ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ, СТРАТЕГИИ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА

Балыхина Татьяна Михайловна1, Куриленко Виктория Борисовна2, Нетёсина Марина Сергеевна3, Новикова Анна Константиновна4
1Российский университет дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор, декан ФПКП РКИ РУДНФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва
2Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва
3Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языковой коммуникации ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва
4Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка №3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва

Аннотация
Статья посвящена вопросам методологии и методики нового научного направления – исследовательской лингводидактики – в контексте социального заказа государства и общества. Анализируется соотнесённость исследовательской лингводидактики с креативным образованием. Определяется связь нового научного направления с соположенными дисциплинами. Выделены инновационные научные подходы, актуальные для разработки стратегий, приёмов, средств исследовательской лингводидактики.

Ключевые слова: инновации в обучении русскому языку, исследовательская лингводидактика, креативность, критическое мышление, поисковый подход, способы умственных действий


RESEARCH LINGUODIDACTICS OF THE RUSSIAN LANGUAGE: APPROACHES AND METHODS, STRATEGIES, TECHNIQUES AND TOOLS

Balykhina Tatyana Mikhaylovna1, Kurilenko Viktoriya Borisovna2, Netesina Marina Sergeevna3, Novikova Anna Konstantinovna4
1Peoples' Friendship University of Russia, professor, the dean of Faculty of re-training of Russian language teachers
2Peoples' Friendship University of Russia, Associate Professor, Head of the Medical Faculty of the Russian Language
3Moscow State University of Medicine and Dentistry after A.I. Evdokimov, Associate Professor at the Chair of language communication
4Peoples' Friendship University of Russia, assistant professor of Russian language №3 faculty of Russian language and general educational disciplines

Abstract
The article is devoted to methodology and methods of a new scientific direction – research linguodidactics – in the context of the social order of state and society. The relationship between research linguodidactics and creative education is examined. The relationship of a new scientific field with bordering disciplines is defined. Innovative scientific approaches that are relevant for developing strategies, techniques, tools of research linguodidactics are selected.

Keywords: creativity, critical thinking, innovations in teaching the Russian language, research linguodidactics, search approach, ways of mental actions


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Балыхина Т.М., Куриленко В.Б., Нетёсина М.С., Новикова А.К. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: подходы и методы, стратегии, приёмы и средства // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/16071 (дата обращения: 25.02.2024).

В Российской Федерации, в русле мировых ключевых трендов [1] (доступность образования, «война за таланты», цифровая революция), происходит инновация системы образования и её компонентов. При этом используются разнообразные методы полу­чения знаний, различающиеся  подходами к  творческим спо­собностям человека. Одни методы предполагают механичес­кое и количественное накопление знаний, другие  –  творческое опериро­вание знаниями при решении практических задач,  развитие самостоятельного мышления.

Этим критериям отвечает креативное образование. В нём объединены положительные характеристики большинства других видов образования  (креативность определяют как систему общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности, способствующих нестандартному решению проблем  [2, с. 73]).

Креа­тивное образование, креативная деятельность (информация и знания становятся предметами и средствами труда для креативного мышления [3, с.3]), креативное общество (шестой, заключительный этап в экономике стран, когда главную роль играют новые идеи и инновации [3, с.3])  в настоящее время являются актуальными, их содержание понятно зарубежным и российским специалистам. В этом перечне находится и понятие креа­тивного тестирования [4]. При этом в развитии методов  формирования креативности в обучении и тестировании должна лежать    диагностика  динамики перехода заданий по различным уровням развития и каждой компетенции, снимающая проблему соотношения диагноза и прогноза [5, с. 57].

Такой подход основан на концепции Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития внутренних сил ребенка (использовалось понятие «одарённость»).

В современный период предусматривается обучать не только знаниям, но и способам умственных действий; не только развивать умения и навыки, но закреплять и превращать их в компетенции (1996 год, «Европейский проект образования» [6, с. 21]). Современные технологии обучения включают проверку компетенций (актуальны компетенции: изучать, думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться [6, с. 22]).

С названными инновационными тенденциями в образовании тесно связано понятие критического  мышления. Ряд авторов отождествляет критическое мышление с неформальной логикой (Л. Миллер, М. Конелли), некоторые – с творческим мышлением, отделяя, однако, характерные особенности одного от особенностей другого (С. Кленц, М.А. Боден и др.). Б. Мур и Р. Паркер под критическим мышлением понимают «тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения, должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его и степень уверенности, с которой мы это делаем» [7, с. 47].  По Д. Халперну, критическое мышление:

  • оперирует когнитивными навыками и стратегиями, увеличивающими возможность достижения планируемого результата;
  • взвешенно, логично, целенаправленно;
  • является, по сути, направленным мышлением [8, с.22].

По четвёртому пункту критическое мышление противопоставляется не направленному на достижение определённой цели.

Согласно Е.С. Полат, корни критического мышления уходят в теорию Д. Дьюи о рефлекторном мышлении («ограниченный, закрытый» или «открытый, гибкий» ум; самокоррекция, метапознание), Б Блума  об интеллектуальном развитии личности (области применения критического мышления: овладение знаниями, осмысление, применение, анализ, обобщение, оценка), Д. Брунера  о конструктивизме в образовании, Л.С. Выготского (разработал принципы познавательной активности ребёнка на разных этапах его развития), А.Н. Леонтьева (разработал операционный механизм познавательной деятельности), С.Л. Рубинштейна о приоритете мышления в обучении, теорию деятельности [9, с. 49].

Рассматривались интеллектуальные умения, необходимые для формирования критического мышления (Б. Блум, Д. Халперн, П. Бонни, Д. Дьюи, Е.С. Полат и др.).

Современный рынок труда требует рассматривать цель обучения языку в контексте социального заказа государства и общества.

Итак, востребована личность, обладающая исследовательской компетенцией, креативными способностями, способностями к критическому оцениванию и принятию самостоятельных решений.

Таким образом, в связи с современными требованиями к уровню образования, развития и воспитания чрезвычайно важной становится исследовательская направленность.

Наблюдается противоречие между необходимостью инноваций в обучении русскому языку (креативистика [10; 4], эвристика [11; 9; 7], дискуссионная методика [7; 12; 13], антропоцентризм [14: 16], мобильная лингводидактика [15; 13], мигрантская методика [16; 13] и др.) и недостаточной разработанностью теории и методологии исследовательской лингводидактики, сопряжённой с названными понятиями

В то же время разработка новых стратегий и технологий обучения позволяет говорить о новом научном направлении – исследовательской лингводидактике по русскому языку, способной решить вышеназванные проблемы.

Новое научное направление требует разработки: а) методологического базиса, включающего инновационные научные подходы и методы; б) методических систем, новых стратегий, приемов обучения русскому языку, соответствующих современным образовательным и социальным запросам; в) инновационных средств обучения, включающих мультимедийный (электронный) формат.

Достижение цели обеспечивают следующие задачи, решаемые с опорой на инновационные подходы – креативный (способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной и речевой деятельности учащихся, влияет на положительное эмоциональное состояние учебного коллектива и развивает инициативу и самостоятельность), эвристический (поиск принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях),  проектный (планирование и выполнение постепенно усложняющихся практических решений), поисковый (поиск новых прикладных, практических сведений и нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров), сценарный (обучение реальным речевым ситуациям, вариантам речевого поведения с возможностью освоения нескольких способов решения однотипных задач) и др.:

  • исследование существующих и разработку инновационных научных подходов;
  • разработку инновационных стратегий, тактик и приёмов обучения: Ассоциативный ряд как новаторский прием в обучении (по Л.С. Выготскому, ассоциации – этап развития мышления, предшествующий становлению научных понятий), ИНСЕРТ (способствует развитию аналитическому мышления, соответствует стадиям вызова, осмысления, рефлексии), Мозговая атака как новаторский прием в обучении (учащиеся вносят свой вклад в разработку идеи, расширяют, активизируют общее информационное поле) и др.; инновационных форм занятий: симпозиум (разновидность дискуссии), бизнес-класс (интеллектуальное интерактивное пространство развития будущих специалистов), виртуальная экскурсия (актуален поисковый метод) и т.д.
  • создание таких инновационных средств обучения, как: электронное издание учебного назначения, электронные дидактические демонстрационные материалы;
  • разработку электронной исследовательской лингводидактической среды (веб-занятия, видеоконференция, виртуальная школа, интернет-курсы и др.).

Исследовательская методика как инновационный метод получения знаний способствует стимулированию исследовательского характера познания.

Исследование связано с прогнозированием и может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности учащегося.

Приведём пример  связи исследовательской лингводидактики с одной из соположенных наук – мигрантской методикой. Мигранты из стран СНГ являются особым типом учащихся с точки зрения лингводидактики. Характеристики, включаемые в социолингвистический портрет (социокультурная, социо- и психолингвистическая, также языковая компетенция)  мигранта в большой степени зависят от выделяемых нами (вслед за В.А. Ионцевым, В.И. Мукомелеми др.) параметров миграции: наличия и уровня образования, профессии, цели приезда, срока пребывания в России, опыта  обучения и пр.

Именно поэтому при обучении мигрантов целесообразно использовать методы, развивающие аналитическое, критическое и эвристическое мышление.

Так, задачи, реализуемые с помощью исследовательских методов обучения, включают[i]: подготовку к творческому труду; формирование и развитие способности быстрой адаптации; приложения приобретённых умений и знаний в условиях изменяющихся требований к профессиональной деятельности

Перспективными направлениями дальнейшего исследования являются: рассмотреть существующие исследовательские методы обучения применительно к различным дисциплинам; разработать классификацию исследовательских методов применительно к обучению РКИ/РКН; проанализировать учебно-исследовательскую работу иностранных студентов при подготовке к ТРКИ-1; определить особенности учебно-исследовательской работы при изучении языка специальности (ТРКИ-2 профильный); разработать содержание курса повышения квалификации для иностранных учителей-русистов по теме «Исследование русской национальной языковой картины мира».

При этом мы исходим из следующих положений:

1) современный учебный процесс требует использования активных методов обучения, способствующих повышению познавательного интереса обучаемых;

2) исследовательские методы могут служить основой создания эффективной лингводидактической системы РКИ/РКН;

3) различные исследовательские методы адекватны различным  целям, уровням, направлениям и аспектам обучения РКИ/РКН, на основании чего могут быть классифицированы;

4) разработанная классификация дает возможность описать  как общие принципы обучения РКИ/РКН на базе исследовательской методики.

Научно-исследовательский проект «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» имеет теоретическую, практическую и инновационную направленность. Результаты научных исследований в рамках проекта призваны обеспечить современный высокий уровень обучения русскому языку инновационной методологией исследовательской лингводидактики, методическим аппаратом, инновационными средствами обучения, включая мультимедийный (электронный) формат. Созданные в рамках работ по проекту специализированные сайты призваны внести весомый вклад в развитие, оптимизацию виртуальной образовательной среды в России и в мире.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за №15-04-000567а


[i]Халатян С.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности. Дис. … канд. пед. наук. Владикавказ. 2011. С. 183. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskikh-umenii-starsheklassnikov-v-uchebno-issledovatelskoi-deyatelnosti


Библиографический список
  1. http://www.rg.ru/2013/10/09/obuchenie-site-anons.html (дата обращения 15.07.2014г.)
  2. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Изд–во ВВМ, 2014. 380 с.
  3. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества //  Креативная экономика. 2008. c. 3-8. https://creativeconomy.ru/articles/3019 (дата обращения 22.07.2016г.)
  4. Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Инновационные тенденции в образовании: креативное тестирование // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сборник статей: в 2 т. Т.1. М. 2014. с. 362-365.
  5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценивание креативности мышления в контексте компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования // Креативная экономика. 2009, № 2 (26). с. 51-57. http://www.creativeconomy.ru/articles/2186 (дата обращения 10.08.2014г.)
  6. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. Пособие. М.: Логос. 2003. 176 с.
  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  8. Халперн Д. Психология критического мышления. 2-е междунар. изд. М.; С-Пб., 2000. 512 с.
  9. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
  10. http://www.rusnauka.com/29_DWS_2011/Economics/6_93801.doc.htm (дата обращения 19.07.2016г.)
  11. Пойа Д.Н. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. 206 с
  12. Abbasova A.A., Tskoliya C.R. Discussion methods: modification and transformation  // Russian linguistic Bulletin. 2016. № 1 (5). c. 38-39.
  13. http://www.langrus.ru/index.php/pkvalifikacii/o-zkpkv (дата обращения 22.07.2016г.)
  14. Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Наука – образование – инновации: Словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. Выпуск первый. М.: РУДН – МГУДТ, 2014. 622 с.
  15. Балыхина Т.М., Федоренков А.Д. Мобильное обучение как условие и механизм непрерывного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. с. 247-253.
  16. Балыхина Т.М., Черникова Т.В., Нетёсина М.С. Научные подходы к обучению мигрантов в курсе «Музыкальной фонетики» // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. с. 241-246.


Все статьи автора «Нетёсина Марина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: