Развитие системы образования в России в последние годы характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов образовательных учреждений и образовательных программ. Положительные процессы в развитии российского образования нашли свое отражение в децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении обучающимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоуровневого финансирования образовательных учреждений [2].
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование [1], а концепция модернизации российского образования определила главную задачу российской образовательной политики: «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [3].
Современное общество диктует определенный социальный заказ образовательным учреждениям, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных умений для раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей. В своё время Альберт Эйнштейн сказал: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста». Понятие «гармоничная личность» невозможно без хорошего физического и духовного здоровья. Поэтому одно из важных направлений в выполнении социального заказа заключается в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Здоровье – необходимая и одна из главных составляющих полноценной жизнедеятельности человека и развития общества в целом. Не случайно, формирование здорового образа жизни каждого гражданина является приоритетным направлением государственной политики.
В настоящее время это направление актуально, т.к. в уральском регионе менее 10% выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 50% имеют функциональные отклонения, а у 40% обнаруживаются те или иные хронические заболевания.
В своём социальном заказе родители МКОУ «СОШ № 23» г. Дегтярска обратили внимание на тенденцию ухудшения здоровья обучающихся, что и повлияло на необходимость более глубокого погружения педагогического коллектива в данную проблему.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что проблема здоровья учащихся вышла из ряда педагогических и обрела социальное значение. Исходя из поставленной перед современным образованием задачи сохранения здоровья детей в образовательном учреждении, поэтому в 2011- 2012 учебном году педагогами школы были выявили противоречия между сложившейся устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья учащихся и социальным заказом на развитую во всех отношениях здоровую личность.
Учитывая социальный заказ общества, в 2011-2012 учебном году образовательное учреждение заявило тему: «Внедрение инновационной здоровьесберегающей модели в образовательный процесс» и получило статус экспериментальной внедренческой площадки на базе школы под патронажем Дворца молодёжи г. Екатеринбурга. Специалисты экологического отделения Дворца молодёжи предложили разработанный ими проект «Курс – ЭКО: Здоровье» для апробации и внедрения в школе № 23.
Выбранная тема является новацией, т.к. предполагает системную организацию управления учебно-воспитательным процессом, в основе которой находится модель школы с приоритетной заботой о сохранении здоровья обучающихся, их родителей и педагогов.
Цель инновационной деятельности: создание здоровьесберегающей среды школы как условия саморазвития и самореализации обучающихся. Исходя из цели, образовательное учреждение поставило перед собой большую задачу: устранение или в значительной степени снижение влияния школьных факторов риска на здоровье обучающихся и педагогов.
Для ознакомления с проектом и последующего его внедрения состоялась встреча педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 23» с авторами-разработчиками проекта «Курс-ЭКО: Здоровье», специалистами экологического отделения, на которой был представлен данный инновационный образовательный проект, составлен план совместной деятельности по его реализации, намечены этапы реализации проекта, а также проведены консультации с администрацией и педагогами школы.
Деятельность педагогического и ученического коллективов по здоровьесбережению осуществлялась по плану реализации проекта в соответствии со следующими направлениями:
- учебно – воспитательная работа;
- культурно-массовая работа;
- спортивно-массовая работа;
- работа с родителями и педагогами.
Основная цель работы: укрепление и сохранение здоровья обучающихся.
Выполнению этой цели содействовало решение следующих задач:
- совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры школьного пространства (содержание здания и помещений в соответствии с СанПин); оснащение медицинского кабинета; организация горячего питания педагогов;
- организация мониторинга состояния физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса (ведется медицинский контроль за физическим развитием детей для отслеживания уровня физического и психо – эмоционального здоровья обучающихся;
- пропаганда здорового образа жизни (проведение декад по демонстрации зож, выступление агитбригад, выпуск листовок, стенгазет о пропаганде зож);
- повышение профессиональных компетенций членов педагогического сообщества в области здоровьесбережения (психолого-педагогические семинары, изучение методической литературы по данной проблеме, курсовая переподготовка);
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (обучение по индивидуальным образовательным программам тех учащихся, которые нуждаются в нем по состоянию здоровья согласно медицинским показаниям, проведение физкультминуток, динамических пауз, Дней здоровья, турслетов и походов, дней развития и коррекции).
Здоровьесберегающие технологии – не альтернатива другим педагогическим системам, по многим другим принципам она занимает общие позиции с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной и др. Главная ее особенность – приоритет грамотной заботы о здоровье учащихся и педагогов как обязательное условие образовательного процесса.
Благодаря внедрению инновационного образовательного проекта «Курс-ЭКО: здоровье», наметился переход от эпизодического применения технологии до широкого системного внедрения здоровьесберегающей технологии в педагогическую практику школы.
Реализация задач осуществлялась через организационные моменты:
- составление режима работы ОУ на учебный год в соответствии с СанПИН;
- организация и проведение общешкольных мероприятий;
- организация работы спортивно-оздоровительных секций и кружков.
В итоге, за эти учебные годы были проведены различные мероприятия как в самой школе, так и на уровне города с привлечением всех членов педагогического сообщества (дети, педагоги, родители).
Проведённый мониторинг по сохранению здоровья среди учащихся и педагогов показал значительное снижение уровня различных заболеваний, показатели нашего ОУ значительно выше городских.
Завершением всей работы стал Областной семинар «Калейдоскоп здоровья», целью которого было создание условий для профессионального взаимодействия и трансляции результатов инновационной деятельности педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 23» в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Курс-ЭКО: Здоровье».
На семинаре был дан анализ результатов работы базовой площадки, определены изменения, подлежащие внесению в содержание, структуру общего и дополнительного образования по здоровьесбережению. В ходе мероприятия был представлен обобщенный опыт системной работы учреждения по вовлечению детей, родителей, педагогов, социальных партнёров в процесс здоровьесбережения, согласно проекту «Курс- ЭКО: Здоровье».
Проектная и творческая работа в направлении ЗОЖ детей младших классов, среднего и старшего звена была продемонстрирована во время уроков и мастер-классов. Многоаспектность и многоплановость состоявшихся открытых мероприятий позволили всем, кто прибыл на семинар-презентацию, выбрать наиболее значимые из них с целью внедрения их в практику своего учреждения.
Большой ценностью данных мероприятий является единство и командное взаимодействие всех участников презентации: детей, педагогов, родителей, администрации школы и специалистов ГАОУ СО «Дворец молодёжи».
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется просветительская и методическая деятельность по укреплению здоровья учащихся и педагогов и их партнеров. Учащиеся переходят к проектированию своего здоровья. Они создают образец того или иного показателя здоровья. Этот образец является индивидуальным, и каждый ребенок моделирует пути его достижения, формируя определенные жизненные стратегии поведения в отношении собственного здоровья.
Таким образом, в школе создана модель системно-комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и педагогов.
Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья обучающихся и педагогов выявили ряд проблем, требующих в дальнейшем своего разрешения.
Таким образом, деятельность базовой площадки была направлена на пропаганду и воспитательные потребности в ЗОЖ, формирование ценностных ориентаций в области активной жизнедеятельности как фактора первостепенной важности в отношении влияния на самочувствие и здоровье человека.
Результатом проведенной работы можно считать улучшение здоровья детей, о чем свидетельствует мониторинг, стабильное увеличение количества учащихся, занятых в спортивных секциях, в спортивных соревнованиях; снижение количества обучающихся, подверженных вредным привычкам, увеличение доли ребят, пользующихся горячим питанием.
Работа по сохранению и укреплению здоровья органично вошла в общую систему работы школы, стала важной составляющей всех разделов плана воспитательной работы с учащимися.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:1 (дата обращения 09.01.2016)
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70643472/paragraph/1:3 (дата обращения 09.01.2016)
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/ (дата обращения 09.01.2016)