ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич1, Евдокимова Юлия Геннадьевна1
1Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация
Данная статья посвящена методам организации образовательного процесса в учебных военных центрах, способствующим формированию готовности студентов к военно-профессиональной деятельности. Проведенное исследование доказывает, что формирование профессиональных планов и намерений, основано на самосознании с целью реализации субъекта трудовой деятельности как личности.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, готовность, образование, студент, университет, учебный военный центр.


THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL PROCESS ON FORMATION OF READINESS FOR MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich1, Yevdokimova Yulia Gennadievna1
1Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract
This article focuses on methods of organization of educational process in military educational centers, contributing to the formation of readiness of students to military-professional activity. This study demonstrates that the formation of professional plans and intentions, based on the consciousness with the purpose of realization of the subject of labor activity as individuals.

Keywords: education, military training center, military-professional, readiness, university


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Евдокимова Ю.Г. Влияние образовательного процесса на формирование готовности к военно-профессиональной деятельности у студентов технических вузов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15524 (дата обращения: 27.02.2024).

Влияние образовательного процесса на готовность к любым видам деятельности проявляется довольно неоднозначно и многогранно. Образование (если его рассматривать в качестве социокультурного института, уходящего своими корнями вглубь веков истории человечества, а также отличающегося своей устойчивостью и консервативностью), сегодня  (а тем более, завтра) обязано приобретать, как никогда ранее, нацеленность на развитие («образовывание») человека, что соответствует современным реалиям. Если рассматривать образование с других позиций – в качестве фактора становления и развития человека как личности – акцентирует свое внимание непосредственно на человеке в образовательном процессе, на возможностях и условиях образования, органично включённого в жизнедеятельность индивида, в процессы его социализации (инкультурации) [1, с.12].

В высших учебных заведениях нашей страны работает большое количество преподавателей, стремящихся добиться повышения эффективности своей деятельности и работы системы образования в целом. Ведь Российская Федерация – участник Болонского процесса, поэтому необходимо добиваться интегрированности отечественной системы высшего образования в мировую образовательную систему, чтобы повлиять на ситуацию на рынке труда качественной подготовкой молодых специалистов – выпускников технических специальностей [2].

Крайне необходимо, чтобы молодой специалист сумел в различных образовательных ситуациях достичь поставленных целей, благодаря применению методик решения профессиональных задач различной направленности. Особенно важно определить критерии и параметры профессиональных характеристик и свойств человека как личности для того чтобы оценить качество подготовки специалиста в условиях конкуренции образовательных учреждений.

Доктор педагогических наук Ю.Н. Дрешер отмечает: «…специалист должен обладать системой знаний и умений, соответствующей квалификационной характеристике и квалификационным требованиям, которые используются при решении задач профессиональной
деятельности…» [3].

В образовательном процессе Учебных военных центров, созданных при ведущих образовательных учреждениях нашей страны (далее УВЦ) при изучении военного, общественно-исторического опыта происходит непрерывный процесс формирования у обучающихся специфических воинских способностей и психических функций, жизненно важных для успешного выполнения служебных обязанностей, как в мирное, так и в военное время [4].

Специфика и основная сложность достижения педагогических целей по развитию готовности студентов к военно-профессиональной деятельности состоит в том, что она формируется и проявляется только в деятельности обучающихся, которую необходимо планировать, конструировать и организовывать, обеспечивать высокую мотивацию [3].

При проведении групповых и практических занятий со студентами УВЦ (впрочем, аналогичная ситуация наблюдается и у курсантов военных вузов) одной из воспитательных целей мы ставим формировать инициативу, самостоятельность, творчество и другие качества, необходимые в профессиональной деятельности. Это позволяет нам развивать гражданско-патриотические качества студентов, которые своими конкретными делами  подтверждают свою любовь, верность и преданность Отечеству, содействуют его развитию и процветанию, проявляют готовность к его защите в мирное и военное время [5, 6].

Крайне важно оценивать психологическую готовность будущего военнослужащего. Недаром, при отборе кандидатов для военной службы по контракту, профессионально-психологический отбор наравне с военно-врачебной комиссией является обязательным и необходимым условием. Для того чтобы студент учебного военного центра был морально (психологически) готов к военно-профессиональной деятельности, на этапе обучения необходима выработка уверенности в себе, своих одногруппниках (однокурсниках), в изучаемой военной технике и оружии. Для этого необходимо комплексное развитие различных факторов: не только освоение учебных дисциплин, но и умение общаться в коллективе. Поэтому, нет ничего более важного для формирования военно-профессиональной готовности, чем честная и добросовестная учеба, дружеские отношения с товарищами, позитивный настрой на изучение специфики такой важной и нужной профессии как офицер Российской Армии. Признаками этой готовности будут считаться: твердая уверенность в знаниях, смелое принятие решений, безошибочное выполнение приказов и распоряжений, хорошее моральное и физиологическое состояние студентов УВЦ (в скором будущем, офицеров) [7].

Готовность к любому виду деятельности – это субъективное отношение личности к деятельности, внутренне подкрепленная значимыми нравственными мотивами. Считается, что готовность – это один из этапов личностного саморазвития, главной задачей которого будет формирование профессиональных планов и намерений, основанных на самосознании с целью реализации субъекта трудовой деятельности как личности.

В свою очередь, готовность к военно-профессиональной деятельности определяется требованиями государства и является целью образовательного процесса в условиях учебного военного центра и имеет следующую структуру:

- мотивационная готовность;

- профессиональная пригодность;

- профессиональная подготовленность.

Сама же военно-профессиональная деятельность характеризуется профессиограммой, которая представляет собой всестороннее описание по определенной схеме различных объективных характеристик деятельности и её требований к индивидуальным способностям человека.


Библиографический список
  1. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 272 с.
  2. Скоблева Э.И., Шарипова А.З. Модели и механизмы выбора оптимальной стратегии реформ в системе высшего образования России // Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии, 2015. – № 4. – С. 45-64.
  3. Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста // Образовательные технологии, 2014. – № 2. – С. 80-91.
  4. Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700
  5. Федюк Р.С., Евдокимова Ю.Г., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические аспекты изучения военной топографии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14674
  6. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета,  2015. - № 107. – С. 219-230.
  7. Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Исследование психологических аспектов достижения военно-профессиональной готовности студентами военных специальностей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14894


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: