О ВОПРОСАХ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Сбродова Надежда Васильевна1, Пестряков Алексей Николаевич2
1ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», cтарший преподаватель
2ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», доцент, кандидат технических наук

Аннотация
Статья посвящена вопросам инженерного обеспечения городской территории. Рассмотрены вопросы транспортной доступности построенного микрорайона и ориентировочных расчетов потребности в общественном транспорте.

Ключевые слова: генеральный план, градостроительство, дорожная сеть, Екатеринбург, жители, инженерное обустройство территории, новая транспортная схема


TRANSPORT PROBLEMS IN URBAN PLANNING

Sbrodova Nadezhda Vasilevna1, Pestryakov Aleksey Nikolaevich2
1Ural State University of Economics, senior lecturer
2Ural State University of Economics, associate professor,candidate of technical sciences

Abstract
The article is devoted to issues of engineering the urban area. Considered the issues of transport accessibility of the territory and the approximate calculation of needs in public transport.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Сбродова Н.В., Пестряков А.Н. О вопросах транспортного обеспечения при градостроительном планировании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18568 (дата обращения: 22.02.2024).

Одним из важнейших вопросов при проектировании городского генплана является вопрос инженерного обеспечения территории. Ни одно современное сооружение не способно выполнять своё предназначение без инженерных коммуникаций. Телефония, водопровод, канализация – все это является инженерными сетями, обеспечивающими функционирование объекта. В целом, инженерное обустройство территории – это комплекс мероприятий по обеспечению пригодности территории для:

- нужд градостроительства;

- защиты территорий от подтопления;

- создания условий здоровой жизни населения.

Одним из важнейших направлений инженерного обустройства является благоустройство и проектирование дорожной сети.

Рассмотрим частный пример дорожно-транспортного обеспечения участка строительства жилого комплекса.

Застройщик выполняет комплекс работ согласно договору, заключенному с Администрацией города. Однако Застройщик, являясь строительной организацией, ограничен в своих действиях ГК РФ и не уполномочен решать планировочные градостроительное вопросы. Организационные вопросы по инженерному обеспечению находятся в ведении Администрации, определяющей основные направления развития района в соответствии с генеральным планом.

В Екатеринбурге идет довольно интенсивная застройка как свободных участков территории, так и снос, реконструкция ветхого жилья. Транспортная дорожная сеть является одной из важнейших инженерных артерий города. Не имея возможности добраться до объекта, жители не будут приобретать там квартиры. В 2016 год активно ведутся работы по изменению транспортной схемы города [3].

Представители Администрации, на разных уровнях, пропагандируют новую схему движения общественного транспорта и новые стратегические подходы к развитию транспортной доступности объектов города. Так, они призывают вести здоровый образ жизни: «Ради улучшения экологии мы должны чем-то жертвовать. Поймите, загрязнение воздуха, воды – это наши машины», отказаться от личного транспорта: «Полного запрета на машины в городе не будет, – пообещал заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Е.Е. Липович, – однако все условия создадут для того, чтобы человеку было неудобно и невыгодно пользоваться в городе личным автомобилем» [1].

Показывается преимущество общественного транспорта: «В новой маршрутной сети интервал движения трамваев и троллейбусов будет 5 минут и меньше», «екатеринбуржцам больше не придётся толкаться в час пик в тесных маршрутках», «в новой сети высокочастотные маршруты будут представлены большими автобусами. На тех маршрутах, где раньше люди давились в “Богданах”, можно будет ехать более свободно на большом автобусе или трамвае», – аргументы сторонников изменения схемы движения транспорта [2]. Одним из основных требований новой транспортной схемы является отказ от дублирования маршрутов (рис.1).

Таким образом, основными узловыми точками нового видения Администрацией транспортного развития города являются:

- передвижение населения пешком;

- отказ от использования личного транспорта;

- увеличение использования общественного транспорта;

- запуск на маршруты больших автобусов взамен малых;

- установка временного интервала 5 минут между рейсами.

Рассмотрим, как это отразится на вновь строящихся объектах. В качестве примера возьмем один из типовых по меркам города проектов – микрорайон «Светлый» [4].

Объект расположен у Кольцовского тракта, на который Застройщиком согласован и выполнен выезд. Можно отнести данный микрорайон к среднему городскому кольцу, т.е. не центр, но и не окраина. Движение в сторону города осуществляется по улицам Алтайская-Якутская-Яблоневая-Молодогрардейцев-Лыжников-Щербакова. Согласно новой транспортной схеме, на данном направлении задействован один маршрут автобуса № 71 (номер дан условно), который будет продлен до МКР «Светлый». Жители могут идти либо пешком (8,7 км до центра города), либо воспользоваться маршрутом № 71, либо выехать через Кольцовский тракт на личном автотранспорте. Пешком идти долго, с учетом светофоров и погоды надо рассчитывать на два часа в одну сторону. Кольцовский тракт в данном месте имеет одностороннее движение и, следовательно, ведет на окраину города.

Рисунок 1. Проект новой транспортной схемы г. Екатеринбурга

Рисунок 2. Выкопировка из транспортной схемы г. Екатеринбурга на исследуемое направление

Если мы зададим в поисковой системе Интернета запросы «офисы», «промышленность», «торгово-развлекательные центры», то поисковая система выдаст карты, представленные на рис. 3. Мы видим, что размещение объектов по данным запросам сосредоточено в центре города. В средней зоне, к которой относится наш объект, количество подобных организаций будет крайне мало. Соответственно, населению нужно не только жить, но и добираться до места работы, для чего надо будет двигаться в сторону центра. После достижения цели Администрации Екатеринбурга – максимально затруднить движение личного транспорта – для выезда из данного района остается один маршрут общественного транспорта.

а)б)в)

Рисунок 3. Размещение в Екатеринбурге категорий объектов: а) офисные центры, б) промышленность, в) торгово-развлекательные центры

Рисунок 4. Выезды из микрорайона «Светлый»: 1 – на Кольцовский тракт, 2 – в центр города, 3 – места крутых поворотов трассы

Согласно информации на официальном сайте микрорайона «Светлый» [4], в настоящее время имеется разрешение на строительство 5 домов (1 очередь) с 3226 квартирами общей площадью 130998 кв.м. Согласно СП 42.13330.2011, п. 5.6, табл. 2 для массового строительства, расчет ведется из норматива 30 кв. м на одного человека, т.е. имеется разрешение на расчетное проживание 4366 человек [5]. По приведенным ранее требованиям Администрации по замене малых автобусов на большие, возьмём за расчет автобус ЛиАЗ-5256, с расчетной вместимостью 110 человек [6]. Для перевозки населения только данного микрорайона на работу потребуется 40 рейсов. Разброс начала и окончания работы составляет около двух часов (от 8-00 до 10-00), таким образом, надо, чтобы в течение двух часов маршрут 71 (по транспортной схеме), полностью загруженный, выполнил 40 рейсов с интервалом движения 3 минуты, что уже почти вдвое перекрывает заявочное время подачи транспорта в новой транспортной схеме. И это только для одной первой очереди, без учета дальнейшего развития поселка. Кроме микрорайона «Светлый», в данном районе города сосредоточено большое количество домов частного сектора и около 20 многоквартирных домов с высотностью от 5 до 30 этажей (рис. 4), жителей которых также надо будет вывезти на работу, а других маршрутов им не предлагается, что еще более уменьшает интервал движения транспорта.

Большой автобус имеет большие радиусы поворота. Например, приведенный выше городской автобус ЛиАЗ-5256 имеет радиус поворота, равный 11,56 м [6], что вызовет затруднения при движении на участках с резкими поворотами, обозначенными на рис. 4 номером 3. На рис. 5 приведена выкопировка из городского плана, где можно измерить радиус поворота, который составляет 8,37 м. Большой автобус для поворота по данному участку дороги будет вынужден двигаться по внешнему радиусу, что, в сочетании с узкой (5,75 метра) шириной улицы в данном месте, а также в связи наличием пешеходного перехода на перекрестке, создает значительные затруднения для движения и провоцирует аварийные ситуации. Любой затор (авария, неубранная куча снега) на внешнем радиусе данного примыкания полностью парализует движение большого автобуса.

Рисунок 5. Выкопировка из плана Екатеринбурга в местах резких поворотов трассы (точки 3 рис. 4)

Таким образом, при составлении новой транспортной схемы города Екатеринбурга не были учтены многие вопросы инженерного обеспечения территории строительства. Внедрение политизированной транспортной схемы, без решения вопросов инженерного обеспечения дорожной инфраструктуры, чревато большими транспортными проблемами населения, как уже проживающего на данной территории, так и приобретающего жилье в новых микрорайонах.


Библиографический список
  1. «Не уничтожайте себя, ходите пешком»: Липович попросил водителей пожертвовать комфортом ради здоровья // Екатеринбург Он-Лайн [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.e1.ru/news/spool/news_id-455952-section_id-160.html
  2. “Это будет единовременный шок”: публикуем новую транспортную схему Екатеринбурга // Екатеринбург Он-Лайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-447293.html
  3. Новую схему маршрутов общественного транспорта в Екатеринбурге нарисуют фонд “Город.PRO” и американский эксперт // Екатеринбург Он-Лайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-434614.html
  4. Микрорайон «Светлый»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svetliy-ekb.ru/about/description/
  5. Свод правил СП 42.13330.2011 “СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820). Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/6180772/#ixzz4TC7VMC4G
  6. ЛиАЗ-5256 город // Официальный сайт группы компаний ASM [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://55asm.ru/gaz/catalog-gaz/liaz-5256-gorod/

 



Все статьи автора «Пестряков Алексей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: