УДК 336

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Батраканова А.К.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им Г.И. Носова»
студентка 3 курса Института энергетики и автоматизированных систем

Аннотация
В данной статье мы рассматриваем актуальность выбора профессии учителя, в частности, учителя информатики в современном обществе. Профессия учителя информатики, на нынешнем этапе развития общества, является наиболее востребованной, поскольку именно учитель информатики является связующим междисциплинарным звеном.

Ключевые слова: выбор профессии, учитель информатики


THE RELEVANCE OF THE CHOICE OF THE TEACHER PROFESSION IN MODERN TIMES

Batrakanova A.K.
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
3rd year student of the Institute of Energy and automated systems

Abstract
In this article we consider the relevance of the choice of the teaching profession, in particular, the teacher of computer science in modern society. Occupation teacher of computer science, at the present stage of development of society, is the most popular because it is the teacher of computer science is an interdisciplinary connecting link.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Батраканова А.К. Актуальность выбора профессии учителя информатики в современное время // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17769 (дата обращения: 28.05.2017).

В настоящее время педагогическое образование испытывает значительные реформы в области содержания и подготовки будущих учителей. В стране происходит укрупнение ВУЗов, создаются опорные университеты способные готовить кадры с учетом особенностей своего региона в вопросе квалификационной необходимости.

Анализируя нынешнюю ситуацию в образовательной сфере, можно сказать, что на сегодняшний день все меньше становится педагогических ВУЗов. Подготовка по педагогическим профилям теперь встречается и в классических высших учебных заведениях, и в объединенных образовательных учреждениях. Такой вариант имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны – стало невозможным для студентов профилей «Педагогическое образование» находиться и непрерывно взаимодействовать друг с другом в своей специфической среде,а с другой стороны – появилась возможность создания вариативных дисциплин и модулей, позволяющих студентам формировать педагогическую компетентность.

На современном этапе большое внимание отводится подготовке учителей информатики, математики, физики и химии, так как именно эти специализации имеют огромную роль в подготовке кадров различных отраслей промышленности, в частности – инженерных кадров.

В связи с изменением стиля жизни интенсивным образом в последние десятилетия развиваются компьютерные и интернет-технологии, информационные и коммуникационные отрасли, поэтому необходимо делать акцент на профилизацию учащихся в школе для их дальнейшего выбора профессии, связанной с ИКТ. Все это входит в педагогическую деятельность учителя информатики.

Программа подготовки будущих учителей информатики достаточно успешно реализуется, так как она взаимодействует с подразделениями, осуществляющими подготовку по направлениям, связанным с информатикой («Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Инженерное образование» и др.). Поскольку основные образовательные программы данных направлений содержат дисциплины, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих учителей информатики.

В свою очередь все чаще бакалавры и магистры профилей, связанных с информатикой, высказывают пожелания получить знания, чтобы в последующем была возможность преподавать информатику в учебных заведениях. Это говорит о нарастающей актуальности профессии учителя информатики. Однако, профессиональный педагогический стандарт предполагает обязательное наличие педагогического образования у лиц, осуществляющих образовательную деятельность, в данном случае одним из выходов является получение соответствующих знаний с помощью дополнительного образования.

В МГТУ им. Г.И. Носова был проведен опрос среди студентов направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями) Информатика и экономика. Цель данного исследования – определить процент молодежи, который действительно планирует по окончании ВУЗа найти свое призвание в образовательной сфере. Результаты оказались весьма ожидаемыми. 80% респондентов высказали свое мнение, что на сегодняшний день работа учителя информатики актуальна, поэтому студенты проявили готовность к профессионально-педагогической деятельности. Также ребята отметили, что профессия учителя информатики достаточно сложна, поскольку информатика – особый предмет школьной программы. Работа перед монитором накладывает свою специфику как на способы проведения урока, так и на общение с учащимися, также своеобразен на уроках контроль за выполнением заданий и, конечно же, усложняется подача материала. 17% опрошенных заявили, что готовы выбрать профессию информационной направленности, но не в рамках педагогической сферы. Причинами такого выбора послужили неуверенность в своих силах, сложности в работе учителя, как образца поведения и наставника для учеников, низкая оплата труда и высокая занятость. Оставшиеся 3% респондентов считают, что в дальнейшем их профессия не будет взаимодействовать с информатикой и ИКТ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что выбор профессии учителя информатики достаточно актуален, профессия интересна своей спецификой. Учителю информатики необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира) филологии и языкознания (системы программирования, текстовые редакторы, системы распознавания текста, средства компьютерного перевода, системы искусственного интеллекта), математики, физики и экономики (компьютерное моделирование), живописи и графики, (графические редакторы, дизайн, системы мультимедиа) и т.д. Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.

Будущий преподаватель должен обладать следующими компетенциями:

-     Быть готовым к использованию современных информационных технологий при проектировании учебного процесса для обеспечения своей профессиональной деятельности;

-     Уметь квалифицированно оценивать качество и отбирать информационные электронные образовательные ресурсы в соответствии с дидактическими целями учебного процесса для обеспечения индивидуализации и интенсификации обучения;

Владеть современными методами отбора, структурирования и представления учебной информации для использования ее в учебной деятельности.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Арапова В.В. Роль и место предмета «информатики» в процессе обучения школьников // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11) [Электронный ресурс]. URL:http://modern-j.ru/domains_data/files/11/ARAPOVA%20V.V.%20(Obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf
  2. Варфоломеева Т.Н., Байтерякова А.А. Некоторые аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11) [Электронный ресурс]. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/11/Varfolomeeva%20T.N.pdf
  3. Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
  4. Варфоломеева Т.Н., Козлова Д.А. К вопросу о формировании информационной компетенции студентов педагогических специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68588 (дата обращения: 07.11.2016).
  5. Варфоломеева Т.Н., Лукина К.Е. О необходимости формирования информационно-профессиональных компетенций будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15575 (дата обращения: 06.11.2016).
  6. Ефимова И.Ю., Верховцев М.П. Тенденции развития современного профессионального образования В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н. 2015. С. 213-215.
  7. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  8. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). – Кн. III. -  Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. – с. 228-237
  9. Ляш, А.А. Актуальность формирования профессиональной готовности будущего учителя информатики в области информационно-образовательных систем обучения / А.А. Ляш // Сборник научных статей международной школы – семинара «Ломоносовские чтения на Алтае»: в 3 ч.: сборник научных трудов. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – ч.п. – С. 224-231. – 0,34 п.л.
  10. Ляш, А.А. Использование методов активного обучения при подготовке будущих учителей информатики / А.А. Ляш // Научно-методический журнал «Современное образование: традиции и инновации», СПб.: ООО «Современная мысль». – 2014. – № 1. – С. 85-92. – 0,3 п.л.
  11. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении /О.Е. Масленникова, О.Б. Назарова // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. – С. 470-474.
  12. Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
  13. Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15013 (дата обращения: 30.05.2016).
  14. Федорчук К.О., Варфоломеева Т.Н. Проблемы управления процессом повышения профессиональных компетенций будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69102 (дата обращения: 09.11.2016).
  15. Чусавитин М.О., Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и ИКТ в области обеспечения информационной безопасности / М.О. Чусавитин, Г.Н. Чусавитина, Л.В. Курзаева // Фундаментальные исследования. -2013. – № 10-13. – С. 2991-2995.


Все статьи автора «Anara23»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: