УДК 241

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Логунова Елена Петровна1, Логунова Мария Сергеевна2
1Мичуринский государственный аграрный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
2Воронежский государственный педагогический университет, студент

Аннотация
В статье дана характеристика сущности системы монастырского воспитания, рассмотрены ее принципы, представлена аргументация продуктивности обращения к основам православной культуры в контексте решения воспитательных задач в современной системе образования.

Ключевые слова: культурный феномен монастыря, монастырская культура, православное воспитание


THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MONASTIC CULTURE IN MODERN SOCIETY

Logunova Elena Petrovna1, Logunova Mariya Sergeevna2
1Michurinsk State Agrarian University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of chair of social-humanitarian disciplines
2Voronezh State Pedagogical University, student

Abstract
This article describes the characteristics of the essence of education system in Russian monasteries, the analysis of the principles of education, the arguments about the efficiency of using the principles of Orthodox culture for the education of youth in modern education system.

Keywords: cultural phenomenon of monastery, monastic culture, Orthodox education


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Логунова Е.П., Логунова М.С. Актуализация педагогического потенциала монастырской культуры в современном социуме // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18548 (дата обращения: 30.12.2016).

Поиски разрешения конфликтных ситуаций в современном социуме, выхода из состояния противоречия между человеком и культурой, человеком и природой, человеком и обществом актуализируют обращение к положительному историческому опыту. В силу известных объективных причин историки, обществоведы, философы в недавнем прошлом обходили своим вниманием православную традицию воспитания, которая имеет глубокие корни и показала устойчивую эффективность в течение многих столетий. Принципы, заложенные в ее основе, переосмысленные в контексте новых общественных задач могут стать «ориентирами» и критериями оценки разрабатываемых педагогических программ, парадигм. Система православного воспитания дает пример педагогического процесса как культуросообразной деятельности.

Духовное воспитание человека вновь востребовано, является предметом обсуждения и осмысления. Тенденция к увеличению количества православных школ, включение курса об основах православной культуры в учебный процесс общеобразовательных школ, обращение к традициям народной педагогики и поиск оснований для формирования личности ребенка в православных традициях в условиях дошкольных образовательных организаций – все это свидетельства повышенного научного и практического интереса к христианской культуре [6, с. 419–4232; 7, с. 531–533].

Именно христианство выработало понятие личности, несущее в себе образ Божий в бытийном ее преломлении. Двуединая природа Христа определяет статус личности как ценности. Человеческое общество, освященное Духом Божиим, становится духовным организмом, а мир являет собой бытие, смысл которого – в присутствии в нем Бога. Таким образом, в христианской модели мира ничто не является бессмысленным, все сопоставимо  с духовной вертикалью и объединено личностью Христа. Ставится задача поиска средств соединения внутреннего и внешнего, частей в целое, смысл которого в восстановлении утраченной человеком целостности.

Символический характер христианской культуры способствует разрешению этой проблемы: символ начинает представлять собой путь от несовершенства к совершенству, то есть преображение. Жизнь человека в этом контексте – путь «от предличности к личности» (С.Хоружий) в стремлении к совпадению сущности и существования.

Функции сохранения, воспроизводства и трансляции культуры выполняет в своей деятельности монашество. Монастырь со временем становится и религиозным центром, и христианским училищем, вырабатывая целую систему средств, приемов, методов воспитания человека «по образу и подобию Божию».

Как исторический и культурный феномен монастырь можно рассматривать: а) как символ культуры, феномен устроения человеческого бытия в соответствии с законами его «второй природы»; б) как носитель христианской культуры, ее актуализированное самосознание, а русский монастырь: а) как духовный организм, особого рода целостность; б) как посредник между миром горним и дольним, выполняющий функции сосредоточения, аккумуляции православной традиции, трансляции духовных ценностей в мир, генерации художественной культуры; в) как репрезент средневековой культуры; г) как воспитатель мира посредством института духовного отцовства и художественной культуры. Монастырская культура рассматривается как отдельная, особенная, частная форма христианской культуры, ее функции – генерировать, транслировать, выполнять посредническую роль и т.п.

Монастырская культура постоянно находилась в центре внимания  исследователей [5, с. 138–141; 2, с. 17–40]. Основные направления ее изучения определились в XIX веке: изучение рукописей, актов и других бумаг (К.Срезневский, А.Дмитриевский, Н.Барсуков, Д.Ищенко); описание монастырей (В.Зверинский, Л.Денисов, К.Тихонравов, А.Муравьев); история русского монашества и культа святости на Руси (Е.Голубинский, П.Строев, В. Кожевников, М.Кудрявцев, И.Яхонтов, Г.Федотов). Среди культурологических работ, предметом изучения которых стал феномен монастыря в контексте культурного сознания эпохи, выделяются работы Л.Карсавина, Г.Федотова, где монашество представлено исторически как феномен религиозный и культурный. Исследования А.Гуревича, французского медиевиста Жака ле Гоффа представляют безусловный интерес как реконструкции ментальности эпохи, «народной культуры» и религиозного сознания в средневековом обществе.

Работы С.Хоружего и диакона А.Кураева содержат опыт философско-богословского описания и объяснения религиозных феноменов, практически не поддающихся вербализации: обожения, богообщения, духовного опыта православного подвижничества. В этих работах представлены попытки выработки метаязыка, который, возможно, поможет соотнести разноаспектные методологические подходы к исследованию религиозных феноменов в теологических, культурологических, искусствоведческих текстах.

Собственно, монастырскую тему и, как правило, вопросы духовного опыта монашества, творческой природы аскетизма, не смогли обойти практически все русские философы. Из работ советского периода о русских монастырях наиболее значимыми представляются труды С.С.Аверинцева, В.В.Бычкова, Д.С.Лихачева, Г.М.Прохорова, И.Мейендорфа и др.

Функции монастыря как духовного организма заключаются в следующем: передача традиции, духовного опыта и накапливаемых способов религиозного освоения мира, т.е. обеспечение движения, жизни традиций в обществе (их комплекс определяет то, что условно можно назвать структурой монастыря) [4, с. 292–295]. Анализ современной ситуации в образовательном пространстве российского общества позволяет утверждать об актуальности обращения к опыту православного воспитания [1; 3, с. 92–95].

Основными принципами монастырского воспитания являются: господство принципа «все во всем», который позволяет человеку пребывать в состоянии равновесия «чувства-мысли-слова-действия» и таким образом приближаться к цельности бытия; системный характер средств и путей воспитания. Эффективность решения педагогических задач в современных условиях могут обеспечить следующие принципы:

- единства смысла, ценности и цели(в монастырской культуре – принцип теоцентризма): наличие идеала, обладающего самоценностью и соединяющего человека, культуру и образование;

- уподобления (в русле которого находится принцип должествования): ориентация на идеал, сопоставимость с ним образовательных, культурных форм;

- целостности (условие и результат первых двух), определяющий в культуре тему ее «собирания», единонаправленность всех ее форм;

- иерархизма, этот принцип может быть понят как осознание необходимости разделения воспитательных процессов по их сущностной и функциональной значимости, выработки четкого представления о главной цели и направлениях воспитания, соответственно их иерархической, а не линейной зависимости;

- личностной ориентации, понимаемый как решение всех проблем культуры через личность, включая исходное представление о ценности человека, «обозримость» воспитательного процесса, человеческого бытия, роль личности в передача культурного опыта, ориентацию культуры на восприятие ее человеком;

- опоры на деятельность (монастырская культура – культура подвига, духовного бодрствования);

- интериорности, предполагающий непосредственное обращение к внутреннему опыту человека, не менее важному, чем мир внешний.

Разделение указанных принципов условно в силу их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, они носят универсальный характер, они вполне применимы не только в религиозном, но и в светском воспитании. Монастырский опыт в идеале служит образцом решения проблемы воспитания человека культуросообразного, осознающего себя ответственным за мир, в котором он живет, и сообразно строящего свое поведение.


Библиографический список
  1. Адаевская Т.И., Плеханов И.П., Прыскина Е.А., Семашкин А.А., Чичканова Т.А., Ямашев В.М. История развития системы образования Поволжья. – Самара: Самарский госпедун-т, 1997. – 168 с.
  2. Антипов Л.П. Монастыри и монашество: традиции и современность // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – 2014. – № 2 (2). – С. 17–40.
  3. Козлова Т.А. Возвращение к педагогическому наследию в вопросах духовно-нравственного воспитания как веление времени // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (260). – С. 92–95.
  4. Логунова Е.П. Культурная идентификация и проблемы современного образования // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара)./ Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). – Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013.– С. 292–295.
  5. Новикова Г.А., Новикова Л.А. Некоторые аспекты формирования русской православной культуры // Символ науки. – 2015. – № 11– 2. – С. 138–141.
  6. Сапунова, В.С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В.С. Сапунова, Л.С. Лазарева, Т.А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 419–432.
  7. Скосырева Н.Д. Духовно-нравственное воспитание – актуальная задача современного образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 4 (6).– С. 531–533.


Все статьи автора «Логунова Елена Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация