УДК 37

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ И ЦЕЛЯМИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Демкина Вера Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 505 Санкт-Петербург
учитель английского языка высшей категории

Аннотация
Данная статья посвящена новым требованиям и целям школьного образования. В статье описывается применение проблемно-исследовательского метода преподавания английского языка. Цель метода состоит в обучении самостоятельного решения проблем на уроках английского языка. Средство достижения цели - открытие знаний вместе с детьми. Статья актуальна, потому что раскрывает этот метод на конкретном примере, уроке английского языка «Тайны мира. Пирамиды».

Ключевые слова: английский язык, коммуникативная компетентность обучающихся, личностно-значимых проблем, обучающиеся, поиск решения практических, проблемно-исследовательский метод преподавания, социальных, школьное образование


TEACHING ENGLISH LANGUAGE ACCORDING NEW DEMANDS AND AIMS OF SCHOOL EDUCATION

Demkina Vera Vladimirovna
State Budget Educational Institution Gymnasium №505 Saint-Petersburg
teacher of English language, highest category

Abstract
The article devotes to the new demands and aims of school education. Using problematic and research method of teaching English language is described in the article. The purpose of method consists of solving problems at English lessons. Means of method consists of discovering knowledge with students together. The article is important because it tells about this problematic and research method using an example, the lesson of English “The mysteries of world. Pyramids”.

Keywords: English language, problematic and research method of teaching English language, school education, search of solving practical, social and individual problems at English lessons, students, students’ competence of communication


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Демкина В.В. Обучение английскому языку в соответствии с требованиями и целями школьного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17889 (дата обращения: 28.05.2017).

Требования и цели  школьного образования  – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, а они  тесно связаны с изучением иностранных языков. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Одна из главных функций универсальных учебных действий включает: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности [2, c.177]. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». (Китайская мудрость).

Владение иностранным языком становится одной из важнейших  компетентностей современного человека. Цель внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  – формирование ориентиров у учащихся таких, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми разных стран, в чем и  помогает английский язык. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир, поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения, позволяющие повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету, повышать качество знаний [2, c. 176].  Для достижения поставленных целей планирую учебную деятельность так, чтобы обучающиеся могли приобрести максимум реального опыта [4, c. 50], который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка и представителями других культур.

Для решения этих задач учитель должен постоянно повышать уровень своего мастерства, профессиональной компетентности, овладевать педагогическими технологиями, основанными на пробуждении искреннего познавательного интереса к предмету.

Стараюсь применять  проблемно-исследовательский метод преподавания, проблемно-диалогическую технологию на уроках английского языка. Цель – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми [3, c.47].

Проблемно-диалогический урок:

  • Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками [1, c.112].
  • Актуализация учениками своих знаний.
  • Поиск решения проблемы учениками.
  • Выражение решения.
  • Применение знаний учениками.

Первые уроки  раздела я посвящаю  введению и активизации лексических единиц по теме, предложенной автором учебника,  с целью   развития навыка диалогической / монологической речи в форме диспута, круглого стола, конференции, беседы и т.д. Владение лексикой позволяет:
–  формировать коммуникативную компетентность обучающихся (уверенность в общении и понимание прослушанного текста на английском языке);
–  развивать умения ситуативного реального общения (один из вопросов билета по иностранному языку на  ОГЭ – разыграть неподготовленный диалог с учителем по ситуации);
–  решать практические, социальные   и личностно-значимые проблемы;
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя на изучаемом языке.

Предлагаю рассмотреть пример личностно-ориентированного урока по теме «Тайны мира. Расследования» в 7 классе (учебник “New Millennium. English”, авторы Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова и др.). Аспекты урока:

Цель урока Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.
Задачи урока: Практическая:
– мотивировать навыки УУД в развитии умений решения коммуникативной задачи с различной степенью сложности.
Образовательная:
– активизировать и совершенствовать актуальный словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
– развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
– активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.
Развивающие:
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с использованием электронно-образовательных ресурсов.
Форма урока: урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Этапы учебного занятия:

I. Организационный момент:
Good morning, children  and guests! I am glad to see you here today!

II. Актуализация знаний:
Let’s do phonetic exercise. Look at the blackboard. You can see Arab proverb connecting with our topic. “A man  fears Time, Time fears the Pyramids”. (слайд 1). What’s our topic? Do you guess it after reading the proverb?

III. Постановка цели урока:

Now I suggest you two slides (2-3).

Please, try to find out what are we going to discuss at the lesson.

(Ответ обучающихся может быть разнообразным: “Ancient  history”,  “Egyptian  pyramids”, “Builders of pyramids”  , “Incan pyramids ”, но учитель должен подвести наводящими вопросами к теме урока, беседуя  после прочтения текста о пирамидах, попытаться ответить на вопросы:

–       ”What do you know about pyramids?”

–       “Who built the pyramids?”  (Pupils’ minds).

Topic of our lesson is devoted  to very unusual topic: “PYRAMIDS”. Let’s read the text. Дети  после прочтения  текста о пирамидах обсуждают, кто построил пирамиды в Египте, создаются две группы для дискуссии.

–       Is it interesting to know who built the pyramids?

–       What are your opinions about it? (Pupils’ minds)

Compare your opinions and answers. (Discussing)

  • Group 1: How do you think who built the pyramids?     
  • Group 2: I  think that the pyramids were built by  aliens.
  • Group 1: Why?
  • Group 2: So pyramids line up with certain star, planets.   May be, aliens wanted to send people message.
  • Group 1: What’s your opinion?
  • Group 2: I don’t think that the pyramids were built by  aliens. I think the slaves built the pyramids.
  • Group 1: What’s your opinion?
  • Group 2: I don’t think the pyramids were built  by slaves. Because the slaves didn’t know mathematics.
  • Group 1: What’s your opinion? Who built the pyramids?
  • Group 2: May be, I could say about it after listening.

IV. Актуализация знаний:

Could you talk about pyramids , act some dialogues and  do different tasks?

Let’s revise them (фронтально) and then make up sentences using them. So, the main question of the present lesson is: “Who built the pyramids?”

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала?

Are you ready to continue?

LISTENING. Let’s listen to professor Zahid. After listening you must find the evidence, answer for question who built the pyramids. You should complete the cluster.

–       WHAT NEW INFORMATION HAVE YOU LEARNT?

–        WHAT NEW FACTS HAVE YOU FOUND?

Let’s return to the cluster and add some new details to it. (слайд 5).

Look at the presentation, compare with own cluster.

VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач:

Ответы на вопросы о строителях пирамид. Работа по группам. Повторение прошедшего простого времени действительного и страдательного залогов, построения вопросов и отрицательных предложений в этом времени. Выражение  собственного мнения.

Practice. Look the technological card. Ask each other about  builders of pyramids using Past  Simple Tense Active and Passive Voice.

  • Group1: Do you think who built the pyramids ?
  • Group 2: I think the builders of pyramids were  humans. Professor Zahid told that scientists and archaeologists found the evidence.
  • Group1: Do you believe what the builders were humans?
  • Group 2: Yes, I do.
  • Group1: Why do you think so?
  • Group 2: After listening the professor Zahid I am sure that the builders were the ancient  Egyptians.
  • Group1: What evidence did the archaeologists find?
  • Group 2: The archaeologists found the camp where ancient  builders lived, the skeletons were skeletons of ancient Egyptians , the names of builders, the bakery, where the builders baked the bread.
  • Group1:  What evidence did the scientists find?
  • Group 2:   The scientists defined the age of pyramids and deciphered the hieroglyphs which tell us how the pyramids were built.

VII. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.  

Письмо. Составление синквейна о пирамидах. Writing.  Making the cinquain. Откройте тетради, запишите дату. Could you open your exercise-books, write down the date and make the cinquain,  after writing read it aloud. Look the technological card, fill it.

VIII. Обобщение усвоенного материала:

I’m very happy you have succeeded in  writing cinquain, acting the dialogues. Thank you. To sum up, let’s fill the technological card.

(Oбучающиеся заполняют технологическую карту. Данное задание не только подводит итог урока, но и готовит обучающихся к домашнему заданию.)

Таблица №1. Технологическая карта.

    pyramids    
  tombs temples monuments  
  Egyptian
pyramids
  Incan
pyramids
 
    Who built?    
Scientists   Egyptians   Aliens
Evidence   Evidence   Evidence

IX. Hometask:

  • write the article to  magazine “ THE YOUNG SCIENTIST,                                                                                                                                                   
  • write the small researching work about any mysteries,  make a presentation or to tell about it..

X. Рефлексия деятельности:

  • Tell me, please, if our lesson will help you to do your homework.
  • What have you learnt today?
  • Do you like the lesson?
  • Have you worked hard/ with pleasure or were you lazy/inactive? 

Рассмотренный урок соответствует требованиям ФГОС так как: отражена целенаправленность, целостность и динамика образовательного процесса; включены все виды речевой деятельности, включая домашнее задание; выполняются познавательная, развивающая, учебная и воспитательная  цели; преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей, содержатся основные этапы современного урока; предлагается выбор домашнего задания; согласно обще-дидактическому принципу имеется связь с жизнью; обеспечиваются условия сотрудничества; используются различные способы оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата выполнения заданий.

ВЫВОД: Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую личностным качествам его учеников.


Библиографический список
  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя – 6-е изд., М.: Вита-Пресс, 2014. – 112 с.
  2. Дахин А.Н. Познание начинается с удивления // Школьные технологии. – 2014. – №1 – 2 – С. 176–177
  3. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ. – 2014. – № 6. –  С. 46–48.
  4. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. №3. С. 49-55.


Все статьи автора «Демкина Вера Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: