НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

Поляков Александр Сергеевич1, Макарьева Анастасия Александровна2
1Тверской государственный технический университет, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и философии
2Тверской государственный технический университет, кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и философии

Аннотация
В статье рассматриваются изменения в профессиональной деятельности учителей начальных классов. Рассматривается, каким образом переход к деятельности, организованной в соответствие с требованиями новых образовательных и профессиональных стандартов повлиял на труд учителей. Описана специфика профессиональной деятельности учителей начальных классов в новых условиях. Выделяются, при помощи факторного анализа, психологические составляющие индивидуального стиля деятельности, позволяющие приспосабливаться учителям к деятельности в новых условиях.

Ключевые слова: начальные классы, обучающийся, профессиональная деятельность, способы деятельности, стиль деятельности, условия деятельности, учителя, факторный анализ


THE NEW MAINTENANCE OF INDIVIDUAL STYLES OF ACTIVITY OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS IN MODERN WORKING CONDITIONS

Polyakov Alexander Sergeyevich1, Makaryeva Anastasia Aleksandrovna2
1Tver state technical university, PhD, senior teacher of department of psychology and philosophy
2Tver state technical university, PhD, associate professor of psychology and philosophy

Abstract
In article changes in professional activity of elementary school teachers are considered. Is considered how transition to the activity organized in compliance with requirements of new educational and professional standards has influenced work of teachers. Specifics of professional activity of elementary school teachers in new conditions are described. Are allocated, by means of the factorial analysis, the psychological components of individual style of activity allowing to adapt to teachers to activity in new conditions.

Keywords: activity condition, factorial analysis, initial classes which is trained ways of activity, professional activity, style of activity, teacher


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Поляков А.С., Макарьева А.А. Новое содержание индивидуальных стилей деятельности учителей начальных классов в современных условиях труда // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/15206 (дата обращения: 04.03.2024).

Современное российское образование претерпевает значительные изменения. Необходимость модернизации обусловлена информатизацией общества, динамично развивающейся экономикой, развитием технологий и др.  Изменения, в первую очередь затронули школьное образование, одной из главных отличительных особенностей которого в настоящее время является регламентированность нормативными актами. Содержание деятельности, связанной с образованием определяется федеральными стандартами.

В 2013 году в статье  «Новые условия деятельности учителя начальных классов» [1] нами были подробно рассмотрены основные изменения в деятельности учителя начальных классов, отмечено новое содержание данной деятельности.  Но одной из актуальных проблем, связанных с изменениями содержания деятельности учителя, является  соотнесение новых, объективных требований профессии с индивидуальными особенностями субъектов образовательного процесса. Иными словами, каким образом, учителя, которые прошли этап первичной профессионализации, будут осуществлять свою деятельность в новых условиях.

Данную проблему рассматривал в своей работе «Психология профессионального самоопределения» Е. А. Климов. Он утверждал:  «Индивидуальный стиль деятельности является одним из механизмов уравновешивания особенностей человека и требованиям профессий. В результате эффективность деятельности может быть достигнута людьми, сильно отличающимися друг от друга по своим личностным характеристикам» [2, С.73]. То есть, в новых условиях труда учителя с уже сформировавшимся стилем деятельности, должны будут начать приспосабливаться, адаптируя свое поведение в соответствии с новыми требованиями и со своими личностными особенностями. То есть можно предположить, что сформированные стили деятельности начнут наполняться новым содержанием.

Для того, чтобы определить психологическое содержание индивидуальных стилей деятельности в новых условиях, необходимо определить те факторы, которые влияют на их формирование. Объединив основные характеристики индивидуального стиля деятельности, которые выделяют Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.А. Толочек, Б.М. Теплов Е.П. Ильин выделим три фактора, от которых зависит формирование индивидуального стиля деятельности. Первый – это особенности нервной системы. Нервная система – это каркас, от которого зависит, как минимум, темперамент, а соответственно, как считал И. П. Павлов, скорость и сила деятельности.

Второй – это индивидуально-психологические особенности субъекта. Социальная среда предъявляет свои требования к людям, которые в ней находятся, и соответственно, формирует определенные качества, которые необходимы для жизни именно в этих условиях. К ним можно отнести характер, ценности, мотивацию, волю и др. И также бесспорным является то, что все эти индивидуальные особенности влияют на выбранный стиль деятельности.

Третий – это особенность самой деятельности, так называемые внешние факторы – условия деятельности. Естественно, что уровень воспитанности учеников или отношения с коллективом будут диктовать определенные способы поведения для достижения эффективности профессиональной деятельности.

Наиболее успешная и популярная классификация стилей деятельности учителя, которая учитывает все три выше описанных фактора, обусловливающих выбор стиля, предложена А.К. Марковой и А.Я. Никоновой [3]. За основу они взяли содержательные, динамические (гибкость, устойчивость и др.) характеристики стилей деятельности учителя, а также их эффективность. Данная характеристика, по мнению ряда исследователей, является наиболее полной. Авторы выделяют четыре индивидуальных стиля профессиональной деятельности учителя: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методический.

Опираясь на представленные теоретические данные, было проведено эмпирическое исследование, направленное на  выявление содержания индивидуальных стилей деятельности учителя начальных классов в новых условиях.

На первом этапе эмпирического исследования при помощи методики «Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности» А. К. Марковой [4], была проведена психодиагностика,  направленная на выявление преобладающего индивидуального стиля профессиональной деятельности у учителей начальных классов. В данном эмпирическом исследовании приняли участие в качестве испытуемых 143 учителя начальных классов со стажем работы от 3 до 49 лет.

Наибольшее число испытуемых из исследуемой выборки отличаются   эмоционально-методическим индивидуальным стилем деятельности (44 учителя). Соответственно, значительная часть исследуемых учителей ориентируются в своей деятельности на процесс и результат, умеют рационально планировать образовательный процесс, способны внимательно следить за уровнем знания всех учащихся. С другой стороны, наименее популярным среди учителей данной выборки является рассуждающе-методический стиль деятельности (26 учителей), для них характерна ориентация только на результат, консерватизм в применении образовательных технологий. Эмоционально-импровизационный стиль в своей деятельности преобладает у 34 учителей из исследуемой выборки. Данный стиль отличает учителей ориентированных на процесс, объясняют они учебный материал интересно и логично, но при этом речь монологичная, отсутствует обратная связь с учениками. Четвертый стиль деятельности, который отличает 39 учителей из исследуемой выборки, – это рассуждающе-импровизационный стиль. Учителя из данной группы больше ориентируются на результаты обучения, умеют правильно планировать образовательный процесс, но при этом проявляют консерватизм в профессиональной деятельности.

На втором этапе эмпирического исследования при помощи методик: «Опросник диагностики личностных особенностей профессионала» Сенина И.Г., Орла В.Е. [5], «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) [6], «Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик» (ИТО) [7], «АДАПТИВНОСТЬ» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [6], «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Барташева были определенны характеристики индивидуальных стилей деятельности.

На третьем этапе исследования, применив факторный анализ, были получены  психологические характеристики индивидуальных  стилей деятельности учителя начальных классов в новых условиях деятельности (Таблица №1).

Таблица № 1. Факторы индивидуальных стилей деятельности учителей начальных классов.

Индивидуальный стиль

Фактор

Процент дисперсии

Эмоционально-методический

Добросовестность

23%

Дисциплина

19%

Ответственность

13%

Лабильность

13%

Компетентность

11%

Эмоционально-импровизационный

Положительная эмоциональная оценка

20%

Спокойствие

17%

Экстраверсия

15%

Неопытность

13%

Рассуждающе-импровизационный

Безответственность

19%

Недисциплинированность

19%

Положительная познавательная оценка обучающимися

15%

Сотрудничество

13%

Лабильность

10%

Рассуждающе-методичсекий

Стаж

27%

Удовлетворённость достижениями

19%

Дисциплинированность

14%

Удовлетворенность руководством

12%

Обобщив данные факторного анализа для группы учителей начальных классов с эмоционально-методическим стилем деятельности можно утверждать, что учителя из данной группы чувствительны к мнению обучающихся и руководства, но при этом игнорируют мнение коллектива. Они способны правильно организовать свою работу, что способствует удовлетворенности и повышению интереса к работе, для них характерна профессиональная ответственность, добросовестность и дисциплинированность, и при этом они стараются избегать спонтанности в своей работе. Учителя с эмоционально-методическим стилем деятельности стремятся к развитию, предпочитают применять инновационные технологии в своей работе, что положительно оценивается руководством, но отрицательно обучающимися. Высокий уровень компетентности позволяет выйти из данного противоречия путем активного взаимодействия с обучающимися во время внеурочных занятий, что снижает уровень тревожности и нейротизма у учителей данной группы и повышает удовлетворённость достижениями.  Таким образом, учителя с эмоционально-методическим стилем деятельности ответственно подходят к своей работе, прислушиваются к мнению руководства и обучающихся, стараются правильно организовать свою работу с применением инновационных технологий.

Объединив результаты факторного анализа, применительно к группе учителей с доминирующим эмоционально-импровизационным стилем деятельности, мы пришли к следующим выводам: данные учителя характеризуются высоким уровнем эмоционального контакта между учителем и обучающимся, они стремятся к высокой оценке обучающимися своей деятельности, и делают все, чтобы этого достичь.

Они находят общий язык с обучающимися во время внеурочной деятельности, т.к. с организацией образовательного процесса у них возникают сложности. Учителя ориентированы на саморазвитие, на повышение своей квалификации, им интересна своя работа, но при этом они боятся применять инновационные методы работы. Их стремление к развитию и интерес к своей работе отмечается руководством, и часто способствует приглашению их в качестве экспертов на различные мероприятия.  Для себя они выбрали сотрудничество, как наиболее приемлемый стиль взаимодействия в современных условиях. Неопытность и неумение правильно организовать свою работу часто провоцируют  учителей из данной группы к спонтанности в действиях.  При этом уровень методической работы низкий, а необходимость её выполнения будет вызывать у них тревожность. Таким образом, учителя с эмоционально-импровизационным стилем чаще всего молодые и неопытные, но стремящиеся к развитию люди, которые в значительной мере дорожат оценкой обучающихся.

Объединив результаты факторного анализа для группы учителей начальных классов с рассуждающе-импровизационным стилем деятельности, можно констатировать, что данный стиль характеризуется лабильностью мышления, ориентацией на сотрудничество с окружающими, но при этом у них низкий уровень ответственности за свою деятельность и они в значительной степени ориентированы на себя. У них возникают проблемы с выполнением требований дисциплины, они работают в «свободном полете», во время занятий они часто импровизируют, могут интересно организовать и провести урок. Дети, которые обучаются у таких учителей хорошо учатся, получают высокие оценки. Обучающиеся таких учителей любят и ценят, положительно оценивают их познавательные способности. Учителя начальных классов с доминирующим рассуждающе-импровизационным стилем деятельности имеют хорошо развитые коммуникативные способности, что помогает им во взаимодействии с обучающимися и способствует повышению показателей эффективности. Учителя из данной группы ориентированы на развитие и повышение своей квалификации, понимая, что уровень их компетентности невысок. В целом учителя с доминирующим рассуждающе-импровизационным стилем деятельности удовлетворены своей работой (достижениями, условиями труда, взаимодействием с сотрудниками), она им нравится и приносит удовлетворение, при этом они не загоняют себя в рамки нормативных документов, часто не соблюдают правила дисциплины, при организации педагогического процесса ориентируются только на себя. Они общительны, контактны, стремятся к развитию, не агрессивны и не тревожны, учителей из данной группы обучающиеся оценивают достаточно высоко, все это способствует достижению самых больших показателей эффективности среди других учителей.

Объединяя результаты факторного анализа для учителей, использующих в своей деятельности рассуждающе-методический стиль деятельности, можно констатировать, что данный стиль характеризуется расчетливостью и продуманностью в поведении, для данной группы учителей более важно мнение руководства, чем обучающихся. Учителя с рассуждающе-методическим стилем деятельности склонны к конформизму, но при этом они стремятся к применению инновационных методов в своей деятельности, что обуславливается больше необходимостью, чем желанием самих учителей.  Учителя данной группы характеризуются добросовестностью и ответственностью, что способствует, в значительной степени, качественному выполнению ими методической работы, которая напрямую влияет на эффективность работы в целом. Также отличительной чертой учителей с доминирующим рассуждающе-методическим стилем деятельности являются развитые организаторские способности. К данному стилю чаще прибегают учителя более опытные. Обучающиеся ниже оценивают учителей с данным стилем деятельности, по сравнению с учителями с другими стилями. Рациональность и продуманность в поведении учителей с рассуждающе-методическим стилем деятельности не способствует эмоциональной привязанности обучающихся к учителю, но при этом учителей это не тревожит.  Их мало беспокоят внешние события, и поведение людей,  пока их это не касается, они плохо идут на контакт, но при этом точно знают, что им нужно.

Таким образом, можно утверждать, что учителя с разными стилями деятельности имеют разные ориентиры и направления в своей деятельности. Одни ориентированы на отношения с обучающимися, другие на отношения с руководством, третьи на себя, исходя из направления осуществляют свою деятельность, прибегая к разным способам выполнения своих профессиональных обязанностей.

Поведение учителей с разными стилями деятельности зависит от многих факторов, и способствует достижению различных параметров эффективности. Иными словами, учителя начальных классов вырабатывают индивидуальный стиль в зависимости от качеств, которыми они обладают, при этом учитывая требования профессии. Таким образом, эффективность труда учителя может достигаться разными способами, в зависимости от того, как учитель сможет уравновесить в своей деятельности новые требования труда и привычный стиль деятельности.


Библиографический список
  1. Поляков А.С. Новые условия деятельности учителя начальных классов. / А.С. Поляков //  Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 77-83.
  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
  3. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. / А. К. Маркова, А. Я. Никонова // Вопросы психологии: Научный журнал. – 1987. – № 5. – С. 40-48
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.
  5. Орел В.Е., Сенин И.Г. Личностный опросник NEO PI-R: Руководство по применению. – Ярославль: Психодиагностика, 2004. – 38 с.
  6. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  7. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности : Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – М. : Ин-т прикл. психологии, 1998. – 511 с.


Все статьи автора «Поляков Александр Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: