Профессиональная компетентность – это совокупность навыков, умений, знаний, необходимых для профессиональной деятельности специалиста. Данный вид компетентности включает в себя такие составляющие как: умение работать в команде, создание рабочего климата, владение знаниями, необходимыми для данной сферы, самостоятельное решение профессионально ориентированных вопросов и другое. Часто данный термин приравнивают к профессионализму. Наличие профессиональной компетентности необходимо, так как она предполагает эффективную роботу, умение взаимодействовать с другими сотрудниками, а главное – реализацию достижения целей и задач, которые предполагает определенная специальность.
Эффективность обучения студентов вне идеи компетенции невозможно, так как развитие личности в таком случае разделено с развитием субъекта деятельности. В современном понимании компетентность включает в себя ряд компонентов: когнитивный, операционный и отношенческий. Когнитивный компонент выражается в наборе знаний, которые необходимы для реализации какой-либо трудовой деятельности. Операционный определяется как интегрированный в структуре акта, который студент должен освоить во время учебного процесса. Третий компонент, который обеспечивает формирование отношений, выступает в роли обеспечения выстраивания нормальных взаимоотношений между субъектами деятельности. [1]
В студенческом возрасте обучающиеся находятся на юношеской ступени развития. Данный возраст характеризуется учебно-профессиональной ведущей деятельностью: самостоятельный выход на путь трудовой деятельность, самоопределение в жизни, подготовка к труду и семейной жизни, выполнение гражданских обязанностей. В этом возрасте молодые люди и девушки сталкиваются с кризисом идентичности, который определяется ролевым смешением. Многие сталкиваются с тем, что чувствуют себя отчужденно, неприспособленно, иногда проявляют признаки делинквентного поведения. Успешный выход из кризиса сопровождается верностью.
Важное влияние на определение особенностей личности оказывает структура жизненной позиции, которая включает следующие компоненты: ключевые ценности человека, его идеалы, а также нормы, определяющие способ деятельности. Данные составляющие выражаются в социальной позиции личности: организации жизни, обусловленной особенностями ее самосознания, способностями, потребностями. [2] Так как доминирующей позицией в данном возрасте становится учебная, то необходимо говорить о приобретаемой профессиональной позиции. Ее становление необходимо для определения отношения к своей профессии: приобретается точка зрения, обусловленное поведение, система интеллектуальных, волевых, и эмоционально-оценочных отношений к миру и профессионально деятельности. [3]
В данной статье будет представлен сравнительный анализ недоверия у студентов, обучающихся по направлениям «Экономическая безопасность» и «Юриспруденция».
Первое направление «Экономическая безопасность» предполагает следующие профессиональные компетенции: способность к коммуникации в ситуации межличностного и межкультурного взаимодействия, способность к самоорганизации, неукоснительное соблюдение законов, работа на благо и общество, способность юридически правильно классифицировать факты и обстоятельства, уважать честь и достоинства личности, способность осуществлять предупреждение правонарушений и другое.
Второе направление «Юриспруденция» предполагает: способность к коммуникации в межличностном и межкультурном взаимодействии, способность работать на благо общества, не нарушать законы и порядок, способность соблюдать и защищать права человека и свободы человека, отсутствие коррупционной деятельности и многое другое. Отсюда следует, что принцип профессии состоит в полном подчинении законам и соблюдении чести и порядочности относительно граждан.
Говоря о становлении студента как специалиста, важно затронуть такую проблему, как формирование недоверия. А.Б. Купрейченко рассматривает недоверие как нарушение нравственной регуляции социального поведения. [4] Недоверие может носить как ситуативный, так и постоянный характер. Недоверие не может рассматриваться исключительно как антипод доверия, так как оно обладает самым широким диапазоном признаков и может проявляться в самых разных поведенческих формах.
Недоверие представляет собой феномен, который негативно отражается на профессиональных качествах личности. Он приводит к стереотипности установок, присущих данной профессии, человек начинает избегать взаимодействия с людьми, чаще проявляет недружелюбие, система отношений в общей картине искажается. [5]
Для выявления особенностей проявления недоверия в данных профессиях было проведено исследование на основе методики А.Б. Купрейченко «Сравнительный анализ критериев доверия и недоверия по данным авторской методики оценки доверия/недоверия личности другим людям». Данная методика направлена на выявление: основных критериев доверия/недоверия, склонность к замене доверия верой или расчетом, выраженность амбивалентного отношения к людям, принадлежность к определенному типу доверия/недоверия к другим людям. Доверие и недоверие независимо друг от друга оцениваются по нескольким шкалам: надежность, единство, знание, приязнь, расчет, недостатки. Шкала «надежность» отражает представление субъекта о том, способен ли другой человек прийти на помощь в трудной ситуации. Шкала «единство» выступает как представление субъекта о наличии у него общих целей, принципов с другим человеком. Шкала «знание» – представление субъекта о степени знания его по отношению к тому человеку, к которому оценивается уровень доверия. Шкала «приязнь» определяет степень привязанности к человеку, степень положительного отношения к нему. Шкала «расчет» – степень осознания того, является ли доверие более значимым, чем расчетная сторона или нет. Шкала «неприязнь» (или недостатки) выявляет уровень недостатков по отношению к тому человеку, который оценивается, а так же чувство приязни/неприязни по отношению к нему.
Студентам было предложено пройти данное исследование в два этапа: в первом этапе испытуемым было необходимо оценить того человека, которому они больше всего доверяют; во втором этапе – оценить того человека, которому респонденты не доверяют.
В результате исследования были выявлены следующие результаты.
Гистограмма 1 – Критерии недоверия
Наиболее нетерпимы обе группы к недостаткам. Наименее значимым параметром для юристов является надежность того, кому они не доверяют, а для «Экономической безопасности» – единство. Однако, по всем критериям недоверия наиболее высокие значения присущи тоже юристам. Можно предположить, что представители данной профессии более недоверчиво относятся к тем людям, которые утратили их доверие. Различия у респондентов по отношению к недоверию выражаются в единстве и недостатках. Низкие значения по шкале единство у «Экономической безопасности» и средние у юристов свидетельствуют о разной степени необходимости наличия общих черт с теми, кому они не доверяют. Выделение недостатков – это самый необходимый критерий для обеих групп, показатель которого в два раза выше остальных.
Таблица 1 – Эмпирические значения t – критерия по критериям недоверия в сравниваемых группах
Параметр |
Экономическая безопасность |
Юристы |
t-эмпиричес-кое | ||
Среднее значение |
Среднее отклонение |
Среднее значение |
Среднее отклонение |
||
Надежность |
5,43 |
3,71 |
6,83 |
2,28 |
1,49 |
Единство |
4,24 |
3,14 |
7,63 |
2,49 |
3,97 |
Знание |
7,38 |
5,34 |
9,45 |
2,94 |
1,58 |
Приязнь |
5,29 |
3,85 |
7,25 |
2,67 |
1,96 |
Расчет |
5,86 |
4,22 |
7,92 |
2,65 |
1,93 |
Недостатки |
10,62 |
7,23 |
14,7 |
3,28 |
2,59 |
Данная методика позволила выявить разницу в установлении доверия/недоверия у респондентов разных специальностей. Группа студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», оказалась более доверчивой. Это подтверждают более высокие результаты по критериям доверия/недоверия.
Присутствие недоверия у студентов в данный период жизни только начинает складываться. Присутствие данного феномена необходимо для более точного соблюдения формируемых профессиональных компетенций. Слишком высокая степень проявления в будущем будет негативно отражаться в профессиональной деятельности, так как при чрезмерном присутствии данного феномена в личности специалиста будут происходить некоторые изменения, которые могут повлиять на деформацию личности. Профессиональные качества неразрывно связаны с социальными качествами человека, поэтому соответственно профессиональное проявление недоверия будет переходить на социальную жизнь личности.
Таким образом, феномен недоверия – это неотъемлемая часть личности профессионала. Формирующееся качество у студентов требует особого внимания, так как оно оказывает положительный или отрицательный, в зависимости от степени проявления, эффект на формирование профессиональных компетенций.
Библиографический список
- Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. О психологическом содержании компетенций в высшем профессиональном образовании. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбургский государственный университет, 2014. – с. 2563-2565.
- Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86.Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86.
- Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1981.
- Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с.
- Болдырев А.В., Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Прикладная юридическая психология. – 2016. – № 1 (34). С. 88-94.
- Ермолаева, Г.Г. Личностные качества в структуре профессиональных компетенций будущих IT – специалистов. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 37. – с. 95-99.
- Иващенко, А.В., Зубова. Л.В., Григорьева, М.Н. К вопросу о психологических особенностях юношеского возраста с различной направленностью. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – №1. – с. 13-18.
- Коржова Е.Ю. Радевская Н.С. Психолого-педагогические характеристики модели специалиста системы профессионального образования, использующего информационные технологии в условиях открытого образования. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – №2.- с. 2015-2012.