УДК 339.92:314

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Ахметов Тагир Ремалевич
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра
Российская Академия наук
сектор Экономической безопасности
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Аннотация
Данная статья посвящена уточнению понятия инновационный потенциал с различных теоретических позиций и воззрений. В статье проводится глубокий анализ авторских трактовок и воззрений на данную проблему, анализируется инновационный потенциал как на национальном уровне, так и на региональном. Делаются выводы и даются определения уточняющие понятие инновационный потенциал. Так, инновационный потенциал экономики напрямую зависит от научного, ресурсно-материального, производственно-технологического и экономического потенциала экономической системы. Главными субъектами, влияющими на инновационный потенциал, выступают инноваторы, инвесторы, государство и общество. Их роль заключается в обеспечении взаимодействия между составляющими инновационного потенциала, они выступают в качестве связующих звеньев.

Ключевые слова: инновации, модели поддержки рынка интеллектульной собственности, национальная инновационная система, цикл идеи, цикл инновации, цикл продукта, эволюционная модель с инновационной доминантой, эволюция


THE CONCEPT OF INNOVATION, INNOVATION POTENTIAL: THE SOCIO-ECONOMIC AND PUBLIC ASPECT

Akhmetov Tagir Ramilevich
Institute for Social and Economic Research Ufa Scientific Center
Russian Academy of Sciences
Sector of Economic security
PhD, senior researcher

Abstract
This article focuses on clarifying the concept of innovation potential with a variety of theoretical positions and views. The article presents a deep analysis of the author's interpretations and views on this issue, analyzes the potential for innovation both at national level and regionally. Conclusions and provides definitions of clarifying the concept of innovation potential. Thus, the innovative potential of the economy depends on research, resource and material, production and technological and economic potential of the economic system. The main subjects that affect the potential for innovation, are the innovators, investors, government and society. Their role is to ensure that the interaction between the components of the innovation potential, they act as a bridge.

Keywords: cycle of a product, cycle of an innovation, cycle of idea, evolution, evolutionary model with an innovative dominant, innovations, model of support of the market intellectual properties, national innovative system


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахметов Т.Р. Уточнение понятия инновация, инновационный потенциал: социально-экономический и общественный аспект // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18642 (дата обращения: 29.04.2017).

Существует множество толкований инновационных процессов и инновационного потенциала, в частности, Д.М. Гвишиани и В.И. Громеко, нововведение трактуют как – «процесс доведения технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект», другой подход – «конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия» [1, c. 11-15.].

Авторы трактуя инновацию, значительно сужают его до уровня, лишь, «доведения до стадии практического использования» либо, «доведение до стадии коммерческого использования», при описанном выше подходе инновации не отмечены как социально-экономический и общественный феномен. Что приводит нас к поиску более полного и достоверного определения.

Так, инновации есть результат деятельности по обновлению, то есть преобразованию предыдущей деятельности, приводящему к замене одних элементов на другие либо дополнению уже имеющихся новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности: определяются цели изменения, разрабатывается новшество, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь физически или морально. При преодолении инерции сложившегося порядка почти всегда возникает проблема последствий – ожидаемых, желаемых и вредных.

Е. Дихтль и Х. Хершген утверждают – «инновации как ввод продуктов, причем следует различать подлинно инновационные продукты и новые лишь в производственной программе данного предпринимателя. Подлинные инновации предполагают новое решение потребительской проблемы или удовлетворяют потребность, для которой раньше не было товара….» [2, c. 58-59.].

Самым распространенным определением является следующее: «процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов». Более расширенное толкование В. Кингстона   инновация – «это процесс преобразования новой идеи или изобретения в социально значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями или преобразование идей в конкретные предметы» [3, c. 18.], говорит уже о социальной значимости новаций.

Исследуя же «большие циклы», Н.Д. Кондратьев отмечал, что  цикл образуется от базового нововведения и представляют собой множество вторичных совершенствующих нововведений. Его теория позволила увидеть возможность ускоренного преодоления очередного циклического кризиса в экономике посредством внедрения радикальных технико-экономических инноваций [4.].

Основной недостаток подобного подхода к трактовке инноваций состоит в том, что их ассоциируют с процессом освоения новой продукции или технологии, не учитывая происходящие изменения в социально-экономической сфере.

Влияние на социальные аспекты развития общества проявились в полной мере уже в тот период развития производительных сил общества, обуславливая изменения в самом обществе.

Аналогичное суждение высказывает Л.С. Бляхман, который рассматривает нововведение (техническое, технологическое, организационное, социально- экономическое) как «целенаправленное изменение сознательно вносимое в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. Под нововведением имеется в виду процесс его создания, освоения, распространения, а результат – новые изделия, технологии, формы и методы организации производства, труда и управления, приносящие социально-экономический эффект» [5, c. 3].

По определению Н.И. Лапина, нововведение или инновация – это «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл» [6, c. 150.]. Авторы настойчиво выделяют как цикличность инноваций, так и их социальное значение и даже ведущую роль в его развитии, в качествах его преобразований и изменений под внешнюю среду. Инновации — выступают как квалифицированный ответ общества на изменения внутренней и внешней среды.

Впервые такой подход к определению инновации предложил И. Шумпетер, который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций». Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации представляют собой изменение производства и рынка и осуществляются в следующих случаях:

производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;

использование нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего товара;

освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

приобретение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще просто только предстояло создать;

выполнение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия». Следовательно: экономическое развитие — процесс постоянного позитивного разрушения и замещения устаревшего — новым, более качественным и квалифицированным, чем выше уровень новизны изменений, тем выше качество развития [7, c. 9-11.].

Так, например, Ю.В. Яковец утверждает, что инновация есть «качественные изменения в производстве» [8, c. 74-80]. Упуская общество в целом, что исправляется А.И. Пригожином определившим инновации как «…такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы… Нововведение – процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое, приводящее к существенным изменениям в обществе» [9, c. 56.].

Здесь мы вплотную подходим к понятию инновационный потенциал М.Л.Матвеева, который определяет инновационный потенциал как способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры [10, c. 47.].  То есть, говориться и подразумевается влияние новаций на общество через реальный сектор экономики.

«Под инновационным потенциалом страны понимаются возможности для создания, разработки, внедрения и распространения полезных новшеств (новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов, социо-культурных образцов и т.д.)» [11, 12, c. 3-4. 13, c. 10-11. 14, c. 8-10.].

совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности [15.]

возможность создания новшеств, осуществления инноваций, готовность воспринять нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому [16, c. 61.].

способность системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей (индивида, рынка и т. п.) [17, c. 138.];

структура, объединяющая три составляющие потенциала: ресурсную, внутреннюю и результативную, которые существуют во взаимодействии, предполагают и обусловливают друг друга [18, c. 29.];

Инновационный потенциал региона трактуется как: источники, возможности, средства создания условий для оптимизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет внедрения рыночных принципов в эту сферу и ее реструктуризацию [19.].

Основными составляющими элементами инновационного потенциала региона являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки [20, c. 65.].  Они обеспечиваются системой потенциалов: 1) производственно-технологического; 2) кадрового; 3) информационного; 4) финансового; 5) научно-технического; 6) организационного; 7) управленческого; 8) инновационной культуры; 9) потребительского сегмента [21.].

Согласно теории больших систем, инновационную подсистему региона следует рассматривать как открытую, динамическую, вероятностную социально-экономическую большую подсистемы региона, представляющую собой совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов [22, 23, c. 18.] открытая, динамическая, вероятностная социально-экономическая подсистема региональной инновационная система характеризуются первично-фундаментальными свойствами: неаддитивностью, эмерджентностью, синергичностью, мультипликативностью, целостностью, уровнем обособленности, централизованности, совместимости, обратной связи [24, c. 32-38.]. Необходимость системного подхода в изуяении инновационного потенциала, обосновывается еще и зарубежными авторами [25, c. 15. 26, c. 7-26.]. Так же, осмысление инновационного потенциала региона как открытой системы видится через взаимодействие его с внешней средой, от которой зависят обслуживание, выживание и рост открытой системы [27, c. 1-10. 28, c. 46-49. 29, c. 3-5. 30, c. 28-29.]. Инновационный потенциал региона управляет внешней зависимостью, устанавливая и поддерживая ресурсные обмены с другими регионами [31, c. 583-601].

Инновационный потенциал региона представляет собой пространственно-временную функцию, описывающую возможность с определенной вероятностью получения инновационного продукта в конкретной социально-экономической системе [32.].

Таким образом, следует говорить о инновационном потенциале как общественных отношениях обеспечивающих позитивное, квалифицированное его развитие, ведущее к расширению инновационной среды. Общество самореализуется как идейный и квалифицированный субъект, повышая свои качественные показатели, развиваясь и усложняясь как структура — устремлённая повышать уровень развития человеческого капитала и реализовывать его. Если мы утверждаем такой подход, необходимо учитывать факторы внешней среды, особенно в эпоху глобализации, и особенно начавшиеся, в рамках этого процесса, кризисные явления в мировой экономике. Дело в том, что инновации других социально-экономических систем серьёзно влияют на общество в целом и если учитывать  это внешнее влияние и процессы МРТ, то вопросы развития и продвижения инноваций становятся наиболее важными, определяющими место и роль экономических систем и обществ в мире.

Развитость и использование в общественной жизни экономического потенциала, определяет социално-экономическую систему общества, его экономическую основу, а значит и социальные модели поведения индивидов. Так, выделяются периферийные, абсорбирующие и центровые эволюционные модели с инновационной доминантой, определяющие развитие общественных отношений и социальное развитие в зависимости от тяготения общества к тому, или иному типу модели. Соответственно, инновационный потенциал определяется приверженностью общества той или иной модели, а соответственно и к развитию, либо деградации инновационной среды. Следуя выше изложенного, социальная составляющая инновационного потенциала, может измеряться развитостью сфер эволюционной модели с инновационной доминантой и одновременно показателями характеризующими инновационную среду социально-экономической системы.

Данный подход может выявить как вектор развития общества, так и динамику его продвижения по этому вектору, в зависимости от выбранной обществом эволюционной модели с инновационной доминантой.

Инновационный потенциал экономики напрямую зависит от научного, ресурсно-материального, производственно-технологического и экономического потенциала экономической системы. Главными субъектами, влияющими на инновационный потенциал, выступают инноваторы, инвесторы, государство и общество. Их роль заключается в обеспечении взаимодействия между составляющими инновационного потенциала, они выступают в качестве связующих звеньев.

Инновационный потенциал – есть сумма информационного, компетентного, внедренческого и рыночного потенциалов высоких качеств экономической системы. Иными словами, инновационный потенциал выступает как сумма информационных, трудовых, материально-технических, правовых, социальных, финансовых и множества иных ресурсов, т.е. это понятие системное  и отражает способность общества к нововведениям и необходимым реформам, в целях более эффективного использования ресурсного потенциала социально-экономической системы. Способность к быстрым и положительным новациям и перестройке социально-экономической системы под веления времени, является основанием для роста инвестиционной активности. Инновационный потенциал выступает основой роста производительности труда, прибыльности предприятий в долгосрочном периоде, повышения уровня жизни населения, т.е социально-экономическая система повышает свою конкурентоспособность.

Сущность инновационного потенциала проявляется в способности социально-экономической системы эволюционировать – переходить в иное качественное состояние, а значит создавать и воплощать инновации, расширять их и распространять, на базе способности различных сфер жизни общества, генерировать и реализовывать необходимые изменения и новшества.

Свойства инновационного потенциала проявляются в качествах сфер его составляющих и некоторых количественных показателей: качество образования, качество научных изысканий, качество и количество патентов и новых технологий их экспорт – импорт, качество абсорбции технологий и их доработки и патентной очистки, наличие и эффективное использование экономической базы для развития государственной системы развития науки, образования, инноваций и рынка ИС.

Критериями оценки инновационного потенциала выступают: информационный, компетентный внедренческий и рыночный потенциалы.

Информационный потенциал выступает как наличие информационной базы изобретений и ноу-хау, находящих свою оценку на рынке интеллектуальной собственности (реальные сделки и передача технологий).

Компетентный потенциал выступает как наличие компетенций и обладание знаний в системе высшей школы, выражающийся в подготовке необходимых кадров и их высокой подготовки для реализации существующих и внедряемых технологий (научно образовательная инфраструктура связанная с рынком интеллектуальной собственности, степень участия ВУЗов и научных учреждений в создании интеллектуальной собственности).

Внедренческий потенциал выступает как эффективность деятельности инновационной инфраструктуры непосредственно производящей перевод интеллектуальной собственности в нематериальные активы, этот потенциал является отражением доработки, совершенствования и распространения инноваций.

Рыночный потенциал отражает потребности и предложение хозяйствующих субъектов в развитии и реализации своих собственных нематериальных активов и интеллектуальной собственности (выражается в количестве предприятий реального сектора и ведущих активную экономическую деятельность).


Библиографический список
  1. Гвишиани Д.М., Громека В.И. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирования инновационной политики / Инновационная политика развитых капиталистических государств. – М.: 1990. С.11-15.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учебное пособие для вузов. Перевод с немецкого Макарова А.М.. Под редакцией Минко И.С.. Москва Высшая школа. 1995г С.58-59.
  3. Kingston, W. The Political Economy of Innovation / W. Kingston // The Hague, 1984. P. 18.
  4. http://www.region-alliance.com/kondratiev.html
  5. Бляхман Л.С. Три цвета экономического времени: свершения и проблемы российской экономики. СПб, 2011. С3.
  6. Лапин   Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие /Н.И.Лапин. – М.: Университетская книга: Логос, 2008. С. 150.
  7. Теория экономического развития. Шумпетер Й. А. Издательство М:, Директ-Медиа. 2007 С. 9-11.
  8. Яковец Ю.В. Инновационное инвестирование: новые подходы // Экономист. – 1995. – № 1. – С. 74-80.
  9. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989. – С.56.
  10. Матвеева М.Л. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2006. – № 3. С. 47.
  11. Geels F. Technological Transitions and System Innovations: A Co-evolutionary and Socio-technical Analysis. N.Y.: Edward Elgar Publishing, 2005.10-11.
  12. Lundvall B. National Systems of Innovation: Toward a Theory of Innovation and Interactive Learning. N.Y.: Anthem Press, 2010. 8, 10
  13. http://www.finam.ru
  14. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности инновационного потенциала //Науч. труды Донецкого национального технического университета. Сер.: экономическая. Вып. 68. Донецк: ДонНТУ, 2003. С.138.
  15. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С.29
  16. Leavitt, H.J., Pinfield, L., & Webb, E., Organizations of the Future: Interaction with the External Environment, Praeger, New York, 1974, p. xv.
  17. Scott, W.G., “Organization Theory: An Overview and an Appraisal,” Academy of Management Journal, 4 (1961), 7-26.
  18. Baker, F., Organizational Systems: General Systems Approaches to Complex Organizations, Irwin, Homewood, IL, 1973. 28-29.
  19. Levine, S. & White, P.E., “Exchange as a Conceptual Framework for the Study of Interorganizational Relationships,” Administrative Science Quarterly, 5 (1961), 583- 601.
  20. Давыдов А. А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] //ФГБОУ ВПО «Институт социологии Российской академии наук» . – URL: http:// http://www.isras.ru/blog_modern_3.html (дата обращения 23.06.2012).
  21. Bruijn H., Voort H., Dicke W., Jong M., Veeneman W. Creating System Innovation: How Large Scale Transitions Emerge. N.Y.: Taylor & Francis, 2004. 3-4.
  22. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала региона // Управление общественными и экономическими системами. 2007. № 1. С.61.
  23. http://www.uecs.ru/demografiya/item/149-2011-03-22-12-47-55
  24. Гольдштейн, Г.Я. Инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: ТРТУ, 1998. С.65.
  25. http://institutiones.com/general/1791-sravnitelnaya-ocenka
  26. Бузгалин, А. Сравнительный анализ экономических систем: методология и теория / А. Бузгалин // Вестник МУ: сер. 6 – Экономика, 2002. – №5. С.49.
  27. Трансформации экономической системы: обзор концепций и контуры общей теории / Г. Ивлева //Общество и экономика, 2003. – №10.С18.
  28. Скопина И.В. Развитие региональных потребительских рынков: Монография / И.В. Скопина. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2004. С.32-38.
  29. Bertalanffy, L. von, “General Systems Theory,” General Systems, 1 (1956), 1-10.
  30. Katz, D. & Kahn, R.L., The Social Psychology of Organizations, John Wiley & Sons, New York, 1966. 46-49.
  31. Hall, R.H., Organizations: Structure and Process, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1977. 3-5.
  32. http://www.science-education.ru/104-6828


Все статьи автора «Ахметов Тагир Ремалевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация