В результате распада СССР страны постсоветского пространства, становясь самостоятельными субъектами, принялись осуществлять собственную национально-государственную политику, частью которой стало формирование системы образования. При этом все субъекты Российской Федерации сохранили традиции воспитания межкультурной компетенции в сфере образования.
Образование является неотъемлемой частью социального развития и культуры, поэтому конфликты, вызванные культурными, демографическими и национальными отличиями, не могли не затронуть образовательные процессы в странах постсоветского пространства. Для РФ, крупнейшей многонациональной страны мира, важнейшей целью воспитания является формирование у обучающихся уважительного отношения к людям различной национальной принадлежности и культуре различных этносов. Именно такой подход может снизить риск возникновения конфликтов в образовательном учреждении.
К сожалению, подобные конфликты возникают не только среди сверстников. В процессе коммуникации могут возникать и педагогические конфликты на этической и религиозной почве. Конфликт между учеником и учителем может быть создан из-за повышенных требований учителя, или же от невыполнения требования учеником. Такой конфликт будет сопровождаться внутренним протестом ребенка, будет нарушать психологическую безопасность личности.
Во время подросткового созревания этот вопрос стоит особенно остро, подросток очень чувствителен к окружающему миру и обстановке, культуре и системы ценностей. Если произойдёт прецедент, накаливая напряженности на любых уровнях, это будет нести свою печать, на протяжении всей его жизни.
Сегодня мы наблюдаем, что напряжение между этносами усилилось в связи с ростом миграции. С увеличением числа мигрантов мы все больше наблюдаем проявление различных форм нетерпимости, экстремизма и ксенофобии. Межнациональные конфликты достигли и школьную среду. Проблема стала настолько очевидна, что скрывать её уже невозможно.
Сегодня в образовательной среде наблюдается присутствие ряда личностных конфликтогенов:
во-первых, в современных условиях система образования представляет учителя, как менеджера образовательных услуг, недостаточно обращая внимание на него как субъекта психического и профессионального развития, что не создает условий, к профессиональному самоанализу;
во-вторых, педагоги, ориентируясь на выполнения роли проводника знаний и жизненных убеждений, в большинстве случаев не пытаются создать благоприятные условия для нормальной работы ребенка, что приводит к возникновению и обострению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве.
Таким образом, конфликты на национальной и религиозной почве возникают в следствии недостаточного уровня культуры учителя, что проявляется в неготовности менять стереотипы воспитания.
Основной целью деятельности современного учителя является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его правовых, медицинских механизмов предупреждения и преодоления конфликтов, как негативных явлений в образовательном процессе и ближайшем окружении.
В школьной среде конфликты – негативное явление, воспринимаемое как неуправляемое, стихийное, мешающее обеспечению высокого качества и уровня воспитательной работы.
В противовес распространенному мнению доказано, что разумный и педагогически правильный подход к урегулированию конфликта открывает большие перспективы.
Варианты решения и результат национальных конфликтов зависит от культуры конфликтующих. В случае конструктивного разрешения конфликт становится показателем прогрессивного развития образовательного процесса. Педагог должен иметь навыки урегулирования и предотвращения конфликтных ситуаций, которые помогут улучшить качество коммуникации обучающихся.
Современному педагогу необходимо обладать целым комплексом знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности образовательной среды и в области управления конфликтами, так как безопасность данного вида профессиональной деятельности напрямую зависит от умения преобразовывать разрушающий конфликт в конструктивный. Конфликт всегда проще предотвратить, чем урегулировать. Задача современного педагога предупредить подобные явления и помочь школьникам справиться с возникающими проблемами. В связи с этим к педагогу выдвигаются новые требования, предусматривающие формирование педагогической толерантности. Толерантные отношения слагаются из интереса к личности обучающегося, из сочувствия к нему, помощи, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Обучающиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт толерантного отношения к людям.
Возможность избегать межнациональные конфликты существует, для этого педагогу необходимо прививать обучающимся такие идеи, как равенства народов, подчеркивать индивидуальность каждого человека.
В условиях, когда конфликт не удалось предотвратить, преподаватель должен иметь навыки и опыт в урегулировании уже возникшего конфликта. Для нахождения компромисса и приемлемого результата нужно удовлетворить все противоборствующие стороны. Для этого необходимо выполнить несколько условий:
- Нужно признать, что конфликт имеет место и признать, что каждая притворствующая сторона имеет право на существование. Но при этом, не обязательно признавать, что их цели и требования правильны;
- Далее на конфликт влияет степень организованности, чем лучше структурирован, тем легче его разрешить;
- Равенство сторон – организовать определенные правила, при которых возможен переговорный процесс.
Понимание того как привлечь персонал образовательного учреждения к обеспечению безопасности в школе должно отталкиваться от того, что в настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
В современных условиях, безопасность в образовательном учреждении играет важную роль в образовательном процессе в целом. Персонал образовательного учреждения обеспечивает грамотную осведомленность всех учащихся о значении безопасности в условиях межнациональных конфликтов.
Во время конфликта, ситуация может изменяться, из-за этого очень сложно провести логический анализ. Именно поэтому, возникают сложности в решении конфликта, так как, необходимо найти решение, которое удовлетворит все стороны конфликта. Для этого принимается компромиссное решение. Конфликт переходит в латентную (скрытую) фазу. При этом невозможно дать гарантий, что с течением времени конфликт не вспыхнет снова.
В заключении необходимо отметить, что никакие меры не дадут эффекта и снижения возникновения конфликтов в образовательной учреждении, если в голове каждого не будет понимания о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Твёрдое знание и практическое усвоение нескольких простейших навыков поможет предотвратить большое количество конфликтов.
Библиографический список
- Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. – М.: Издательство «Русский журнал», 2010.
- Силакова О. В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса / О. В. Силакова // Молодой ученый. — 2014.
- Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007.
- Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 2010.
- Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Серия «Из наследия мировой психологии». – М. : ЛКИ, 2010.