УДК 336.276

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Кирюшкина Анна Николаевна
Тольяттинский государственный университет
преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу государственных расходов Российской Федерации на охрану окружающей среды. Прослежена динамика изменения таких расходов в консолидированном бюджете Российской Федерации и бюджетах государственных внебюджетных фондов, в федеральном бюджете Российской Федерации и даны обоснования сложившихся тенденций.

Ключевые слова: государственная подпрограмма, государственная программа, государственные расходы, консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, охрана окружающей среды, федеральный бюджет, экологический характер расходов, экология


THE ANALYSIS OF PUBLIC EXPENDITURE ON ENVIRONMENTAL PROTECTION

Kiryushkina Anna Nikolaevna
Togliatti State University
lecturer of the chair «Finance and credit»

Abstract
This article analyzes the state of the Russian Federation, the cost of environmental protection. The dynamics of change in these expenses in the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds in the federal budget of the Russian Federation and the justification given current trends.

Keywords: ecological character costs the state program, ecology, environment, federal budget and the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of the state off-budget funds, government spending, state subroutine


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Кирюшкина А.Н. Анализ государственных расходов на охрану окружающей среды // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17880 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблема охраны окружающей среды остро стоит перед всеми странами мира. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Важно грамотно разрабатывать государственную политику в целом, так и в части государственных расходов в разрезе данной сферы.

Анализ государственных расходов Российской Федерации на охрану окружающей среды был проведён по пяти годам: 2005 г., 2008 г., 2009 г., 2012 г., 2013 г. Динамику расходов консолидированного бюджета РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также расходов федерального бюджета РФ представим в таблице 1.

Таблица 1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, расходов федерального бюджета РФ

Показатели

2005 г.

2008г.

2009 г.

2012 г.

2013 г.

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

1.     Расходы, млрд. руб.

6820,64

14157,02

16048,33

23174,7

25290,90

2. Расходы на охрану окружающей среды, млрд.руб

21,76

31,22

29,57

43,16

47,04

3. В % к ВВП

0,10

0,07

0,07

0,06

0,07

4. Доля расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов

0,31

0,22

0,18

0,17

0,18

Федеральный бюджет РФ

1.     Расходы, млрд. руб.

3514,34

7570,87

9660,06

12894,9867

13342,9216

2. Расходы на охрану окружающей среды, млрд.руб

4,74

10,17

13,04

22,4936

24,2584

3. В % к ВВП

0,02

0,02

0,03

0,04

0,04

4. Доля расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов, в %

0,14

0,13

0,14

0,17

0,18

Очевидно, существует тенденция увеличения государственных расходов на охрану окружающей среды. Это объясняется необходимостью финансирования осуществления новых мер в направлении охраны окружающей среды. Однако в 2009 по сравнению с 2008 годом наблюдается незначительное снижение числа таких расходов в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов. Это может быть связано с последствиями мирового экономического кризиса 2008 года.

Тем не менее, несмотря на существующую тенденцию увеличения государственных расходов на охрану окружающей среды, их доля в общем объёме расходов в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов ежегодно сокращается. Если в 2005 г. она составляла 0,31% от общих расходов, то в 2008 г. – 0,22%. В 2013 же году доля расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов составила уже 0,18 %. Это можно объяснить тем, что на протяжении последних лет принимаются социально-ориентированные бюджеты. В федеральном бюджете также прослеживается динамика снижения доли расходов на охрану окружающей среды в общем объёме расходов. Примечательно, что в 2013 году доля таких расходов всё же выросла на 0,01%.

Таблица 2.  Состав и структура государственных расходов в сфере охраны окружающей среды консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета РФ.

Показатели

2008г.

2009г.

2012г.

2013г.

Расходы, млрд.руб

Уд.вес,%

Расходы, млрд.руб

Уд.вес,%

Расходы, млрд. руб

Уд. вес,%

Расходы, млрд. руб

Уд.вес,%

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Охрана окружающей среды

31,22

100

29,57

100

43,16

100

47,04

100

Экологический контроль

0,37

1,19

0,24

0,83

0,25

0,59

0,26

0,56

Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод

1,57

5,04

1,35

4,58

1,87

4,34

2,37

5,05

Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

8,90

28,52

8,28

28

19,83

45,96

22,66

48,18

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

0,31

0,99

0,33

1,13

0,47

1,09

0,46

0,98

Другие вопросы в области охраны окружающей среды

20,06

64,26

19,35

65,46

20,72

48,02

21,27

45,23

Федеральный бюджет РФ

Охрана окружающей среды

10,17

100

13,04

100

22,49

100

24,25

100,00

Экологический контроль

0,00

0

0,00

0

0

0

0

0

Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод

0,00

0

0,01

0,08

0,55

2,45

1,46

6,04

Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

2,67

26,35

3,49

26,76

7,83

34,82

8,82

36,38

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

0,25

2,46

0,29

2,23

0,33

1,47

0,35

1,45

Другие вопросы в области охраны окружающей среды

7,24

71,19

9,25

70,93

13,78

61,26

13,61

56,13

Интересным видится тот факт, что расходы на охрану окружающей среды в % к ВВП в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов ежегодно сокращались, за исключением незначительного роста в 2013 году на 0,01%. Прекращение снижения таких расходов в % к ВВП может быть связано с замедлением роста ВВП РФ, а также реализацией ряда мероприятий государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы». В федеральном же бюджете рост расходов на охрану окружающей среды в % к ВВП наблюдается уже с 2012 года.

Целесообразно привести состав и структуру государственных расходов в сфере охраны окружающей среды, которая представлена в таблице 2.

В 2005 году в отчётах об исполнении бюджетов группировка данных по представленной классификации не проводилась. Примечательно, что именно на другие вопросы в области охраны окружающей среды как в консолидированном бюджете РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов, так и в федеральном бюджете РФ тратится около 65% общих денежных средств, выделяемых в бюджетах на охрану окружающей среды.

Следует отметить, что  существуют и доходы бюджетов «экологического характера». Приведём состав выделенных доходов в таблице 3.

Таблица 3. Состав доходов «экологического характера» консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета РФ.

Показатели

2005 г.

2008г.

2009 г.

2012 г.

2013 г.

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Платежи при пользовании природными ресурсами, млрд. руб.

72,98

136,85

85,16

132,94

279,35

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, млрд. руб.

13,09

19,10

18,69

29,07

30,81

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, млрд. руб.

-

1,32

1,21

2,17

2,74

Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, млрд. руб.

0,02

0,58

0,04

0,07

0,22

Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, млрд. руб.

-

 -

 -

0,009

0,008

Федеральный бюджет

Платежи при пользовании природными ресурсами, млрд. руб.

57,908

111,769

63,480

101,313

245,122

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, млрд. руб.

2,627

3,819

3,736

5,810

6,160

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, млрд. руб.

 -

0,227

0,215

0,595

1,004

Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, млрд. руб.

 -

-

-

0,01

0,01

Плата за негативное воздействие на окружающую среду входит в состав платежей при пользовании природными ресурсами. Однако целесообразным показалось отразить и этот показатель. Очевидно, что общее число платежей при пользовании природными ресурсами в каждом из представленных годов превосходит в несколько раз затраты на охрану окружающей среды. Примечательно, что с годами появлялись новые подразделы доходов в экологической сфере, а именно в части негативного воздействия на окружающую среду. Например, государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду начала фигурировать в отчёте об исполнениях бюджетов в качестве подраздела доходов лишь с 2012 года.

Покажем в таблице 4 какую часть расходов на охрану окружающей среды покрывают доходы бюджета от суммы показателей: платы за негативное воздействие на окружающую среду; денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; государственной  пошлины за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таблица 4. Доля выделенных доходов «экологического характера» от расходов на охрану окружающей среды.

Показатели

2005 г.

2008г.

2009 г.

2012 г.

2013 г.

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Сумма выделенных экологических доходов, млрд. руб.

13,12

21,02

19,94

31,32

33,79

Доля выделенных экологических доходов от расходов на охрану окружающей среды, %

60,27

67,30

67,43

72,58

71,82

Федеральный бюджет РФ

Сумма выделенных экологических доходов, млрд. руб.

2,62

4,04

3,95

6,41

7,17

Доля выделенных экологических доходов от расходов на охрану окружающей среды, %

55,34

39,77

30,30

28,51

29,56

На протяжении представленных лет наблюдалось снижение доли выделенных экологических доходов от расходов на охрану окружающей среды в федеральных бюджетах РФ, за исключением незначительного увеличения в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1,05%, и увеличение этой доли в консолидированных бюджетах РФ и бюджетах государственных внебюджетных фондов, за исключением незначительного снижения в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 0,76%. Подобная динамика может объясняться тем, что определённая доля из этих платежей приходится не только на федеральный бюджет.

Говоря об анализе государственных расходов на охрану окружающей среды и оценке их эффективности, особое внимание следует уделить государственной программе РФ «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы». Общий объем финансирования государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы из средств федерального бюджета в 2013 году составил 24130098,70 тыс. руб., что составляет 96,5% от объема расходов, предусмотренного паспортом программы и 98,9 % от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью [2].

С учетом оперативных данных Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году, объем софинансирования мероприятий Программы из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценивается в 9 533 643,3 тыс. рублей.

Наибольший уровень использования средств федерального бюджета сложился по подпрограмме 5 (111,9% к уровню, предусмотренному паспортом государственной программы, что связано с ростом финансового обеспечения деятельности Росприроднадзора, а также с ростом расходов на обеспечение международных обязательств) и по подпрограмме 4 (100%).

Наименьший уровень финансового обеспечения реализации подпрограмм из средств федерального бюджета отмечается по подпрограмме 1 (97,5%), что связано с сокращением финансирования государственных заданий федеральных государственных бюджетных учреждений в 2013 году.

Эффективность реализации программы должна определяться её целевыми показателями и индикаторами, представленными в паспорте программы. На официальном сайте государственных программ РФ приводятся эти целевые показатели и индикаторы. Приведём некоторые из них в таблице в таблице 5 с результатами за 2013 год.

Глядя на представленную таблицу, можно сказать, что программа выполняется эффективно. Однако здесь представлены не все показатели, предусматриваемые программой. Данные об эффективности реализации государственной программы следует рассматривать и в докладе Минприроды и экологии РФ «О результатах и основных направлениях деятельности в 2015-2017 году», и в сводном годовом докладе «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2013 года», предоставляемом председателю правительства.

Напомним, что целью государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы» является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. По итогам 2013 года, по оценкам Минприроды и экологии РФ, достигнуты целевые значения всех показателей Программы.

Таблица 5. Целевые показатели и индикаторы реализации государственной программы за 2013 г. [3,4]

Показатель

План

Факт

Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта, тонн на млн. рублей валового внутреннего продукта

0,38

0,38

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, единиц

126

126

Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7), млн. человек

53,30

53,30

Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта, тонн

90

90

Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, тыс. чел.

927,40

927,40

Доля территории, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, процентов.

11,90

11,90

В 2013 году путём решения представленных в программе задач были достигнуты  определённые результаты. Приведем некоторые из них[3,5]:

−                   разработаны и приняты значимые нормативные правовые акты, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в природоохранной сфере (например, принят подготовленный Минприроды и экологии России Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя);

−                   наблюдается сокращение объёмов загрязнения до 4022,8 тонн. Была проведена техническая рекультивация 74 га;

−                   реализованы практические мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба (в Арктической зоне Российской Федерации, Нижегородской области, на территории Байкальской природной территории в рамках реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы»);

−                   разработана стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации;

−                   продолжено развитие экопросвещения и экотуризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, общая численность посетителей которых в 2013 году составила 1,96 млн. человек;

−                   продолжено расширение географической сети ООПТ (создание 3 новых национальных парков, расширение территории Сочинского национального парка, установление охранных зон 2 государственных природных заповедников);

−                   наблюдается повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях (до 92,5%);

−                   продолжено расширение системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. чел. до 84,9 %;

−                   отобрано 437 проб лабораторных анализов исследуемой среды;

−                   показатели государственного задания по транспортному обеспечению надзора на море перевыполнены (план – 22429 часов; факт – 26559 часов);

−                   наблюдается прирост нормативных объемов измерений загрязнения окружающей среды, ежегодно выполняемых государственной наблюдательной сетью на 8% к уровню 2012 года (плановое значение 0,5%).

Необходимо отметить, что  2013 году повысилась эффективность осуществления федерального государственного экологического надзора: по итогам проведенных проверок  доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов возросла до 17,6 %, доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей – до 19,6 %.

Тем не менее, не все планируемые на 2013 год мероприятия были осуществлены. Средняя степень достижения показателей государственной программы – 98,7%.  Степень выполнения контрольных мероприятий плана составила 66,7 %. Например, в 2013 году было принято 18 нормативно правовых актов из планируемых 32, было создано 3 ООПТ вместо 4.

Минприроды и экологии РФ в качестве основных факторов, которые негативно повлияли на ход реализации государственной программы указал следующие[3]:

- ухудшение макроэкономической ситуации в РФ, сокращение в номинальном выражении объёмов инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом привело к сокращению объёма инвестиций природоохранного характера;

- длительное рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания РФ ключевых законопроектов;

- наличие объективных правовых ограничений по расширению географической сети ООПТ на отдельных территориях (наличие действующих договоров лесопользования и т.д.);

- усложнение процедуры подготовки нормативно-правовых актов.

Согласно сводному годовому докладу «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2013 года», предоставляемом председателю правительства РФ, ход реализации государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы» за 2013 год находится лишь на удовлетворительном уровне[5].

Таким образом, в целом политика государственных расходов в сфере охраны окружающей среды довольно эффективна. Особо следует отметить, что правительство даже получает доходы «экологического характера» от негативного воздействия на окружающую среду. За прошедший 2013 год было решено множество поставленных задач, в том числе и в рамках государственной программы. Однако по оценкам экспертов ход ее реализации, как и реализации её подпрограмм, находится лишь на удовлетворительном уровне. Рассмотрим перспективы реализации политики государственных расходов в сфере охраны окружающей среды.


Библиографический список
  1. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс] : отчёты об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета за 2005 г., 2008 г., 2009 г., 2012 г.,2013 г.  Официальный сайт Федерального казначейства РФ России, 2016. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru//. – Версия от 13.11.16
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014, N 326  // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Версия от 13.11.16
  3. Доклад Минприроды и экологии РФ «О ходе реализации в 2013 году мероприятий, предусмотренных планом действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»» [Электронный ресурс]: 2014. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/b6b/2423_1.doc. – Версия от 13.11.16
  4. Портал государственных программ Российской Федерации РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт, 2014. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/. – Версия от 13.11.16
  5. Cводный годовой доклад «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2013 года» [Электронный ресурс]: 2014. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/summaryReport. – Версия от 13.12.14
  6. Кирюшкина А. Н. Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды: необходимость, основные направления и виды // Молодой ученый. — 2016. — №26.


Все статьи автора «Кирюшкина Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: