ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ПОДРОСТКОВ

Шматко Марианна Владимировна
Омский государственный технический университет
кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации»

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования и развития коммуникативных навыков у подростков. В ней представлены промежуточные результаты эмпирического исследования, которые раскрывают возможности использования социальных сетей в Интернете как средства формирования коммуникативной компетентности. При этом процесс формирования коммуникативных навыков рассматривается как достаточно самостоятельный по отношению к психофизиологическим особенностям человека.

Ключевые слова: Интернет, коммуникативные навыки, коммуникативный потенциал, компетентность, подростки, психофизиологические особенности, социальные сети, тренінг, эксперимент


THE IMPACT OF SOCIAL NETWORKS ON THE COMMUNICATION SKILLS OF TEENS

Shmatko Marianna Vladimirovna
Omsk State Technical University
PhD in Philosophy Science, Assistant Professor of Philosophy and Social Communication Department

Abstract
This article analyzes the actual problem how to create and develop communication skills during adolescence. It presents some results of the author's empirical research, which demonstrate the power of social networking sites to form the communicative competence. So the formation of communicative skills is seen as almost independent process of human’s psycho-physiological characteristics.

Keywords: communication skills, communicative potential, competence, experiment, Internet, psycho-physiological characteristics, social networking, teenagers, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шматко М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18054 (дата обращения: 21.02.2024).

Коммуникативные навыки являются сегодня важнейшим фактором, определяющим успех человека как в профессиональной, так и личной сфере. Невозможно  устроиться на хорошую работу, добиться карьерного роста, получить признание в своем социальном окружении, развиваться как личности без эффективных коммуникаций с другими людьми. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков становится особенно актуальной, если речь идет о подростковом возрасте, когда молодые люди только начинают активно включаться в общественную жизнь и пытаются найти в ней способы для проявления своей индивидуальности.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение возможностей социальных сетей в Интернете как среды и средства формирования коммуникативных навыков у подростков. Сегодня молодые люди проводят значительную часть времени в «Instagram», «В контакте», «Одноклассниках», «Facebook». Погружение в их среду может привести к замещению живого личного общения и снизить коммуникативный потенциал молодежи. Однако социальные сети в Интернете содержат в себе не только угрозы, но и возможности для эффективных коммуникаций подростков, что мы и попытаемся обосновать в рамках нашего эмпирического исследования.

Прежде чем представить его результаты, рассмотрим теоретические аспекты этой проблемы. Очень часто термины «коммуникабельность» и «коммуникативные навыки» представляются как тождественные понятию «общительность». Вместе с тем, общительность – это качество личности, которое во многом обусловлено природными задатками человека. Оно характеризуется вербальным взаимодействием между людьми, в процессе которого они обмениваются разного рода информацией. Однако активность этого взаимодействия у каждого человека определяется именно невербальным сопровождением передаваемого сообщения, например, степенью эмоциональности, выразительностью мимики и жестикуляции, внешней физиологической привлекательностью и, соответственно, связано с его врожденными психофизиологическими особенностями [1, с. 222].

Коммуникабельность – качество личности, которое также как и общительность направлено на обмен информацией с другими людьми, но при этом отличается высокой степенью контроля и управляемостью со стороны человека за каждым элементом этого процесса. За счет этого из коммуникации устраняется спонтанность, непредсказуемость результата или реакции сторон (ответного слова, действия), а любое слово, эмоциональная реакция, улыбка, выражение лица, поза или жест – продуманным инструментом воздействия на реципиента (получателя сообщения).

Процесс коммуникации подразумевает, что его инициатор четко представляет себе реакцию, которую хочет получить от реципиента (индивида, социальной группы, общества в целом), определяет ее для себя в форме конкретного измеряемого результата (цели) и для его достижения осуществляет заранее спланированный акт вербального и невербального воздействия с применением таких навыков, как:

1. Анализ получателя информации по ряду параметров

-                     потребности реципиента, в т.ч. информационные (актуальные для реципиента темы, воспринимаемый объем информации, предпочтительный для него стиль изложения, степень владения определенной терминологией и т.д.),

-                     особенности восприятия информации, например, преимущественное использование реципиентом аудиальной информации из-за плохого зрения,

-                     основные каналы получения определенного рода информации (личные или массовые, в устной форме «глаза в глаза» или по телефону, в письменной форме через официальный документ или неофициально посредством интернет-переписки, в аудиовизуальной форме через специализированный ресурс в Интернете, телеканал или другое традиционное СМИ),

-                     реакция реципиента на разного рода информацию и формы ее выражения, например, способен ли он скрыть удивление или искусственно «натянуть» улыбку, либо все его реакции достаточно искренние и неуправляемые.

2. Планирование процесса воздействия на реципиента путем подбора соответствующих методов, форм и каналов передачи информации.
3. Осуществление процесса коммуникации с устранением всевозможных «шумов», которые могут возникать в ходе информационного воздействия и способствовать утрате значительной части информации, например, таких как головная боль реципиента, сбои в работе технических средств, шум от проезжающего автомобиля и т.д.
4. Определение ответной реакции реципиента на переданную ему информацию и оценка «обратной связи» на соответствие той цели, которую планировалось достигнуть в процессе коммуникации.
5. Выявление причин в случае получения отрицательной «обратной связи» (иного, по сравнению с запланированным, результата) и их устранение при повторной инициации коммуникации с этим или аналогичным реципиентом.

Таким образом, мы рассмотрели, какие навыки необходимо задействовать в процессе коммуникации. Их анализ говорит о возможности направленного обучения личности осуществлять эффективные коммуникационные взаимодействия с другими людьми и формирование у нее коммуникативной компетентности. Безусловно, основой для такого обучения выступает коммуникативный потенциал каждого индивида, т.е. врожденные способности, определяющие его предрасположенность к активному информационному обмену [1, с. 223]. Например, в психологии наиболее приспособленным по своим природным данным к коммуникации считается человек с таким типом темперамента как сангвиник. Однако, на наш взгляд, применение специальных педагогических и психологических методик может способствовать коммуникативной социализации личности, даже вопреки ее предрасположенности к чрезмерной экспрессивности или замкнутости на своем внутреннем мире.

Основываясь на этом утверждении, нами была разработана программа исследования, промежуточные результаты которого будут представлены в рамках данной статьи.

Целью нашего продолжающегося исследования является выявление возможностей использования социальных сетей в Интернете для формирования и развития коммуникативных навыков школьников. Гипотеза, на которую мы опирались, состоит в том, что использование социальных сетей в качестве среды, замещающей личные контакты, может привести к снижению коммуникативного потенциала подростков и создать сложности при формировании у них коммуникативных навыков. И наоборот – использование социальных интернет-сетей в качестве инструмента реализации целей может способствовать раскрытию коммуникативного потенциала и развитию коммуникативных навыков у молодых людей.

В соответствие с этим, было осуществлено четыре этапа исследования:

  1. Тестирование среди школьников 9, 10 и 11-го класса на определение их коммуникативного потенциала. Так, на базе довузовской подготовки нами было протестировано в целом 487 школьников. На этом этапе нами выполнялась задача по выявлению процента подростков в старших классах, обладающих природными задатками для формирования коммуникативных навыков. Кроме того, по результатам этого тестирования был произведен отбор 32 человек для участия в следующих этапах исследования.
  2. Организация и проведение серии практических обучающих занятий с использованием тренинг-методик, направленных на развитие коммуникативного потенциала и формирование коммуникативных навыков среди отобранных нами 32 школьников.
  3. Проведение эксперимента с использованием социальных сетей в Интернете для проверки нашей гипотезы о их прямом воздействии на уровень развития коммуникативных навыков подростков.
  4. Анализ результатов, в том числе путем устного опроса мнений школьников, принимавших участие в эксперименте, а также их оценка.

Представим более подробные данные, полученные нами на разных этапах исследования, и опишем суть осуществленного среди старшеклассников эксперимента.

В таблице 1 приведем результаты диагностики уровня коммуникативного контроля старшеклассников, которая проводилась с использованием психологического теста. Данный тест позволяет выявить психофизиологическую предрасположенность личности к осуществлению эффективных коммуникаций и оценить ее использование в повседневной практике [2, с. 120-121].

Таблица 1 – Уровень коммуникативного контроля старшеклассников

Уровень коммуни-кативного контроля

личности

ученики

9-х

классов

ученики

10-х классов

ученики

11-х классов

ученики

11-х классов, планирующие поступать на гуманитарные специальности

ученики

11-х классов, планирующие поступать на

технические специальности

в чел.

в %

в чел.

в %

в чел.

в %

в чел.

в %

в чел.

в %

очень высокий

7

4

12

9

31

18

21

21

10

13

высокий

22

13

30

22

44

25

31

32

13

17

средний

94

53

51

37

45

26

22

23

23

29

низкий

53

30

43

32

55

31

23

24

32

41

всего опрошенных

176

100

136

100

175

100

97

55

78

45

Как видно из таблицы 1, подростки по мере своего взросления, как правило, наращивают степень использования имеющегося у них коммуникативного потенциала. В первую очередь он активизируется у школьников с высоким и очень высоким уровнем коммуникативного контроля, который говорит о наличии у таких респондентов врожденных способностей выступать в роли эффективных коммуникаторов [1, с. 222]. Такие подростки с возрастом, а также усложнением образовательного процесса начинают наращивать свои личные контакты и тренировать коммуникативные навыки при решении конкретных практических задач.

Согласно результатам проведенной нами диагностики, старшеклассники, предрасположенные к замкнутости и показавшие низкий уровень коммуникативного контроля, снижают со временем частоту личных контактов и переключаются на опосредованные каналы вербального взаимодействия, например, интернет или смс-переписку. Кроме того, их круг общения становится достаточно стабильным и редко пополняется новыми людьми.

Особый интерес представляют данные диагностики учащихся 11-ых классов, так как именно из них были отобраны участники для нашего эксперимента. Старшеклассники, которые планируют поступать на гуманитарные специальности и, соответственно, для которых коммуникативные навыки являются основой их будущего профессионального роста, обладают более высоким коммуникативным потенциалом и чаще задействуют его на практике, по сравнению со старшеклассниками, которые обучаются в физико-математических классах и выбрали для себя технический вуз.

На втором этапе исследования нами были сформированы две группы (по 16 человек каждая) из учеников 11-го класса со средним и низким уровнем коммуникативного контроля. В каждой группе было организовано по четыре практических занятия, направленных на формирование у участников коммуникативной компетентности. Для этого были задействованы педагогические, психологические и коммуникативные  технологии, позволяющие в короткие сроки обучить старшеклассников выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми и использовать информационное воздействие для достижения конкретных целей [3, с. 8-9].

Чтобы проверить результаты вышеописанных тренингов, а также подтвердить возможность использования социальных интернет-сетей для развития коммуникативных навыков подростков, на третьем этапе исследования был проведен эксперимент. В ходе него первой группе (в таблице 2 – группа № 1) было дано задание через социальные сети в Интернете привлечь как можно больше реальных участников на три разных мероприятия (в научной сфере, в сфере коммерческой торговли и для политической агитации). Затем ее участники должны были осуществить то же самое, но уже при помощи личных непосредственных контактов с людьми. Вторая группа (в таблице 2 – группа № 2) получила аналогичное задание, но выполнять его участники должны были сперва посредством личных коммуникаций и только потом через специально созданные ими аккаунты и сообщества в социальных сетях. Приведем результаты выполнения этих заданий  обеими группами в таблице 2.

Таблица 2 – Коммуникативная компетентность старшеклассников при использовании  различных каналов коммуникации.

Учащиеся

11-х классов

со средним

и низким

уровнем коммуни-

кативного контроля

Количество привлеченных участников на мероприятия в различных сферах (чел.)

в сфере науки

(видеоконференция по проблемам мировоззренческой безопасности)

в сфере коммерческой торговли

(продвижение нового

товара в местах продаж)

в политической сфере

(агитация на выборах в местные органы законодательной власти)

через социаль-ные сети в Интернете

посредством личных коммуни-каций

через социаль-ные сети в Интернете

посредством личных коммуни-каций

через социаль-ные сети в Интернете

посредством личных коммуни-каций

Группа № 1

272

89

274

205

373

222

Группа № 2

203

42

236

128

261

148

Как видно из таблицы 2, полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают нашу гипотезу.  Старшеклассники со средним и низкими коммуникативным потенциалом, испытывающие существенные сложности при общении с другими людьми, после специального обучения смогли осуществить эффективные коммуникации и привлечь достаточно большое количество новых людей для участия в различных мероприятиях.

В ходе совместного обсуждения все участники эксперимента сошлись во мнении, что они действительно приобрели значимые для себя навыки воздействия на окружающих людей. Особенно их удивили собственные достижения при использовании социальных сетей. Участники группы № 1, тренировавшие сперва свои коммуникативные навыки через социальные сети в Интернете, почувствовали уверенность и показали более высокий результат, по сравнению с группой № 2,  при осуществлении личных коммуникаций.

Вторая группа, которая начала применять полученные знания об эффективных коммуникациях посредством личного взаимодействия с незнакомыми людьми, столкнулась с рядом сложностей. При личных контактах у ее участников не всегда получалось контролировать свои эмоции, они забывали передать часть информации, утрачивая при этом первоначальный смысл всего сообщения. У них зачастую не получалось по внешним данным проанализировать потребности реципиентов, чтобы подобрать нужную коммуникативную технологию. Также в группе возникали сложности с использованием невербальных средств коммуникации – подростки становились зажатыми при попытке наладить контакты с новым окружением, что явно отражалось на их позе, жестах и мимике. После такого опыта осуществлять коммуникации через социальные сети им было гораздо проще. Интернет как опосредованный канал коммуникации позволил им заранее предусмотреть и устранить все вышеперечисленные проблемы.

Таким образом, у группы № 1 было явное преимущество: тренировка коммуникативных навыков в социальных интернет-сетях позволила ее участникам накопить положительный опыт и применить его при установлении личных контактов. Стоит также отметить, что частое погружение подростков в опосредованный мир социальных сетей при отсутствии коммуникативных навыков может привести к формированию у них различного рода страхов, связанных с личным общением. Кроме того, проведенный нами эксперимент продемонстрировал, что независимо от коммуникативного потенциала, врожденных способностей человека, его можно обучить осуществлять эффективные коммуникации с другими людьми и добиваться своих целей посредством информационного воздействия.


Библиографический список
  1. Шматко М.В., Савченко Е.А. Оценка лидерского и коммуникативного потенциала абитуриентов и студентов омских вузов // Омские социально-гуманитарные чтения. 2016. С. 220-224.
  2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  3. Белобородов А.М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия // Научный диалог. 2013. № 9.  С. 6-20. 


Все статьи автора «Шматко Марианна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: