Рассмотрим применение методов когнитивного моделирования и экспертной оценки на примере ухудшение экологического состояния нашей планеты. Это тема является глобальной проблемой человечества.
Для наблюдения и более точного описания: причин, последствий и путей решения. Я решила составить самую удобную для этого «Когнитивную модель». Построение модели помогает лучше постичь наблюдаемое. (Рис. 1)
Когнитивная карта может быть визуализирована в виде графа, в котором вершины, соответствуют одному фактору или элементу картины мира индивида, а дуги связывающие вершины А и В, соответствует причинно-следственной связи А → В, где А – причина, В – следствие.
На модели можно увидеть отрицательные (знак «-») и положительные (знак «+»), значения контуров. Связи называются положительными, если увеличение одного ведет к увеличению (усилению) другого, или уменьшение одного ведет к уменьшению другого при прочих равных условиях. Например: Контур «Переработка отходов» и «Загрязнение ОПС» отрицателен, что значит, первый фактор уменьшает события другого. Или контур «Переработка отходов» и «Уровень сельского хозяйства» положителен.
Для каждого фактора, представленного в диаграмме, экспертным путем определяется весовой показатель, отражающий сравнительную оценку, вклад того или иного фактора в обеспечение качества. (Рис. 2). Для этого мы проведем экспертную оценку. (Табл. 1)
Таблица 1 Матрица опроса
Эксперт |
Эрозия |
Загрязнение атмосферы |
Загрязнение ОПС |
Вредоносная добыча ископаемых |
1. |
4 |
1 |
3 |
2 |
2. |
4 |
3 |
2 |
1 |
3. |
4 |
2 |
3 |
1 |
4. |
4 |
1 |
3 |
2 |
Затем для дальнейших вычислений рассчитываем обратную матрицу.(Табл. 2)
Таблица 2 Обратная матрица опроса
Эксперт |
Эрозия |
Загрязнение атмосферы |
Загрязнение ОПС |
Вредоносная добыча ископаемых |
1. |
1 |
4 |
2 |
3 |
2. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. |
1 |
3 |
2 |
4 |
4. |
1 |
4 |
2 |
3 |
Сумма |
4 |
13 |
9 |
14 |
Итог |
0,1 |
0,325 |
0,225 |
0,35 |
Благодаря этим методам мы исследовали и изучили обширную тему.
Библиографический список
- Курзаева, Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб.пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
- Курзаева, Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
- Курзаева Л.В.,Овчинникова И.Г., Чичиланова С.А.К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации //Фундаментальные исследования. – 2015. – № 6-3. – С. 473-478.