К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Чупина Валентина Александровна1, Халуга Михаил Анатольевич2
1Российский государственный профессионально-педагогический университет, докт.пед.наук, профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования
2Уральский государственный экономический университет, магистрант кафедры ГМУ

Аннотация
В статье дается анализ понятия качества жизни и различных его признаков, оказывающихся существенными в зависимости от цели конкретного прикладного исследования. Как наиболее перспективное в статье представлено понятие качества жизни, интегрирующее объективно-субъективные критерии оценки, учитывающее уровень потребностей и социальный статус человека, уклад, стандарт, стиль и образ его жизни.

Ключевые слова: качество жизни населения


THE QUESTION OF THE POPULATION LIFE QUALITY CONCEPT DETERMINING

Chupina Valentina Aleksandrovna1, Khaluga Mihail Anatolevich2
1Russian State Vocational Pedagogical University, doctor of pedagogical science, professor of the Chamber of professional-pedagogical education methodology
2Ural State University of Economics, master student of the Chamber of the State and Municipal Management

Abstract
The article describes the analysis of the life quality concept and its different features, which can be important according to the applied research aim. The quality life determination is presented in the article as the most prospect determination. The determination integrates object and subject opinions, takes into account the level of necessities and the person social position, the way, the standard, the style of life.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Чупина В.А., Халуга М.А. К вопросу определения понятия качества жизни населения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16215 (дата обращения: 26.02.2024).

Одним из комплексных показателей, определяющих темпы и направления социально-экономического развития территории, является качество жизни населения. Понятие качества жизни, характеризующие разные стороны жизнедеятельности и наполняющееся в связи с этим различными признаками, в последнее время становится многомерным. Изучение понятия качества жизни и смежных с ним проблем представлено в научных трудах таких  зарубежных  ученых, как Аттали Ж., Цайтхамль П., Медоуз Д., Родригес П., Жанноккаро Р. и др. Вопросам доопределения понятия качества жизни и его измерения посвящены работы отечественных ученых Барской О.Л., Давыдовой Е.В., Данковой Ж.Ю., Кузьмичева Л.А., Лясковской О.В., Макаренко Т.Д., Михайловой С.С., Крупец Я.Н., Тощенко Ж.Т., Савченко Т.Н.,  Сусловой Ю.Ю., Харченко С.В., Черновой В.А.  Проблемы изучения качества жизни населения в различных территориальных условиях  рассматриваются в работах   Абакумовой Н.Н., Айвазяна С.А., Бобкова В.Н., Елисеевой И.И.,. Жеребина В.М, Ильенковой С.Д., Маликова Н.С., Мстиславского П.С., Римашевской Н.М., Романова А.Н. и др.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что процесс определения понятия качества жизни пока не завершен. В международной практике принятым считается утвержденный ООН интегральный показатель качества жизни, отражающий индекс человеческого развития, который рассчитывается по совокупным показателям и учитывает несколько составляющих качества жизни: прогнозируемая продолжительность жизни, уровень  образования, валовый национальный  доход [1].

В ряде источников качество жизни населения рассматривается как социально-экономическая категория, предполагающая комплексную характеристику социально-экономического положения населения и оценку совокупности условий, обеспечивающих жизнедеятельность человека на определенной территории. В других исследованиях качество жизни представляется как комплексная характеристика общественной жизни, в которой каждый структурный элемент отражает не только экономические, но и социально- политические, правовые, культурные отношения в обществе, и понимается как социальное благополучие населения[2].

Качество жизни населения рассматривается также как совокупность показателей, характеризующих условия и уровень жизни населения, в том числе развитость инфраструктуры, доходы населения, жилищные условия, уровень медицинского обслуживания и здравоохранения, экологическую обстановку, уровень преступности и др.[3].

Часто в работах, в особенности, прикладных, рядом с понятием качества используется термин «уровень жизни», что говорит об  ориентации исследований на экономическую, материальную сторону жизни населения и оценку его здоровья,     на материальное и социальное обеспечение, уровень образования, структуру потребностей различных социальных групп и степень их удовлетворения.  Уровень жизни   измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В рамках данного подхода качество жизни представляется сложной комплексной категорий, которая выражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей и степень их удовлетворения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. В качестве средств удовлетворения потребностей рассматриваются блага, имеющие вещную или знаковую форму существования, и услуги. При этом качество жизни не сводится к простой  сумме  совокупности показателей, характеризующих жизнедеятельность человека в данной территории.   Качество жизни  как  категория   не отделяется от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включая их в себя в качественном аспекте. Составляющими показателя качества жизни являются такие компоненты, как, например, «качество человека», «качество здравоохранения», «качество образования», «качество культуры», «качество труда», «качество среды», «качество жизни», что составляет понятие «качество населения» (человека, человеческого капитала). Эти   дефиниции характеризуют население как субъект жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений,  помогают оценить его способность реагировать на природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик (рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень и др.). Отсюда выводится понятие качества жизни как интегральной категории, отражающей степень развития и полноту удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека [4].

Категория качества жизни в ряде исследований     связывается с тремя основными компонентами социальной реальности: условиями жизнедеятельности, уровнем жизни, здоровьем и продолжительностью жизни. В этой логике  повышение качества жизни населения означает оптимизацию условий жизнедеятельности людей  в профессиональной  сфере (занятость, содержание и условия труда) и внепроизводственной сфере (жилищные условия, обеспеченность необходимыми услугами, социальная безопасность, состояние окружающей среды); повышение уровня жизни (соотношение доходов и расходов населения); экологизацию среды и  здоровьесбережение (состояние здоровья, репродуктивная деятельность, продолжительность жизни) [5,6].

В некоторых работах в оценку качества жизни закладывается критерий, связанный с социальной стратификацией. Тогда качество жизни рассматривается как  комплексный показатель, включающий совокупность ценностных характеристик и условий жизнедеятельности различных социальных групп. Понятие качества связывается с удовлетворением базовых потребностей населения (питание, отдых, безопасность), с возможностями реализации социальных и духовных потребностей, а также самореализации в профессиональной и иных сферах жизнедеятельности [7,8].  В данном подходе предметом анализа становятся доходы и расходы населения, его занятость, состояние сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и отдыха, потребительского рынка и сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, экономического развития, экологии и общественной безопасности. При этом важным оказываются не только эти показатели, а в первую очередь, субъективная удовлетворенность материально-бытовыми условиями, социальными отношениями и экологией среды обитания, возможность самому определить содержание «качества жизни» и приоритеты его развития. Этот подход позволяет не только зафиксировать статистические показатели, но  что, на наш взгляд, более важно для выстраивания стратегии развития –  выявить латентные причины неудовлетворенности качеством жизни и организовать систему мониторинга качества. В научный оборот при этом включаются новые дефиниции качества жизни: коэффициент гуманитарного развития, биосоциальное здоровье человека , социальная сетка безопасности, уклад жизни, стандарт жизни, стиль жизни, образ жизни, позволяющие уловить новые нюансы в развитии базового понятия качества. Такое понимание качества определяет суть и задачи  мониторинга качества жизни населения,  состоящие  в том, чтобы  оценить различные множественные взаимозависимости между проводимой социально-экономической политикой, структурой государственных или муниципальных затрат, складывающимися социальными условиями жизнедеятельности населения и социальным самочувствием человека, включенным в ту или иную систему жизнеобеспечения [8].   

Перспективным, с нашей точки зрения, является рассмотрение понятия качества жизни человека в логике  иерархии человеческих потребностей и условий их удовлетворения, что дает возможность максимально отразить комплекс условий и факторов удовлетворения потребностей и интегрально оценить  социальное самочувствие человека.

Известная пирамида А. Маслоу представлена уровнями потребностей, в основе которых лежат базовые: физиологические потребности,  потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, реализация которых связана с биологическим  выживанием и поддержанием жизни,   безопасностью и стабильностью, свободой от страха и хаоса, борьбой с энтропией, стремлением   быть принятым другими.  Следующая группа потребностей, более сложных, характеризуется желанием человека быть признанным и по достоинству оцененным, обретением чувства собственной значимости и независимости, поиском способов самореализации и самоактуализации [9] .

Очевидно, что в большинстве прикладных исследований при анализе качества жизни учитываются лишь уровни базовых потребностей, поскольку их измерение операционализировано и поддается массовой оценке. Сложнее обстоит дело с оценкой потребностей, в которые включены механизмы межличностного и внутриличностного регулирования.

При измерении качества жизни используются косвенные показатели, которые отражают качество и, соответственно, могут выступать его дополнительными характеристиками. Такими показателями могут быть измеряемые  условия жизнеобеспечения человека: природная и экологическая среда обитания человека, уровень доходов и расходов, социальные условия и социальное окружение,    условия труда и занятости.  Эти условия составляют  жизненное пространство, в котором, с одной стороны, осуществляется удовлетворение   базовых потребностей человека, в процессе которого возникает различная степень их удовлетворенности и формируется уровень социального самочувствия, а  с другой,  складывается   стиль жизни, система ценностей, традиций и отношений.

Таким образом, понятие «качество жизни» эволюционировало, двигаясь от оценки объективных условий существования людей – к субъективным оценкам их благополучия, от анализа состояния общества в целом  - к оценке состояния отдельного человека. Такой ход развития понятия привел к постановке проблемы интеграции субъективного и объективного в нем (1). Наиболее часто используемый сегодня концептуальный подход к определению качества жизни состоит в обобщенном анализе объективных условий существования людей и субъективной оценки их благополучия на уровне общества и индивида. Структурирование объективных и субъективных показателей качества жизни, их дифференциация позволяет получить интегрированный показатель качества жизни.


Библиографический список
  1. Сайт Центра гуманитарных технологий. URL: http://www.gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info#russia ( дата обращения: 26.08.2016)
  2. Чернова В.А. Индикативный подход к оценке реализации государственной политики по повышению качества жизни населения // Российское предпринимательство.2014.№ 16 (262).C. 96-109.
  3. Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения // Финансы, денежное обращение и кредит.2009. №5.
  4. Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев». URL: msp.midural.ru/download/535/ ( дата обращения 23.08.2016)
  5. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Кремлев М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики.2006.№8.
  7. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения // Вопросы статистики.2007.№6.
  8. Суслова Ю.Ю. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2008. N 4 (28).
  9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия,1999. 478c.
  10. Айвазян  С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. 118 с.


Все статьи автора «Халуга Михаил Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: