ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Горбунова Мария Михайловна1, Щепетов Константин Михайлович2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин
2Владимирский юридический институт ФСИН России, курсант 2 курса юридического факультета

Аннотация
Статья посвящена проблеме урегулирования нормами международного и внутригосударственного законодательства реализации конституционного права материнства и детства в России в целом, и, в частности, специфических условиях изоляции от общества, конкретно в процессе исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей.

Ключевые слова: дети, детство, женщины, конституция РФ, материнство, международное законодательство, несовершеннолетние, охрана и защита материнства и детства, подозреваемые и обвиняемые, уголовно-исполнительная система


LEGAL REGULATION OF ENSURING THE RIGHTS OF MOTHERS AND CHILDREN IN PLACES OF DETENTION

Gorbunova Mariya Mihaylovna1, Shchepetov Konstantin Mihaylovich2
1Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service, Department of Management and Professor of administrative law disciplines
2Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service, Cadet Year 2 Faculty of Law

Abstract
The article is devoted to the rules of the settlement of international and domestic law implementing the constitutional rights of mothers and children in Russia as a whole and, in particular, the specific conditions of isolation from society, particularly in the process of execution of criminal punishment and detention.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Горбунова М.М., Щепетов К.М. Правовое регулирование обеспечения прав материнства и детства в местах принудительного содержания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18416 (дата обращения: 21.02.2024).

Феномен материнства и детства представляет собой совокупность факторов и условий социального характера, в большинстве своем определяющих состояние общества и его развитие в дальнейшей перспективе в плане воспитания здоровой нации, а также установления преемственности поколений, поэтому каждому государству, стремящемуся к обеспечению благополучия своего народа, необходимо охранять и гарантировать достойное материнство и детство. Достичь этого возможно только путем законодательного закрепления данных общественных отношений. В этой связи вопрос правового регулирования обеспечения материнства и детства особенно актуален.

Принцип охраны материнства и детства носит международно-правовой характер, поскольку находит свое закрепление в ряде таких международных нормативных актах как:

- Всеобщая декларация прав человека (ч. 2. ст. 25 «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [1]),

- Конвенция о правах ребенка (ст. 3 «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора» [2]);

- Конвенция МОТ №183 о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года «Об охране материнства» [3] (регулирует вопросы охраны здоровья матери и ребенка, порядок предоставления отпуска по беременности и родам, различных пособий) и прочих документах.

Являясь на сегодняшний день членом различных правозащитных международных органов и реализуя цели правового государства, Российская Федерация (далее РФ) признает одной из приоритетных задач обеспечение права материнства и детства. Данный принцип в первую очередь провозглашен Конституцией РФ. В ч. 1. ст. 38 отмечается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства [4]. Данное конституционное положение дублирует и нижестоящее по своей юридической силе законодательство. Так Семейный кодекс РФ исходит из необходимости укрепления семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления ее членами своих прав (ч. 1. ст. 1). Защите прав детей посвящена глава 11 данного кодекса. Конкретно статьи 54 и 55 закрепляют права ребенка жить и воспитываться в семье, а также на общение с родителями и другими родственниками [5]. В Федеральном законе
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» содержатся положения о такой социальной гарантии как материнский (семейный) капитал [6]. Глава 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепила основы охраны здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья [7]. Стоит отметить, что данный перечень отечественного законодательства в области материнства и детства не является исчерпывающим.

В обычных условиях общественного развития обеспечить гарантии охраны материнства и детства представляется более реальным, нежели в условиях изоляции от общества, в процессе отбывания женщинами и несовершеннолетними уголовного наказания. Это объясняется, в первую очередь, закрытым характером российской уголовно-исполнительной системы (далее УИС), а также установленными режимными требованиями к осужденным и необходимостью исполнения наказаний для восстановления социальной справедливости.

Современная система исполнения уголовных наказаний ставит своей целью исправление преступников, а также предупреждение совершения новых общественно опасных деяний. И в этом случае, такие категории «пенитенциарного населения» как женщины и дети требуют к себе больше внимания в силу своих психологических и возрастных особенностей. Государство признает тот факт, что исправить и вернуть к нормальной жизни на свободе женщину можно путем реализации ее конституционного права стать матерью, а несовершеннолетнего – путем обеспечения ему достойного детства как жизненного этапа усвоения положительных качеств и ценностей личности.

По статистическим сведениям Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) на 1 декабря 2016 года в воспитательных колониях содержалось 1638 несовершеннолетних. Количество осужденных женщин составило в целом по России 49749 человек. При исправительных учреждениях, в которых отбывают наказания женщины, было организовано и по настоящее время функционируют 13 домов ребенка, в которых воспитываются 580 детей в возрасте до трех лет [8]. Хотя процент данных лиц от общего количества осужденных небольшой, все же эта группа находится под особым контролем ФСИН России.

Проблема обеспечения материнства и детства в условиях пенитенциарной системы нашла свое закрепление как в международном праве, так и в отечественном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) гарантируют несовершеннолетним быстроту рассмотрения уголовных дел в их отношении, а также минимальное использование мер, предусматривающих заключение в исправительные учреждения (ст. 19, 20). Также данный акт провозгласил одной из целей воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями в местах лишения свободы «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе» [9].

Европейские пенитенциарные правила (далее Правила) предписывают содержать молодых заключенных в «условиях, максимально защищающих их от вредных влияний и учитывающих потребности их возраста»
(ст. 11.4) [10]. Что касается женщин, то Правилами предусмотрено, например, разрешение проводить роды за пределами исправительного учреждения, если нет таковой возможности на его территории (ст. 28.1). Относительно новорожденных детей данный документ запрещает делать отметку в свидетельстве о рождении о том, что ребенок появился на свет в пенитенциарном учреждении. Также Правилами предусматривается возможность оставления новорожденных вместе с матерями, при этом отмечается, что должны быть приняты специальные меры для устройства яслей, располагающих квалифицированным персоналом, где будут находиться грудные дети в течение того времени, когда они не предоставлены заботам их матерей (ст. 28.2). Наряду с отмеченными международными актами пенитенциарного характера, интерес представляют и такие документы как Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы [11], Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) [12].

В уголовно-исполнительном и уголовном законодательстве, по аналогии с Конституцией РФ и иными актами, принцип охраны материнства и детства также нашел свое закрепление. Так Уголовный кодекс РФ (далее УК РФ) установил отсрочку отбывания наказания осужденным беременной женщине, а также женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ч. 1.
ст. 82), также женщинам и несовершеннолетним не назначаются наказания в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни (ч.2. ст. 57 и ч.2.
ст. 59). Согласно ч.1. ст. 92 УК РФ, несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой и средней тяжести, может быть освобожден от наказания путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Данные меры носят более мягкий характер по сравнению с уголовным наказанием, их назначение обусловлено неустойчивой психикой ребенка, а также сохранением у него положительных человеческих качеств. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия закреплен в ст. 91 УК РФ.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее УИК РФ) закрепил особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей (ст. 100); особенности исполнения наказания в воспитательных колониях (гл. 17). В отношении несовершеннолетних и женщин УИК РФ предусматривает достаточно льгот. Например, получение неограниченного количества посылок и передач (п. «а» ст. 1). Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, – один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок (ч. 2. ст. 97).

Реализация права на материнство и детство в условиях следственного изолятора гарантируется Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г.
№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Ст. 30 данного акта посвящена особенностям содержания под стражей женщин, в частности, им разрешается иметь при себе детей в возрасте до трех лет, при этом должны быть созданы улучшенные материально-бытовые условия, организовано оказание медицинской помощи соответствующего вида и установлены повышенные нормы питания и вещевого обеспечения. Продолжительность прогулок для беременных женщин и женщин с ребенком не ограничивается, водворение в карцер к ним не применяется.

Особенности содержания под стражей несовершеннолетних прописаны в ст. 31, согласно положениям которой несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Ежедневные прогулки несовершеннолетних устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр, что во многом может способствовать укреплению их здоровья и эмоционального фона. Также предусматривается демонстрация видеофильмов, телепередач, способствующих повышению уровня интеллектуального развития ребенка, а также расширению его кругозора и духовному обогащению. При всем этом несовершеннолетним гарантируются культурно-воспитательное просвещение, социальная и психологическая помощь, содействие в получении образования.

В связи с тем, что материнство и детство – категории социальные, то самостоятельно уголовно-исполнительная система в должной мере не может обеспечить реализацию данных принципов в своей деятельности. Поэтому активно ведется сотрудничество Минюста РФ и ФСИН России с иными федеральными органами исполнительной власти России, заключающее преимущественно путем издания совместных приказов по отдельным вопросам. Например, приказом Минздравсоцразвития РФ №640 и Минюста РФ №190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу» утвержден порядок оказания медицинской помощи женщинам, в том числе беременным. Одними из задач медицинских частей УИС является организация работы «школы матерей», психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам и последующему материнству. Также данным актом регламентирована организация работы домов ребенка как «лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства» [13].

Подводя итог рассматриваемой проблеме, стоит отметить, что принцип обеспечения материнства и детства является приоритетным для каждого государства, стремящегося к своему оздоровлению и процветанию, о чем свидетельствует нам закрепление данного основополагающего начала как в законодательстве международного уровня, так и во внутригосударственных нормативно-правовых актах. В этой связи очень важно обеспечить реализацию данного принципа именно в условиях изоляции от общества, в местах принудительного содержания, поскольку одной из задач УИС является возвращение в общество законопослушных граждан. Но также не стоит забывать, что принцип охраны детства касается не только несовершеннолетних преступников, но и тех детей, которые появились на свет в исправительных учреждениях, поэтому представляется необходимым предпринять дальнейшие шаги по нормативному урегулированию обеспечения и охраны данного принципа.


Библиографический список
  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 16.12.2016).
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 16.12.2016).
  3. Конвенция МОТ №183 о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года «Об охране материнства» // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_norm/normes/documents/normativeinstrument/wcms_c183_ru.htm (дата обращения: 16.12.2016).
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.12.2016).
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ //URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/83966821943b9 65c6ad4d1d4041a3075283ed01/ (дата обращения: 17.12. 2016).
  6. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 №256-ФЗ
    (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения: 17.12.2016).
  7. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ
    (ред. от 03.07.2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/54d752aef3c913c7f86d4b6586b130d1d5a227f1/ (дата обращения: 17.12.2016).
  8. Официальный сайт ФСИН России // URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/  (дата обращения: 23.12.2016).
  9. Ст. 21.6 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
    (Пекинские правила), принятых резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения: 17.12.2016).
  10. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация N R (87) 3 Комитета министров государствам – членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Утверждена Комитетом министров 12 февраля 1987 года. // URL: http://docs.cntd.ru/document/901732870 (дата обращения: 17.12.2016).
  11. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_liberty.shtml (дата обращения: 17.12.2016).
  12. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml (дата обращения: 17.12.2016).
  13. Приказ Минздравсоцразвития РФ №640 и Минюста РФ №190 от 17.10.2005 (с изм. от 06.06.2014) «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №46. 2005.


Все статьи автора «Горбунова Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: