УДК 332.1, 330.34

К КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОСТАВЛЯЮЩЕГО ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гарипов Фанус Нагимович
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
к.э.н., старший научный сотрудник

Аннотация
Посвящена проблемам современной политики регионального экономического развития. Отмечаются главные составляющие концепции территориального роста. Базовым ориентиром достижения устойчивости подчеркивается использование принципа структурной экономики.

Ключевые слова: концепция, модернизация, структура, устойчивость


THE CONCEPT OF MODERNIZATION OF REGIONAL POLICY CONSTITUTES THE CONDITIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Garipov Fanus Nagimovich
Institute of Social and Economic Research of the Ufa Scientific Centre of RAS
PhD in Economics, Senior Research Associate

Abstract
On modern policy for regional economic development. Notes the main components of the concept of territorial growth. A benchmark of sustainability emphasizes the use of the principle of structural economy.

Keywords: concept, stability, structure, upgrade


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гарипов Ф.Н. К концепции модернизации территориального составляющего политики формирования условий экономического развития // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17926 (дата обращения: 29.05.2017).

Непреодоленным в современном экономическом развитии остается достижение устойчивости результата и его наращивание в сопоставимых временных отрезках. Решение этой задачи по мере движения во времени, как правило, усложняется, обрастая новыми ситуационными нюансами. Определяющими тенденциями при этом выступают два глобальных обстоятельства: увеличение численности населения и рост спроса отдельного человека на вещественные результаты производства. Остаться в поле поиска сочетания этих составляющих обязывает цивилизационный посыл современного развития.

Устойчивость ведущих параметров функционирования экономических систем, являясь основной характеристикой качества движения, слагается как итоговый результат под воздействием ряда взаимообусловленных факторов. Среди них определяющее значение  имеют общественные и индивидуальные стимулы, их соответствие внешним и внутренним вызовам времени и их сочетаемость, способствующая раскрытию и мобилизации ресурсов развития.

Улавливание специфики ситуации, определение степени значимости и трудности задач развития, как правило, дело профессионалов, способных предвидеть будущее состояние внешней и внутренней среды функционирования системы. Они должны сформулировать ситуационные задачи движения к устойчивости конечного результата. Управление экономической системой, обоснование темпов и прерогативных направлений развития обретают в многофункциональных системах непомерно возросшее значение. Такая схема обеспечения эффективности функционирования предполагает как непременное условие присутствие государственного влияния на формирование концепции развития и на обеспечение  соподчиненности факторов и условий в экономической среде.

В этой связи представляет интерес опыт организации дела, который был озвучен бывшим Премьер-министром Т.Блэр на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2015 года. Тони Блэр подчеркнул, что для успешного выполнения отмеченных выше задач правительство должно быть немногочисленным, но качественным по подбору его членов. Компактность структуры правительства – условие, освобождающее от необходимости избыточного числа согласований. Для министерства и его руководителя – министра, определялась цель, которую оно должно достичь, а сам министр – должен еще квалифицированно расти в период достижения цели. Систематически министр отчитывается перед правительством о конкретных параметрах движения к цели. При Т.Блэре была создана даже специальная структура, контролирующая это движение. При невыполнении цели министра увольняли, обеспечивая обмен на управленца в бизнесе или наоборот.

Наиболее распространенной является все же практика, которая в наибольшей степени характерна для нашей страны, когда руководители самого высокого ранга выступают с программной речью и в начальный период контролируют выполнение отдельных задач, но затем отвлекаются на другие дела. Переключаются и структуры, обязанные по статусу «вести» дело дальше. Так, по существу дело забывается постепенно и никто по сути не отвечает за ход или в целом за выполнение программы. Получается, что стоящая инициатива сходит на нет.

Преодоление ситуации во многом связано с совершенствованием принципов формирования власти. Если они не предотвращают желания лишь захватить власть и удержаться в ней, то это непременно затянет работу над развитием. Или даже могут быть использованы инструменты, результаты использования которых не лежат на поверхности, а их практическая направленность не доступна населению и скрытая ориентация, хуже того, преследует в качестве главной цели обогащение узкого круга лиц. Особенно такое может происходить вдали от центра, в региональных структурах.

Внедрение более эффективных моделей руководства предполагает наличие квалификации кадров власти и обеспечение максимальной прозрачности их деятельности. И не допустить, чтобы меньшинство, захватив рычаги государственной власти, «закрыто» командовало интересами всех остальных. Противовес этому вроде бы есть – привлечение к процессу народа. На практике это хотя и широко декларируется, но остается часто лишь ширмой и в жизни реально складывается по-другому.

Сегодня уже очевидно, что обеспечение устойчивости продвижения к социально-экономическим ориентирам регионального развития тесно связано с использованием принципов «структурной экономики». Чтобы стать инструментом устойчивого развития концепция структурной экономики по мнению лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица должна исходить из уроков истории и экономической практики. Вывод представляется логически безупречным.

В связи с этим территориальная экономическая политика может быть успешной лишь в случае, когда она опирается на структурные особенности экономики и стимулирует появление таких производственных единиц, для развития которых имеются неиспользованные еще конкурентные преимущества в регионе и содержатся необходимые ресурсы производства. Это, однако, не исключает приобретение на стороне недостающих факторов производства, если оно не грозит разорением или не приведет к экономическому упадку.

Концепция структурной экономики наиболее полно сформулирована китайским экономистом Джастином Линием в его книге «The Quest for Porsperity», изданной МВФ в 2012 г. Профессор Линь подчеркивает как обязательное условие наличия четырех компонентов, лежащих в основе ее теоретической модели:

- суммарный потенциал структуры факторов производства является определяющим относительно цены факторов производства и может обеспечить «сравнительные преимущества экономики». В рыночной системе эти параметры вместе с тем не остаются надолго неизменными и сообразно переменам в среде модифицируют и отраслевой состав экономики. В силу этого сохранение эффективной модели экономики предполагает адекватные изменения в оснащенности факторами производства, то есть требуется с новыми ситуациями на рынке приведение в согласованное состояние;

- модели технологической и инфраструктурной модернизации не могут быть ориентированы на кооперирование схемы развития экономик, находящихся на различных уровнях развития. Поскольку они уникальны и обусловливаются различиями исторического порядка уровнями;

- распределение производственных ресурсов в условиях неплановой экономики осуществляется рыночным механизмом и это признается «базовым механизмом» формирования структуры хозяйствования. Рыночный механизм может являться эффективным инструментом развития экономики, если он координируется со стратегической ориентацией;

- территориальный орган, призванный вести общественное развитие в многофункциональном векторе должен координировать опережающее развитие направлений деятельности, базируясь на использовании ресурсов (порой скрытых), обеспечивающих сравнительные преимущества, а на результаты, сохраняется спрос на рынке товаров сейчас и возможность дальнейшего совершенствования и диверсификации производства. При этом правительственные инициативы помогут ускорить общее развитие путем привлечения новых структур, дополняя производственные ресурсы и придавая функционированию возможность избежать перспективной неопределенности.


Библиографический список
  1. Гарипов Ф.Н., Гарипова З.Ф. Некоторые задачи совершенствования управления территориями низового уровня [Текст] /Региональная экономика: взгляд молодых. Труды молодых ученых и специалистов. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2007. – С.50-59.
  2. Карагадян А. Стратегическое планирование экономического развития регионов РФ: традиционные концепции и современные подходы [Текст] // Вестник Института экономики РАН – 2009 – №3 – С.299-308.


Все статьи автора «Гарипова Зухра Фанусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: