СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Безвезюк Кристина Витальевна Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация Данная статья посвящена современному состоянию государственного долга Российской Федерации. В статье проанализирована эволюция, динамика и структура внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации. Кроме того, рассмотрены современные методы управления государственным долгом.
THE CURRENT STATE OF RUSSIAN PUBLIC DEBT AND METHODS OF ITS MANAGEMENT
Bezvezyuk Christina Vitalievna The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Abstract The article`s main objective is to analyze the current state of the public debt, covering the structure and the evolution of Russian domestic and foreign debt. Furthermore, the paper discusses the debt management modern methods and its relation with the current situation.
Библиографическая ссылка на статью:
Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 15.09.2020).
В современном мире государственный долг характерен для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.
Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государственные заимствования прочно вошли в жизнь и стали основным источником покрытия дефицита бюджета. Стоит отметить, что «в период, когда федеральный бюджет России был профицитным (2000-2008 гг.), государство продолжало практиковать новые государственные займы. В таком случае они использовались для рефинансирования прежних займов, по которым наступил срок погашения, для обслуживания государственного долга, а также для целей денежно-кредитного регулирования».[1]
Несмотря на широкое использование государственного кредита у него имеется множество недостатков. Негативным последствием государственного долга можно считать выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост. Кроме того, государственный долг в большинстве случаев сокращает уровень национальных сбережений. Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть нивелирована, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга.
Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой института государственного долга. Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный долг Российской Федерации включает «долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».[2]
Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает деление государственного долга на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. В этом состоит особенность российской практики, в других странах государственный долг рассчитывается с учетом заимствований перед резидентами и нерезидентами.
Рассмотрим внутренний государственный долг Российской Федерации. Современному внутреннему долгу предшествовало становление рынка государственных ценных бумаг в 1993 г., который был необходим для стабилизации экономической обстановки в стране. Прямое финансирование дефицита бюджета было запрещено Правительством Российской Федерации, взамен стали выпускать краткосрочные купонные облигации – ГКО-ОФЗ. Темпы роста внутреннего долга увеличивались в геометрической прогрессии, и его обслуживание в 1998 г. стало обременительным для государства. К середине 1998 г. государственный внутренний долг в ГКО-ОФЗ составил 425 млрд. рублей. Вследствие этого в России был объявлен дефолт. В 1999 г. по сравнение с 1998 г. расходы по обслуживанию и погашению государственного долга существенно сократились и составили всего 0,82 от предыдущего уровня. Обратимся к динамике внутреннего государственного долга с 2005 г. по настоящее время:
Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга России [3]
По состоянию на
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
Всего
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.2005
778,47
12,93
01.01.2006
875,43
18,86
01.01.2007
1064,88
31,23
01.01.2008
1301,15
46,68
01.01.2009
1499,82
72,49
01.01.2010
2094,73
251,36
01.01.2011
2940,39
472,25
01.01.2012
4190,55
637,33
01.01.2013
4977,90
906,6
01.01.2014
5722,24
1289,85
01.01.2015
7241,17
1765,46
01.01.2016
7307,61
1734,52
В Федеральном законе о бюджете на 2016 г. верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2017 г. предусмотрен в сумме 8817 млрд. рублей. Проанализируем структуру государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2016 г. по данным Министерства финансов. Для привлечения дополнительных средств, которые пойдут на покрытие дефицита бюджета, государство выпускает разные виды ценных бумаг, которые и составляют структуру внутреннего дога: облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) – 24,17 %, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 48,63%, облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 14,2 %, государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) – 6,47%, облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) – 2,52%, государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) – 2,37%, облигации внутреннего облигационного займа Российской Федерации (ОВОЗ) – 1,61 %.[4]
Если внутренние займы Российской Федерации основываются на кредитах, получаемых государством в результате выпуска и размещения ценных бумаг, то внешние государственные займы привлекаются у иностранных юридических лиц, государств, субъектов международного права и международных организаций. Внешний долг затрагивает интересы Российской Федерации на международной арене.
История современного внешнего долга Российской Федерации начинается с 1991 г. Тогда в Минске был подписан «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга Союза ССР». По данному соглашению доля России, как в зарубежных активах, так и во внешних обязательствах СССР составляла 61,34%. Сумма внешних государственных финансовых обязательств в России на 1992 г. составляла 107 млрд. долл. США, из них долг бывшего СССР – 100,4 млрд., новый российский долг – 6,3 млрд.[5]
В 1993 г. Российская Федерация подписала двусторонние соглашения и взяла на себя активы и долги всех остальных республик бывшего СССР, а в структуре российского внешнего долга появилась графа – «долг бывшего СССР». На 1 января 2000 г. объем унаследованных от СССР обязательств составлял 89 млрд. долл. Помимо этого, Россия, будучи в условиях глубокого экономического кризиса, произвела собственные заимствования на сумму 77,1 млрд. долл.[6] Начиная с 2000 г., внешний государственный долг Российской Федерации неуклонно рос. Так в период с 2004 – по 2008 гг. государственная задолженность возросла более чем в два раза – с 213,4 до 479,8 млрд. долл. В 2009, 2010 гг. задолженность находилась примерно на одном уровне, и с 2011 г. снова стала возрастать.
Проанализируем динамику внешнего долга с 2011- по 2015 гг.:
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении*
221 595
298 930
375 905
304 892
268 073
Внешний долг частного сектора*
317 290
337 490
352 959
295 009
247 774
Прочие секторы
227 758
251 296
271 603
231 652
204 436
На 01.01.2017 г. верхний предел государственного внешнего долга Федеральным законом о бюджете на 2016 г. предусмотрен в объеме 55,1 млрд. долл. США. Следует отметить, что в связи с глобальным финансовым кризисом 2008 г. внешний корпоративный долг Российской Федерации превысил объем золотовалютных резервов. Государственные корпорации получили кредиты рефинансирования, однако проблема корпоративного долга остается актуальной и сегодня.
«Существенное влияние на основные параметры федерального бюджета оказывает принятие обязательств по государственным гарантиям, объем которых формирует условные обязательства государства и включается в совокупный объем государственного долга страны. По этой причине увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост госдолга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита».[8] Чтобы понять, насколько государственный долг Российской Федерации соотносится с ее экономикой, проанализируем такие показатели долговой устойчивости, как отношение государственного долга к ВВП и долю расходов на обслуживание государственных заимствований.
Таблица 3. Показатели долговой нагрузки на российскую экономику в 2012-2015 гг. [9]
№
Показатель
2012
2013
2014
2015
Пороговое значение
1
Отношение государственного долга к ВВП,%
11,8
13,1
13,7
13,4
25
2
Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета
2,6
3,2
3,4
3,3
10
Динамика данных показателей отражает рост величины государственного долга и увеличение расходов по его обслуживанию.
Исследовав государственный внешний и внутренний долг, можно сделать следующие выводы:
В последние годы наблюдается рост общей величины государственного долга и увеличение внутреннего государственного долга;
Неуклонный рост внешнего корпоративного долга
Решения о размещении государственных займов принимаются в рамках долговой политики Российской Федерации. Планируется, что дефицит федерального бюджета в 2016 г. составит 2360 млрд. руб., для покрытия которого будут привлекаться новые займы. В 2016-2018 гг. источниками покрытия дефицита федерального бюджета будут выступать средства Резервного фонда и государственные заимствования Российской Федерации. Как отмечено в документе «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», наращивание государственных заимствований не будет препятствовать своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства, и объем государственного долга не превысит предельные 15-20% ВВП.
Актуальной задачей для России является эффективное управление долговым портфелем. «Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий размещения и погашения государственных займов, а также по гармонизации интересов заемщика и кредитора»[10].
Перечислим методы управления государственным долгом, используемые в разных странах мира. Самым распространенным методом является рефинансирование государственного долга – размещение новых займов с целью погашения старых. Однако для использования данного метода у страны должна быть высокая финансовая репутация. Без условий значительного смягчения кредитования этот метод не всегда хорош, так как затягивает страну в еще большую задолженность.
В условиях финансового кризиса страны пользуются методом реструктуризации – изменение графика выплаты долга, продление льготного периода, во время которого выплачиваются только проценты, и изменение срока платежей. При этом долг не уменьшается, а даже увеличивается из-за дополнительных процентов в новый период его погашения, но в то же время государство-должник получает краткосрочное облегчение.
Другими административными методами регулирования долга, помимо реструктуризации и рефинансирования, являются списание и аннулирование долга. Как правило, аннулирование долга связано с политическими причинами. Аннулирование долговых обязательств происходит либо в случае финансовой несостоятельности государства, либо в случае отказа от выплаты долга. Однако в таком случае подрывается доверие к стране-должнику, перспективы дальнейших заимствований становятся ограниченными, сокращается внешняя торговля с другими странами.
Обратимся к некоторым экономическим методам регулирования государственного долга – конверсии и секьюритизации. Конверсия представляет собой изменение размера доходности займа. Чаще всего государство сокращает выплачиваемую процентную ставку. Под секьюритизацией понимают выпуск облигаций, обмениваемых на старый долг либо подлежащих продаже. Секьюритизация внешнего долга происходит в случае признания заемщиком и кредитором приоритета новых долговых обязательств.
Сегодня у Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции роста государственного долга. В связи с этим планируется создание Российского финансового агентства – специализированного финансового органа, который будет заниматься реализацией государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России на финансовых рынках. Предполагается, что Росфинагенство станет важнейшим элементом системы управления государственным долгом, целью которого является снижение стоимости государственных заимствований и обслуживания долга, обеспечение профессионального присутствия на финансовых рынках. Кроме того, в связи со сложной ситуацией в сфере корпоративных заимствований будет совершенствоваться система мониторинга внешнего долга банков и корпораций, а также планируется утверждение советом директоров корпораций предельных показателей долговой устойчивости компании.
[1] Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. – М.: Юрайт, 2015. – с.315
[3] Источник: Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации / Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=20965 (дата обращения: 17.05.2016)
[4] Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации/ Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/# (дата обращения: 17.05.2016)
[5] Новожилова Т.Н. Государственный долг Российской Федерации: история становления, современное состояние: учебное пособие/ Т.Н. Новожилова. – Н. Новгород: Из-во ВВАГС, 2007. – с.16
[8] Соболев В.И. Управление государственным долгом в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета России// V Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки XXI века», сборник статей, 3 часть. – М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2015 г., с. 126
Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713
Новожилова, Т.Н. Государственный долг Российской Федерации: история становления, современное состояние: учебное пособие/ Т.Н. Новожилова. – Н. Новгород: Из-во ВВАГС, 2007. – 71с.
Соболев В.И. Управление государственным долгом в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета России// V Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки XXI века», сборник статей, 3 часть. – М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2015 г., с. 123-129.