ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Филиппова Анастасия Эдуардовна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет, бакалавр
2Саратовский национальный исследовательский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии

Аннотация
В статье представлены материалы эмпирического изучения внутренней позиции школьника у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Анализируется сформированность внутренней позиции школьника, особенности Я-концепции и самоотношения. Исследуется рефлексивная самооценка учебной деятельности, а также степень выраженности учебно-познавательного интереса.

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, отношение к школе, подростки, самооценка учебной деятельности, умственная отсталость, учебно-познавательный интерес.


STUDYING OF AN INTERNAL POSITION OF THE SCHOOL STUDENT AT MENTALLY RETARDED TEENAGERS

Filippova Anastasia Eduardovna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Saratov State University, Bachelor
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special needs psychology

Abstract
Materials of empirical studying of an internal position of the school student at teenagers with easy degree of intellectual backwardness are presented in article. The formation of an internal position of the school student, feature of the Ya-concept and the self-relation is analyzed. The reflexive self-assessment of educational activity, and also degree of expressiveness of educational cognitive interest is investigated.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова А.Э., Шипова Л.В. Изучение внутренней позиции школьника у подростков с умственной отсталостью // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16132 (дата обращения: 21.02.2024).

В представленной работе изложены материалы эмпирического изучения внутренней позиции школьника (ВПШ) у подростков с легкой степенью умственной отсталости (УО).

Исследование ВПШ у подростков с легкой степенью УО имеет важное значение для развития их мотивации учения [1], для профилактики школьной дезадаптации [2], формирования эффективного взаимодействия в образовательном пространстве [3].

В исследовании приняли участие 50 подростков с легкой степенью УО, учащихся школ для обучающихся по адаптированным образовательным программам, из них 28 мальчиков и 22 девочки.

Для изучения ВПШ как психологического образования [4], характеризующего мотивацию учебной деятельности, эмоциональное отношение к школе, к учению, проявление образа ученика, был использован комплекс методик.

1.       Методика изучения сформированности ВПШ (модифицированная методика Т.А. Нежновой А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) [5], представляющая собой опросник, вопросы которого направлены на определение осознанности обучающимся цели и важности учения. Производится оценка универсальных учебных действий, направленных на отношение к школе и школьной действительности, а также действий, устанавливающих смысл учения.

2.       Методика «Кто Я?» (М. Кун, модификация методики Т.В.Румянцевой) [6]. Цель данной методики состоит в выявлении сформированности Я-концепции и самоотношения. В соответствии с методикой осуществляется оценка действий, направленных на определение собственной позиции по отношению к социальной роли ученика и школьной действительности, а также действий, устанавливающих смысл учения.

3.       Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик» (О.А. Карабанова) [7]. Целью данной методики является определение сформированности рефлексивности самооценки в учебной деятельности, самоопределения в отношении роли «хороший ученик».

4.       Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Ксензовой Г.Ю.) [8]. Цель методики состоит в определении уровня сформированности учебно-познавательного интереса. Методика представлены в виде шкалы с описанием поведенческих признаков, которые характеризуют отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкалу предъявляют  учителю для того, чтобы выделить индивидуальное своеобразие поведения ученика при решении задач.

Рассмотрим результаты исследования ВПШ у подростков с УО. В исследовании было установлено, что лишь у 16% испытуемых выявлена полностью сформированная ВПШ, что свидетельствует об осознании и понимании подростком цели и важности учения. У большинства подростков (52%) был установлен средний уровень сформированности ВПШ, при котором важность и цели учения недостаточно осознаны, хотя в целом подросток не выражает отрицательного отношения к школе и учебе. Несформированная ВПШ была выявлена у 32% испытуемых. Данная группа учащихся не осознают цели и важности учебы, учебная деятельность не является для них привлекательной. Таким образом, большинство подростков с УО характеризует положительное отношение к школе, но не выявляется ориентация на содержание учения.

Таблица 1 – Уровни сформированности ВПШ у подростков с легкой степенью УО

Уровни сформированности Показатели
Абс. %
Не сформирована 16 32
Средний уровень 26 52
Полностью сформирована 8 16

Анализ результатов по методике «Кто я?» показал, что высокий уровень дифференцированности, который предполагает выделение 6 и более определений, не был выявлен ни у одного подростка с УО. Средний уровень дифференцированности, когда подросток выделяет 2-3 свои социальные роли (ученик, человек), выявлен у 16 человек. У остальных 34 подростков выявлен низкий уровень определения собственной принадлежности к определенной социальной роли.

Высокий уровень обобщенности выявлен у четырех подростков, средний – у 30, для 16 подростков был характерен низкий уровень обобщенности, в соответствии выделяется лишь одно направление собственной деятельности или интересов.

Высокий уровень самоотношения, предполагающий преобладание положительных суждений о самом себе, выявлен у 24 подростков. У 20 подростков отмечен средний уровень самоотношения, а для 6 подростков характерными оказались  отрицательные суждения о себе.

Таким образом, у умственной отсталых подростков преобладает низкий уровень дифференцированности, средний уровень обобщенности и высокий уровень самоотношения.

По результатам методики «Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик» выявлено, что 28 подростков с легкой степенью УО (56%) основываются на выделении одной сферы школьной жизни для определения качеств хорошего ученика. 18 подростков (26%) называют две сферы, и только четверо (8%) назвали более двух сфер.

В виде отличий от «хорошего ученика» успеваемость назвали только 18 подростков с УО (36%), 22 подростка (44%) говорят об успеваемости и поведении, 10 участников исследования (20%) выделяют отличия по нескольким сферам.

Таблица 2 – Распределение подростков с УО по уровню адекватности выделения качеств

Уровень адекватности Показатели
Абс. %
1 28 56
2 18 26
3 4 8

Преобладающим в выделении качеств хорошего ученика является самый низкий, первый уровень, которому соответствует способность выделить только одну сферу  школьной жизни. Определяя отличия себя от хорошего ученика, большая часть респондентов (44%) называет успеваемость и поведение.

Таблица 3 – Распределение подростков с УО по уровню адекватности определения отличий

Уровень адекватности Показатели
Абс. %
1 18 36
2 22 44
3 10 20

Применение методики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Ксензовой Г.Ю.) позволило выявить, что у 28 подростков с УО (56%)  выявлено отсутствие интереса к учебе. Любопытство характерно для 6 подростков (12%), реакция на новизну – для 8 (16%), ситуативный учебный интерес свойственен 6 подросткам (12%), устойчивый учебно-познавательный интерес был установлен только у одного подростка.

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что преобладающим для подростков с УО является средний уровень сформированности ВПШ, при котором важность и цели учения недостаточно осознаны. Высокий уровень сформированности ВПШ, означающий, что подросток понимает цели и важность учебы, наличие познавательного интереса, выявлены у незначительного числа подростков. Треть подростков с УО не имеет сформированной ВПШ, они не понимают необходимости учения. Определяя собственную социальную позицию, подростки с УО в большинстве своем затрудняются выделить даже 2-3 свои социальные роли. Большинство подростков не могут назвать себя иначе, как «человек» или «ученик». Вместе с тем у половины подростков с УО выявлен высокий уровень самоотношения. В качестве основы для выделения качеств хорошего ученика более половины подростков с УО называют только одну школьную сферу. В качестве отличий себя от хорошего ученика большинство подростков с УО называют либо успеваемость, либо успеваемость и поведение. У большей части подростков с легкой степенью УО  выявлено отсутствие интереса к учебе.


Библиографический список
  1. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Проблема мотивации учения у умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 355-357.
  2. Шипова Л.В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. № 11. С. 288-292.
  3. Гринина Е.С. Профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков с интеллектуальным недоразвитием: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008.
  4. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии: теоретический аспект. Саратов, 2015.
  5. Шипова Л.В. Методы диагностики внутренней позиции школьника // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С. 82-86.
  6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре. СПб., 2006.
  7. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. … д-ра психол. наук. М., 2002.
  8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии : Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000.


Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: