ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В НОВОМ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

Медведева Галина Павловна
Российский государственный социальный университет
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методологии социальной работы

Аннотация
В статье обсуждаются основные проблемы, рассмотренные в учебнике Г.Н. Кузьменко и Г.П. Отюцкого «Философия и методология науки». В этой работе проблемы философии и методологии науки анализируются с точки зрения теории и практики социальной работы. Отдельная глава посвящена актуальным аспектам философии социальной работы.

Ключевые слова: методология науки, методы научного исследования, философия науки, философия социальной работы


PROBLEMS OF PHILOSOPHY OF SOCIAL WORK IN THE NEW MANUAL FOR UNDERGRADUATES

Medvedevа Galina Pavlovna
Russian state social university
doctor of philosophy, professor of chair of the theory and methodology of social work

Abstract
In article the main problems considered in G.N. Kuzmenko and G.P. Otyutsky's textbook "Philosophy and methodology of science" are discussed. In this work of a problem of philosophy and methodology of science are analyzed from the point of view of the theory and practice of social work. The certain head is devoted to actual aspects of philosophy of social work.

Keywords: methods of scientific research, philosophy of social work, science methodology, science philosophy


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Медведева Г.П. Проблемы философии социальной работы в новом учебном пособии для магистрантов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15666 (дата обращения: 24.02.2024).

Круг работ, посвященных методологическим проблемам социальной работы, обогатился учебником Г.Н. Кузьменко и Г.П. Отюцкого «Философия и методология науки» [1]. Рецензируемый учебник – одна из немногих работ, в которых актуальные проблемы  философии и методологии науки излагаются в соответствии с требованиями подготовки магистров по специальности «Социальная работа». Он может с успехом использоваться и для подготовки аспирантов по этой специальности. Учебник посвящен светлой памяти известного российского философа Г.И. Рузавина, многие годы преподававшего на кафедре философии РГСУ.

«Теория социальной работы,  – подчеркивают авторы, – молодая наука, находящаяся в процессе становления и развития, поэтому магистранту для овладения ею и понимания ее сегодняшних возможностей и будущих перспектив необходимо усвоить общие закономерности функционирования и развития научного знания вообще и социально-гуманитарных наук, в частности» [1, c. 11].  Такие закономерности в учебнике рассматриваются достаточно обстоятельно.

Первые восемь глав учебника посвящены рассмотрению проблем философии науки. Охарактеризованы объект, предмет и ведущие парадигмы философии науки; наука анализируется как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Обстоятельно рассмотрена динамика науки, дан сравнительный анализ концепций Т. Куна, И. Лакатоша, К. Поппера. В качестве важнейшего результата научных революций представлены научные картины мира.

Подробно анализируется структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни, а также основания науки. Применительно к потребностям социальной работы  рассмотрены проблемы истинности и рациональности в научном познании. Дан сравнительный анализ наук о природе и наук о культуре; на этом основании показывается место теории социальной работы в общей системе научного знания. Специальные главы учебника посвящены рассмотрению роли ценностей в социально-гуманитарном познании, а также сравнительному анализу исследовательских программ социально-гуманитарных наук.

В последующих девяти главах учебника проанализированы  важнейшие проблемы современной методологии науки. Подробно характеризуются основные научные методы, демонстрируется их роль в теории социальной работы. Авторы рассматривают основные этапы развития идей о научных методах в европейском философском знании. Дан сравнительный анализ  взглядов Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Галилея, И. Ньютона и др. на роль и место метода в развитии научного знания. Рассмотрены школы и направления философии и методологии науки ХХ в.: неопозитивизм, критический рационализм, методологический анархизм и др.

Завершающая глава учебника посвящена философии социальной работы [2]. На основе обобщения источников по методологическим и мировоззренческим аспектам теории социальной работы [3-11 и др.] дано убедительное обоснование авторской концепции философии социальной работы. Эта концепция развивает идеи В. А. Никитина, исследующего социальную работу не просто как профессию, а как широкое социальное явление [12; 13 и др.]. На основе сравнения методологической роли понятий «философия социальной работы» и «философские основания социальной работы» Г.П. Отюцкий характеризует философию социальной работы «как такое направление исследований, в котором весь методологический аппарат философского знания направляется на постижение специфического социетального феномена – социальной работы» [2, c. 420].

Структура философии социальной работы выявляется на основе относительного ее соответствия общей  структуре философского знания. На этом основании  выделяется: онтология социальной работы, эпистемология, антропология  и аксиология социальной работы. В качестве специальных разделов предложено выделять диалектику социальной работы, а также раздел, для которого предлагается рабочее название «социальная работа через призму социальной философии»  [2, c. 421-422].

Такой подход автора, обоснованный в предыдущих работах [13-15 и др.], находит поддержку у ряда исследователей [см., напр.: 4].

Г.П. Отюцкий связывает конкретный тип понимания объекта социальной работы со спецификой ее субъекта. Так, для практика социальной работы вполне адекватным является ее толкование в узком («профессиональном») смысле, как ресоциализации человека, оказания «помощи и создание условий людям с ограниченными возможностями из-за их физического, психического, умственного состояния в приобретении или восстановлении социального функционирования» [2, c. 424]. На таком понимании может базироваться культура профессии социального работника.

Однако при прогнозировании и реализации социальной политики необходима трактовка социальной работы в ее широком смысле, как активного взаимодействия личности и общества, направленного «на содействие социализации человека вообще; в этом случае объектом социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей» [2, c. 424].

По мнению Г.П. Отюцкого, именно широкий смысл понимания социальной работы составляет содержание философии социальной работы.

Стремление  выделить «ключевое» понятие социальной работы в учебнике характеризуется как малоплодотворное. В связи с этим заслуживает внимания выделение трех онтологических категориальных рядов, связанных с используемыми философско-методологическими подходами к исследованию социальной работы как социетального феномена:

  • социально-деятельностным, в рамках которого «социальная работа рассматривается как специфический вид деятельности общества и человека»,
  • культуро-цивилизационным, «при котором социальная работа исследуется в качестве социетального феномена, принадлежащего конкретным типам культуры и цивилизации, конкретным типам социальности»,
  • индивидуально-личностным, «при  котором социальная работа анализируется как важнейший фактор социализации личности» [2, c. 433].

В каждом из этих подходов сформировался свой понятийно-категориальный аппарат, который также может плодотворно использоваться для философского исследования социальной работы. В завершение учебника приведен список новой литературы по философии и методологии науки, включая источники, специально посвященные философии и методологии социальной работы.

При рассмотрении аксиологии социальной работы заслуживают внимания выделенные в работе три аспекта социальной работы.

Первый из них касается «исследования процесса развития тех ценностей, становление которых в конечном итоге вызвало формирование и развитие самой социальной работы как специфического вида человеческой деятельности» [2, c. 434]. Это аспект в работе обозначен как «ценности для социальной работы».

Второй аспект определяется выявлением места социальной работы в системе социетальных ценностей. Такое ме6сто «определяется как степенью развития и спецификой самой социальной работы, так и особенностями того типа общества, культурным феноменом которого является данная система социальной работы» [2, c. 434]. Он получил обозначение «социальная работа как ценность».

Третий аспект связан с исследованием «системы социальных ценностей внутри социальной работы, рассматриваемой как специфический вид профессиональной деятельности» [2, c. 434]. По мнению Г.П. Отюцкого, именно этот – третий – аспект аксиологии социальной работы разрабатывается ныне наиболее активно. Он обозначен в учебнике как «ценности в социальной работе».

В учебнике обстоятельно анализируются также онтологические и эпистемологические проблемы философии социальной работы.

Вывод. Таким образом, учебник может сыграть  важную роль в процессе формировании философской и методологической культуры теоретиков и практиков социальной работы. Он может эффективно использоваться также при обучении магистрантов и аспирантов других социально-гуманитарных специальностей.


Библиографический список
  1. Кузьменко, Г.Н., Отюцкий, Г.П. Философия и методология науки; Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2014.
  2. Отюцкий Г.П. Философия социальной работы // Кузьменко, Г.Н., Отюцкий, Г.П. Философия и методология науки; Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2014. С. 413-446.
  3. Гуслякова, Л.Г. Основы виталистской теории социальной работы: учеб. пособие. М.: РУСАКИ, 2010.
  4. Лыгина, М.А. Философские основания теории социальной работы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
  5. Медведева, Г.П. Этические основы социальной работы. М.: Юрайт, 2014.
  6. Медведева, Г.П. Социальная работа как вид деятельности: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2011.
  7. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.
  8. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы: учеб. пособие.  2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012.
  9. Студенова, Е. Г. Философия социальной работы / Е. Г. Студенова, М. В. Фирсов, И. В. Наместникова. М.: КноРус, 2012.
  10. Топчий, Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2011.
  11. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К°, 2013.
  12. Никитин, В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. М.: АНО «СПО «СОТИС», 2008.
  13. Никитин, В.А., Отюцкий Г.П. Теоретико-методологические вопросы социальной работы. М.: Изд-во Моск. гуманит. университета, 2006.
  14. Отюцкий Г. П. Онтологические проблемы философии социальной работы // Система ценностей современного общества. 2009. №5-1. С. 7 – 11.
  15. Отюцкий, Г.П. Философия социальной работы // СОТИС: Социальные технологии, исследования. 2007. № 2. С. 6-20; №3. С. 6-14.


Все статьи автора «Медведева Галина Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: