В школьной программе дисциплина «информатика» появилась в 1985 году, на сегодняшний день информатика является фундаментальной научной дисциплиной, которая внесла немалый вклад в развитие науки и общества. В современном информационном мире информация непрерывно распространяется и изменяется, увеличивается и уменьшается, в конечном итоге находит свое применение. Педагогу порой сложно соответствовать такому темпу развития, поскольку он сталкивается не только с большим потоком постоянно изменяющейся информации, но и должен оставаться компетентным в своей сфере. Информационный прогресс заставляет педагога постоянно совершенствоваться, создавать новые методики преподавания, способы обучения, учитывая отведенное количество часов, которых бывает недостаточно. Отсюда возникает ряд проблем, с которыми приходится столкнуться не только педагогу, но и ученикам.
Одним из наиболее сложных разделов в курсе предмета информатики для учеников 5-9 классов является алгоритмизация и программирование, не каждому ученику дано освоить даже начальные законы алгоритмизации, так как алгоритмическое мышление напрямую связано с математической подготовкой, а она у всех детей разная, в зависимости от индивидуальных способностей, в большинстве случаях такие способности даны 2-3 ученикам из всего класса, которые в дальнейшем углубленно изучают предмет, выступают на олимпиадах и при желании поступают учиться в ВУЗы с соответствующей направленностью. В олимпиадах по программированию принимают участие и побеждают только одаренные, талантливые дети, но ЕГЭ по информатике должны сдавать ученики, обладающие пусть не выдающимися, но глубокими знаниями и хорошими навыками программирования. Ряд направлений (специальностей) требуют сдачи ЕГЭ по информатике, поэтому ученикам необходимо получить высокий балл для поступления в ВУЗ. Необходимо отметить, что получение хорошего балла ЕГЭ по информатике возможно только в том случаи, если учащийся владеет прочными знаниями по основным разделам, таким как «Алгоритмизация и программирование» ¾ 32,5 %. и «Технология программирования» ¾ 15 %. В целом, на данные разделы отводится порядка 50 % от всех заданий в ЕГЭ, а вот количество часов, отводимое для изучения таких непростых разделов, не соответствует тому объему материала, который необходимо рассмотреть, что не позволяет в полной мере их достаточно хорошо изучить. Исходя из выше перечисленных проблем изучение программирования учениками 5-9 классов является актуальной.
Совершенствуя методику преподавания программирования в средней школе, одной из возможностей повышения качества усвоения знаний в этой области, является применение в обучении программ-тренажеров, обучающих игр. Современные подростки очень активны и неусидчивы, обучающие игры способны привлечь их внимание своим ярким интерфейсом, захватывающим сюжетом, стратегией действий. Проанализировав ряд обучающих программ и игр-тренажеров, мы выяснили, как их можно использовать в процессе обучения, достоинства и недостатки, какие навыки они развивают и что формируют см. табл. 1.
Таблица 1. Анализ обучающих программ
НАИМЕНОВАНИЕ |
КРИТЕРИИ |
ДОСТОИНСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
|||||||||||
Способ распространения (бесплатно) |
Работа онлайн |
Наличие выбора языка |
Возраст учащихся |
Групповое участие |
Создание приложений |
Яркая отвлеченная среда |
Звуки, графика, движения |
Эргономичность, удобство использования |
Необходимость наличия опыта |
Знание основных языков |
Доступность для самостоятельного изучения |
Доступный интерфейс |
Учебники, УМК (на русском языке) |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
8+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
12+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
12+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4 |
+ |
+ |
- |
7+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
Основным назначением рассмотренных выше программ является изучение исполнителей основных алгоритмических конструкций и алгоритмов, которые применяются в языках программирования высокого уровня. В процессе освоения программ формируются такие личностные, метапредметные и предметные результаты как:
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития информатики;
- способность к саморазвитию и самообразованию средствами информационных технологий;
- умение самостоятельного планирования пути решений поставленной задачи для получения результата, поиск наиболее рационального решения;
- умение создать, преобразовать и правильно применить знаки, символы, модели и схемы для решения учебно-исследовательских и проектных работ;
- способность логически мыслить;
- умение составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
- знакомство с основными алгоритмическими структурами — следование, ветвление и цикл.
Использование игр-тренажеров в учебном процессе позволят школьникам получить представления и приобрести навыки:
- схематичного описания алгоритмов;
- отладки алгоритмов и программ;
- работы с линейными алгоритмами и программном управлении исполнителем;
- работы с разветвленными алгоритмами и их применение;
- работы с циклическими алгоритмами и их применение, включая циклы с условием;
- описания реальных задач средствами программной среды.
Проанализировав некоторые из программ, их предназначение, возможности, плюсы и минусы, мы можем сделать вывод, о важности использования игр-тренажеров в обучении детей программированию в 5-9 классах. Разносторонний подход к обучению дает возможность использовать фактические и потенциальные возможности каждого ребенка. Создание творческих проектов в данных программах не только вызывает интерес к программированию и формирует основные навыки, но и позволяет выполнять задания самостоятельно и в домашних условиях, что экономит время, отведенное на изучение сложных тем. С использованием игр-тренажеров процесс обучения становится более интересным, увлекательным, эргономичным и эффективным.
Библиографический список
- Дорогов Б.В., Дорогова Е.Г. Основы программирования на языке С: учебное пособие. . – М.: ИД. “Форум” : ИНФРА – М. 2012-400с.
- Костюк, Ю. Л. Основы разработки алгоритмов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Л. Костюк, И. Л. Фукс. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 286 с. : ил.; 60×90/16. – (Элективный курс. Информатика). – Режим доступа : http://www. znanium.com .
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под общей ред. М.П. Лапчика. М., 2003.
- Статья: Детские среды по программированию: [электронный ресурс] – http://www.codabra.org/online-resourses/ .
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/