ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Пряжников Николай Сергеевич1, Камнева Елена Владимировна2, Полевая Марина Владимировна3
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Управление персоналом и психология»
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Управление персоналом и психология»

Аннотация
В статье анализируются отдельные аспекты противоречий в понимании профессиональных деформаций. Авторами обозначены проблемные моменты, когда деформации могут быть ошибочно соотнесены с близкими понятиями, которые деформациями не являются.

Ключевые слова: бюрократизация образования, поощрения, противоречия, профессиональная деформация, профилактика.


THE CONTRADICTIONS IN THE DEFINITION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS

Pryazhnikov Nikolai Strgeevich1, Kamneva Elena Vladimirovna2, Polevaya Marina Vladimirovna3
1Finance University under the Government of the Russian Federation, ScD (Pedagogy), Professor Professor of Department «Personnel Management and Psychology»
2Finance University under the Government of the Russian Federation, PhD in in Psychological Science, Associate Professor of Department «Personnel Management and Psychology»
3Finance University under the Government of the Russian Federation, ScD (Economics), Head of Department «Personnel Management and Psychology»

Abstract
The article analyzes some aspects of the contradictions in the understanding of professional deformations. The authors identify problem points where deformation can be erroneously correlated with similar concepts, which deformations are not.

Keywords: prevention., professional deformation, promotion, the bureaucratization of education, the contradictions


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Пряжников Н.С., Камнева Е.В., Полевая М.В. Противоречия в определении профессиональных деформаций // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16546 (дата обращения: 28.02.2024).

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2016 года.

Отрицательное воздействие профессии, связанное с изменениями, порожденными профессией, и проявляющее, в том числе на уровне организма и имеющее стойкий характер, проявляется в развитии профессиональной деформации [1]. Возникающие в ходе профессиональной деятельности профессиональные деформации интерпретируются как деструктивные личностные изменения.

В то же время, анализ литературы по проблеме профессиональной деформации свидетельствуют, что зачастую деформации ошибочно соотносятся с близкими феноменами, по сути, деформациями не являющимися. В данной статье мы попытаемся прояснить лишь некоторые аспекты обозначенной проблемы.

С одной стороны, ведущие педагоги и психологи призывают к усилению творческой направленности образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а с другой стороны, бюрократизация и рутина буквально захлестывают многие образовательные учреждения [2; 3; 4]. В итоге, постепенно формируется и новое поколение работников, искренне воспринимающее полученное (некачественное) образование как вполне достойное, а кто-то даже и гордится таким образованием (мы часто сталкиваемся с такими студентами, когда обсуждаем с ними проблемы Единого государственного экзамена – ЕГЭ, которое они совсем недавно успешно сдали и поступили в престижные вузы, и их тоже можно по-своему понять…). Особую сложность и даже этическую деликатность приобретает вопрос о путях профилактики таких деформаций, т. к. сам факт обсуждения с обучающимися (особенно, со школьниками) может понизить их учебную мотивацию. Мы считаем, что более важно и корректно обсуждать это с руководителями, от которых зависит образовательная политика и которые могли бы ее хоть как-то скорректировать, с преподавателями, которые могли бы компенсировать недостатки управления образованием на своих конкретных занятиям, а также и со студентами, которые сами могут стать и преподавателями, а кто-то, возможно, и руководителями…

К сожалению, часто вознаграждения и различные поощрения работников не соответствуют их реальному вкладу. Многие авторы отмечают несовершенство существующих систем мотивации, стимулирования и вознаграждения за труд [5; 6; 7; 8]. Парадокс в том, что это воспринимается многими руководителями и рядовыми работниками как нечто должное и даже неизбежное. К этому можно было бы добавить и вполне терпимое отношение многих работников к ситуациям, когда кто-то получает награды и огромные доходы явно незаслуженно.

Причем, речь идет не только о представителях бизнеса, но и о некоторых работниках государственных учреждений и даже о некоторых  госслужащих, что отражается даже в некоторых высказываниях Президента РФ – В.В. Путина, например, о неоправданно высоких «золотых парашютах» (пособиях по увольнению) руководителей ряда государственных компаний или о явно завышенных доходах некоторых ректоров российских государственных университетов [2]. Мы считаем, что данное противоречие напрямую связано со значительным снижением у ряда работников и менеджеров чувства собственного достоинства, которые некоторые авторы вообще считают «первичной человеческой потребностью» [9; 10]. (Ролз, 2995). Вопрос о преодолении и профилактике данного противоречия представляется еще более сложным, чем все предыдущие парадоксы, т.к. связан с изменением общего морального климата в обществе, предполагающем, прежде всего, умение признавать ошибки, как имеющие место в отечественном менеджменте, так и грубейшие ошибки в управлении персоналом в других странах (вопреки до сих пор популярной переоценке зарубежного опыта) [11].

Таким образом, не всегда напрямую соотносятся с профессиональными деформациями пробелы в общей и профессиональной подготовке работников. Если грамотно организовать повышение квалификации и переподготовку персонала и руководителей, то предшествующие пробелы в образовании могут быть преодолены. Но если такие пробелы стали основой личности специалиста, т.е. во многом определяют его мировоззрение и направленность в труде, то можно с определенной степенью уверенности говорить о сформировавшихся профессиональных деформациях, что требует уже более серьезного вмешательства.

Несправедливое вознаграждение работников и их готовность принимать соответствующие награды и доходы также не всегда следует напрямую отождествлять с профессиональными деградациями. Работник может прекрасно понимать, что существующих порядок распределения благ и доходов явно несправедлив, но если он будет демонстративно отказываться от значительной части своих вознаграждений, то окружающие могут его не понять и даже перестанут уважать как специалиста (типа, «не ценит собственный труд»). Справедливость предполагает перенесение акцента с конкретных случаев (это больше соответствует проявлениям зависти или демонстративной порядочности) – на сам порядок перераспределения благ, когда не только конкретный человек будет получать по его реальным заслугам, но и все работники данной организации (региона или страны) будут вознаграждаться по справедливости. Если же работник, получающий блага незаслуженно (или работник, которого явно дискриминируют по зарплате) воспринимает это как «должное» и даже не пытается размышлять о более справедливых порядках, основанных на уважении чувства собственного достоинства всех работников, а не только топ-менеджеров, то здесь можно говорить о развивающихся профессиональных деформациях.

Завершая данную статью, можно сказать, что в понимании «профессиональных деформаций» в современных условиях все более важную роль играет личностный, а точнее – моральный компонент, во многом связанный и с мотивационным, и с эмоционально-чувственным, и с волевым компонентами. Хотя, мы можем предположить, что в условиях общества (или конкретных организаций) с более развитой моральной культурой и другие компоненты профессиональных деформаций (такие как когнитивный, информационный, компетентностный и др.) станут не менее важными для анализа. Пока же, мы имеем главное противоречие, когда даже при высокой степени профессионализма и компетентности специалиста, но при отсутствии (или недоразвитости) просоциальной (общественно ориентированной) направленности его труда, вся его активность и таланты не воплощаются в социально ценном продукте, а зачастую, направлены лишь на достижение его эгоистичных или узко-корпоративных целей…


Библиографический список
  1. Камнева Е.В. Проявления профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел // Акмеология. 2011. № S3. С. 124-127.
  2. Балацкий Е.В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2. С. 124-149.
  3. Попков В.А., Жирнов В.Д. «Российское образование – 2020»: «дорожная карта» в никуда. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 32 с.
  4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов // Вестник Московского городского педагогического университета. 2015. № 3 (33). С. 45-62.
  5. Ветлужских Е.Н. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI. – М.: Альпина Паблишер, 2015. 218 с.
  6. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. – М.: Финпресс, 2010. – 272 с.
  7. Системы оплаты труда. Пер. с нем. Н. Зарахович. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2007. 212 с.
  8. Шпренгер Р. Мифы мотивации. Выходы из тупика (пер с нем.). – Калуга: «Духовное познание», 2004. 296 с.
  9. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 536 с.
  10. Анненкова Н.В., Мужичкова Ю.Е., Камнева Е.В. Психологические компоненты личной социальной ответственности // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика / Сборник научных статей. – М.: Спутник+, 2014. С. 4-11.
  11. Полевая М. В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма: автореф. дис. … д-ра э. н. – М., 2011. 46 с.


Все статьи автора «Камнева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: