ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ШПИОНСКИХ РОМАНОВ ПЕРИОДА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Ягьяева Сейране Рустемовна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Аннотация
Данная работа посвящена политической основе шпионских романов периода «Холодной Войны». В статье предпринимается попытка проанализировать шпионские романы 1950 - 1970-х гг. через призму происходящих исторических событий послевоенного биполярного мира, с учетом факта причастности автора к деятельности британских спецслужб. Автор анализирует шпионские романы второй половины ХХ века с точки зрения их жанровой принадлежности к новому типу шпионского романа – политическому шпионскому роману, появлению которого способствовала историческая и политическая ситуация в Европе, и в мире целом.

Ключевые слова: политический шпионский роман, Холодная война, шпион


THE POLITICAL BASIS OF THE SPY NOVELS OF THE «COLD WAR» PERIOD

Yagyaeva Seyrane Rustemovna
Crimean Engeenering and Pedagogical University

Abstract
This work is dedicated to the political basis of the spy novels of the “Cold War” period. In the article presented the attempt to analyze the spy novels, belonging to 1950 – 1970s. in the context of the historical events of postwar world, taking into account the fact of belonging the author to the Great Britain State Intelligence Service. The author analyzes the spy novels of the second period of the XXth. century from the point of view of genre utensils to the new type of the spy novels – political spy novel, the appearance of which was caused by the historical and political situation in Europe and in the world in general.

Keywords: Cold War, political spy novel, spy


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Ягьяева С.Р. Политическая основа шпионских романов периода «Холодной войны» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14783 (дата обращения: 27.02.2024).

На протяжении ХХ века шпионский роман значительно изменился – от приключенческого к  психологическому, от героического к негероическому. Своего рассвета он достиг после Второй мировой войны в условиях биполярного мира. В годы Второй мировой войны главенствовал тип героического шпионского романа, созданного Джоном Бакеном, с преобладанием черно-белых красок, но без прямого морализаторства и возвышенного патриотизма. Мы можем наблюдать изменения образа главного героя от «романтического» к «прозаическому», что было обусловлено военным временем. Говоря о шпионских романах периода Второй мировой войны необходимо подчеркнуть их структурно-типологическую особенность сюжетной организации. Они отражали либо «Большую игру» разведок противоборствующих государств, либо единичные разведывательно-диверсионные операции. Героями шпионских романов данного периода могут быть как супер-агенты из верхушки, так и простые добровольцы. Тип героического шпионского романа не зависит от политических пристрастий.

Однако расцвет шпионского романа пришелся на десятилетия холодной войны – как следствие возникает новый тип шпионского романа, – политический. Появлению политического шпионского романа способствовала историческая и политическая ситуация в Европе, и в мире в целом после окончания Второй мировой войны. После окончания Второй мировой войны, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Главными причинами этого противоречия, вошедшего в историю под названием «холодная война», стали идеологические противоречия между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, которая существовала в СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. «Холодная война» была новым видом соперничества за господство в мире, которое поделило мир на два диаметрально противоположные полюса: СССР и США, вокруг которых сосредоточены страны- сателлиты.

В период холодной войны коммунистическая угроза западному миру стала основным и самым явным элементом идеологического противоборства, создавшим условия для корреляции общественного мнения в зависимости от менявшейся международной обстановки. Период с начала 1950-х гг. и до начала 1970-х гг. ознаменовался распространением так называемой «шпиономании», взаимный шпионаж СССР и США, который проник во все слои общества и сферы жизни. Пропагандистское воздействие, осуществляемое различными путями, привело британское общество к страху и истерии перед надвигающейся бактериологической или ядерной войной в условиях биполярного мира. «Демонизация» и «устрашение» образов соперников  играли важную роль в формировании общественного мнения, объединения нации в борьбе за утверждение необходимых ценностей.

Политический шпионский роман как новый вид шпионского романа нес на себе отпечаток современной культуры; постепенно меняясь, становился многоуровневым и многомерным, наполненным социокультурной значимости. Большинство политических шпионских романов выражали взгляды  и концепции авторов на мировую политику и происходившие события. Политическая тема романа вызывала политическую оценку, выражавшуюся либо прямо, либо через синтез с психологической, эстетической проблематикой.

В послевоенные десятилетия ХХ века особую популярность приобрели приключенческие и детективные шпионские романы на актуальном международно-политическом материале. Наиболее возросла популярность жанра политического шпионского романа. Яркими представителями политического шпионского романа являются Ян Флеминг, Джон Ле Карре, Тед Олбери, Грэм Грин, Хелен Маккинес, Алистер Маклин, Дейтон Лен, Эрик Эмблер.

На наш взгляд, наиболее логичным будет рассмотреть жизнь и творчество яркого представителя данной плеяды писателей Джона Ле Карре (John Le Carre, настоящее имя Корнуэлл Дэвид Джон Мур (Cornwell David John Moore )). Родился 19 октября 1931 года в городе Пул, графство Дорсет. Когда Джону было пять лет, его отец попал в тюрьму за мошенничество, что по словам Ле Карре, повлияло на его склонность к детективам. Учился в школе сначала в Беркшире, в школе Сент-Эндрю, потом в Дорсете. В 1948 году Ле Карре уехал в Швейцарию, где учился в Бернском университете, затем проходил военную службу в Австрии в составе Британского разведывтельного корпуса.

После военной службы учился в Оксфорде,  который окончил в 1956 году. Важным в контексте данного исследования представляется факт его сотрудничества с контрразведкой МИ-5. В 1958 году начал работу в качестве штатного сотрудника МИ-5. В 1959 году он перешел на работу в разведку МИ-6, где работал последующие 5 лет под дипломатическим прикрытием  в ФРГ.  Был вторым секретарем Британского посольства в Бонне, в качестве сотрудника Интеллидженс Сервис работал в Берлине и Берне. В 1963 году, после успеха третьего романа («Шпион, пришедший с холода»), ушел в отставку.

Работать над написанием шпионских романов он начал ещё в конце 1940-х годов. В своих произведениях Ле Карре обходится без супергероев, без романтического описания профессии секретного агента. Он описывает напряженный, но бесцветный будничный мир работы спецслужб, мощное противостояние разведок, но без перестрелок и преследований.  Его герои – «антиджеймсбонды».  Ле Карре скептически относился к творчеству Яна Флеминга, называл его агента 007 «фальшивым». Ле Карре утверждал, что дух каждой нации находит отображение в характере деятельности её разведки.

Сведения о Джоне Ле Карре в разведке разноречивы. Сам он не хотел казаться литературным перебежчиком из секретного мира и с неохотой сообщал об этой стороне своей деятельности: « Я не был Матой Хари, – говорил он в интервью, – в течении некоторого времени я участвовал в этой работе, подобно Сомерсету Моэму, Грэму Грину и множеству других писателей». [1] Опыт работы в британской разведке, по словам Ле Карре, послужил ему источником размышлений над человеческими судьбами, над психологией англичан, так как шпионаж присутствовал везде, и наилучшим образом давал отражение современного общества. Закрытый мир  секретной службы в романах Ле Карре служит моделью реального, открытого общества.  Новым элементом, который Ле Карре внес в шпионский жанр, было желание развернуть свое повествование на фоне серой повседневности, избегая вмешательства фантастических элементов. Таким образом, писатель, будучи связанным с разведывательной службой, владел значительной информацией в различных областях, что и нашло отражение на страницах романов в измененном и переработонном  виде, однако поддающемся расшифровке.

Из всего творчество Джона Ле Карре к политическим романам можно отнести следующие: «Звонок покойнику» (Call for the Dead) 1961 г., «Шпион, пришедший с холода!» (The Spy Who Came in from the Cold) 1963г., «Война в Зазеркалье» ( The Looking –Glass War) 1965г., «В одном немецком городке» (A small town in Germany) 1968г., «Шпион, выйди вон!» (Tinker, Tailor, Soldier, Spy) 1974г.

Причины интереса к таким произведениям лежали в особенностях политической ситуации в период холодной войны, в противоречиях глобального масштаба, затрагивающих основы человеческого существования. Угроза катастрофы от распространения ядерного оружия заставила людей напряженно вглядываться в меняющиеся контуры международной политики. Желание понять причины возникающих конфликтов подталкивало читателей к шпионскому роману, который затрагивал политическую тематику, проблематику отношений государств во время Второй мировой войны и сразу после ее окончания, отвлекая их внимание от детективов об уголовных преступлениях и преступниках.

Следует отметить, что признаком настоящего политического романа должно быть наличие в нем интриги, связанной с неизвестным читателям механизмом принятия политических решений. В политическом шпионском романе до конца сохраняется неизвестным кто на самом деле враг, а кто сторонник, так как практика перевербовки агентов разведывательных служб была обычным явлением. Но при этом, результатом противостояния должна быть нейтрализация, дезинформация и полное устранение противника, а не только разоблачение агентурной сети противника. Примечательным является тот факт, что протагонист политического шпионского романа не является «театральным» постановочным шпионом. Чаще всего это профессионально подготовленный кадровый офицер британской разведки, с острым умом и долей удачи, осознанно пришедший к службе в разведке. В политическом шпионском романе протагонист выступает «идеалогическим» профессионалом в силу большой доли ответственности за проведение операции, провал которой может привести к катастрофе. Характерным признаком политического шпионского романа является многократная перевербовка агентов, а также их разделение на определенные типы: агенты влияния, агенты вербовщики- «кроты», агенты-ровокаторы. Следует отметить, что антагонистами в политических шпионских, как правило, выступают коммунистические страны. Социальный статус и протагониста, и антагониста почти равный, однако, уровень антагониста не всегда соответствует уровню протагониста. На наш взгляд, типичными признаками политического шпионского романа являются широкая панорама событий, свободное перенесение действий из одной страны в другую, история этих стран, использование подлинных документов и фактов разведки и контрразведки. Таким образом, политический шпионский роман несет в себе  авторскую позицию, которая зачастую совпадает с государственной.

Проанализировав ряд шпионских романов периода Холодной войны, можно сделать вывод, что гонка вооружений и взаимный шпионаж между мировым противостоянием двух диаметрально противоположных полюсов: СССР и США, а также их стран-сателлитов, привели к развитию жанра политического шпионского романа.


Библиографический список
  1. Ле Карре Д. Свободная энциклопедия Википедия. [ элетронный  ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ле_Карре_Джон
  2. Ле Карре Д. Шпион, пришедший с холода / Д. Ле Карре. – С-Пб.: Лимбус-Пресс, 2000. – 230 с.
  3. Ле Карре Дж. Шпион, выйди вон! / Дж. Ле Карре. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.
  4. Норец  М.В. Генезис жанра шпионского романа в английской литературе: монография / М. В. Норец. – Симферополь: Бизнес-информ, 2014. – 364 с.
  5. Хоста М. «Шпионский роман» (Попытка краткого обзора) Шпиономания. / М. Хоста, А. Верховский, О. Лапчинский. – Режим доступа: http://spymania.narod.ru/articles/spynovel1.htm.
  6. Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / [отв. ред. А.П. Саруханян] . – М.: Наука, 2005. – 541 с.


Все статьи автора «Ягьяева Сейране Рустемовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: