ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ В ИЗУЧЕНИИ КОНФЛИКТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Гринина Елена Сергеевна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии

Аннотация
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения проблемы межличностных конфликтов детей с нарушениями интеллектуального развития. На материале применения метода экспертных оценок анализируются уровни групповой и индивидуальной конфликтности, а также содержательные характеристики конфликтов умственно отсталых учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, интеллектуальное недоразвитие, конфликт, конфликтность, межличностные отношения, общение, профилактика конфликтов., умственная отсталость, умственно отсталые дети, умственно отсталые подростки


APPLICATION OF THE METHOD OF AN EXPERT ASSESSMENT IN THE STUDY OF CONFLICT OF MENTALLY RETARDED PUPILS

Grinina Elena Sergeevna
Saratov State University
PhD in Psychology, associate professor, Chair of Special Psychology

Abstract
The article presents the results of theoretical and experimental study of the problem of interpersonal conflicts of children with intellectual disabilities. On a material level of the method of group and individual conflicts are analyzed peer reviews, as well as substantial characteristics of conflicts of mentally retarded pupils of primary school and adolescence.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гринина Е.С. Применение метода экспертной оценки в изучении конфликтов умственно отсталых школьников // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14826 (дата обращения: 25.02.2024).

На современном этапе развития общества отмечается существенное возрастание интереса к проблеме конфликта. Изучение вопросов, связанных с возникновением, развитием, разрешением, управлением межличностными конфликтами и их профилактикой находит отражение в различных сферах науки: конфликтологии, психологии, политологии, педагогике и др. Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека и общества, при этом они негативно сказываются не только на эмоциональном, нервно-психическом и физическом состоянии их участников, но и отрицательно влияют на реализацию различных видов деятельности, функционировании всего коллектива. Грамотное управление конфликтами позволяет минимизировать их негативные последствия, перевести течение конфликта из деструктивного в конструктивное русло.

Весьма актуальным исследование различных аспектов проблемы межличностного конфликта в специальной психологии. Воспитание социально адаптированного, самостоятельного члена общества является главной задачей образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной реализации этой задачи важно уделять внимание профилактике и коррекции недостатков не только познавательной деятельности, но и общения, поведения и личности учащихся. Значимым звеном этой работы становится профилактика и коррекция конфликтов школьников с нарушениями интеллектуального развития.

Характеризуя сферу общения детей с умственной отсталостью, О.К. Агавелян [1, с. 32] пишет, что для них характерны недостаточная адекватность и дифференцированность восприятия окружающих, трудности осмысления подобного рода информации, что сказывается на формирования отношения к ним. Кроме того, для детей рассматриваемой категории свойственна  слабость саморегуляции поведения. Указанные феномены становятся труднопреодолимыми препятствиями на пути формирования позитивных отношений учащихся с нарушениями интеллекта с окружающими их людьми. При этом даже малозначимые события и особенности поведения партнера по общению могут провоцировать возникновение конфликтов [2, с. 190].

Н.Н. Морозова [3, с. 15] приходит к выводу, что по сравнению с учащимися массовых школ, потребность в общении со сверстниками у школьников с умственной отсталостью развивается замедленно. Они чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, проявляют стремление к доминированию в группе детей, реже обнаруживают социально адекватные формы поведения. В сочетании с завышенной самооценкой, недостаточно сформированной рефлексией, общей личностной незрелостью эти особенности затрудняют их общение со сверстниками. Как следствие, среди учащихся рассматриваемой категории достаточно часто возникают конфликты.

На формирование межличностного взаимодействия в коллективе умственно отсталых школьников отрицательное влияние оказывает свойственный им высокий уровень агрессивности. Исследование В.М. Маховой [4, с. 14] показало, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций, когда сознательное провоцирование конфликтных отношений с окружающими сопровождается проявлениями физической и вербальной агрессии.

В ряде исследований отмечается, что умственно отсталых детей отличает достаточно высокий уровень агрессивности и враждебности. Для девочек характерна вербальная агрессия, косвенная; у мальчиков преобладает физическая агрессия [5, с. 42]. Выявлено, что проявления враждебности конфликтности, агрессивности, негативизма к подростковому возрасту становятся достаточно распространенными среди учащихся с интеллектуальной недостаточностью [6, с.28].

Интеллектуальный дефект, личностная незрелость, высокий уровень притязаний, не соответствующий реальным возможностям, агрессивность, неумение контролировать свое поведение часто приводят к возникновению различного рода конфликтов в среде учащихся с умственной отсталостью, обусловливают их деструктивное течение, невозможность самостоятельного разрешения. Негативный опыт поведения в конфликтных ситуациях может закрепляться в виде устойчивых отрицательных черт детей с интеллектуальной недостаточностью, что затрудняет их социализацию. Вот почему проблема изучения и профилактики межличностных конфликтов этой категории детей приобретает особую значимость.

Важное значение в формировании представлений о межличностных конфликтах школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет та информация, которую могут предоставить педагоги образовательных учреждений. Умственно отсталые в силу их интеллектуального дефекта, низкого уровня сравнения и обобщения, нарушений эмоционально-волевой сфера не могут адекватно оценить свой опыт конфликтного взаимодействия. Учителя, длительное время работающие с такими детьми, имеют возможность наблюдать поведение школьников в различных ситуациях, выделить некоторые характерные особенности личности и поведения того или иного ученика. В ходе учебного процесса педагоги обладают возможностью непосредственного наблюдения за межличностным взаимодействием учащихся, в том числе и случаев возникновения, развития и разрешения конфликтов, в естественных условиях. В связи с этим, методы экспертной оценки играют важную роль в изучении феноменологии межличностного конфликта учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Остановимся подробнее на одном из таких методов – методе экспертной оценки состояния межличностных отношений учащихся. В качестве экспертов в данном случае выступают педагоги, длительное время работающие с умственно отсталыми детьми. В ходе исследования учитель получает список всех учащихся класса, при этом рассматриваются все возможные диады взаимодействия.

Предлагается следующая инструкция: «В жизни класса нередко возникают различного рода конфликты, столкновения и разногласия, свидетелем некоторых из них приходилось быть и Вам. Просим Вас с опорой на предлагаемый попарный список учеников оценить характер взаимоотношений и взаимодействий между ними. В тех случаях, когда в течение последнего времени Вы наблюдали какие-либо разногласия, трения, напряженность во взаимоотношениях названных учеников, поставьте знак «+» напротив рассматриваемой пары. Мы надеемся, что Вы внимательно и объективно оцените  те отношения, которые складываются между учащимися класса».

После выполнения этой части задания учитель получает анкету, список вопросов которой позволяет уточнить специфику взаимоотношений в тех парах, которые были охарактеризованы как конфликтные, выявить специфику разногласий во взаимоотношениях отмеченных учащихся. Так, экспертам были предложены следующие вопросы.

1. Насколько часто, по Вашему мнению, возникают разногласия между этими учениками? (Варианты ответов: часто, почти каждый день; достаточно часто; редко; почти никогда).

2. Охарактеризуйте состояние учащихся, наиболее характерное для периодов обострения в их отношениях. (Варианты ответов: редко проявляющаяся напряженность; столкновения; явный конфликт).

3. Какова длительность сохранения напряженности в их взаимоотношениях? (Варианты ответов: час – другой; один-два дня; в течение недели; месяц и дольше).

4. Насколько, по Вашему мнению, существенны и глубоки разногласия между этими учащимися? (Варианты ответов: малозначительные недоразумения; достаточно серьезные разногласия; существенные, принципиальные противоречия).

5. В какой сфере, по Вашему мнению, коренится причина разногласий между этими учащимися? (Варианты ответов: в сфере сугубо личных взаимоотношений; в сфере преимущественно деловых взаимосвязей (в сфере учебной деятельности).

6. Если бы в подобной ситуации оказались другие ученики, могло ли, по Вашему мнению, между ними произойти столкновение? (Варианты ответов: безусловно, да; скорее да, чем нет; определенно нет).

7. Как Вы полагаете, возможно ли, чтобы эти ученики пригласили друг друга на праздник к себе в гости? (Варианты ответов: безусловно, да; скорее да, чем нет; определенно нет).

8. Могли бы Вы при необходимости поручить им совместно выполнить какое-либо задание? (Варианты ответов: безусловно, да; скорее да, чем нет; определенно нет).

9. В случае, если бы кому-нибудь одному из этих учеников представилась возможность перейти в другой класс, посоветовали бы вы ему воспользоваться ею? (Варианты ответов: безусловно, да; скорее да, чем нет; определенно нет).

10. Случались ли ситуации, когда к разрешению возникших в их взаимоотношениях противоречий подключались другие члены класса? (Варианты ответов: безусловно, да; скорее да, чем нет; определенно нет)

11. Какова, по Вашему мнению, оценка взаимоотношений между этими учениками со стороны большинства членов класса? (Варианты ответов: приятельские, нейтральные, недоброжелательные, конфликтные).

В ходе анализа и интерпретации полученных данных учитываются следующие факты. В случаях, когда большинство экспертов при ответе на вопросы № 1-4 характеризовали разногласия в паре как быстро проходящие недоразумения, которые возникают достаточно редко (один–два раза в год), из последующего анализа данная пара исключается. Ответы на вопросы дополнительной анкеты, предложенной экспертам, позволяют судить о содержательной стороне межличностных конфликтов умственно отсталых школьников. Так, определенную информацию о типе противоречий (личностные или деловые) позволяют получить ответы на вопросы №5, №6 и №7. При этом, если при ответе на прямой вопрос №5 экспертом отмечалось, что разногласия между оцениваемыми учениками имеют преимущественно деловой характер, а на косвенные вопросы №6 и №7 представлялись утвердительные ответы, то что конфликт в рассматриваемой диаде квалифицируется этим экспертом как предметно-деловой. Соответственно, когда при ответе на вопрос №5 разногласия определяются как личностные, а на вопросы №6 и №7 представлены отрицательные ответы, конфликт трактуется экспертом как личностный.

В случае расхождения мнения экспертов относительно источников конфликта, при этом мнение 80% числа экспертов совпадает, возможно его отнесение к тому или иному классу (деловых или личностных).  В ситуациях, когда более 20% экспертов трактовали причину конфликта между учащимися противоположным, по сравнению с большинством, образом, конфликт в данной диаде относился к категории смешанных, личностно-деловых конфликтов.

Количественная обработка полученных данных состоит в подсчете коэффициентов, характеризующих уровень групповой и индивидуальной конфликтности.

1. Экспертный коэффициент групповой конфликтности (К1), который рассчитывается по формуле:

K1=2*N/((n*(n-1)),

где n – общее число учащихся класса, N – число таких пар класса, которые были отмечены как конфликтные не менее, чем 50% экспертов, n*(n-1)/2 – максимально возможное число конфликтных пар в классе.

2. Экспертный показатель индивидуальной конфликтности (К2):

K2=M1/(n-1),

где М1 – число конфликтов, участником которых является данный человек по мнению 50% экспертов.

В исследовании принимали участие педагоги государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Саратова», работающие во 2-3 и 6-7 классах.

Анализ результатов применения метода экспертных оценок позволяет констатировать, что, уровни групповой и индивидуальной конфликтности учащихся с интеллектуальным недоразвитием с возрастом повышаются. Так, если экспертный коэффициент групповой конфликтности учащихся начальных классов составляет 0,1 балла, то у учащихся 6-7 классов его значение возрастает до 0,3 балла. Аналогичная тенденция просматривается и в отношении экспертного показателя индивидуальной конфликтности умственно отсталых школьников. Если в группе испытуемых младшего школьного возраста коэффициент индивидуальной конфликтности составляет 0,2 балла, то в группе испытуемых-подростков он возрастает до 0,4 балла.

Изучение содержательной стороны конфликтов между учащимися с нарушениями интеллектуального развития показало, что конфликты младших школьников и подростков чаще всего относятся к разряду смешанных, личностно-деловых. Между учащимися 2-3 классов столкновения такого рода возникают в 83% случаев, между учащимися 6-7 классов – в 84% случаев. Довольно редко (17%- у младших школьников, 16% - у подростков) причина разногласий между учащимися кроется в характере сугубо личных взаимоотношений. Для данной категории детей не свойственны конфликты, которые можно было бы отнести к разряду деловых.

Конфликты школьников с интеллектуальной недостаточностью длятся недолго – «час-другой» (100% у младших школьников, 79% - у подростков), «день-два» (21%у подростков), но возникают довольно часто (50% - среди младших школьников, 58% - среди подростков). Обычно разногласия несущественны, поверхностны, носят характер незначительных недоразумений (100% испытуемых обеих возрастных групп). Для периодов обострения во взаимоотношениях характерны состояния столкновений, порой резких (67% - у учащихся младших классов, 63% у подростков), либо изредка прорывающейся напряженности (33% испытуемых младшего школьного возраста, 37% испытуемых подросткового возраста).

Таким образом, в результате применения методы экспертных оценок было выявлено, что подростки с интеллектуальной недостаточностью более конфликтны, по сравнению с младшими школьниками. Существенных расхождений в содержательной стороне конфликтов учащихся обеих возрастных категорий выявлено не было. Так, отмечается тенденция преобладания кратковременных, но достаточно распространенных и напряженных столкновений учащихся, обусловленных малозначимыми причинами, кроющимися в сфере личностно-деловых отношений.


Библиографический список
  1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития / Автореф. дис. докт. психол. наук. М.,1989. 34 с.
  2. Гринина Е.С. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 51. С. 187-190.
  3. Морозова Н.Н. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям / Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. 17 с.
  4. Махова В.М. Изучение личностных свойств и возможностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. 2000 №6. С. 9-15.
  5. Волкова Н.В. Психологические особенности агрессивного поведения детей с недоразвитием интеллекта и условия его коррекции / Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью.  СПб., 2ООО. С. 40-42.
  6. Гринина Е.С. Возрастная динамика уровня конфликтности умственно отсталых школьников // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, точных и общественных наук: материалы III Международной научно-практической конференции Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск, 2013. С. 23-28.


Все статьи автора «Гринина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: