Настоящая статья посвящена содержанию предмета Закона Божьего в учебных заведениях Российской империи в XVIII-XIX вв. В ней также рассматриваются основные компоненты, входившие в изучение Закона Божьего, и специальная литература, с помощью которой велось преподавание этого предмета. Этим вопросам исследователи уделяют в последние годы всё больше и больше внимания [1; 2; 3].
До XVIII в. практически всё начальное образование в России носило религиозный характер. Оно строилось на чтении текстов Священного Писания и богослужебных книг. Эта традиция сохранялась и в последующее время при обучении грамоте домашними учителями [4, с. 14-15] или в ходе её освоения в семье под руководством ближайших родственников, особенно религиозно настроенных матерей [5, с. 142]. Однако Закона Божьего как отдельного предмета преподавания еще не существовало.
«Вопрос о времени введения в учебных заведениях в качестве обязательного предмета Закона Божьего», по мнению Б.Н. Миронова, «нуждается в дополнительном изучении». Однако решение его лежит, несомненно, в хронологических рамках 18-го столетия [6, с. 1021-1022].
После реформы в области образования, проведенной Екатериной II, в России открылись школы двух типов: главные народные училища и малые народные училища. В качестве важнейших предметов в этих общеобразовательных школах преподавались сокращенный катехизис, пространный катехизис, священная история [7, с. 91]. Императрица лично утвердила для школьников текст «Сокращенного катехизиса» [7, с. 183] в качестве учебника, предназначенного для «обучения юношества Православному Закону христианскому» [8].
В 1804 году при императоре Александре I система светских учебных заведений была переоформлена. Учебные заведения подразделялись на 4 разряда по уровню образования: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.
Объем и содержание религиозных предметов, направленных на нравственное образование детей, строился в соответствии с учебными программами, разработанными Святейшем Синодом для разных типов учебных заведений. В приходских училищах преподавались главные начала Закона Божия, включая краткий катехизис, священную историю, чтения из Священного писания и нравоучение. В уездных училищах на 1-м году обучения преподавали Закон Божий и священную историю, на 2-м пространный Катехизис и изъяснение Евангелия, а также чтение из Священного писания [2, с. 86].
В 1811 г. при Александре I Закон Божий был введен не только в начальную школу, но практически во все в образовательные учреждения России как основной предмет, количество его часов в учебных программах увеличилось. В современной литературе подчеркивается, что именно к этому году следует отнести его появление в гимназиях и военных училищах, а в университетах богословие стало обязательным предметом для всех студентов православного исповедания при Николае I в 1835 г. [9, с. 902].
Бытовавшая при Екатерине II «практика не привлекать священников в качестве учителей казенных училищ и не выделять время на предметы духовно-религиозного содержания в старших классах средней школы» изменилась в ходе реформы образования Александра I. Было осуществлено «привлечение священников в учебные заведения в качестве законоучителей», что вело к «повышению их авторитета и значимости их предмета в учебных заведениях» [10, с. 56, 63].
В 1819 г. появились новые учебные программы по преподаванию Закона Божьего в различных учебных заведениях, в том числе в средних. В гимназиях был принят следующий учебный план по преподаванию Закона Божьего. В 1-2 классах по два урока в неделю изучали Ветхий и Новый Завет. В 3 классе изучали богослужение христианской православной церкви с объяснением церковных песнопений. В 4-5 классах изучали пространный православный катехизис и церковную историю до Константина Великого. В 6-7 классах изучали историю христианской и русской церкви и вероучения православной церкви. Помимо уроков Закона Божьего, сверх классных занятий проводились «христианские беседы», на которых изучались жития святых и проповеди почитаемых служителей церкви [2, с. 87].
В женских общеобразовательных и частных учебных заведениях первым в перечне преподавания предметов также значился Закон Божий. В открытом 25 мая 1858 г. в Самаре пансионе Нины Фланден, сочетавшем черты общеобразовательной и частной школы для девочек, и без того непростой, насыщенный многочисленными предметами пятилетний курс обучения включал все составные компоненты Закона Божьего. В 1-м приготовительном классе изучалась священная история ветхозаветной церкви, четыре действия арифметики, чтение и письмо русского, французского, немецкого языков, разговоры и басни, чистописание. Во 2-м классе на первом году обучения преподавалась священная история новозаветной церкви, а на втором году – первая часть пространного катехизиса; также в этом классе шло изучение русского, французского, немецкого языков, арифметики, чистописания и рисования, физической географии всех частей света и Российской империи, древней истории, русской истории. В последнем 3 классе в течение первого года обучения проходили вторую часть пространного катехизиса, а в течение второго – его третью часть, объяснение литургии и краткую историю русской церкви. При этом продолжалось изучение русского и двух иностранных языков, арифметики, чистописания и рисования, к чему добавлялась политическая география Европы и прочих частей света, история средних веков и новой истории, мифологии. Каждый день занятий начинался и заканчивался общей молитвою [11].
Закон Божий вошел в практику не только школьного, но и домашнего обучения. Будущий известный литератор и краевед середины XIX века Н.И. Второв учился в пансионе в г. Самаре, а его младшая сестра обучалась дома. Из дневника, который вел мальчик, можно узнать, что во время отсутствия старшей сестры, обязанность заниматься с младшей поручалась 11-летнему брату, в том числе и по катехизису [21, с. 138].
Важной проблемой того времени было создание учебно-методической литературы по преподаванию предмета Закона Божьего. Часто священнослужителям приходилось в качестве учебников использовать книги, содержащие церковные молитвы, символ веры, десятословие и Катехизис, которые способствовали лучшему пониманию этого предмета [2, с. 92]. Все же в XIX в. основными методическими источниками Закона Божьего стал ряд учебных пособий.
Так, в 1853 г. Святейшим Синодом был рассмотрен и одобрен, а позднее и издан Пространный христианский катехизис. Он был предназначен для употребления в училищах и для всех православных христиан. В его содержание входило введение в православный Катехизис и три части. Первая часть называлась «О вере», где подробно рассказывалось о символе веры и прохождении его. Вторая часть называлась «О надежде», в ней подробно описывались понятия христианской надежды, ее основании и средства. Третья часть называлась «О любви», в ней говорилось о союзе между верою и любовью [13].
Литературу для изучения Закона Божьего можно было встретить не только в учебных заведениях, но и в домашних библиотеках. Так, в Самарской областной универсальной научной библиотеке хранится Пространный катехизис издания 1853 года из книжного собрания местного дворянина Д.А. Путилова, чей отец был инициатором создания и главным благотворителем Самарского уездного училища [14].
При министерстве народного просвещения в 1866 г. было издано изъяснение воскресных и праздничных Евангелий для употребления в училищах. Оно состояло из двух частей, Евангелия на праздник Пасхи, где подробно расписывалась каждая пасхальная неделя, и Евангелия праздничного [15].
Знание священной истории стало обязательным в XVIII–XIX вв. Изданий, посвященных библейской истории, выходило в свет огромное множество. Содержание такого рода книг обычно было традиционным и включало все основные вехи священной истории, основные сюжеты Ветхого и Нового заветов. В 1878 г. Петром Смирновым, законоучителем московской второй гимназии и учительской семинарии императорского московского воспитательного дома, была составлена Краткая священная история Нового Завета для преподавания в гимназиях, реальных и народных училищах [16].
Большой универсальный учебник, который подходил бы для разных видов учебных заведений, Святейший Синод предложил написать Филарету (Дроздову), архиепископу Московскому. В 1823 г. он представил «Пространный христианский Катехизис», который Синодом был одобрен и допущен к печати. За рукопись этой книги архиепископ Филарет получил орден святого Александра Невского. В 1827 г. Синод вновь обратился к Филарету, который уже был тогда в сане митрополита, с просьбой переработать катехизис и включить в него тексты Священного Писания и молитв на церковнославянском языке, а не в переводе на русский, как это было сделано первоначально. В результате «Пространный христианский катехизис» с этими изменениями был опубликован в 1829 г. Позднее автор был вынужден еще раз несколько переработать текст. Катехизис митрополита Филарета до 1917 г. оставался основной книгой для религиозного обучения как в церковных, так и в светских школах. Он выдержал десятки переизданий. В начальных учебных заведениях использовался его краткий вариант катехизиса, хотя он вызывал нарекания из-за «сухости стиля» и наличия мест, трудных для понимания школьниками [17].
По сути своей катехизис митрополита Филарета представлял собой не только изложение православного вероучения, но и учебное пособие по этике. В нем предусматривалось изучение основных принципов и категорий морали. В их числе были такие: совесть, добродетель, свобода воли, смирение, надежда, труд, развлечение, смерть, справедливость, ложь, зависть, христианское милосердие, христианская любовь, православная семья, долг служения Отечеству [3, с. 112].
Роль Закона Божьего в российском образовательном пространстве не ограничивалась только непосредственным влиянием на школьников. Наличие этой учебной дисциплины в светской школе примиряло с ней тех родителей из числа простых горожан или крестьян, которые по старинке являлись носителями «антиобразовательного стереотипа поведения» [18, с. 221] или, проще говоря, испытывали «нелюбовь к общественному образованию» [19, с. 18]. Тем самым увеличивалось количество учащихся и число грамотных людей. Это благотворно сказывалось и на столичных, и на провинциальных учебных заведениях. Например, Самарская губерния, самая молодая в Поволжье и основанная только в 1851 г. [20], уже с середины 19-го столетия могла обеспечить школы кадрами преподавателей Закона Божьего с высоким уровнем богословской и педагогической подготовки [21, с. 93]. При осмотре и проверке подведомственных учебных заведений руководителями школьного ведомства, например, заведующим губернской дирекцией училищ, прежде всего, обращалось внимание на усвоение учениками Закона Божьего [22].
Столь пристальное внимание, которое уделялось преподаванию этого предмета во всех учебных заведениях в XVIII-XIX вв., имело важно значение. В это время в обществе религия играла важную роль, так как большинство людей оставались верными православным традициям, поэтому многие религиозные принципы вошли в систему образования и воспитания детей. Социально-нравственные установки, которые входили в этот предмет, помогали детям укреплять любовь к своей Родине, воспитывали миролюбие, честность, добропорядочность, гуманность, почитание старших по возрасту и по положению, трудолюбие. Закон Божий являлся основным воспитательным предметом в учебных заведениях дореволюционной России.
Библиографический список
- Шорнов А.С. Методика преподавания Закона Божия (из опыта Симбирской чувашской учительской школы) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14689. Дата обращения: 16.11.2016.
- Калинина Е.А. Закон Божий в русской школе первой половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия 2. 2014. № 4 (59). С. 85-97.
- Морозова Е.А. Традиционные ценности православного этического образования (1811-1917 гг.) // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 110-114.
- Артамонова Л.М. «Учили меня ещё во младенчестве». Принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII столетии // Родина. 2010. № 11. С. 13-15.
- Климкина Э.В. Сочетание национальных традиций и западных влияний в воспитательных практиках российского дворянства в первой половине XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2014. Ч. II. С. 141-145.
- Mironov B.N. Do Russians Need Cliotherapia? // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3-1). С. 1003-1052.
- Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII – начала XIX в. (юго-восточные губернии Европейской России). Самара, 2001. 392 с.
- Сокращенный катихизис для обучения юношества Православному Закону христианскому, изданный при учреждении народных училищ в Российской империи в Царствование Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Вторыя. Санкт-Петербург, 1785. 46 с.
- Artamonova L.M. Modernization of “Collective Beliefs” and “Cultural Capital” in the Russian Empire: From Enlightened Absolutism to Civil Society // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3-1). С. 899-907.
- Артамонова Л.М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре I // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8-2 (109). С. 55-64.
- Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 7501. Л. 7 об.- 8 об.
- Артамонова Л.М. Гендерные аспекты общественной активности в деле народного образования в середине XIX в. (на примере г. Самары) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 4 (36). С. 135-147.
- Пространный христианский Катехизис. Москва, 1853. 164 с.
- Артамонова Л.М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 86-88.
- Изъяснение воскресных и праздничных Евангелий. Санкт-Петербург, 1866. 127 с.
- Смирнов П. Краткая Священная история Нового Завета. Москва, 1878. 58 с.
- Бычкова В.М., Запальский Г.М. Закон Божий // Православная энциклопедия. Т. XIX. Москва, 2008. С. 550-554.
- Дашкевич Л.А. Школа в социокультурной среде уральского города конца XVIII – первой половины XIX века // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2006. Т. 45. № 20. С. 214-221.
- Смирнов Ю.Н. Жители провинциального города. Самарские рукописи РГО // Центр и периферия. 2014. № 1. С. 12-21.
- Смирнов Ю.Н. К 160-летию Самарской губернии: зачем и как она была создана? Самара, 2011. 16 с.
- Якунин В.Н. Церковная жизнь и православная культура в Самарском крае в XVI-ХХ вв. // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 92-101.
- НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 6959. Л. 1-2 об.