О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Сбитнева Екатерина Сергеевна
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

Аннотация
В статье рассматривается проблема развития творческих способностей в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря. Автором характеризуются формы работы в детском лагере, предлагаются приемы развития творческих способностей младших школьников в различных видах деятельности в условиях загородного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительно-образовательный лагерь, дополнительное образование, младший школьник, творческие способности


ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S RECREATIONAL AND EDUCATIONAL CAMPS

Sbitneva Ekaterina Sergeevna
Nizhny Novgorod state University named after N. And. Lobachevsky (Arzamas branch)

Abstract
The problem of development of creative abilities in terms of children's recreational and educational camps. The author characterizes the form of work in a children's camp, offered methods of development of creative abilities of younger schoolboys in various activities in a country camp.

Keywords: additional education, children's health educational camp, creativity, junior high school student


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сбитнева Е.С. О развитии творческих способностей младших школьников в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16154 (дата обращения: 05.03.2024).

Современный мир не стоит на месте: в образовательных учреждениях появляются новые программы, посредством реализации которых происходит развитие личности ребенка, его творческих способностей, все больше проявляется интерес к учению. Но, к сожалению, в школахзачастую встречается однообразность в педагогической деятельности учителя. Современные педагогииспользуют в своей работе повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая при этом желания и интересы детей, а ведь именно уникальные особенности каждого ребенка необходимо учитывать, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

В настоящее время все чаще наблюдается загруженность школьников, которым важен полноценный, а главное активный отдых. Вопрос об оздоровительном отдыхе детей решают детские оздоровительные, а также оздоровительно-образовательные лагеря. Родители отправляют детей в лагерьдля того, чтобы ребенок, находясь в загородном оздоровительном учреждении, смог не только хорошо и весело провести время, а такжераскрытьсвой личностный потенциал, проявить себя в различный видах деятельности, повысить собственный уровень коммуникации и в дальнейшем успешно социализироваться в обществе. Поэтому организация воспитательного процесса и разработка методов и форм работы с детьми в таких учреждениях становится актуальной.

Требования, которые предъявляютсяк моментальному овладению навыками и умениями коммуникативного поведения, к отличающемуся от другихмышлению, и к развитию творчества, становятся все более высокими. Все чащев процессе многообразной творческой активности младших школьниковпроисходит их взаимодействие с окружающим его миром и с другими людьми.Современная личность старается проявить себя как можно индивидуальнее и ярче. Школьники стараются проявить собственные творческие способности, показать таланты и умения, стремятся создать что-то новое и неповторимое. С помощью творческой активности обогащается эмоциональная жизнь ребенка, раскрываются его задатки, различного вида способности и наклонности. Впечатление, полученное от непосредственного восприятия, помогает представить яркие образы воображения и передать потребность проявить их в своём творчестве. Любое творчество, которое строится на наличии у младших школьников врожденных задатков, независимо и спонтанно проявляются в их активной деятельности [4].

Развитие творческих способностей является и одним из условий утверждения духовной жизни человека,которая обогащается посредством выражения личностью своих способностей и принятия уникальных умений и навыков других людей. Большое значение имеет развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте важноразвить духовные начала любви к творчеству и закрепить их, чтобы они не были утраченыребенком во взрослой жизни.

Исследование вопроса о формировании и развитии творческих способностей у младших школьников (Д.Б. Богоявленской, Л.А. Большаковой, Г.С. Гуревич, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплова и др.) идет в ногу со временем и поэтому современники считают, что большое влияниена творческие способности ребенка играет общество, котороеего окружает. Детский коллектив тем или иным способом оказывает влияние на стремление ребенка выбиться из массы, проявить себя должным образом и быть признанным среди сверстников. Дети стараются превзойти себя и добиться высокой оценки результатов своего творчества. Особенно ярко это проявляется в учреждениях дополнительного образования детей.

Учреждением дополнительного образования детей являетсятип российского образовательного учреждения, главной целью которого становится развитие мотивации у личности к творчеству и познанию, и исполнение дополнительных образовательныхи оздоровительных программ и услуг, реализуемых в интересах личности [1].

Детский оздоровительно-образовательный лагерь – один из видов учреждений дополнительного образования, имеющий свою форму, которая дает ему значительные преимущества перед другими видами работы. Это выражается, в первую очередь, в проживании детей совместно. Многие школьники, попадая во временный детский коллектив, начинают вести себя совершенно не так, как вели себя в школе или дома. Если в школе ребенок был застенчив и уныл, то в лагере, благодаря новым друзьям и опытным воспитателям, он может стать активным и творческим, веселым и жизнерадостным. Во-вторых, именно в детском лагере происходит наиболее тесное взаимодействие младших школьников со взрослыми. Несомненно, большой вклад в воспитании и умении найти правильный подход к ребенку вносят вожатые и воспитатели, и именно они смогут найти и раскрыть потенциал и способности своих воспитанников. В-третьих, отдых, развлечения, мероприятия, общение и всевозможные интересы и умения младших школьников дают возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться полезным делом, выделиться из толпы, раскрывая свои творческие способности[2].

Целью детского оздоровительно-образовательного лагеряявляетсятакже и развитие у детей нестандартного хода мышления, умения решать логические задачи в ходе игры и различных интеллектуальных мероприятиях, проводимых в лагере.Все это и многое другое помогает раскрыть потенциал личности младшего школьника, выявить его навыки и умения, отличающиеся от других.

Ребенок, отдыхая в детском лагере, имеет возможность уйти от постоянного контроля школы и семьи, которые оказывают негативное влияние на самостоятельность и саморазвитие ребенка. В лагере у детей младшего школьного возрастапроисходит свободный выбор действий и поступков, форм творческой деятельности, способствующих саморазвитию личности. Но, когда ребенок был рядом со школой и семьей, все возникающие на его пути проблемы разрешались при поддержке взрослого. Когда же ребенок попадает в новую среду и новый коллектив, ему приходится принимать решения самостоятельно, производить поиск решения проблем и различных сложившихся не должным образом ситуаций. В связи с этимстановится важным создание в лагере условий для творческого саморазвития детей при минимальном эмоционально-психологическом дискомфорте. Младший школьник на протяжении всей лагерной смены проживает в новом коллективе и, конечно же, ощущает на себе его влияние, так как действует согласно общепринятым законам и правилам, действующим в летнем лагере [6].

Развитию творческой активности будут способствовать практически все виды искусства, встречающиеся младшему школьнику в детском оздоровительно-образовательном лагере. Педагогам- воспитателям необходимо включать ребенка по возможности во все виды творческой деятельности, такие мероприятия какспортивные состязания, коллективно-творческие дела, конкурсы и сюжетно-ролевые игры. Так же в детском лагере обязательно должны быть кружки по интересам. Воспитатели и вожатые не должны склонять детей посещать танцы, вокал и другие дополнительные кружки, необходимо детям объяснить, что участвуя в работе секций, они могут проявить себя, показать свои умения и тем самым развить свои творческие способности. Перед началом творческого мероприятия вожатый интересуется о желании детей принять участие в нем, затем находит способы привлечь всех детей к подготовке и организации мероприятия. Так, например, «тихони», нежелающие участвовать ни в одном деле, могут отлично подойти на роль Мальвины, уравновешенной и тихой девочки, либо оказать помощь в создании декораций для проведения мероприятия. Взрослый не должен навязывать участие ребенка в том или ином мероприятии, но, выяснив причины нежелания показать свои способности, которые в основном заключаются в страхе выступать на сцене, он может предложить младшему школьнику станцевать массовый танец всем отрядом, либо исполнить песню в дуэте с другом.

Многие дети бояться выходить на публику и проявлять себя в многочисленной аудитории, поэтому можно предложить ребенку индивидуальные проявления его творческих способностей, например, изобразительное искусство, включающее в свои виды деятельности не только рисование, но и создание предметов народного промысла и декоративно-прикладного искусства. Чтобы завлечь ребенка в данный вид деятельности, можно предложить ему нестандартную технику «обратного рисования». Младшие школьники любят заниматься художественным творчеством, которое позволяет ребенку наиболее полно и расширенно раскрыть свою личность, проявить себя с творческой стороны. Художественная деятельность строится на активном воображении, а также творческом мышлении, которые обеспечивают ребенку необыкновенный взгляд на мир.

В своей деятельности воспитатели и вожатые должны использовать в большей степени игровые формы, ведь они являются важным средством в развитии и воспитании личности. Игровая деятельность – одна из самых эффективных видов деятельности в воспитательном процессе, предназначенная для освоения детьми навыков самопознания, отделения   себя от других членов общества. Особым способом организации жизнедеятельности детей и взрослых является такая форма игровой деятельности, как коллективное творческое дело.Оно предполагает общую деятельность взрослых и детей, в процессе которого у всех есть свои роли и обязанности, а также все имеют общую цель и стремятся в итоге к достижению определённого результата [5].

КТД – главный структурный компонент методики коллективно-творческого воспитания. Каждый участник коллективно-творческого дела находится в ситуации создания нового продукта, он сочиняет, фантазирует, придумывает. В процессе коллективно-творческого дела участниками приобретаются коммуникативные навыки, они узнают друг о друге много нового, учатся работать в команде, делить успех и неудачи с товарищами, быть ответственными за свои слова и поступки, а также нести ответственность за других. Во время подготовительного этапа коллективно- творческого дела, т.е. планирования и организации дети приобретают большой творческий опыт, каждый участник может подать идею и предложить способ ее реализации.

Творческое начало, как утверждают педагоги и психологи, обязательно есть в любом ребенке и раскрыть его не сложно.Перед детьми младшего школьного возрастараскрываютсяогромные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей детей – немаловажный и востребованный аспект в системе воспитания и обучения [3].

На базе детского оздоровительно-образовательного лагеря «Чайка», находящимся в курортном поселке Зеленый город Нижегородской области, для развития творческих способностей младших школьников используются такие формы работы, как игра, конкурсы, творческий труд, работа в творческих мастерских, индивидуальные занятия, художественно-эстетическая деятельность и творческие мероприятия. Такие мероприятия, как «Таланты лагеря», «Родительский день», «А, ну-ка девочки», «Конкурс визиток студий» и т.п. направлены на проявление фантазии, умение придумывать и реализовывать творческие номера, проявлять себя как индивидуально, так и массово. Например, конкурс рисунков на асфальтепомогает ребятам не только раскрыть свои художественные таланты, но и работать сообща, дополнять и поправлять друг друга. Творческие мастерские помогают детям раскрыть творческие умения, сделать что-то своими руками и в дальнейшем, возможно, отправить свою работу на выставку. Так же руководители кружков хореографии, вокала и театрального мастерства имеют возможность разглядеть в ребенке творческие способности и помочь их раскрыть, убеждая младшего школьника участвовать в различных мероприятиях и конкурсах, проводимых в лагере.

Таким образом, работа детского оздоровительно-образовательного лагеря является важным и незаменимым этапом развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Дети, отдыхающие в лагере, не только общаются со сверстниками, оздоровляются и учатся самостоятельности, но и проявляют свои творческие способности, которые заложены в каждом человеке. Работа в лагере должна быть построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог принять участие в том или ином виде деятельности и показать свои индивидуальные способности и навыки, а также умение работать и взаимодействовать с коллективом.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 28 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 12.11.2014).
  2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
  3. Беляева Л.A. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха // Доп. образование и воспитание. – 2007. – – № 4. – С. 12.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  5. Шереш Г.Л. Летний детский отдых. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.
  6. Дворникова И. Н., Комакова А. Д. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 83-85.


Все статьи автора «Сбитнева Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: