КОММУНИКАТИВНЫЙ ОПЫТ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Сметанина Татьяна Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет им.К. Минина
кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и общественных наук

Аннотация
В статье анализируются ценностные ориентации личности в современной корейской культуре. Они раскрываются через параметры отношения к человеку, природе, времени, направленность человеческой деятельности. Делается попытка осмыслить соотношение традиций и новаций на примере культуры Южной Кореи. Подчеркивается важность этих факторов в процессе межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: досуг, межкультурная коммуникация, модель личности, модернизация, повседневная культура, традиции, ценностные ориентации


THE COMMUNICATIVE EXPERIENCE: THE VALUES OF THE FOUNDING OF THE MODERN KOREAN CULTURE

Smetanina Tatyana Aleksandrovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Ph.D. in Philosophical Sciences, docent of the Department of philosophy and social Sciences

Abstract
This article analyzes the value orientations of the individual in modern Korean culture. They are disclosed through parameters of the relationship to man, nature, time, the focus of human activity. Attempts to understand the ratio of traditions and innovations on the example of the culture of South Korea. Stresses the importance of these factors in the process of intercultural communication.

Keywords: casual, identity, intercultural communication, leisure culture, modernization, traditions, value orientations


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Сметанина Т.А. Коммуникативный опыт ценностные ориентации личности в современной корейской культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18724 (дата обращения: 24.02.2024).

Способы «видения мира» и жизни в нем  чрезвычайно  многообразны. Межкультурные контакты становятся сегодня для россиян фактором, во многом определяющим их повседневно-бытовую, профессиональную деятельность,  а также важнейшей частью культуры досуга. Интерес человека к «иному», «другому» неистребим. Во многом, он лежит в основе деления на «своих и чужих», способствует пониманию собственной культурной идентичности.

Обязательным условием любой социокультурной коммуникации является наличие не только общего языка, каналов передачи информации, но и понимание семиотических, этических правил осуществления коммуникации. Смысловое ядро чужой культуры раскрывается опосредованно, через систему ценностей, норм, социальных ролей, которая и определяет процессы коммуникации.  Вслед за Ф.Клакхоном и Ф. Стродбеком, под ценностными ориентациями мы будем понимать определенным образом сгруппированные принципы, определяющие мотивы человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих проблем [1]. В качестве критериев для их анализа используем пять параметров, соответствующих основным общечеловеческим проблемам: отношение человека к природе и «сверхприродному»; отношение к человеческой натуре; отношение ко времени; направленность человеческой деятельности, отношение человека к другим людям. Материалом послужит и тот первичный слой повседневности, который определяет восприятие чужаком новой для него культуры.  Мишель де Серто, размышляя о развитии городского пространства, тонко подмечает, что  средневековый город по своей сути является телесным, тактильным, тогда как современный – это скорее город взгляда [2, c. 30], город культуры.

Этнокультурная и религиозная идентичность не рассматриваются в Корее  как синонимы. В конфессиональном отношении она очень не однородна. Последние десятилетия доминировать здесь стало христианство, представленное католицизмом и протестантизмом. В архитектуре Сеула отражена социокультурная стратификация их последователей. Здесь множество протестантских церквей, снимающих один-два этажа здания, обвешанных рекламой, вокруг которых кипит деловая, торговая жизнь. Несколько монументальных неоготических соборов в фешенебельных административных районах демонстрируют влияние католицизма,  которому удалось закрепить свое влияние. Буддизм постепенно уступает место как религия преимущественно сельских жителей. Буддийские монастыри и храмы традиционно располагались в уединенных местах. Но сегодня  некоторые из них оказываются в черте города.  Далеко не все посетители этих почитаемых мест – буддисты. Любой желающий может искать там соприкосновения с вечностью или сувениры. Толерантность, когда-то сделавшая буддизм мировой религией, и сегодня помогает ему выжить. Исследователи отмечают большую открытость, заинтересованность и толерантность корейского общества по отношению иным культурам, по сравнению даже с близкой ей Японией [3].

Направленность человеческой деятельности, культивируемая буддизмом, определяется как «становление», стремление к развитию и целостности личности.  Протестантская же традиция культивирует действие ради действия, человек оценивается и сравнивается по результатам своей деятельности. Эта установка современной западной цивилизации смягчается буддийской и конфуцианской традицией. Отношение к человеческой натуре обусловлено установкой на ее изменяемость. И буддийская, и конфуцианская модель личности делает акцент на ее совершенствование. Отсюда – стратегия поведения, делающая упор на обучение, упорное духовное и телесное самосовершенствование, трудолюбие и карьеру.

Конфуцианство не рассматривается самими корейцами как религиозное, вообще как самостоятельное учение. Его уже не преподают в школе и не декларируют как официальную идеологию. Но культурная самобытность современной Южной Кореи во многом определяется именно им. Духом конфуцианства пронизаны все сферы  культуры: от семейных ценностей, этикета, до корпоративной культуры и законодательства. Образ мудрого учителя, отца-воспитателя присутствует здесь в различных вариациях. В Корее считается, что обеспечивать пожилых родителей – долг не государства, а детей, даже показатель их престижа.  Кровно-родственные, семейные узы и взаимоотношения составляют ядро моральных ценностей. Это накладывает своеобразный отпечаток и на общественные нормы. Возрастная иерархия – первое, что бросается в глаза европейцу в корейском обществе. В семейном, бытовом, профессиональном общении старшинство играет важную роль. «Сколько тебе лет?» – спрашивают незнакомца при встрече. И это не бестактность, а глубоко закономерный вопрос. В зависимости от ответа строится модель общения.

Признание высокой ценности традиции, характерно для культур Китая, Японии, Кореи и других стран этого региона. Глубокое почтение к предкам, семейным связям, истории, позволяет говорить об их ориентации на прошлое. Но эту принятую в культурной антропологии классификацию не следует понимать буквально. В современном южнокорейском обществе высоко ценятся изменения, новации. Иначе немыслим бы был тот рывок, который эта страна сделала за какие-то пятьдесят лет. Как и в большинстве индустриально-развитых стран, корейцы ориентированы на исполнительность,  планирование, достижение цели. Такие культуры относят к «монохромным» по отношению ко времени.

Важным аспектом, который необходимо учитывать в межкультурной коммуникации, является деление культур на коллективистские и индивидуалистические. Корея, как, кстати, и Россия, относятся к первому типу. Групповые ценности и цели рассматриваются здесь как более значимые, нежели индивидуальные. Личность ориентирована не на автономное самоутверждение и конфронтацию, а на социальную гармонию. Коллективистские установки ориентируют корейца на работу в команде, совместный досуг, поддержание корпоративного духа. Опосредованно они  проявляются в этикете, предписывающем скорее сдержанную скромность, чем индивидуалистическую энергичность. Включенность в профессиональную иерархию личностной составляющей ближе к русской традиции, чем к американской, которая воспринимается как «бездушная».

Рационализм и прагматизм – ценности, которые отвечают духу как традиционной конфуцианской, так и современной техногенной цивилизации.    Почти поголовное высшее образование для Южной Кореи – предмет гордости и источник новых проблем. Как и во многих развитых странах,  основной источник неквалифицированной рабочей силы  здесь – мигранты, количество которых растет.

Стремительное превращение во второй половине XX века  аграрного общества в техногенное, постиндустриальное, привело к своеобразной ностальгии. Любовь к выращиванию домашних растений,  увлечение  ландшафтным дизайном и сохранение традиционной  вегетарианской составляющей национальной кухни заметны и в таком мегаполисе, как Сеул. Эти особенности повседневной культуры опираются на глубинные ценностные ориентации.  На ментальном уровне природа не противопоставляется человеку, не воспринимается как угроза.  По отношению к ней сохраняется традиционная установка на гармонизацию природного и человеческого, общность и целостность мироздания. Конфуцианский идеал гармонии остается фундаментальным принципом, организующим  жизненное пространство современной корейской культуры. Культурное своеобразие каждого народа  заключается в неповторимой иерархии общечеловеческих ценностей. В Корее она формировалась столетиями и сегодня, пройдя через период  мощной вестернизации,  демонстрирует свою жизнеспособность.


Библиографический список
  1. Hills, M. Kluckhohn and Strodtbeck’s Values Orientation Theory / Michael D. Hills. / Online Readings in Psychology and Culture, 4(4), 2002 / [Электронный ресурс]. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol4/iss4/3/ (дата обращения: 25.12.20016).
  2. Серто М. де. Практика повседневной жизни. Часть III: Пространственные практики // Прогнозис. 2010. № 1.C30.
  3. Ставропольский Ю.В. Влияние конфуцианской философии в Корее и в Японии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/16945 (дата обращения: 25.12.2016).


Все статьи автора «Сметанина Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: