РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Соколовский Константин Геннадьевич
Общественное объединение «Центр независимых исследований»
эксперт

Аннотация
Аннотация. В настоящей статье показана важность патриотического воспитания населения в контексте стабильного развития государства. Затронуты проблемы его формирования как властью, так и институтами гражданского общества. На примере Казахстана рассмотрены возможности традиционных религий в названном процессе.

Ключевые слова: духовность, Казахстан, патриотизм, религиозные организации, религия, Толерантность


THE ROLE OF TRADITIONAL RELIGIONS IN THE FORMATION OF KAZAKHSTAN PATRIOTISM

Sokolovskiy Konstantin Gennadyevich
Public association «Independent Research Center»
expert

Abstract
Abstract. This article devoted to the importance of patriotic education of the nation in the context of sustainable development of the state. Also it is shown problems of its formation by the government and the civil society institutions. The example of Kazakhstan considered the possibilities of traditional religions in the said process.

Рубрика: Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Соколовский К.Г. Роль традиционных религий в формировании казахстанского патриотизма // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15492 (дата обращения: 03.03.2024).

Известно, что национальная идея, сплачивающая общество, является одним из ключевых факторов успешного развития государства. При этом такая идея должна быть воспринята в качестве идеологического, политического, социального и нравственного ориентира всеми слоями социума, вне зависимости от их этнической, религиозной принадлежности, качества жизни и т.д.

Заметим в этой связи, что главное свойство национальной идеи в многонациональной и поликонфессиональной стране, – собственно, именно её наднациональность, способность быть воспринятой всеми гражданами, поскольку она сообщает универсальные мировоззренческие и общекультурные установки. Именно она положена в основу казахстанского патриотизма [1, с.193].

Согласимся с крупнейшими отечественными философами А.Н. Нысанбаевым и Р.К. Кадыржановым, которые ещё в 2006 году задали параметры искомой парадигмы: «Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства» [2, с.3].

Такая идея, сформулированная Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, нашла своё отражение в двух основополагающих программных документах – Послании Президента народу Казахстана «Казахстан – 2050: Новый политический курс состоявшегося государства» и Патриотическом акте «Мәңгілік ел» (дословный перевод «Страна навека», употребляется без перевода), принятом на сессии Ассамблеи народа Казахстана.

По сути, национальной идеей, ставшей основой казахстанского патриотизма, провозглашаются стабильность и конкурентноспособность нации, которые находят своё выражение в семи ценностях:

- независимость Казахстана,

- национальное единство, мир и согласие,

- светское общество и высокая духовность,

- общество всеобщего труда,

- национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

Провозглашённая национальная идея должна не в теории быть базой для казахстанского патриотизма, а стать каждодневной практикой. В этой связи закономерен вопрос о воспитании казахстанского патриотизма, как стержня, обеспечивающего стойкость нации в кризисных ситуациях. Его формирование, – очевидно, целенаправленный процесс, в который должны быть вовлечены не только институты государства, но и гражданского общества.

И.В. Цветкова убедительно показывает, что патриотизм включает в себя три аспекта – эмоционально-волевой, рациональный и мировоззренческий [3, с.45]. Качественная характеристика каждой из названных категорий определяется, помимо прочего, духовностью индивида и его религиозными (либо атеистическими) взглядами. В этой связи многие исследователи полагают, что именно конфессии выступают важнейшими институтами формирования патриотизма.

В принципе, данная мысль не нова. Она восходит к Э.Дюркгейму, полагавшему ключевой функцией религии интегрирующую, в том числе, направленную на поддержку существующего политического строя [4, с.476].

Здесь также можно вспомнить П. Бергера с его замечанием о том, что религия «в человеческой истории играла стратегическую роль в конструировании человеком социальной реальности, являясь самым эффективным и наиболее распространенным средством объяснения и оправдания социального порядка» [5, р.14-15], а также О. Деа, пришедшего к выводу об «освящении (религией – К.С.) норм и ценностей определенной социальной системы” религией [6, р.14-15].

Не взывает сомнения и совпадение интересов государства и религии в плане сохранения стабильности и толерантности.

Исследователи сходятся во мнении о несомненной идентичности религиозности обоих ключевых этносов Казахстан: ислам (ханафитский мазхаб) и христианство (православие) имеют ряд общих черт. Их отличают толерантность, признание общечеловеческих моральных норм, обе конфессии функционируют в контексте евразийской культуры, олицетворяя единство миропонимания разных этносов [7, с.149].

Религиозные убеждения, возникающие на основе духовных ценностей, исповедуемых той иной общиной, непосредственно формируют мировоззрение человека. Тем самым, религия становится уязвимым местом, через которое в его сознание могут быть внедрены радикальные идеи.

Сложность здесь в том, что вероисповедание тесно связано с этнической принадлежностью, тем самым, религиозное сознание приобретает «национальную окраску», принимая на себя определённый конфликтогенный потенциал.

Соответственно, возможности традиционных религий должны использоваться не только для воспитания патриотизма, формирования единой наднациональной общности, но и особо – для продвижения культуры межэтнического общения и толерантности.

Традиционные конфессии в воспитании казахстанского патриотизма могут способствовать развитию правильных мировоззренческих установок. В частности, проводимые исследования [8, с.68-73] свидетельствуют о высоком запросе казахстанской молодёжи на духовное самоопределение, которая удовлетворяется, в том числе, за счёт деятельности деструктивных религиозных организаций. Исповедуемый, например, салафитскими сектами своеобразный «исламский космополитизм», отрицающий как светскую государственность, равно и такие категории, как Родина, любовь к Отчизне и семье, веротерпимость и т.д., стремиться заменить их безоговорочной преданностью проповедуемому учению, своей организации и её лидеру.

Безусловно, подобного рода деятельность крайне негативно сказывается на духовном состоянии населения, а в условиях полиэтнического и многоконфессионального общества создаёт дополнительные угрозы стабильности государства.

Сегодня не вызывает сомнения, что процветание страны и её устойчивое развитие прямо зависят от патриотического настроя населения, его толерантности, веры в свою страну и свой многонациональный народ. Для безопасности Казахстана, его процветания жизненно необходимо, чтобы все институты гражданского общества, и, в первую очередь, определяющие духовный и культурный код народа традиционные религии были активно задействованы в пропаганде казахстанского патриотизма. Тем более, что основы вероучений не только коррелируют с догматами общечеловеческих ценностей ключевых конфессий, но и являются их прямым светским продолжением.


Библиографический список
  1. Ахметова Л.С., Шорохов Д.П., Баранова Д.С. и др. Национальная идея Казахстана: пути решения проблем. Алматы: Типография Волкова, 2010. 236 с.
  2. Нысанбаев А.Н., Кадыржанов Р.К. Национальная идея: гражданская или этническая? // Казахстанская правда. 2006. 23 декабря.
  3. Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социологические исследования. 2014. №3. С.44-47.
  4. Гуревич П.С. Религиоведение : Учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 573 с.
  5. Berger P. Facing up to Modernity: Excursions in Society, Politics, and Religion. N. Y.: Basic Books, 1977. P.233.
  6. Dea O. The Sociology of Religion. Prentice Hall: Basic Books, 1966. р.120.
  7. Влияние религиозных организаций на этносы Казахстана. Под ред. Г.С. Сапаргалиева. Алматы: Дом дружбы, 2008. 239 с.
  8. Современный Казахстан: общественное мнение / Отв. ред. Б.К.Султанов. Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2011. 156 с.


Все статьи автора «Соколовский Константин Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: