналина в условиях современной комфортной жизни. Отлаженный быт очень часто становится причиной неосознанного желания риска. Зависимость от «острых ощущений» обычно проявляется в экстремальных увлечениях и выборе работы, связанной с опасностями. Сильная потребность в постоянном адреналине мешает человеку адекватно оценивать ситуацию и свои силы, что и приводит к травмам и несчастным случаям.

Таким образом, знание основ психологии безопасности − важнейший компонент качественной подготовки специалиста транспортной компании.

Одно из требований рыночной экономики, обеспечивающее конкурентоспособность организации, − профессионал на каждом рабочем месте.

Профессионализм – это высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение должностных обязанностей.

Профессионализм можно рассматривать как особое свойство человека, подразумевающее систематическое, эффективное и качественное выполнение профессиональной деятельности.

Если человек является профессионалом, то его деятельность соответствует объективным требованиям и принятым в обществе стандартам, в том числе и по аспектам безопасности. Профессионализм работника определяется достижением высоких производственных показателей, особенностями его мотивации, системой ценностных ориентаций и устремлений, смыслом труда для конкретной личности.

На сегодняшний день количество работников с достаточно низкой квалификацией постоянно увеличивается, что ведет к невозможности качественного выполнения даже самых простых работ, а поскольку ежегодно появляется множество новых видов деятельности, то и квалифицированные работники не всегда знают, как правильно и максимально быстро выполнить возложенные на них обязанности.

Для успешной профессиональной деятельности человеку требуется длительный период теоретического и практического обучения. Знания, получаемые в процессе обучения, повышают уровень информированности конкретного лица, позволяя снизить уровень неопределенности в его жизни и деятельности, а следовательно и уровень риска, сделать жизнедеятельность более предсказуемой [3].

Таким образом, обучение является одним из основных элементов в системе мер, направленных на предупреждение и профилактику рисков.

В наиболее общем виде риск определяют как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.

Риск понимают как уровень неопределенности в предсказании результата, как ситуативную характеристику деятельности, означающую неопределенность ее исхода, возможные неблагоприятные ее последствия, альтернативные варианты ошибки или успеха.

Любая деятельность подвержена риску, поэтому необходимо заниматься его управлением, помня о том, что полностью избежать риска нельзя, но в той или иной степени ослабить и сделать управляемым можно.

Уровень риска находится в прямой зависимости от эффективности и обоснованности принимаемых решений. Ни один человек в процессе деятельности не в состоянии полностью устранить риск, так как реальная ситуация практически никогда полностью не соответствует запланированным или заданным параметрам.

Факторов риска, опасностей, угроз и других деструктивных обстоятельств, которые могут повлиять на результаты деятельности, бесконечное множество и в зависимости от условий деятельности значимость тех или иных факторов может изменяться. От возможности прогнозирования факторов выделяют те опасности или угрозы, которые можно предвидеть (предсказуемые), и те, которые трудно предусмотреть (непредсказуемые). Под непредсказуемыи часто понимают форс-мажорные обстоятельства (событие, чрезвычайные обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены или предотвращены, устранены какими-либо мероприятиями; непреодолимое препятствие, например, стихийное бедствие, пожар).

В работе по управлению рисками необходимо учитывать и типичное отношение человека к риску.

В зависимости от отношения к риску выделяют три группы субъектов:

1)   противники риска (люди, боящиеся риска и отвергающие его);

2)   нейтралы (люди, нейтрально относящиеся к риску);

3)   любители риска.

Считается, что большинство людей относятся к противникам риска. Они не любят рисковать и готовы даже заплатить деньги за то, чтобы избежать бремени риска.

Поскольку наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти положительные, нейтральные или отрицательные последствия, то для обеспечения эффективного управления важно знать, какие именно виды рисков следует учитывать; какими способами можно ими управлять; какой объем риска можно взять на себя.

В работе по управлению рисками необходимо опираться и на такие базовые понятия как «подверженность риску» (свойство объекта, характеризующее его способность попасть под неблагоприятное воздействие опасного явления), «уязвимость» (свойство объекта, характеризующее его способность изменять свое состояние в результате неблагоприятного воздействия опасного явления) и «защищенность» (способность объекта избежать неблагоприятного воздействия опасного явления и (или) не изменять свое состояние в результате данного воздействия).

Современному руководителю необходимо знать психологию риска − науку, изучающую человеческий фактор при принятии решений, в том числе модели поведения и восприятия, категории деятельности, личности, активности, мышления, мотивации.

Индивидуальные особенности лица, принимающего решение, влияют на уровень риска, связанного с производственной деятельностью, и на ее безопасность.

Учет гендерных различий позволяет правильно диагностировать, обучать и осуществлять коррекцию процесса принятия решения в деятельности и женщин, и мужчин.

Кроме того, анализ индивидуально-типических особенностей мыслительной деятельности мужчин и женщин позволяет установить связи между типом принятия решения, образованием и полом [3].

При принятии решений в сфере управления рисками на железнодорожном транспорте необходимо учитывать неопределенность условий деятельности, возможность наступления определенных событий или обстоятельств в будущем (запланированных или нет), а также их влияние на достижение целей организации в области функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава.

Основная задача управления рисками на железнодорожном транспорте − достижение и поддержание допустимого уровня риска, в том числе:

–    повышение надежности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры и подвижного состава;

–    снижение вероятности возникновения транспортных происшествий;

–    предотвращение или сокращение гибели и травматизма людей;

–    снижение ущерба имуществу субъектов деятельности в сфере железнодорожного транспорта и других потерь;

–    предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду [4].

Анализ случаев производственного травматизма в ОАО «РЖД», в том числе и со смертельным исходом, среди основных причин выделяет недостатки в обучении безопасным приемам труда и снижение мотивации персонала на безопасный труд.

Поскольку мотивация − сильнейший фактор, определяющий трудовое поведение работников, то мотивация персонала на безопасный труд должна стать обязательным элементом принятой в организации системы мотивации [5].

Для эффективной деятельности руководителям всех структурных подразделений железной дороги необходимо знать причины аварийности и травматизма на железнодорожном транспорте; возможные методы учета психологического фактора обеспечения безопасности труда; способы повышения осознанности действий работников; систему мотивации персонала; современные методы обучения работников организации; технологии прогнозирования экстремальных ситуаций и методы снижения риска их возникновения.

Повышению уровня безопасности деятельности транспортной компании способствует наличие следующих профессиональных компетенций руководителей структурных подразделений:

    владение навыками устранения опасностей и (или) снижения рисков технологических процессов;

–    способность прогнозировать, определять зоны повышенного риска, связанного с человеческим фактором;

–    способность предупреждать аварийные ситуации, оказывающие негативное воздействие на состояние здоровья работников;

–    умение разрабатывать мероприятия по совершенствованию системы управления охраной труда.

Технико-технологический совет Свердловской железной дороги принял решение от 3 апреля2014 г. (протокол №76 НГ-64/пр) о необходимости обеспечить подготовку руководителей структурных подразделений и руководителей среднего звена по вопросам психологии безопасности и повышения компетенций персонала, в части снижения влияния человеческого фактора на безопасность труда.

Утвержденная к реализации дополнительная профессиональная программа предусматривает развитие у руководителей и специалистов профессиональных компетенций, связанных с умением корректировать поведение работников в зависимости от возникшей ситуации для обеспечения безопасности труда.

В результате освоения программы слушатели должны знать:

–    основные причины ошибочных действий работника, приводящих к травмам;

–    особенности психических состояний и свойств личности, влияющих на предрасположенность к несчастным случаям;

–    основные причины нарушений требований охраны труда и несчастных случаев, обусловленные человеческим фактором;

–    физиологические и психологические основы безопасности труда;

–    психические процессы, управляющие трудовой деятельностью личности;

–    принципы построения системы мотивации работников на соблюдение требований охраны труда и безопасный труд;

–    особенности отбора персонала с целью снижения травматизма;

–    методы рационализации режимов труда и отдыха;

–    инновационные методы обучения работников вопросам охраны труда;

–    основы вероятностной оценки и управления профессиональными рисками;

–    методы и технологии разработки и принятия эффективных управленческих решений, направленных на снижение уровня производственного травматизма.

Успешное освоение программы должно способствовать формированию у слушателей следующих умений:

–    осуществлять оценку психологических факторов возникновения несчастных случаев и разрабатывать рекомендации по снижению их влияния;

–    применять методики изучения свойств нервной системы работника как фактора повышения вероятности создания аварийной ситуации на производстве;

–    обучать подчиненных соединять в поведении профессиональные знания и навыки с требованиями безопасности работы, вырабатывать двигательную память, активизировать психические процессы, управляющие трудовой деятельностью;

–    разрабатывать мероприятия, направленные на снижение травматизма;

–    разрабатывать систему мотивации работников на соблюдение требований охраны труда;

–    осуществлять тщательный отбор персонала с целью снижения уровня производственного травматизма;

–    разрабатывать эффективные системы обучения и инструктирования работников по охране труда;

–    предвидеть и прогнозировать экстремальные ситуации, оценивать риски по направлениям деятельности и определять общую степень риска производственной деятельности;

–    определять социально-экономическую эффективность мероприятий по снижению производственного травматизма.

В октябре и декабре2015 г. в Институте дополнительного профессионального образования Академии корпоративного образования Уральского государственного университета путей сообщения (ИДПО АКО УРГУПС) были проведены курсы повышения квалификации сотрудников Свердловской железной дороги по программе «Психология безопасности труда и управление мотивацией работников на безопасный труд».

В составе групп слушателей были различные категории руководителей и специалистов (главные инженеры, заместители начальников по кадрам, ведущие психологи, руководители секторов охраны труда и специалисты по охране труда).

На практике даже тщательно разработанная программа не позволяет успешно решить все поставленные в ней задачи и гарантировать, что далее слушатели смогут успешно применить полученные знания в деятельности.

Если вспомнить известное высказывание Акио Мориты о том, что «компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», то можно сделать простой вывод: и руководители, и рядовые работники организации должны быть должным образом подготовлены к обеспечению безопасности деятельности.

Следовательно, подготовка к решению проблемы повышения безопасности производственной деятельности должна начинаться в учебных заведениях, где будущие специалисты и работники транспортной отрасли смогут получить необходимые для профессиональной деятельности знания в области психологии безопасности и управления рисками. Особенно это актуально для сотрудников, связанных с работами повышенной опасности (работами на высоте, работами в электроустановках, на путях и др.).

Чем лучше подготовлен потенциальный работник к будущей профессиональной деятельности, тем более качественным будет результат его труда, и потребуется меньше усилий со стороны организации по доведению его до требуемого уровня, и соответственно затрат на эти мероприятия.

Требования потенциального работодателя к уровню подготовленности работников необходимо учитывать при разработке основных образовательных программ и рабочих программ дисциплин.

Программы учебных дисциплин необходимо корректировать в соответствии с изменяющимися задачами отрасли, оперативно включая в них актуальные темы, а также предусматривать возможность формирования необходимых умений на практических, лабораторных занятиях и во время прохождения производственных практик.

В Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) учебный план подготовки по специальности «Системы обеспечения движения поездов» (специализация «Электроснабжение железных дорог») содержит несколько дисциплин, изучающих вопросы безопасности: безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте, безопасность жизнедеятельности, транспортная безопасность, теория безопасности движения поездов.

Поскольку образовательный процесс должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только для решения текущих проблем и задач отрасли (предприятия), но и на перспективу с учетом стратегических целей развития организации, то необходимо ежегодное обновление рабочих программ преподаваемых дисциплин.

В текущем учебном году были внесены изменения в рабочую программу дисциплины «Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте». Добавились темы, рассматривающие методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, основы управления рисками, психологию риска и психологию безопасности, а также раскрывающие особенности личности работника и роль человеческого фактора в процессах обеспечения безопасности.

С целью закрепления получаемых знаний в программу дисциплины были включены практическое задание (разработка технологической карты производственного процесса), расчетно-графическая работа (оценка риска), анализ конкретных ситуаций (примеры реальных случаев производственного травматизма в ОАО «РЖД»).

При отборе содержания и выборе технологий обучения педагогу необходимо учитывать, что довольно часто обучающиеся − это молодые люди с невысокой мотивацией к обучению, иногда с желанием получить лишь документ об образовании, а не знания. У многих из них трудности в восприятии больших объемов новой информации; не сформированы должным образом умение самостоятельно получать знания и сознательное отношение к учению, от которого в первую очередь зависит успешность обучения [6].

Выполнение так называемых «сквозных заданий», охватывающих несколько тем изучаемой дисциплины обеспечивают не только активность обучающихся, но и дают возможность переноса акцента с поиска «правильных» ответов на развитие умения анализировать ситуацию и решать проблему [7].

Создание возможностей для взаимодействия с практическим материалом делает занятие более увлекательным для мотивированных слушателей. Активная работа, связанная с преодоление трудностей и разрешением проблем, возникающих в процессе обучения, помогает закрепить получаемую информацию в долговременной памяти, учит находить оптимальные решения, давая возможность самостоятельно делать выводы на основе полученного теоретического материала.

Изучаемый материал лучше закрепляется, если при его изложении опираться на уже имеющиеся у обучающихся знания по рассматриваемой теме. Также необходимо учитывать, что в памяти остается информация, которую либо пытались специально запомнить путем повторения, либо она являлась важной или интересной слушателю [8].

Подготовить к профессиональной деятельности, сформировать уверенность в своих силах позволяет выполнение реальных заданий (например, разработка технологической карты как основы безопасной реализации технологического процесса; оценка риска для конкретного участка контактной сети в соответствии с рекомендуемой опытной методикой оценки рисков для контактной сети, утвержденной к применению в ОАО «РЖД» с 2012 г.).

Таким образом, для успешной профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо знать безопасные приемы труда, стандартные производственные технологии, методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, а также уметь выбирать оптимальные варианты действий и поведения в быстроменяющихся условиях с учетом личностных особенностей и реально действующих рисковых факторов.


Библиографический список
  1. Футин В.Н. Ортобиотика: развитие умений владеть собой : учеб. пособие. – М. : РАПС, 2008. – 108 с.
  2. Управление персоналом на производстве : учебник / под ред. д-ра социол. наук, профессора Н.И. Шаталовой; д-ра техн. наук, профессора А.Г. Галкина. − Екатеринбург : Изд-во УрГУПС. 2013. − 557 с.
  3. Куликова Е.А. Риск-менеджмент : учеб. пособие. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2014. – 259 с.
  4. ГОСТ Р 54505-2011 «Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте».
  5. Управление персоналом в инновационной среде : монография / под ред. д-ра социол. наук, проф. Н.И. Шаталовой. − Екатеринбург : Изд-во УрГУПС. 2015. − [Вып. 2].− 275 с.
  6. Куликова Е.А. Совершенствование обучающей деятельности педагога в процессе подготовки магистров в транспортном вузе // Современные научные исследования и инновации. − 2015. − № 8 [Электронный ресурс]. − URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57052.
  7. Практика обучения действием / под ред. М. Педлера. – М. : Гардарики, 2000. – 336 с.
  8. Дирксен Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. – М. : Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 276 с.


Все статьи автора «Куликова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: