УДК 004

ОБЗОР ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ-ТРЕНАЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ

Предеина Олеся Сергеевна1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка 3 курса
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена обзору программ-тренажеров, которые развивают способности программировать у учащихся 5-8 классов. Исследование программ по основным критериям, их «плюсы» и «минусы», навыки, которые они формируют.

Ключевые слова: обучение программированию, программа-тренажер, способности программировать, учащиеся 5-8 классов


OVERVIEW OF TRAINING PROGRAMS-TRAINERS IN TEACHING PROGRAMMING STUDENTS IN GRADES 5-8

Predeina Olesya Sergeevna1, Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, 3rd course student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Cand. Ped. Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technologies

Abstract
This article provides an overview of programs-simulators that develop the ability to program from students in grades 5-8. Research programs on the basic criteria, their "pros" and "cons", skills which they form.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Обзор обучающих программ-тренажеров в обучении программированию учащихся 5-8 классов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18537 (дата обращения: 30.05.2017).

В школьной программе дисциплина «информатика» появилась в 1985 году, на сегодняшний день информатика является фундаментальной научной дисциплиной, которая внесла немалый вклад в развитие науки и общества. В современном информационном мире информация непрерывно распространяется и изменяется, увеличивается и уменьшается, в конечном итоге находит свое применение. Педагогу порой сложно соответствовать такому темпу развития, поскольку он сталкивается не только с большим потоком постоянно изменяющейся информации, но и должен оставаться компетентным в своей сфере. Информационный прогресс заставляет педагога постоянно совершенствоваться, создавать новые методики преподавания, способы обучения, учитывая отведенное количество часов, которых бывает недостаточно. Отсюда возникает ряд проблем, с которыми приходится столкнуться не только педагогу, но и ученикам.

Одним из наиболее сложных разделов в курсе предмета информатики для учеников 5-9 классов является алгоритмизация и программирование, не каждому ученику дано освоить даже начальные законы алгоритмизации, так как алгоритмическое мышление напрямую связано с математической подготовкой, а она у всех детей разная, в зависимости от индивидуальных способностей, в большинстве случаях такие способности даны 2-3 ученикам из всего класса, которые в дальнейшем углубленно изучают предмет, выступают на олимпиадах и при желании поступают учиться в ВУЗы с соответствующей направленностью. В олимпиадах по программированию принимают участие и побеждают только одаренные, талантливые дети, но ЕГЭ по информатике должны сдавать ученики, обладающие пусть не выдающимися, но глубокими знаниями и хорошими навыками программирования. Ряд направлений (специальностей) требуют сдачи ЕГЭ по информатике, поэтому ученикам необходимо получить высокий балл для поступления в ВУЗ. Необходимо отметить, что получение хорошего балла ЕГЭ по информатике возможно только в том случаи, если учащийся владеет прочными знаниями по основным разделам, таким как «Алгоритмизация и программирование» ¾ 32,5 %. и «Технология программирования» ¾ 15 %. В целом, на данные разделы отводится порядка 50 % от всех заданий в ЕГЭ, а вот количество часов, отводимое для изучения таких непростых разделов, не соответствует тому объему материала, который необходимо рассмотреть, что не позволяет в полной мере их достаточно хорошо изучить. Исходя из выше перечисленных проблем изучение программирования учениками 5-9 классов является актуальной.

Совершенствуя методику преподавания программирования в средней школе, одной из возможностей повышения качества усвоения знаний в этой области, является применение в обучении программ-тренажеров, обучающих игр. Современные подростки очень активны и неусидчивы, обучающие игры способны привлечь их внимание своим ярким интерфейсом, захватывающим сюжетом, стратегией действий. Проанализировав ряд обучающих программ и игр-тренажеров, мы выяснили, как их можно использовать в процессе обучения, достоинства и недостатки, какие навыки они развивают и что формируют см. табл. 1.

Таблица 1. Анализ обучающих программ

НАИМЕНОВАНИЕ

КРИТЕРИИ

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

Способ распространения (бесплатно)

Работа онлайн

Наличие выбора языка

Возраст учащихся

Групповое участие

Создание приложений

Яркая отвлеченная среда

Звуки, графика, движения

Эргономичность, удобство использования

Необходимость наличия опыта

Знание основных языков

Доступность для самостоятельного изучения

Доступный интерфейс

Учебники, УМК

 (на русском языке)

1

+

+

+

8+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

2

+

+

+

12+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

-

3

+

+

+

12+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

4

+

+

-

7+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

  1. Blockly, создан в 2012 г. компанией Google
  2. PencilCode создан в 2008 г. Googler, Дэвидом Бау, Энтони Бау и группой друзей
  3. CodeCombat создатели Nick Winter, Scott Erikcson, George Saines
  4. Scratch 1967 г. Mitchel Resnick

Основным назначением рассмотренных выше программ является изучение исполнителей основных алгоритмических конструкций и алгоритмов, которые применяются в языках программирования высокого уровня. В процессе освоения программ формируются такие личностные, метапредметные и предметные результаты как:

-          целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития информатики;

-          способность к саморазвитию и самообразованию средствами информационных технологий;

-          умение самостоятельного планирования пути решений поставленной задачи для получения результата, поиск наиболее рационального решения;

-          умение создать, преобразовать и правильно применить знаки, символы, модели и схемы для решения учебно-исследовательских и проектных работ;

-          способность логически мыслить;

-          умение составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;

-          знакомство с основными алгоритмическими структурами — следование, ветвление и цикл.

Использование игр-тренажеров в учебном процессе позволят школьникам получить представления и приобрести навыки:

-          схематичного описания алгоритмов;

-          отладки алгоритмов и программ;

-          работы с линейными алгоритмами и программном управлении исполнителем;

-          работы с разветвленными алгоритмами и их применение;

-          работы с циклическими алгоритмами и их применение, включая циклы с условием;

-          описания реальных задач средствами программной среды.

Проанализировав некоторые из программ, их предназначение, возможности, плюсы и минусы, мы можем сделать вывод, о важности использования игр-тренажеров в обучении детей программированию в 5-9 классах. Разносторонний подход к обучению дает возможность использовать фактические и потенциальные возможности каждого ребенка. Создание творческих проектов в данных программах не только вызывает интерес к программированию и формирует основные навыки, но и позволяет выполнять задания самостоятельно и в домашних условиях, что экономит время, отведенное на изучение сложных тем. С использованием игр-тренажеров процесс обучения становится более интересным, увлекательным, эргономичным и эффективным.


Библиографический список
  1. Дорогов Б.В., Дорогова Е.Г. Основы программирования на языке С: учебное пособие. . – М.: ИД. “Форум” : ИНФРА – М. 2012-400с.
  2. Костюк, Ю. Л. Основы разработки алгоритмов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Л. Костюк, И. Л. Фукс. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 286 с. : ил.; 60×90/16. – (Элективный курс. Информатика). – Режим доступа : http://www. znanium.com .
  3. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под общей ред. М.П. Лапчика. М., 2003.
  4. Статья: Детские среды по программированию: [электронный ресурс] – http://www.codabra.org/online-resourses/ .
  5. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/


Все статьи автора «olesyaps»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: