Влияние образовательного процесса на готовность к любым видам деятельности проявляется довольно неоднозначно и многогранно. Образование (если его рассматривать в качестве социокультурного института, уходящего своими корнями вглубь веков истории человечества, а также отличающегося своей устойчивостью и консервативностью), сегодня (а тем более, завтра) обязано приобретать, как никогда ранее, нацеленность на развитие («образовывание») человека, что соответствует современным реалиям. Если рассматривать образование с других позиций – в качестве фактора становления и развития человека как личности – акцентирует свое внимание непосредственно на человеке в образовательном процессе, на возможностях и условиях образования, органично включённого в жизнедеятельность индивида, в процессы его социализации (инкультурации) [1, с.12].
В высших учебных заведениях нашей страны работает большое количество преподавателей, стремящихся добиться повышения эффективности своей деятельности и работы системы образования в целом. Ведь Российская Федерация – участник Болонского процесса, поэтому необходимо добиваться интегрированности отечественной системы высшего образования в мировую образовательную систему, чтобы повлиять на ситуацию на рынке труда качественной подготовкой молодых специалистов – выпускников технических специальностей [2].
Крайне необходимо, чтобы молодой специалист сумел в различных образовательных ситуациях достичь поставленных целей, благодаря применению методик решения профессиональных задач различной направленности. Особенно важно определить критерии и параметры профессиональных характеристик и свойств человека как личности для того чтобы оценить качество подготовки специалиста в условиях конкуренции образовательных учреждений.
Доктор педагогических наук Ю.Н. Дрешер отмечает: «…специалист должен обладать системой знаний и умений, соответствующей квалификационной характеристике и квалификационным требованиям, которые используются при решении задач профессиональной
деятельности…» [3].
В образовательном процессе Учебных военных центров, созданных при ведущих образовательных учреждениях нашей страны (далее УВЦ) при изучении военного, общественно-исторического опыта происходит непрерывный процесс формирования у обучающихся специфических воинских способностей и психических функций, жизненно важных для успешного выполнения служебных обязанностей, как в мирное, так и в военное время [4].
Специфика и основная сложность достижения педагогических целей по развитию готовности студентов к военно-профессиональной деятельности состоит в том, что она формируется и проявляется только в деятельности обучающихся, которую необходимо планировать, конструировать и организовывать, обеспечивать высокую мотивацию [3].
При проведении групповых и практических занятий со студентами УВЦ (впрочем, аналогичная ситуация наблюдается и у курсантов военных вузов) одной из воспитательных целей мы ставим формировать инициативу, самостоятельность, творчество и другие качества, необходимые в профессиональной деятельности. Это позволяет нам развивать гражданско-патриотические качества студентов, которые своими конкретными делами подтверждают свою любовь, верность и преданность Отечеству, содействуют его развитию и процветанию, проявляют готовность к его защите в мирное и военное время [5, 6].
Крайне важно оценивать психологическую готовность будущего военнослужащего. Недаром, при отборе кандидатов для военной службы по контракту, профессионально-психологический отбор наравне с военно-врачебной комиссией является обязательным и необходимым условием. Для того чтобы студент учебного военного центра был морально (психологически) готов к военно-профессиональной деятельности, на этапе обучения необходима выработка уверенности в себе, своих одногруппниках (однокурсниках), в изучаемой военной технике и оружии. Для этого необходимо комплексное развитие различных факторов: не только освоение учебных дисциплин, но и умение общаться в коллективе. Поэтому, нет ничего более важного для формирования военно-профессиональной готовности, чем честная и добросовестная учеба, дружеские отношения с товарищами, позитивный настрой на изучение специфики такой важной и нужной профессии как офицер Российской Армии. Признаками этой готовности будут считаться: твердая уверенность в знаниях, смелое принятие решений, безошибочное выполнение приказов и распоряжений, хорошее моральное и физиологическое состояние студентов УВЦ (в скором будущем, офицеров) [7].
Готовность к любому виду деятельности – это субъективное отношение личности к деятельности, внутренне подкрепленная значимыми нравственными мотивами. Считается, что готовность – это один из этапов личностного саморазвития, главной задачей которого будет формирование профессиональных планов и намерений, основанных на самосознании с целью реализации субъекта трудовой деятельности как личности.
В свою очередь, готовность к военно-профессиональной деятельности определяется требованиями государства и является целью образовательного процесса в условиях учебного военного центра и имеет следующую структуру:
- мотивационная готовность;
- профессиональная пригодность;
- профессиональная подготовленность.
Сама же военно-профессиональная деятельность характеризуется профессиограммой, которая представляет собой всестороннее описание по определенной схеме различных объективных характеристик деятельности и её требований к индивидуальным способностям человека.
Библиографический список
- Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 272 с.
- Скоблева Э.И., Шарипова А.З. Модели и механизмы выбора оптимальной стратегии реформ в системе высшего образования России // Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии, 2015. – № 4. – С. 45-64.
- Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста // Образовательные технологии, 2014. – № 2. – С. 80-91.
- Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700
- Федюк Р.С., Евдокимова Ю.Г., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические аспекты изучения военной топографии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14674
- Томилина С.Н., Манецкая С.В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. - № 107. – С. 219-230.
- Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Исследование психологических аспектов достижения военно-профессиональной готовности студентами военных специальностей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14894