УДК 94(47).07/08

УЧЕНЫЙ-ФИЛОЛОГ, ЛИТЕРАТОР И ДЕЯТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ В.Г. ВАРЕНЦОВ В САМАРЕ НАЧАЛА 1860-Х ГОДОВ

Афанасова Татьяна Михайловна
Самарский государственный институт культуры

Аннотация
Статья посвящена самарскому периоду деятельности видного фольклориста, журналиста и педагога В.Г. Варенцова. В начале 1860-х годов он возглавил Самарскую дирекцию училищ. Вместе с тем он продолжал заниматься научной и литературной деятельностью, активно участвовал в общественной жизни Самарской губернии.

Ключевые слова: Александр II., женское образование, народное просвещение, периодическая печать, Россия в середине XIX в., Самарская губерния, фольклор, школьные реформы


THE SCIENTIST-PHILOLOGIST, THE WRITER AND THE FIGURE OF EDUCATION V. G. VARENTSOV IN SAMARA AT THE BEGINNING OF THE 1860TH YEARS

Afanasova Tatyana Mikhaelovna
Samara state institute of culture

Abstract
The article is devoted to the Samara period of the activity of the prominent specialist in folklore, journalist and teacher V.G. Varentsov. At the beginning of the 1860th years he headed the Samara schools directorate. At the same time he continued the scientific and literary activity, participated in the public life of the Samara province.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Афанасова Т.М. Ученый-филолог, литератор и деятель просвещения В.Г. Варенцов в Самаре начала 1860-х годов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18313 (дата обращения: 29.04.2017).

Имя Виктора Гавриловича Варенцова известно сегодня лишь немногим специалистам – литературоведам, фольклористам, историкам, педагогам. Между тем ему принадлежит важное место в культурной и научной жизни Поволжья в середине XIX в. Данная статья посвящена малоизвестным самарским страницам его биографии.

Касаясь общих сведений о Варенцове, обратим внимание на два спорных момента. Первый связан с датой рождения, так как одни считают, что он родился 20 октября1825 г., а, по сведениям других, это произошло 30 ноября1824 г. в городе Вятке в семье чиновника [1, с. 280].

Второй касается университетской должности Варенцова. В словаре Брокгауза и Ефрона он назван профессором русской литературы Казанского университета [2]. В современных биографических очерках, в том числе написанных учеными этого университета, указывается, что Варенцов был приглашен туда в1857 г. на должность адъюнкта кафедры русской словесности, а не профессора [2, с. 280].

В юности В.Г. Варенцов окончил Вятскую гимназию [3, с. 515]. В1841 г. он поступил на словесное отделение философского факультета в Казанский университет, а в1845 г. завершил его со степенью кандидата русской словесности [2, с. 280]. Это были благоприятные годы для учебы, когда попечителем университета являлся видный государственный и общественный деятель М.Н. Мусин-Пушкин, способствовавший подъему уровня научных исследований и подготовки студентов [4, с. 16].

В Самару, где ему предложили возглавить местную гимназию и дирекцию училищ, Варенцов приехал весной1860 г., надеясь поправить здесь здоровье. Кроме Казанского университета, у него также имелся богатый опыт работы в учебных заведениях Перми, Саратова, Нижнего Новгорода [5, с. 155].

В литературном и научном багаже Варенцова были переводы с французского, немецкого, польского и сербскохорватского языков, работы по теории и истории русского языка, словесности, драматургии разных эпох. В Самаре он также работал над сочинениями о состоянии школ и дошкольных учреждений во Франции, Швейцарии, Виленской губернии. Его статьи выходили в периодических изданиях Москвы и Санкт-Петербурга: «Русской Беседе», «Московских ведомостях», «Журнале Министерства народного просвещения» [6, c. 145].

В вышеупомянутом «Журнале» в1863 г. был напечатан очерк Варенцова «О народной грамотности в Самарской губернии». В нем автор утверждал: «Состояние грамотности в народе находится в самой тесной связи с социальными и экономическими условиями». Обратили исследователи внимание и на следующее наблюдение Варенцова: «Учреждение училищ и закрытие их подвержены всяким случайностям: отыщется между крестьянами один толковый, расторопный мужик, убежденный в необходимости выучить детей своих грамоте, – и училище будет открыто, потому что соседи не захотят отстать от него, удастся селению найти хорошего писаря – и опять школа существует, потому что он будет и учителем; оставил он писарское место, – и школа должна закрыться» [7, c. 82].

Данное наблюдение вполне соответствует выводам современных ученых. Так, Б.Н. Миронов пишет о низкой грамотности у основной массы населения Российской империи в силу отсутствия «достаточной мотивации и настоятельной потребности в ней» [8, c. 496].

В1862 г. в столице вышел самый известный труд Варенцова – «Сборник песен Самарского края» [9]. В собирании песен ему помогали учителя, а также ученики гимназии и уездного училища в Самаре, поскольку «живя в кругу простого народа, сами пели их» [10, c. 62-63].

Это была книга, целиком составленная Варенцовым. Материалы для нее он ни у кого не заимствовал в отличие от «Сборника русских духовных стихов», ранее подготовленного им в Казани, но включившего многие произведения, которые собрали другие фольклористы. Составитель разделил песни на несколько разделов: семейные (в том числе детские, про любовь и семейную жизнь, хороводные, игральные, обрядовые, свадебные), солдатские, разбойничьи, шуточные и сатирические [7, c. 78].

Особое внимание среди трудов Варенцова привлекают корреспонденции этнографического, статистического и бытового характера, которые подписывались литерой «В» и печатались в «Московских Ведомостях». В1860 г. они выходили под названием «Самарские письма» [11, c. 72].

В газете было опубликовано три части «Писем» [12]. В первой из них, изданной 7 июля, Варенцов поделился общими впечатлениями о Самарском крае. Во второй части, вышедшей 3 августа, рассказывалось о разных этносах, населявших эту землю. Последнюю часть, опубликованную 28 октября, автор посвятил воскресной школе, в создании которой, как установили исследователи, он активно участвовал [13, c. 364]. Чтобы привлечь в воскресную школу учеников из числа работников, а хозяев мастерских убедить отпускать их на занятия, Варенцову удалось заручиться содействием исполняющего должность губернатора А.А. Арцимовича и городского головы В.Е. Буреева [12, с. 1844]. Надо заметить, что оба они немало сделали для подъема культурной и общественной жизни в городе [19].

До начала Великих реформ оставалось меньше года. Эпоха накладывала свой отпечаток. «Письма» Варенцова в «Московских Ведомостях» были проникнуты ожиданием перемен, стремлением «пробудить во всех классах народа дух гражданской жизни» [14, c. 30].

В сентябре1861 г. в «Московских ведомостях» появился очерк Варенцова «На пароходе». В нем рассказывалось о речном путешествии, начатом 13 июля на пароходе «Царь» Волжской компании, в котором автора сопровождали «зеленые берега да прихотливо-вьющаяся Волга, а там Сокольи горы, Волжские ворота и Царев курган, о котором тут же, на пароходе, вы услышите несколько преданий» [15].

Во время пребывания Варенцова в Самарской губернии, началась реформа женского образования [16, c. 111]. Общеобразовательные школы для девочек стали, пожалуй, первым типом учебных заведений, созданным в России не просто «сверху», а, как указывают исследователи, «совместными усилиями властей и общественности» [17, c. 902].

Оценка ходу этой реформы в губернии была сделана на торжественном акте 26 июня1860 г. в Самарской мужской гимназии, где Варенцов выступил не только как исполняющий обязанности ее директора, но и как руководитель губернской дирекции училищ. Он посчитал в целом благополучным состояние женских приходских школ, которых в городах его дирекции насчитывалось уже восемь. Вместе с тем он раскритиковал ситуацию в женском училище 1-го разряда – будущей женской гимназии в Самаре, указав, что чрезмерный размер расходов на обучение дочерей создает проблемы и отпугивает родителей девочек от школы: «Высокая оплата за ученье… с приходящей ученицы часто мешала родителям отдать детей в училище, которое с тем и основано, чтобы сделать образование доступным людям небогатым. Внешняя роскошь и форма платья, введённая вопреки уставу, также пугала людей недостаточных» [18, c. 23].

В Самаре Варенцов встретил Берту Алексеевну Марпург, и в1859 г. они поженились. Она подарила ему сына Алексея. По свидетельству современников, жена выглядела намного моложе своего мужа. Брак этот не был удачным – вскоре супруги разъехались [7, c. 83].

Спасаясь от прогрессирующего туберкулеза, от которого его не могли спасти ни самарский воздух, ни самарский кумыс, в1863 г. Варенцов уехал к Черному морю. Сначала он жил в Крыму, где стал первым директором открытой в Керчи гимназии. Затем он переехал в Одессу и принял участие в создании университета в этом городе. У моря Варенцов доживал свои последние годы, но так и не поборол опасную болезнь. 1 апреля1867 г. он умер в городе Мессине на Сицилии.

В.Г. Варенцов искренне, по призванию любил дело воспитания и обучения детей, был сторонником широкой умственной эмансипации женщин, горячо желал света образованности для низших слоев, бедноты, для всего народа, живущего в городе или деревне. Эти стороны мировоззрения Варенцова позволяют видеть в нем такого педагога и общественного деятеля, каких хотелось, чтобы в России было побольше.


Библиографический список
  1. Комар Н.Г. Из истории литературоведения в Казани: наследие В.Г. Варенцова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. № 2. С. 279-285.
  2. Варенцов (Виктор Гаврилович) // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Санкт-Петербург, 1892. Т. VА. С. 519.
  3. Бобров Е.А. В.Г. Варенцов (Биографическая заметка на основании неизданных источников) // Русская Старина. 1903. Т. 116. С. 515-522.
  4. Климкина Э.В. Реформирование в сфере высшего и среднего образования в последние годы правления Николая I // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 3 (39). С. 13-19.
  5. Артамонова Л.М. Образ Самары как нового губернского города в русской печати и публицистике середины XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2014. Ч. II. С. 152-161.
  6. Артамонова Л.М. Провинциальное учительство и его занятия наукой в 1850-1860-е гг. (по архивным и опубликованным материалам Самарской губернии) // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 140-148.
  7. Орлицкий Ю.Б. Радетель песни народной Виктор Гаврилович Варенцов (1824–1867) // Самарский краевед. Самара, 1991. Ч. 2. С. 73–88.
  8. Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. Т. 3. Санкт-Петербург, 2015.
  9. Варенцов В.Г. Сборник песен Самарского края. Санкт-Петербург, 1862.
  10. Смирнов Ю.Н. Традиция и культура городского населения Самары в записях и осмыслении образованных краеведов середины XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2013. Ч. 2. С. 57-65.
  11. Артамонова Л.М. В начале самарской науки: самарские учителя середины XIX века и их ученые занятия // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2013. Ч. 2. С. 65-73.
  12. Варенцов В.Г. Самарские письма // Московские ведомости. 1860. 7 июля; 3 августа; 28 октября.
  13. Смирнов Ю.Н. Воздействие социального и культурного пространства провинциального города на формирование элементов гражданского общества (по материалам Самары в эпоху подготовки и реализации Великих реформ) // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Самара, 2016. Ч. 1. С. 358-370.
  14. Смирнов Ю.Н. «Просвещенная бюрократия» в провинции накануне великих реформ: сотрудник самарского губернатора Грота Н.А. Воронов и его вклад в региональные исследования середины XIX века // Вестник Самарского государственного университета. 2016. № 1 (134). С. 28-39.
  15. Варенцов В.Г. На пароходе // Московские ведомости. 1861. 28 сентября.
  16. Кабытов П.С. Региональное преломление современных подходов к изучению истории народного просвещения в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. С. 109-113.
  17. Artamonova L.M. Modernization of “Collective Beliefs” and “Cultural Capital” in the Russian Empire: From Enlightened Absolutism to Civil Society // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3). С. 899-907.
  18. Артамонова Л.М. Первая реформа Александра II // Родина. 2014. № 4. С. 20-24.
  19. Черкасова М.В., Фролова К.В. Деятельность городского головы Самары В.Е. Буреева (по документам ЦГАСО) // Городская культура и город в культуре: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2012. Ч. 1. С. 275-283.


Все статьи автора «Афанасова Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация