НАИМЕНОВАНИЕ ТАИНСТВЕННЫХ МЕСТ

Давиденко Илья Евгеньевич
Комсомольский-на-Амуре Государственный Технический Университетет
студент 1-ого курса Социально-Гуманитарного факультета

Аннотация
В данной статье, рассматривается важный вопрос современной ономастики, связанный с тем, что в предостаточно разветвленной системе терминологии, не для всех имен собственных возможно выделить соответствующие термины. В частности такого термина нет для номинации таинственных мест, а эти объекты так же заслуживают наименования. При этом к микротопонимике их отнести нельзя, потому что они могут являться самостоятельными объектами или отдельными объектами, входящими в другие группы.

Ключевые слова: имена собственные, микротопонимика, номинация таинственных мест, отдельные объекты., разветвленная система терминологии, современная ономастика


NAMES OF MYSTERIOUS PLACES

Davidenko Ilya Evgenievich
Komsomolsk-on-Amur State Technical University
first course student of the Social and Humanities Faculty

Abstract
This article deals with an important issue of modern onomastics associated with the fact that rather an extensive terminology system does not allow choosing relevant terms for all proper names. In particular, there is no such a term for the category of mysterious places, though these objects also deserve to be called. At the same time they cannot be referred to micro toponymy, because they can be individual objects or separate objects belonging to other groups.

Keywords: extensive system of proper names, individual objects, micro toponymy, modern onomastics, nomination mysterious places, terminology


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Давиденко И.Е. Наименование таинственных мест // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18149 (дата обращения: 22.02.2024).

Ономастика рассматривает всю совокупность имен собственных. Большинству разновидностей имен собственных даны терминологические обозначения: антропонимы (совокупность имен собственных, идентифицирующих человека), теонимы (имена богов), зоонимы (клички животных), топонимы (географические названия, в свою очередь подразделяющиеся на гидронимы, ойконимы, агоронимы, дромонимы и т.п ), а так же названия сайтов, товарных марок, литературных произведений и т.д. Поскольку все они являются отражением национальной культуры и национального характера, их изучению посвящены работы многих ученых. Так, Г.Б. Мадиева и В.И. Супрун [1, С. 96-102.] считают, что каждый народ придерживается своих традиций, которые определяют мотив, структуру и формульность наименований, их количество у одного человека и всего этнокультурного сообщества и так далее.

О.В. Чибисова и К.О. Бусарова [2, С. 128-138.] пишут, что этнокультурная специфика осмысления окружающей действительности отчетливей всего выражается в зоонимах, так как образы животных представителями одной культуры иногда наделяются свойствами, кажущимися логически необоснованными или противоречащими сложившимся стереотипам представителям другой культуры.

В.И. Алексеев [3, С. 28-35. ] утверждает, что ономизироваться могут не только реальные люди, животные и предметы, но и гипотетические или выдуманные предметы, которые представляют собой нечто большее, чем отображение реального мира в человеческой фантазии. К ним он относит, в частности, сакральные имена, которые образуют ономастический тип теонимов. Многие теонимы являются древнейшим лексическим пластом, связанным с мировоззрением людей того времени и тщательно охраняемым использующим его современными верующими.

Уникальная исключительность имен собственных требует не только особого подхода к их исследованию, но и разработке специальных методик обучению их использованию в речи людей, изучающих язык и культуру определенного народа, поскольку различие национальных сознаний коммуникантов может неблагоприятно повлиять на ход межкультурной коммуникации [4, С. 583.].

Тем не менее, несмотря на имеющиеся исследования имен собственных, за пределами научного интереса остались такие имена и целые их группы, которые, с одной стороны, входят в созданные классификации, а с другой – представляют самостоятельные комплексы.

К таким группам можно отнести наименования географическим мест, а именно – таинственных мест, т. е. сегментов пространства, связанных восприятием людей с мистическими характеристиками.

В результате опроса, нами были собраны некоторые наименования таинственных мест Советско-Гаванского района Хабаровского края и проанализированы с точки зрения того, какие значения легли в основу их образования.

В итоге получилась следующая картина:

1) Ослепитель – оставшаяся площадка над морем от теплопеленгатора, в солнечную погоду излучает сильный солнечный свет, который действительно слепит своими лучами. Туристы предпочитают обходить это место стороной в силу его действительного вреда для зрения.

2) Лавовый сад – место в прибрежном лесу, где камни в основном вулканического происхождения, а основные цветения – красные саранки. Необыкновенное место, выделяющееся среди обычной лесной растительности, однако, трудно находимое, что делает это место схожим с оазисом.

3) Зубы дракона – небольшой скалистый комплекс в форме пирамидок, создающих образ больших зубов, которые в народе принимают за зубы дракона. Многие считают, что данное место является бывшим местом пребывания драконов.

4) Грот Врата Шамбалы – глубокий грот в прибрежной скале, по легендам ведущий в загадочную страну Шамбалу, являющуюся средоточием мудрости, сокровенной силы, оружия и несметных богатств.

5) Русалочкин пляж – небольшой пляж, к которому часто подплывают нерпы. Некоторые люди утверждают, что в определенный момент там можно увидеть сказочное существо – русалку, сидящую на плоском камне, находящимся на воде в близь данного пляжа.

6) Скала Два Брата – Две скалы, образующие небольшую заводь, которые имеют черты человеческой головы (почти как статуи на острове пасхи). В народе эти головы принято считать за двух братьев-смотрителей, охраняющих берег.

7) Ведьмино кольцо – небольшая территория круглой формы в лесу, заполненная камнями. По рассказам очевидцев, в данном месте происходят странные вещи с приборами навигации и не только.

8) Шепчущие камни – камни на берегу пролива, имеющие небольшие отверстия (внешне схожи с губкой), а так же издающие определенный звук в ветреную погоду, которые многие считают за «шепот» камней.

9) Руины – находящиеся в лесу останки бывшего поселения времен СССР. По словам очевидцев, в данном месте наблюдались сверхъестественные явления, связанные с остановкой или замедлением времени.

Таким образом, не смотря на то, что эти места по своей сущности являются географическими точками, названия данных мест достаточно трудно определить в какие-то определенные семантические комплексы, ведь основное значение в их названии – это не то, как это место называется – а почему оно так называется, из-за каких мистических или таинственных сил или явлений. Не редки случаи, когда людей заведомо пускают по ложному следу, то есть занимаются дезинформацией и речевым аферизмом [5, С. 65-72.]. Верное восприятие подобной информации предполагает следования строго научным принципам [6, С. 125-128.].

Поэтому это свидетельствует о том, что таинственные и мистические места нуждаются в своем собственном, отдельном комплексе совокупности имен собственных.


Библиографический список
  1. Мадиева Г.Б., Супрун В.И. Антропонимы как средство выражения национальной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. №6 (50). С. 96-102.
  2. Чибисова О.В., Бусарова К.О. Обучение зоонимам в процессе преподавания китайского языка // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 2 (39). С. 128-138.
  3. Алексеев В.И. Nomina sacra: теонимы как особый тип ономастического пространства // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 3 (20). С. 28-35.
  4. Lupashko K.D., Chibisova O.V. On the Intercultural Communication Trainings // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-4. С. 583.
  5. Шунейко А.А., Авдеенко И.А. Осторожно, речевой аферизм! // Русская речь. 2015. № 1. С. 65-72.
  6. Шунейко А.А., Матюшко А.В. Характеристика научного знания: часть II – уровни проверки на истинность. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. Т. 2. № 2 (22). С. 125-128.


Все статьи автора «Давиденко Илья Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: