УЧЁТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ПРИ ОКАЗАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ) В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ БАЗОВОЙ ПЛОЩАДКИ МКОУ «СОШ № 23» ГО «ДЕГТЯРСК»)

Латыпов Ринат Тавзихович1, Залесова Галина Поликарповна2
1Уральский государственный экономический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
2Уральский государственный экономический университет, студентка магистратуры заочной формы обучения

Аннотация
В представленной статье проанализирована здоровьесберегающая среда школы как условие саморазвития и самореализации обучающихся. Авторы на практическом примере базовой площадки МКОУ «СОШ № 23» ГО «Дегтярск» показали как в значительной степени снижение влияния школьных факторов риска на здоровье обучающихся и педагогов. В образовательном учреждении сформировалась просветительская и методическая деятельность по укреплению здоровья учащихся и педагогов и их партнеров. В результате проведенных мероприятий среди учащихся школы обозначился переход к проектированию своего здоровья.

Ключевые слова: здоровьесберегающая модель в образовательном процессе, здоровьесберегающая среда школы, общеобразовательное учреждение, сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов, социальный заказ общества, школьная модель системно-комплексной работы


ACCOUNTING FOR SOCIAL ORDER IN THE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES (PROCESSES AND RESULTS) IN THE MUNICIPAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT (ON THE EXAMPLE OF THE BASIC PLATFORM OF MKOU "SOSH № 23" TH "DEGTYARSK")

Latypov Rinat Tavzikhovich1, Zalesova Galina Policarpovna2
1Ural State University of Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration
2Ural State University of Economics, master's student of the correspondence form of training

Abstract
In the presented article analyses the nurturing environment of the school as a condition of self-development of students. The authors of a practical example of a basic platform of MKOU "SOSH № 23" TH "Degtyarsk" showed how greatly the reduction of the influence of school risk factors on the health of students and teachers. In an educational institution formed educational and methodical activity on strengthening of health of students and teachers and their partners. As a result of the activities conducted among the students of the school marked the transition to the design of their health.

Keywords: educational institution, health promoting model in the educational process, nurturing environment of the school, social order of society, the model school system-comprehensive work, the preservation and strengthening of health of children and teachers


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Латыпов Р.Т., Залесова Г.П. Учёт социального заказа при оказании образовательных услуг (технологии и результаты) в муниципальном образовательном учреждении (на примере работы базовой площадки МКОУ «СОШ № 23» ГО «Дегтярск») // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/13990 (дата обращения: 23.02.2024).

Развитие системы образования в России в последние годы характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов образовательных учреждений и образовательных программ. Положительные процессы в развитии российского образования нашли свое отражение в децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении обучающимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоуровневого финансирования образовательных учреждений [2].

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование [1], а концепция модернизации российского образования определила главную задачу российской образовательной политики: «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [3].

Современное общество диктует определенный социальный заказ образовательным учреждениям, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных умений для раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей. В своё время  Альберт Эйнштейн сказал: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста». Понятие «гармоничная личность» невозможно без хорошего физического и духовного здоровья. Поэтому одно из важных направлений в выполнении социального заказа заключается в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Здоровье – необходимая и одна из главных составляющих полноценной жизнедеятельности человека и развития общества в целом. Не случайно, формирование здорового образа жизни каждого гражданина является приоритетным направлением государственной политики.

В настоящее время это направление актуально, т.к. в уральском регионе менее 10% выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 50% имеют функциональные отклонения, а у 40% обнаруживаются те или иные хронические заболевания.

В своём социальном заказе родители МКОУ «СОШ № 23» г. Дегтярска обратили внимание на тенденцию ухудшения здоровья обучающихся, что и повлияло на необходимость более глубокого погружения педагогического коллектива в данную проблему.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что проблема здоровья учащихся вышла из ряда педагогических и обрела социальное значение. Исходя из поставленной перед современным образованием задачи сохранения здоровья детей в образовательном учреждении, поэтому в 2011- 2012 учебном году педагогами школы были выявили противоречия между сложившейся устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья учащихся и социальным заказом на развитую во всех отношениях здоровую личность.

Учитывая социальный заказ общества, в 2011-2012 учебном году  образовательное учреждение заявило тему: «Внедрение инновационной здоровьесберегающей модели в образовательный процесс» и получило статус экспериментальной внедренческой площадки на базе школы под патронажем Дворца молодёжи г. Екатеринбурга. Специалисты экологического отделения Дворца молодёжи предложили разработанный ими проект «Курс – ЭКО: Здоровье» для апробации и внедрения в школе № 23.

Выбранная тема является новацией, т.к. предполагает системную организацию управления учебно-воспитательным процессом, в основе которой находится модель школы с приоритетной заботой о сохранении здоровья обучающихся, их родителей и педагогов.

Цель инновационной деятельности: создание здоровьесберегающей среды школы как условия саморазвития и самореализации обучающихся. Исходя из цели, образовательное учреждение поставило перед собой большую задачу: устранение или в значительной степени снижение влияния школьных факторов риска на здоровье обучающихся и педагогов.

Для ознакомления с проектом и последующего его внедрения состоялась встреча педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 23» с авторами-разработчиками проекта «Курс-ЭКО: Здоровье», специалистами экологического отделения, на которой был представлен данный инновационный образовательный проект, составлен план совместной деятельности по его реализации, намечены этапы реализации проекта, а также проведены консультации с администрацией и педагогами школы.

Деятельность педагогического и ученического коллективов по здоровьесбережению осуществлялась по плану реализации проекта в соответствии со следующими направлениями:

- учебно – воспитательная работа;

- культурно-массовая работа;

- спортивно-массовая работа;

- работа с родителями и педагогами.

Основная цель работы: укрепление и сохранение здоровья обучающихся.

Выполнению этой цели содействовало решение следующих задач:

  1. совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры школьного пространства (содержание здания и помещений в соответствии с СанПин); оснащение медицинского кабинета; организация горячего питания педагогов;
  2. организация мониторинга состояния физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса (ведется медицинский контроль за физическим развитием детей для отслеживания уровня физического и психо – эмоционального здоровья обучающихся;
  3. пропаганда здорового образа жизни (проведение декад по демонстрации зож, выступление агитбригад, выпуск листовок, стенгазет о пропаганде зож);
  4. повышение профессиональных компетенций членов педагогического сообщества в области здоровьесбережения (психолого-педагогические семинары, изучение методической литературы по данной проблеме, курсовая переподготовка);
  5. внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (обучение по индивидуальным образовательным программам тех учащихся, которые нуждаются в нем по состоянию здоровья согласно медицинским показаниям, проведение физкультминуток, динамических пауз, Дней здоровья, турслетов и походов, дней развития и коррекции).

Здоровьесберегающие технологии – не альтернатива другим педагогическим системам, по многим другим принципам она занимает общие позиции с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной и др. Главная ее особенность – приоритет грамотной заботы о здоровье учащихся и педагогов как обязательное условие образовательного процесса.

Благодаря внедрению инновационного образовательного проекта «Курс-ЭКО: здоровье», наметился переход от эпизодического применения технологии до широкого системного внедрения здоровьесберегающей технологии в педагогическую практику школы.

Реализация задач осуществлялась через организационные моменты:

​ - составление режима работы ОУ на учебный год в соответствии с СанПИН;

​ - организация и проведение общешкольных мероприятий;

​ - организация работы спортивно-оздоровительных секций и кружков.

В итоге, за эти учебные годы были проведены различные мероприятия как в самой школе,  так и на уровне города с привлечением всех членов педагогического сообщества (дети, педагоги, родители).

Проведённый мониторинг по сохранению здоровья среди учащихся и педагогов показал значительное снижение уровня различных заболеваний, показатели нашего ОУ значительно выше городских.

Завершением всей работы стал Областной семинар «Калейдоскоп здоровья», целью которого было создание условий для профессионального взаимодействия и трансляции результатов инновационной деятельности педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 23» в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Курс-ЭКО: Здоровье».

На семинаре был дан анализ результатов работы базовой площадки, определены изменения, подлежащие внесению в содержание, структуру общего и дополнительного образования по здоровьесбережению. В ходе мероприятия был представлен обобщенный опыт системной работы учреждения по вовлечению детей, родителей, педагогов, социальных партнёров в процесс здоровьесбережения, согласно проекту «Курс- ЭКО: Здоровье».

Проектная и творческая работа в направлении ЗОЖ детей младших классов, среднего и старшего звена была продемонстрирована во время уроков и мастер-классов. Многоаспектность и многоплановость состоявшихся открытых мероприятий  позволили  всем, кто прибыл на семинар-презентацию, выбрать наиболее значимые из них с целью внедрения их в практику своего учреждения.

Большой ценностью данных мероприятий является единство и командное взаимодействие всех участников презентации: детей, педагогов, родителей, администрации школы и специалистов ГАОУ СО «Дворец молодёжи».

Таким образом, в образовательном учреждении реализуется просветительская и методическая деятельность по укреплению здоровья учащихся и педагогов и их партнеров. Учащиеся переходят к проектированию своего здоровья. Они создают образец того или иного показателя здоровья. Этот образец является индивидуальным, и каждый ребенок моделирует пути его достижения, формируя определенные жизненные стратегии поведения в отношении собственного здоровья.

Таким образом, в школе создана модель системно-комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и педагогов.

Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья обучающихся и педагогов выявили ряд проблем, требующих в дальнейшем своего разрешения.

Таким образом, деятельность базовой площадки была направлена на пропаганду и воспитательные потребности в ЗОЖ, формирование ценностных ориентаций в области активной жизнедеятельности как фактора первостепенной важности в отношении влияния на самочувствие и здоровье человека.

Результатом проведенной работы можно считать улучшение здоровья детей, о чем свидетельствует мониторинг, стабильное увеличение количества учащихся, занятых в спортивных секциях, в спортивных соревнованиях; снижение количества обучающихся, подверженных вредным привычкам, увеличение доли ребят, пользующихся горячим питанием.

Работа по сохранению и укреплению здоровья органично вошла в общую систему работы школы, стала важной составляющей всех разделов плана воспитательной работы с учащимися.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:1 (дата обращения 09.01.2016)
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70643472/paragraph/1:3 (дата обращения 09.01.2016)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р  «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/ (дата обращения 09.01.2016)


Все статьи автора «Шведов Владислав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: