УПРАВЛЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ: НАРОДНЫЙ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Шмелёва Лариса Александровна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ
студентка, Саратов

Аннотация
Управление символическим капиталом – неотъемлемая часть его накопления. В наше время становится всё более ясным тот факт, что положительная репутация имеет огромный вес в обществе. Именно в условиях информационного общества символический капитал приобретает неоценимую значимость. Особенно это необходимо для государственной власти со стороны своего народа. В статье проанализированы особенности социального развития в условиях современной кризисной экономической ситуации. Выявлена проблема доверия государственному управлению экономическими процессами. Предложено новое понятие «народный кредит доверия» - положительная репутация человека, какой-либо организации или государства в целом, вызывающая доверие со стороны народа. Сделан вывод о том, что накопление символического капитала государством возможно только на доверительных взаимоотношениях между властью и гражданами. Работа выполнена под научным руководством Демидовой Марины Владимировны - кандидата философских наук, доцента Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ).

Ключевые слова: налоговая база, народный кредит доверия, П.Бурдьё, символический капитал, управление, финансовое благополучие, экономическая политика, экономический кризис


SYMBOLIC CAPITAL MANAGEMENT: THE PEOPLE'S CREDIBILITY IN A CRISIS ECONOMIC SITUATION

Shmelyova Larisa Aleksandrovna
Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
student, Saratov

Abstract
Symbolic capital management is an integral part of its accumulation. It’s clear that at present positive reputation has great authority in a society. Symbolic capital takes the invaluable importance exactly in the information society. This is especially necessary for the state government on part of its people. The article analyzes peculiarities of social development in the conditions of present-day crisis in an economy. The problem of trust to the state control of economic process is revealed there. A new term "national credibility" which means a person’s positive reputation, any trustworthy organization or a state is proposed in that particular article. It is concluded that the state symbolic capital accumulation is possible only on the basis of trustful relationships between a government and citizens. The work is done with the help of the scientific advisor M. V. Demidova – PhD, a candidate of Philosophical Sciences, the associate Professor of Stolypin Volga Region Institute of Administration (a branch of RANEPA).

Keywords: Bourdieu, economic crisis, economic policy, financial wealth, management, people's credibility, symbolic capital, tax base


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шмелёва Л.А. Управление символическим капиталом: народный кредит доверия в условиях кризисной экономической ситуации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18519 (дата обращения: 22.02.2024).

В современном информационном обществе получила развитие новая экономическая категория – информация. По определению, информация (informatio – ознакомление, представление, лат.)  – это «любые сведения, отражаемые и сохраняемые различными источниками» [1]. Информация и знания становятся едва ли не важнейшими ресурсами социально-экономического, технологического и культурного развития общества. Власть информации играет немаловажную роль во всех сферах жизни людей. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологий и ресурсов в целом, а также и всего общества. В связи с такими тенденциями современного развития в экономике появляются новые аспекты, получающие широкое распространение. Например, символический капитал.

Термин «символический капитал» ввёл в оборот французский социолог Пьер Бурдье в конце ХХ века. В своей книге «Практический смысл» он высказал мысль о том, что символический капитал – это «капитал чести и престижа, который производит институт клиентелы» [2, с. 231].  Так же П. Бурдье отметил, что это так называемый «кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности которого принято молчать» [2, с. 230].  Данное высказывание является ключом к пониманию того, что оказанный кредит доверия какому-либо человеку, подтверждает его престиж и значимость, тем самым способствуя социальному взаимодействию людей. То есть без веры общества в безупречную репутацию и высокий социальный статус человека невозможно накопление символического капитала. Именно поэтому демонстрация престижа является одним из механизмов накопления капитала. Это следует из того, что человеку необходимы и важны социальные связи, с помощью которых он может реализовать свой экономический интерес. Только так он может дать материально-символические гарантии своего символического капитала.

Указанные тенденции современного социально-экономического развития отмечены в работах М.В. Демидовой [3-8], согласно которой новым этапом в развитии общества является символический капитализм, «основанный на принципах функционирования символического капитала» [3, с. 20]. В таком обществе «происходит изменение количественной товарно-денежной характеристики социальных отношений на их качественную характеристику, основным эквивалентом которой выступает доверие в отношениях. Вслед за этим происходят изменения в социальном взаимодействии и структуре социума» [3, с. 20-21].

Указанные социально-экономические изменения в обществе свидетельствуют и об изменении механизмов управления социально-экономическими системами [9]. Поэтому в современной экономике огромную роль играет управление символическим капиталом. Основные принципы и модели управления символическим капиталом представлены в работах М.В. Демидовой [9-14].  Символический капитал приобретает огромную важность в информационном обществе. Основным объектом функционирования в нём является человек. «Каждый человек в той или иной степени обладает символическим капиталом, что делает возможным его влияние на ситуацию в организации и в социуме в целом» [12, с. 91], и, в том числе, делает возможным влияние на самого индивида. Именно в информационном обществе, как ни в каком другом, информация и информационные связи между людьми в социуме играют главенствующую роль, и именно поэтому во многом с помощью грамотного распространения и получения информации можно «заработать» символический капитал.  В связи с этим им, нужно грамотно управлять. Ведь неправильное управление или вовсе его отсутствие не принесут никакой пользы, как бы ни был хорош потенциал для накопления символического капитала.

Несомненно, одной из стратегий управления символическим капиталом является транслирование устойчивых принципов видения, соответствующих собственным понятиям и взглядам самого «управленца». Человек сам решает для себя, чем именно будет его символический капитал. Это может быть и честь, и репутация, нравственные принципы и поведение в обществе, своеобразные знаки достоинства, власть. То есть метод демонстрирования обществу своих преимуществ перед другими формируется вследствие того, что символический капитал является признанной властью [15, с. 88], и тем самым позволяет оказывать влияние на социум. Это один из способов управления символическим капиталом.  Символический капитал можно отождествлять с признанной властью, потому что без веры общества, не получится накопления и символического капитала. «Чем большее доверие вызывают репутация и имидж субъектов социума, … тем большими будут выгоды не только экономические, но и символические – политические, культурные и другие» [16, с. 170]. Ведь символический капитал может быть любым свойством или видом капитала, в зависимости от того, как признают и придадут ему ценность социальные агенты. Это означает, что именно управление приводит к формированию и накоплению символического капитала. Следуя из того, что главным институтом, располагающим средствами влияния, является государство, можно сделать вывод о его исключительном месте концентрации и осуществлении «символической власти» [16, c. 88]. Согласно Пьеру Бурдье, символическая власть – это такая «невидимая власть, которая может осуществляться только при содействии тех, кто не хочет знать, что подвержен ей или даже сам её осуществляет» [16, с 88]. Традиционно государство устанавливает нормы и правила поведения для общества, а также создаёт условия, необходимые для жизни. Но государственная и символическая власти не всегда совпадают [17], поэтому и политика государства не всегда оказывается успешной. В связи с этим возникает проблема кредита доверия государству, выделяемого ему обществом.

Проблема доверия государству в кризисных условиях начала формироваться ещё в 90-е годы в различных аспектах жизни общества: моральных, политических, правовых и экономических. Главным образом кризис затронул экономическую сферу. Ускорялось падение производства: за 1991 г. спад составил 11%, причём за последний квартал года – 21%. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% ВВП [18]. В своей работе я хотела бы рассмотреть экономический аспект этой проблемы.

Конфуций говорил, что монарху нужны три главных средства – оружие, продовольствие и доверие. Можно отказаться от оружия, потом от продовольствия и уж в последнюю очередь от доверия [19]. С тем, что доверие общества необходимо государственной власти трудно не согласиться. Ведь если люди не будут доверять своему правительству, в стране начнётся хаос, раздор, постепенно приводящий к разрушению если не самого государства, то в частном случае сложившейся политической системы. Поэтому, несомненно, государство пытается вызвать доверие своего народа.

Есть немало важных направлений, с помощь которых этого можно достичь. Например, налоговая база. В этом вопросе мне очень близка позиция Джеффри Хоскинга – профессора русской истории одного из Университетских колледжей Лондона в отставке, автора многочисленных книг, посвящённых истории России. В интервью для журнала «Неприкосновенный запас» он высказал мысль о том, что система налогообложения – прочный элемент связи между общественностью и государством. Граждане не должны сомневаться в том, что доходы государства от налогообложения реализуются на благо населения. Если же люди считают налоги несправедливыми, или более того, думают, что их средства идут кому-то в карман, ни о каком доверии со стороны народа государству быть не может [20]. Поэтому эффективная система налогообложения всегда была, есть и будет одним из основных базисов для доверия правительству, а также главным элементом экономически сильного и развитого государства.

Налоговая система и многие другие факторы государственной силы, являющиеся эффективными и ведущие к процветанию экономического развития общества, а значит и в целом всего государства, формируют символический капитал правительства. Если государство им обладает, то есть престиж, справедливость, легитимность и власть его незыблемы перед народом, то, соответственно, можно говорить о доверии людей своему руководству. Но для того, чтобы сформировать свой символический капитал в глазах народа, необходимо избежать многих проблем, возникающих, в первую очередь, в экономике страны, так как уровень благосостояния крайне важен для людей.

Основные проблемы современной внутренней экономики страны носят глобальный характер. К сожалению, государство не всегда обращает своё внимание на них. Одними из главных проблем, на мой взгляд, являются резкое падение уровня жизни, высокая безработица, которая в некоторых регионах уже доходит до 20% от всего трудоспособного населения и коррупция. В связи со всеми этими обстоятельствами в российской экономике резко снижается уровень доверия государству.  В стране отмечается низкая норма сбережений в государственных и особенно негосударственных банках, получили развитие такие явления, как «долларизация» экономики, отток капитала, недоверие предпринимателей государственной финансовой политике. На основании проведённых исследований в статье А. Л. Журавлёва и В. А. Сумароковой «Региональные и половые различия доверия предпринимателей к разным видам организаций» сделан вывод о том, что доверие предпринимателей к государственным структурам и предприятиям оценивается преимущественно как низкое [21]. Государство несколько отвлеклось от внутренних проблем страны. Об этом свидетельствует недостаточное уделение внимания социальной и экономической сферам российского общества. Правительству следует исходить из того, что внутренняя экономическая политика нашей страны имеет не меньшее значение для престижа и дальнейшего прогресса государства. А для достижения внутренней стабилизации и преодоления экономического кризиса крайне необходимо усилить роль государственного регулирования.

Следует перераспределить основную часть расходов с внешней политики на внутреннюю и накапливать средства внутри страны, поднимать собственное производство, укреплять свою валюту и обеспечивать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, тем самым обеспечивая рабочими местами население и продвигая внутреннюю экономику вперёд. Нельзя жить только за счёт импортируемой продукции. Главные богатства государства – свои собственные. Ничто не мешает нам перенаправить экономическое развитие с внешнего на внутреннее: наша страна по истине богата природными ресурсами, обширной территорией.  Главные проблемы экономики страны связаны с бедственным положением большого количества населения, а возникают они именно из-за многих проблемных аспектов экономики. Международная политика, конечно же, крайне важна, но какой бы она не была хорошей, она всё же не сможет обеспечить нашу страну всеми необходимыми благами для успешного развития внутреннего хозяйства. Если государство попытается реализовать проекты, направленные на стабилизацию экономики внутри страны путём расширения своего производства, несомненно, это приведёт к успеху. Также ряд положительных реформ окажет благотворное влияние на население. Доверие народа – главная и основная черта стабильного, развитого и могущественного государства.

Таким образом, чтобы в полной мере «обеспечить» себя символическим капиталом, государству необходимо принимать меры для улучшения всех сфер жизни общества и обеспечения благосостояния населения, тем самым демонстрируя свой престиж и власть. Народный кредит доверия – положительная репутация человека, какой-либо организации или государства в целом, обладающая доверием со стороны народа. Доверие народа и накопление символического капитала государством возможно только на основе доверительных взаимоотношений между властью и гражданами. Стабильная экономика и процветающее государство – залог формирования гражданского общества.


Библиографический список
  1. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
  2. Бурдье П. Практический смысл. Спб., 2001.
  3. Демидова М. В.  Социально-философское обоснование теории символического капитализма // Философия права. 2015. № 4 (71). – С. 20-23.
  4. Демидова М. В.  «Символический капитал»: социально-философский анализ // Социология, политология, философия и история в современном мире.  Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2012. – С. 64-70.
  5. Демидова М. В.  Единицы измерения и ликвидность символического капитала: социально-философский подход // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. 2014. № 2 (41). – С. 117-124.
  6. Демидова М. В.  «Символический капитал» П. Бурдье и «капитал» К. Маркса // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. – С. 27-32.
  7. Демидова М. В.  Социальная стратификация в условиях символического капитализма: философский подход // Известия Томского политехнического университета. Серия: Социально-гуманитарные технологии. 2014. Т. 325. № 6. – С. 75-80.
  8. Демидова М. В. Социальные риски в условиях символического капитализма: философия и методология исследования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 5 (44). – С. 87-92.
  9. Демидова М. В. Философия управления. Саратов, 2013.
  10. Демидова М. В. Философия управления символическим капиталом: социальный аспект // Европейский журнал социальных наук. М., 2013. № 2 (30). – С. 33-40.
  11. Демидова М. В. Социально-философские аспекты управления символическим капиталом // Инновации в науке. № 16-2. Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2013. – С. 15-25.
  12. Демидова М. В. Модели управления символическим капиталом // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1 (46).  – С. 91-98.
  13. Демидова М. В. Модель рекурсивного управления символическим капиталом как профилактика коррупции в социально-экономических системах: философско-правовые аспекты // Современные научные исследования и инновации. М., 2015. № 8-2 (52). – С. 67-73.
  14. Рязанов А. В., Демидова М. В. Модели дискурсивного и рекурсивного управления символическим капиталом в социально-экономических системах // Вестник Поволжского института управления. Саратов. 2015. № 4 (49). – С. 96-104.
  15. Бурдье П. О символической власти // Социология социального пространства. – М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – С. 87-96.
  16. Демидова М. В. Социальные лифты эпохи символического капитализма: философия и методология исследования // Вестник ПАГС. 2015. № 6 (51). – С. 169-174.
  17. Демидова М. В. Символическая власть и правящая элита: социально-философский анализ // Инновации в науке. № 14-2. Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2012. – С. 6-15.
  18. Рябикин С. П. Новейшая история России (1991-1997). СПб.,1997. – 250 с.
  19. Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. – 302 с.
  20. Хоскинг Д., Яшкова М. Наш сегодняшний кризис есть кризис доверия. Интервью с британским историком Джеффри Хоскингом // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2016, № 2 (106). – С. 11-21.
  21. Журавлев А. Л., Сумарокова В. А. Региональные и половые различия доверия предпринимателей к разным видам организаций // Знание. Понимание. Умение. 2012, № 4. – С. 36-45.


Все статьи автора «Демидова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: