ИНКВИЗИЦИЯ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Рожков Олег Сергеевич
МОУ ВО «Институт права и экономики» (г. Липецк)
студент 4 курса юридического факультета

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, имелся ли в истории российского государства институт, аналогичный инквизиции. Отмечается, что инквизиторские методы, в том числе, казни, если и не носили массовый характер, то имели место. Причем применялись они как против лиц, обвиняемых в волховании, колдовстве и ведовстве, так и против ересей, а также для насаждения православия среди коренных народов.

Ключевые слова: догма, ересь, еретик, инквизиция, казнь, колдовство, крещение, православие, старообрядцы, церковный раскол


THE INQUISITION IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN STATE

Rozhkov Oleg Sergeevich
Institute of Law and Economics (s. Lipetsk)
4th year student of the Faculty of Law

Abstract
The article deals with the question of whether there has been in the history of the Russian state institute similar to the Inquisition. It is noted that the inquisitorial methods, including execution, if not rampant, it took place. And they were used against the persons accused of volhovanii, sorcery and witchcraft, and against heresies as well as to impose orthodoxy among indigenous peoples.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков О.С. Инквизиция в истории российского государства // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16073 (дата обращения: 05.03.2024).

Вопрос о том, была ли в России инквизиция, является довольно спорным. Одни ученые утверждают, что в России была инквизиция схожая с западной [1; 2; 3]. Другие считают, что отечественной истории были только единичные случаи казни иноверцев [4; 5]. В тоже время следует признать, что в нашей стране, также как и в Европе, преследовали людей за ересь и колдовство, а преступления против веры считались одними из самых опасных [6]. Это во многом было связано с особой ролью православия для российского государства. Ведь принадлежность к православной церкви рассматривалась как достаточный признак русского подданства: быть православным и быть русским подданным означало одно и то же [7, с. 21-22]. Соответственно, отступление от догматов расценивалось как государственная измена.

Поскольку необразованные люди часто списывали все беды и болезни на проделки ведьм и иной сверхъестественной силы, то первые упоминания о существовании ведовских процессов на Руси содержит уже один из древнейших юридических памятников: «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных» согласно которому расследование дел о колдовстве вели церковные власти. В древнерусских летописях говорится о нескольких случаях сожжении людей обвиняемых в колдовстве. Один из них был в суздальской земле в 1024 г., где были сожжены «ведьмы» по обвинению в неурожае. В Новгороде в 1071 г. волхвов казнили за публичное порицание православной веры [2].

Помимо колдовства церковь преследовала людей за ересь. Ересь – это сознательное и преднамеренное уклонение от какого-нибудь догмата христианской веры. Так, примерно с XIV в. Новгороде и Пскове впервые появилось антифеодальное движение, получившее название «ересь стригольников». Стригольники отрицали некоторые догматы христианства, отвергали церковную иерархию, выступали против церковных поборов и отрицали необходимость исповеди. В этот исторический период борьба с ними велась слабо, поскольку русская православная церковь была занята более важным делом – помощью московским князьям в объединение земель вокруг Москвы. Однако с одобрения московского митрополита руководителей ереси утопили в реке Волхов, а их последователей преследовали и нередко казнили [2].

В конце XV в. прокатилась волна новгородско-московской ереси получившая название «ересь жидовствующих». Они выступали против почитания икон, ссылаясь на текст Библии «не сотвори себе кумира», выступали против того, что церковь имеет крупные земельные владения, так как это не соответствует христианскому принципу равенства, требовали отмены исповеди и отрицали догматы о троице. Чтобы не упал авторитет церкви новгородский архиепископ Геннадий начал борьбу с ересью. Он был в восторге от испанских инквизиторов и предлагал Ивану III по их примеру уничтожать всех врагов церкви. Против осужденных в ереси он применил типичную инквизиторскую казнь – осужденных сажали задом наперед на лошадей и надевали на них берестяные шлемы с надписью «се есть сатанино вьинство». Затем их с позором провозили по всему городу в наказание за гордыню, и одних из них казнили, других сослали в монастырь [2]. После него жидовствующих продолжил обличать настоятель волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Его можно считать идейным основоположником инквизиции в России. В своем произведении «Просветитель» он призывал о необходимости преследовать еретиков, не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить [8].

В XVI в. борьба с противниками церкви усилилась. Стоглавый Собор 1551 г. принял ряд постановлений с осуждением чародеев, которые, по их словам, «мир прельщают и от бога отлучают». Даже первых советников Ивана Грозного Сильвестра и Адашева обвиняли в ереси и будто они «извели» царицу Анастасию Романовну, из-за чего сослали их в монастырь. Также согласно постановлению Собора, запрещалось хранить у себя определенную литературу. Общение крестьян с ведьмами наказывалось десятирублевым штрафом [2]. Глава церкви мог приговаривать религиозных преступников и к сожжению. Об этом подтверждает английский купец Д. Бурхер из Литвы в своем письме. Перечень казнённых времён Ивана Грозного сохранился в его «Синодике», составленной по архивным делам [9].

Требования расправы над церковными противниками отразились и в главе первой Соборного уложения 1649 г. Критика церкви и ее догматов рассматривалась как богохульство и каралась сожжением на костре. Так же наказывались «без всякого милосердия» и другие выступления против религии и церкви – переход другую веру, святотатство и др. Официально инквизиция в русской православной церкви появилась в момент церковного раскола. Патриарх Никон объявил всех раскольников врагами государства и церкви. Наиболее активных представителей раскола подвергали пыткам, тюремному заключению и членовредительским наказаниям. В литературе раскольников говорится о страшных орудиях пыток – бичи, клещи, тряски, плахи, мечи, срубы, железные хомуты – типичные орудия инквизиции. Гонения на старообрядцев продолжились и после низложения Никона. Церковный собор в 1666 г. полностью оправдал его инквизиционные методы считая, что они должны сохранять «чистоту» православия и предали анафеме всех старообрядцев [2]. Из многих источников можно сделать вывод, что церковь действительно использовала инквизиционные методы борьбы с раскольниками. Об этом также говорится в книге Зеньковского С.А. «Русское старообрядчество», согласно которой со старообрядцами боролись исключительно насильственными методами. Инквизиторы морили голодом до смерти боярыню Морозову в земляной тюрьме с подругами-единоверцами. Были сожжены Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь 14 апреля 1682 года [10].

Причем преследованию подвергались не только подданные московского царя, но и иностранцы. Так, в 1689 году «иноземец» Квиринко Кульман был сожжен за то что «на Москве будучи, чинил много ереси», в том числе, хранил «многие еретические и богомерзкие и хульные книги и письма» [11, с. 109].

Другим направлением деятельности церковной инквизиции было насаждение православия среди нерусских народов, проживающих в России. Поскольку православие являлась государственной религией, запрещалось проповедовать иные религии под страхом смерти. После завоевания Казани во второй половине XVI в. было насильственное насаждение христианства среди проживающих в ней татар. Тех, кто противился крещению заключали в тюрьму, отбирали земли, выселяли из деревень, заставляли женится на русских женщинах. Тех, кто принимал православие, наоборот, поощряли различными льготами, такими как освобождение от налогов сроком до 3 лет [2; 8], одаривали «подарками» и предоставляли возможность повысить свой социальный статус [12, с. 51-52].

Церковь вела инквизиционную деятельность и Российской империи XVII в. Обычно она осуществляла преимущественно через светские судебные органы. Сам Петр I полностью одобрял борьбу с инакомыслием и считал врагов церкви государственными преступниками. Об этом свидетельствует и его приказ 1718 г. в котором говорится о строгом преследовании раскольников. Для рассмотрения дел против церкви были созданы специальные органы: Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и другие. В духовном Приказе рассматривались дела о богохульстве, ереси, волшебстве, святотатстве. Приказ духовных дел наблюдал за «чистотой» православия, расправлялся с раскольниками и еретиками. Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам «интересным» и не допускающих разглашения. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Также по настоянию церкви расследованием церковных преступлений занимались Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и другие органы [2].

Подводя итоги можно сказать, что многие факты говорят о наличии инквизиции в России. В этом призналась современная Русская Православная Церковь Заграницей, и в 2000 году на Архиерейском соборе официально принесла извинения старообрядцам [13]. Из этих сведений можно сделать вывод, что в русском государстве инквизиторские казни, если и не носили массовый характер, то явно имели место.


Библиографический список
  1. Горчаков М.И. Инквизиция в восточной церкви // Юридическая летопись. 1891. № 12. С. 491-504.
  2. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. – М.: Наука, 1964. – 168 с. URL: http://opium.at.ua/Literatura/Grekulov_E_F_Pravoslavnaja_inkvizicija_v_Rossii.pdf (дата обращения 09.08.2016).
  3. Смирнов А. М. Инквизиция (самосуд) русской православной церкви // Пролог: журнал о праве. 2014. Т. 2. № 4. С. 25–31.
  4. Барсов Н. И. Существовала ли в России инквизиция? // Исторический вестник. 1892. Т. 47. № 1. С. 481–498.
  5. Христофорова О. Молот ведьм // Вокруг света. 2004. №10. С. 106–118.
  6. Кокорев В.Г. Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий по дореволюционному законодательству России // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 8. С. 178-191.
  7. Шауро И.Г. Возникновение и развитие института подданства в России в XVI – начале XX вв. : автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2013. 27 с.
  8. Энциклопедия Научной Хронологии. URL: http://chronology.org.ru/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 09.08.2016).
  9. Шацкий Е. О. Русская православная церковь и сожжения. URL: http://razumru.ru/atheism/society/shatsky02.htm (дата обращения 09.08.2016).
  10. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/zenkovskij/ (дата обращения 09.08.2016).
  11. Шауро И.Г. Возникновение и развитие института подданства в России в XVI – начале XX вв. : дисс. … канд. юрид. наук. М., 2013. 244 с.
  12. Шауро И.Г. К вопросу о крещении в православие как способе принятия русского подданства в московском государстве XVI-XVII веков // Мир юридической науки. 2011. №2. С. 49-54.
  13. Обращение к старообрядцам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (11/24 октября 2000 г., г.Нью-Йорк). URL: http://www.oldrpc.ru/old-believe/doc/index.php?ELEMENT_ID=902 (дата обращения 09.08.2016).


Все статьи автора «Рожков Олег Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: