УДК 339.92:314.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАЗНОУРОВНЕВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ахметов Тагир Ремалевич
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра
Российская Академия наук сектор Экономической безопасности кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Аннотация
В статье исследуется эволюция теоретико-методологических подходов и принципов управления инновационным потенциалом разноуровневых социально-экономических систем. Утверждается что, инновационный потенциал экономики напрямую зависит от научного, ресурсно-материального, производственно-технологического и экономического потенциала экономической системы. Главными субъектами, влияющими на инновационный потенциал, выступают инноваторы, инвесторы, государство и общество. Их роль заключается в обеспечении взаимодействия между составляющими инновационного потенциала, они выступают в качестве связующих звеньев. Управление инновационным потенциалом разноуровневых систем приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся конкуренцией социально-экономических систем.

Ключевые слова: инновации, модели поддержки рынка интеллектульной собственности, национальная инновационная система, цикл идеи, цикл инновации, цикл продукта, эволюционная модель с инновационной доминантой, эволюция


THE EVOLUTION OF THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF MULTI-LEVEL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Akhmetov Tagir Ramilevich
Institute for Social and Economic Research Ufa Scientific Center
Russian Academy of Sciences Sector of Economic security PhD, senior researcher

Abstract
This article examines the evolution of methodological approaches and principles of management of innovative potential of multi-level socio-economic systems. That Alleged, innovation potential of the economy depends on the scientific, resource-material, technological and economic potential of the economic system. The main actors influencing the innovation capacity, are the innovators, investors, government and society. Their role is to ensure interaction between the components of innovative capacity, they act as connecting links. Management of innovative potential of the multi-level system is of particular relevance due to the increasing competition of socio-economic systems.

Keywords: cycle of a product, cycle of an innovation, cycle of idea, evolution, evolutionary model with an innovative dominant, innovations, model of support of the market intellectual properties, national innovative system


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахметов Т.Р. Эволюция теоретико-методологических подходов и принципов управления инновационным потенциалом разноуровневых социально-экономических систем // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18643 (дата обращения: 26.05.2017).

Инновационный потенциал как необходимый элемент социально-экономических систем, стал фигурировать с появлением самих государственных образований. Непрерывная военная и экономическая конкуренция суверенов – порождает постоянный процесс совершенствования теоретико-методологических подходов к управлению потенциалами, в том числе инновационным. Со времён античности, накопление знаний, совершенствование технологий, развитие исскуств и компетенций, становится важнейшей задачей государства, и даже, условием его выживания в конкурентной борьбе за ресурсы и влияние на другие народы и культуры. Именно это – накопление позволило эллинам развиться до стратегического понимания цивилизации, для существования которой необходимо управление инновационным потенциалом.

Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически — с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

Афиняне развивали свою цивилизацию, поэтапно соединяя государственную и частную собственность, планомерно выстраивая элементы управления инновационным потенциалом. Основа частного сектора — семейное хозяйство (домашнее хозяйство постепенно развивающееся до уровня применения наёмного труда), использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос), а затем увеличивающееся и расширяющееся. Понятие «экономика», созвучно с их пониманием заведования домашним хозяйством — «ойкономика».В этих условиях появляется настоятельная необходимость постоянного повышения инновационного потенциала полиса. Частно-государственное партнерство становится основой управления инновационным потенциалом. Государственный заказ, привлечение зарубежных учёных, создание обширных баз данных, именно в тот период становится предметов гордости тогдашних правителей, это относится также и к Китаю в тот же период. Целая плеяда китайских императоров в то же самое время, выстраивало систему управления и развития экономики империи. Это развитие и явилось основой создания «шёлкового пути» в последующий период истории. В то же время, любая отрасль производства в античной Греции; земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики», стремление к точности и скрупулёзности становится поддерживаемой государством отдельной деятельностью, направленной на развитие наук и исскуств, имеющих важное прикладное значение. Греки стремились рассчитать всё что касалось практической пользы, ремесленники, торговцы, земледельцы — внимательны к любому новшеству, способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции [1, c. 231-251.].

В поздний античный период система управления инновационным потенциалом развивалась в римской империи. Впервые появляется эмиссия металлических денег имевших хождение почти по всей Евра-Азии и Африке, эта империя объединив два континента стала прообразом глобального развития. Эта эмиссия металлических денег позволила привлекать лучшие умы того времени в метрополию, а создание мощнейших торговых флотов того времени, географически объединили периферийные районы. В то же время Китай и Индия продолжают товарную экспансию как в своём регионе, так и в Европу, являясь центрами притяжения интеллектуальных и предпринимательских талантов в своём регионе. Распространение научных и культурных знаний, взаимовлияние множества империй, всё более создавало обстановку конкуренции императоров за привлечение обладателей и создателей знаний. В поздний античный период, создание государственных научных школ и различных институций научно-прикладного характера становится обыденным делом в метрополиях. Наличие этих институтов, становится отличительной чертой позднеантичного периода. Ценность знаний для империй уже осознанна и их носители становятся особами приближёнными к императорам – это касается и периода средневековья.

Системность и скрупулезность, методологичность и точность стали основой управления хозяйством, привлечение знаний и компетенций, развитие системы образования и систематизация знаний, их формализация стали основой для выработки теоретико-методологических подходов к управлению инновационным потенциалом разноуровневых социально-экономических систем.

Впервые, в период архаики была сформирована стратегическая система управления инновационным потенциалом государства. Произошла систематизация знаний и компетенций необходимых для понимания необходимости развития инновационного потенциала, его управления и приумножения.

Архаичные времена окончательно оформляют методы управления инновационным потенциалом – основанные на поддержке их генерации и сохранении для последующих поколений. Происходит концентрация знаний в практических ремёслах и в то же время развиваются гуманитарные дисциплины, управление инновационным потенциалом, становится осознанной политикой полисов и насущной необходимостью государства [2, c. 35]. Значительные усилия производятся над абсорбцией технологий, а не простого копирования – это становится ключевым отличием античной Европы, которое становится основным отличием от других подходов к поддержке инновационного потенциала [3, c. 56-68.]. Примерно в этот же период элементы политики развития инновационного потенциала, проявляются в регионе АТР, но именно умение абсорбции технологий – стало отличительной чертой на десятки веков европейского пути развития инновационного потенциала.

Средние века. В средние века, получило мощное развитие христианство, церковь становится наднациональным институтом концентрирующим у себя всю совокупность знаний и изобретений, путём создания системы высшего образования – университеты и иные институты и институции развития [4, c. 134.]. Церковь становится основным участником управления инновационным потенциалом, иногда сдерживая развитие тех или иных знаний. Европа оказавшись под мощным протекторатом церкви ведет междоусобные войны и совершает крестовые походы в различные регионы мира. Это обстоятельство востребует развитие военных технологий, создаются крупные мануфактуры и цеха, банки и первые государственные университеты с исследовательскими центрами и государственные академии [5, c. 394.]. Всё это порождает усложнение структуры управления инновационным потенциалом и необходимость ограничения всевластия церкви, появляется протестантизм в Германии, его лидер Мартин Лютер, распространяет его по всему северу Европы, утверждая верховенство честного труда и творческих изысканий над католической зашоренностью и бездеятельном уповании на кого либо. В этот период и появляется феномен богатого севера (протестанты) и бедного юга (католики), при этом развиваются новые религии различного  национального окраса (англиканская и т.д.). Европейские нации освободившись от наднационального протектората, стали активно использовать инфраструктуру оставшуюся им в наследство от католиков (университеты, библиотеки, академии) для развития инновационного потенциала и активной абсорбции знаний других народов мира [6, c. 213-235]. К тому времени как завершилась географическое объединения мира в единую колониальную систему, Европа превратилась в высококонкурентную, хорошо оснащённую часть света, готовую к колониальному захвату остального мира [7, c. 46.]. При этом Китай и большая часть восточной Евразии, были поглощены борьбой с теми или иными представителями кочевых народов, наиболее успешными такими племенами были Монголы. В истории широко известны случаи привлечения ведущих учёных того времени на службу Чингисхану, Тактамышу, Удыгею и др. Именно удачно сложившиеся обстоятельства послужили основой для развития системы управления инновационным потенциалом в Европе. В период с 15 – 18 века происходит постоянная экономическая, военная, политическая конкуренция за новые колонии и ресурсы [8, c. 37.]. Новые знания, применение их в практике становятся основой конкурентной борьбы, а некоторые колонии начинают борьбу за независимость и побеждают в ней (США), благодаря применению новейших вооружений.

Иными словами, уже 4 тысячи лет происходит военная конкуренция между крупными государствами и выигрыш в этой конкуренции получают те, кто грамотно и эффективно выстраивает систему управления инновационным потенциалом, привлекает мировых учёных, развивает систему образования и обеспечивает наиболее крупный государственный заказ для науки, культуры и промышленности. Тот, кто надеется на импортные поставки, подвержен коньюнктурным рискам и не является серьёзным игроком на мировой арене. Государство содержит науку, систему образования, инновационную инфраструктуру и обеспечивает инвестопроводящую систему, в обмен на экономический рост и стабильность. Прекращение государством хотя бы одной своей функции приводит к ужесточению кризисов и глобальной нестабильности социально-экономических систем, то есть, внешняя зависимость многократно повышается и происходит сверх интеграция с внешними рынками – понижение индикаторов экономической безопасности. Государственный суверенитет в таких условиях, ставится под серьёзное сомнение, ввиду снижения уровня самообеспеченности и самодостаточности экономики (деградации реального сектора). И всё это, становится реальностью, но неочевидностью, уже в средние века.

Новое время

В новые времена конкуренция европейских, уже империй, приводит к мировым войнам, управление инновационным потенциалом приобретает новое значение и характер. Обладание тем или иным носителем знаний становится вопросом жизни и смерти государств и наций. Происходит повсеместное увеличение объёмов и масштабов финансирования научных учреждений и университетов, всеобщее среднее образование становится нормой, а некоторые знания становятся совершенно секретными. Большие объёмы знаний сосредотачиваются в национальных исследовательских центрах, решающих строго определённые задачи науки и техники. Наличие квалифицированных кадров и инновационной инфраструктуры становится решающим фактором в развитии промышленности, а частно – государственное партнёрство приобретает всё более ярко выраженный характер. Происходят постоянные крупные вливания государственных инвестиций на решение узко специализированных технических проблем бизнеса. Все силы общества напрягаются для развития инновационного потенциала. Европейский, американский, японский империализм сосредотачивается на научно-технической революции, осознавая первостепенность вопроса в период ведения мировых войн за мировые ресурсы. Впервые приходит понимание важности инновационного потенциала в Советском Союзе, ещё Лениным. Происходит возрождение науки и образование уже в 30-е годы, концентрируются ресурсы страны на тяжёлой и оборонной промышленности. Советский Союз выстраивая свою систему поддержки инновационного потенциала, концентрировал усилия как на абсорбции технологий, так и создании принципиально новых, прорывных, не имеющих аналогов в мире технических решениях, добиваясь в этом деле определённых успехов. Управление инновационным потенциалом проводилось планово и структурно – иерархично, но появление больших открытий, становилось поводом к созданию крупного исследовательского центра. Именно умение концентрировать большой объём ресурсов более других стран, отличало советскую систему. Ответом Запада стало создание обширных национальных систем развития инноваций, в которой инноватор пользуется невероятными до этого льготами и послаблениями.

В настоящий период, созрело понимание – что инновации создаются для рынка, но отнюдь не рыночными способами и методами. Появляется понимание управляемости рынками и проектирования рынков, на чём концентрируется вся экономическая модель Запада, а в последующем Японии и затем Китая и Индии. То есть, понимание необходимости управления инновационным потенциалом как управления будущими рынками, впервые появляется в период после второй мировой войны. Реализуется такая политика, благодаря развивающейся пропаганде и претенциозности мировых СМИ, в том числе, через пропаганду ценностей в системах образования подчинённых стран. Формируется образ успешности и превосходства одного индивида над другим, благодаря потреблению того или иного «модного» продукта. Практически весь хозяйственный механизм западных стран, обслуживает экономику знаний, наука стала отраслью экономики, а высокотехнологичные национальные рынки, по своей стоимости, превышают некоторые сырьевые рынки мира. Появление идеи, её формализация означает для её носителя немедленный финансовый результат. Такой носитель становится персоной «V.I.P.», его приглашают в различные фонды и штаб квартиры ТНК, с ним начинают «носится» государственные ведомства с целью скорейшего инвестирования идеи и доведения до реального, практического результата. Вокруг инноватора, учёного, изобретателя создаётся система и инфраструктура ссуживания финансовых средств на создание инновации. Эта система конкуренции за идеи, выкачивает из стран периферии высококвалифицированные кадры, конкурировать с национальными системами поддержки инноваций, практически, невозможно. Но концентрировать усилия на определённых направлениях исследований, периферийные страны обязаны, ввиду товарной специализации. Необходимо учиться управлению инновационным потенциалом разноуровневых социально-экономических систем вырабатывая принципы такого управления. Они, заключаются в системном воздействии на различные общественные институты, развитии новых и реконструкцию утративших свою эффективность.

Стратегическое управление инновационным потенциалом, предполагает реализацию следующих ключевых принципов:

1. Конкурентоспособность условий функционирования инновационных предприятий, научных и учебных учреждений, инновационной инфраструктуры и отдельных исследователей-изобретателей.

Ключевым условием выступает возможность исследователя-изобретателя самореализоваться, не только благодаря личному благосостоянию, но и реализуя свои профессиональные навыки в создании изобретений и новшеств. У человека должно быть чёткое понимание работы «социальных лифтов» через науку и образование. Молодой человек, в начале своего жизненного пути должен воочию видеть результат выбора науки, образования и науки, как высокодоходных видов деятельности и личностного роста. Общество должно чётко осознавать важность и полезность научной и инновационной деятельности, как основы экономического процветания нации, высокие доходы в соответствующих отраслях экономики, понимается как плата за поступательное развитие высокотехнологичных производств и независимости государства. Соревнование в величине доходов учёных и исследователей в государстве с другими странами, является состязанием за обладание национальным бизнесом конкурентных преимуществ, а вооружённых сил обладание военными секретами критического характера [9, c. 5-51.]. Только выполнение подобных вышеописанных условий, способно привлечь специалистов, изобретателей и учёных всего мира к решению задачи технологической незавиисимости экономики страны и обеспечения военного паритета с ведущими державами мира, при этом, происходит существенная экономия средств государственного бюджета на подготовке иностранного специалиста. На привлечении лучших умов мира на решении проблем технологического развития национальной экономики основывалось и основывается доминирование ведущих стран мира. Конкуренция учёных и изобретателей всего мира за работу в стране, становится основой высокого качества науки и технологий. Привлечение кадров стран конкурентов, лишает их возможности технологического развития. Молодое поколение видит успех учёного-изобретателя и идентифицируют себя с динамично развивающейся страной – мировым лидером, способным отстаивать свои интересы. Страна в которой наука становится отраслью экономики, на постоянной основе осуществляет распространение объектов интеллектуальной собственности, защищая её и диктуя странам партнёрам стандарты работы с ней и формируя пулл технологий и объектов интеллектуальной собственности в конечном итоге регулируя мировые высокотехнологичные рынки продавая либо сдерживая продажи новых технологий и изобретений. В основе всего этого лежит конкурентоспособность условий работы учёного-изобретателя.

2. Устойчивость, поступательность роста государственных ассигнований на науку образование, инновационную инфраструктуру и поддержание инновационного малого бизнеса. Наука, становясь отраслью экономики, постоянно расширяет сферы исследований и необходимость её  развития и финансирования возрастает. Та страна, которая поступательно наращивает финансирование новых исследований и изобретений, развивает различные формы поддержки инноваций, соответственно, обладает наибольшим уровнем развития рынка интеллектуальной собственности. В периоды проявления кризисных явлений в экономике, как правило, государственные ассигнования на науку, образование и инновации снижаются, страны успешно преодолевающие кризис не только не снижают такие расходы, но и наращивают объёмы финансирования, значительно увеличивая инновационный потенциал страны. Происходит стимулирование новых секторов экономики, способных вывести всё национальное хозяйство из кризисного состояния [10, c. 20-25.]. Можно отметить, что именно постоянство и поступательный характер роста ассигнований в обозначенные сферы, становится действенным инструментом преодоления кризисных явлений в экономике.

3. Обеспеченность инвестициями реального сектора экономики и развитие инвестопроводящей системы в инновационном секторе. Финансовый сектор и фондовые рынки экономики должны обеспечивать постоянный рост инвестиций на рынке акций высокотехнологичных компаний, обеспечивая тем самым быструю реализацию инновационных проектов. Если эта функция быстрого перетока в инновационную сферу не работает, то это означает отсутствие комплекса правил и регулятивов для финансового сектора и фондовых рынков, привлекающих поток инвестиций в инновации. Регулятивы и правила устанавливаются государством, и инструментарий подобной политики совершенствуется веками. Такие традиции, заложенные ещё в средние века, позволяют университетам и академиям привлекать средства на реализацию высокотехнологичных проектов. Банки и фонды, иные финансовые учреждения в принципе получают право работать на рынке страны, при условии внушительных инвестиций в инновационные проекты и венчурные фонды. Пенсионные фонды и страховые компании обязаны иметь в своей структуре венчурные подразделения, а операторы фондового рынка, имеют право работать в случае значительного участия в торговле акциями высокотехнологичных компаний. Все эти правила и регулятивы прописаны в законодательствах развитых стран мира, а в некоторых случаях, для ТНК и ТНБ открывается внутренний рынок, лишь в случае внесения внушительных сумм в венчурные фонды [11, c. 10-46.]. Весь комплекс мер обеспечивает постоянный устойчивый рост инвестиций не просто в экономике, а в его качественных характеристиках диверсификации

4. Устойчивость оборота НМА в реальном секторе экономики. Оборот и обновление НМА находится под пристальным вниманием государства, ввиду необходимости его постоянного обновления и сохранения технологической независимости. Развитие рынка интеллектуального рынка, профилируется под интересы обновления основных фондов промышленности с использованием отечественных патентов и изобретений, либо абсорбция и патентная очистка зарубежных технологий и изобретений с последующим внедрением их уже как отечественных изобретений [12, c 5-18.].

5. Приоритетность конкурентных преимуществ высшего порядка в реальном секторе экономики. Среди инструментария подобной политики развития инновационного потенциала, значатся: налоговые каникулы для инновационных предприятий, создание свободных экономических зон и преференциальных механизмов государства, развиваются правила и дополнительные условия для фондов и банков. Всё это, в совокупности, перераспределяет ВВП государств развитых стран более чем на половину в пользу инновационного и академического секторов экономики [13, c. 3-10.]. Высокодоходные сектора экономики дополнительно облагаются налогами и платежами в пользу венчурных фондов и научно-образовательных бюджетов, а развитие финансирования научных изысканий признаётся основой национальной безопасности.

6. Масштабность (системность) присутствия государства в экономике, представленное государственным заказом и установлением регулирующих большую часть экономики правил в пользу отечественного производителя. Внушительный оборонный и иные государственные заказы, ограничения во внешнеэкономической сфере и стимулирование экспорта, независимая политики центробанка с целью обеспечения устойчивого роста в реальном секторе экономике. Всё это: системное присутствие государства обеспечивающее развитие инновационного потенциала. Никогда и нигде в мире инновации и крупные компании не развивались без участия государства, государственный заказ выступает в роли сильнейшего стимула для инноватора, осуществлять свою деятельность в обозначенном государством направлении.

7. Комплексность и согласованность подходов в проведении инновационной политики всеми уровнями власти. В современном мире постоянно увеличивается конкуренция за обладание редкими факторами производства (высшими факторами производства) и конкурентными преимуществами. Последовательное и системное выполнение принципов проведения инновационной политики означенных выше, способно удерживать рыночные позиции национальных производителей на мировых рынках. Фрагментарное применение, приводит к потере конкурентоспособности национальной экономики, утере рынков. В случае необходимости строительства НИС вновь, возникает необходимость применения методов мобилизационной экономики, таких как:

-      закрытие внутреннего рынка для иностранных конкурентов;

-      эмиссия денег через реализацию проектов в промышленности (германский тип эмиссии);

-      всеобщее внедрение плановых принципов в экономике;

-      прощение долгов промышленности и запрет выплаты ею внешних долгов;

-      регистрация хозяйствующих субъектов иностранных резидентов на территории проведения хозяйственной деятельности и запрет трансграничного хождения капиталов;

-      значительное увеличение государственного сектора экономики и его постоянное развитие.

Таким образом, государственная политика развития инновационного потенциала, предполагает комплексное развитие экономики, исходя из перечисленных выше принципов. Выделяется два варианта такого развития, один предполагает рыночный подход и частно-государственное партнёрство, второй – мобилизацию всего общества на решение проблемы развития национального хозяйства. Иной вариант (третий – комбинированное и без системное применение различных принципов развития инновационного потенциала) развития событий представляется сомнительным распылением средств и возможностей. Лишь системность и комплексность, твёрдость и поступательность реализации инновационной политики способны обеспечить успех.

Таким образом, выявлены следующие ключевые принципы развития инновационного потенциала:

1. конкурентоспособность условий функционирования инноваторов;

2. устойчивость, поступательность роста государственных ассигнований на науку образование, инновационную инфраструктуру и поддержание инновационного малого бизнеса;

3. обеспеченность инвестициями реального сектора экономики и развитие инвестопроводящей системы в инновационном секторе;

4. устойчивость оборота НМА в реальном секторе экономики;

5. приоритетность конкурентных преимуществ высшего порядка в реальном секторе экономики;

5. масштабность (системность) присутствия государства в экономике, представленное государственным заказом и установлением регулирующих большую часть экономики правил в пользу отечественного производителя;

6. комплексность и согласованность подходов в проведении инновационной политики всеми уровнями власти;


Библиографический список
  1. Кравченко А.И. Культурология. – М.:Академический Проект, 2001.с. 231-251.
  2. Лапкин В.В., Пантин В.И. Поздняя Античность и современность: опыт сравнительного политического анализа // Полис (Политические исследования). – 2003. – № 4. – С. 35, 82-93.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20.1959. C.56-68.
  4. Бибихин B.В. Новый ренессанс. М., 1998. С. 134.
  5. Rinascimento al femminile / A cura di O.Niccoli. Roma; Bari, 1991 Р.430; Refiguring Woman: Perspectives on Gender and the Italian Renaissance / Ed. by M.Migiel, J.Schiesari. Ithaca; London, 1991 Р.394.
  6. Эксле О.Г. Немцы не в ладу с современностью. «Император Фридрих П» Эрнста Канторовича в политической полемике времен Веймарской республики // Одиссей. Человек в истории. 1996: Ремесло историка на исходе XX века. М.: Соdа. 1996. С. 213-235.
  7. Seigel J. Rhetoric and Philosophy in Renaissance Humanism. The Union of Eloquence and Wisdom. Princeton, 1968. Р.46.
  8. Baron H. The Crisis of the Early Italian Renaissance. Civic Humanism and Republican Liberty in an Age of Classicism and Tyranny. Princeton, 1955. Р37.
  9. Селезнёв П.С. Инновационная политика современного государства: стратегия, модели, практика. Автореферат докторской диссертации. 2014. С.5 – 51.
  10. Горячева Т.В. Формирование и реализация многоуровневой промышленной политики в РФ в условиях углубления экономической интеграции. Автореферат докторской диссертации. 2013. С.20 – 25.
  11. Титов Л.Ю. Экономические инновационные структуры и институты сетевого типа : теория и методология. Автореферат докторской диссертации. 2010. С.10 – 46.
  12. Клейман Ю.А. Инновации как фактор активизации экономического роста в России. Автореферат кандидатской диссертации. 2008. С. 5-18.
  13. Брагинец М.В. Организационно-экономический механизм формирования и функционирования региональной инновационной системы. Автореферат кандидатской диссертации. 2011. С.3 – 10.


Все статьи автора «Ахметов Тагир Ремалевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: