Понятие биоэтики.
Термин «биоэтика» был впервые введен в 1970 году американцем Ван Ренсселер Поттером в работе «Биоэтика – мост в будущее».Будучи медиком, Поттер называл биоэтику новой дисциплиной, которая свяжет этику и биологию ради решения задачи выживания человеческого рода. Он говорил: наука выживания «должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности»[4, с.5].
Термин «биоэтика» состоит из двух слов: «био» – «жизнь», и «этика» –наука о морали. То есть, наука о системе ценностей, которыми руководствуется человечество.
Цели и задачи.
Биоэтика–это междисциплинарное поле, которое затрагивает множество направлений науки: медицину, философию, право, социологию, демографию, политологию, религиоведение, культурологию.. Она исследует нравственные аспекты отношения человека к смерти и жизни и включает самый широкий круг проблем современной медицины. Она изучает противоречие между интересами людей в области здоровья и достижений биологии, медицины и фармакологии, которые прямо или косвенно могут навредить человеку. Главная идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических факторов. Комфортная жизнь человека и поддержание его физического и психического здоровья в среде научных инноваций, не повреждающих экосферу – вот что такое задача биоэтики.
Структура и содержание.
Согласно уставу ЮНЕСКО, биоэтика включает в себя теоретико-философскую часть, медицинскую часть, занимается вопросом фармацевтики, создания и клинических испытаний новых лекарственных средств.
Биоэтика так же занимается нравственным дискурсом человеческих действий в медицине и биологии. Биоэтика налаживает коммуникацию граждан в защиту добра в ситуациях, порожденных Научно-Техническим прогрессом в области медицины, занимается вопросом ценностных проблем современной медицины, регулирует правовые отношения врача и пациента, формирует этическое отношение к жизни и смерти, нравственное отношение ко всему живому.
Биоэтика включает в себя следующие цели и задачи:
Разработка и применение правовой защиты для пациентов и врачей;
Прояснение моральных аспектов, связанных с началом и концом человеческой жизни в условиях новейших биомедицинских разработок.
Биоэтика сталкивается с рядом проблем, таких как:
Экологические аспекты развития технологий, права пациентов, новые репродуктивные технологии, паллиативная помощь и эвтаназия, эксперименты на человеке, генетические разработки, процедуры со стволовыми клетками, клонирование.
Человечество переживает небывалый антропологический кризис. Человек получил колоссальные знания в области науки, и теперь от многих трагических ошибок человечество отделяет только тонкая стена морали[4, с.6]. Несмотря на биологическое начало [2, с.119], человек – это одновременно и надбиологическое существо, изменяющее природную реальность [1, с.77]и, таким образом, создающее «вторую природу». Культурные, социальные, политические, морально-нравственные потребности все больше подчиняют себе жизнь современного человека. Научно-технический прогресс проник в тайны жизни и смерти человека, его природы. Появились ЭКО, искусственная вентиляция легких, трансплантология, а в ближайшем будущем, как говорят генетики, и человеческие черты будущего ребенка станет возможным сделать на заказ.
Итак, естественный отбор отменен.Однако, этот путь развития цивилизации привел к медленному генетическому вырождению форм жизни. Человечество оказалось неподготовленным к тому могуществу, и тем последствиям, к которым вели грандиозные научные открытия. Это привело и к духовному кризису. Перед человечеством встал вопрос о выживании и сохранении своей биосферы. Все больше теряется связь человека с природой. Этими и другими причинами обусловлено быстрое развитие биоэтики.
Основные проблемы
Перечисленные проблемы затрагивают интересы каждого человека и требуют нового медицинского, философского, правового осмысления. Знания в этой области будут полезны каждому, так как медицина сопровождает современного человека от рождения до самой смерти.
В нашей статье мне хотелось бы поговорить о биоэтике, применимой к самым стигматизированным пациентам медицинских учреждений – ВИЧ-инфицированным и людям с психическими диагнозами.
Всегда удивляет, как современным врачам, в реалиях нашей действительности, удается лечить больных, поддерживая в них волю к жизни в тех самых условиях, в которых и абсолютно здоровый человек почувствует себя подавленным. Мы ходим на осмотры в медицинские кабинеты, сдаем кровь на анализ, где висят плакаты об опасности ВИЧ-инфекции. Обратите внимание, как за последние 10 лет изменились эти плакаты? Если в конце девяностых и начале двухтысячных это были в основном нарисованные самими врачами газеты об угрозах наркомании, то теперь это отпечатанные, одинаковые плакаты о вопросе материнства. ВИЧ перестал быть проблемой наркоманов и перешел в другое поле. Теперь от него не застрахован никто, и чтобы хотя бы родить здорового ребенка, анализы в обязательном порядке берут в роддомах. Сегодня большинство женщин узнают о своем ВИЧ-статусе только в родильных домах. Да и зачем нагнетать истерию, ведь это просто статус, с которым живут?
Государство тратит большие средства для поддержания таких больных, но все действия подобны наливанию воды в решето. А тем временем Газета.ру напоминает: о том, что Россия «по итогам 2015 года стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире, следует из доклада ЮНЭЙДС, структуры ООН по профилактике этого заболевания. По темпам прироста новых случаев ВИЧ наша страна опережает большинство государств мира».На наш скромный взгляд, биоэтика должна включиться в этот вопрос. Особенно в нашей стране. При этом важно показать людям, что мы не просто на пороге эпидемии, мы давно в ней тонем. Но делать это нужно уверенно и убедительно, так сказать, без перегибов. Важно доказать людям необходимость контроля своей жизни и своего состояния. А это целая философская проблема. Постоянно приходится сталкиваться с людьми, которым бы «лучше не знать». Такое инфантильное отношение к своей жизни и здоровью тоже необходимо перевоспитывать. И пока эти люди (не на каких-то конференциях и передачах, а в жизни, на прикладном уровне) не поймут весь ужас ситуации и всю долю ответственности, возложенную на каждого из нас самой Жизнью, ситуация будет только усугубляться.
Современный человек мало ценит свою жизнь. Это может быть неосознанное поведение или вполне себе сформировавшийся взгляд. Среди молодых людей, не достигших тридцатилетнего возраста, разговоры о самоубийствах в полусерьезной форме считаются нормой. И это не настоящее желание смерти, что сразу заметит любой психолог. Это игра, инфантилизм, позиция «после нас хоть потом». Какое уж тут будущее человечества, когда человек встает с постели, видит в окно серую стену панельного дома напротив, пьет вчерашнюю принцессу «Нури» и толи всерьез, толи по привычке хочет сдохнуть? Какая уж тут этика жизни? А между тем именно она должна раскрашивать дома как в Норильске, раздавать на улицах витаминные коктейли, читать лекции в парках, открывать бесплатные тренажерные залы. И может быть, если мы всерьез подойдем ко всем этим моментам (депрессии, плохое питание, отсутствие досуга и вообще радости жизни), то люди начнут бережнее относиться не только к себе, но и друг к другу, и мы наконец остановим эпидемию.
То же самое происходит и с пациентами психиатрических отделений. Большинство бы туда и не попало, если бы вовремя удалось развязать узел, поговорить с детским специалистом. Родители никогда не замечают действий, которые способствуют ранней невротизации их ребенка, начиная с фразы: «держи руки на одеяле» и, заканчивая: «Боженька знает все твои мысли». Но конечно стоит признать и немаленький процент врожденных патологий. И тут встает следующий вопрос для прикладной биоэтики: сколько можно калечить и без того подорванную психику пациента условиями содержания, напоминающими фильмы ужасов? Пациенты этих больниц нуждаются в первую очередь в человеческом отношении и комфортных условиях, но стоит почитать форумы больных, как в душу затекает леденящий ужас. Младший персонал психиатрических отделений должен проходить проверку на садистские наклонности и психическую устойчивость. Только понимание того, что эти пациенты – обычные люди, которые страдают, но жаждут жить, поможет обществу интегрировать в себя таких людей. Потому что со стороны пациентов делается многое, но как быть, если на работу в современную корпорацию такому человеку путь негласно закрыт?
Мы рассмотрели две наиболее стигматизированные группы людей, однако, этот список можно продолжать довольно долго. Чего стоят только отдельные, вскрывающиеся факты ущемления прав инвалидов. Совсем недавно на change. org наши соотечественники подписывали петицию для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли использовать электронную подпись. Казалось бы, в наш век инновационной революции такие вещи не могут стать проблемой, однако в современном российском обществе высокие технологии доступны в основном, к сожалению, только в форме смартфонов. Медицинское оснащение в регионах осталось, как правило, еще со времен советского союза, а новое оборудование высокого класса можно увидеть только в частных клиниках. В Нижнем Новгороде много современных частных клиник, государственных современных – мало.
Еще хотелось бы сказать пару слов о, так называемой, «врачебной этике». Это особенно развито в нашей стране, когда врачи покрывают ошибки друг друга. Тяжесть этой катастрофы ощущается только тогда, когда это касается тебя или твоей семьи. Очень часто при этом приходится слушать: «а что вы хотите от врачей, у них маленькие зарплаты»? Или: «что вы хотите от платных врачей, они просто зарабатывают деньги»? Или: «что вы хотите от них вообще, они так устают»? А хотелось бы совершенно другого. Чтобы, на ряду, с профессионализмом в медицинских вузах воспитывались моральные качества(здесь можно вспомнить популярные и любимые студентами медиками фотографии с трупами в морге). Чтобы профессия врача, наконец, перестала быть крестом безденежья, и чтобы врач был действительно той инстанцией, куда приходят с бедой, а уходят, получив поддержку. Чтобы врачи действительно соблюдали врачебную тайну, а пациенты не чувствовали себя обязанными. Чтобы соседи не узнавали о том, у кого из них ВИЧ от специальной бригады, чтобы такие выездные бригады вообще запретили. Чтобы на прием врача в государственной поликлинике выделяли бы не по 10 минут на человека, а по полчаса, как в частных. Чтобы упразднили эту позорную систему раздачи талонов в шесть утра, чтобы в роддомах были одноразовые предметы гигиены.
В заключении нашей статьи, хотелось бы сказать, что мы верим в биоэтику не только как в лекарство для будущего с его открывающимися возможностями, но и как предупреждение старых, прожитых и осознанных ошибок.
Библиографический список
- Воробьев Д.В. Основные формы социального небытия: монография. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. –119 с.
- Кочеров С.Н., Сидорова Л.П. Философия: учебное пособие. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. –150 с.
- Кочеров С.Н. Парадоксы моральной свободы // Этическая мысль, 2015. Т. 15. – С. 5-27.
- Поттер В. Р. Биоэтика – мост в будущее.– М.: Едиториал УРСС, 2010. – 370 с.