СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАКОН БОЖИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XIX ВВ.

Хретинина Ольга Андреевна
Самарский государственный институт культуры

Аннотация
В статье рассматривается религиозное образование и воспитание в русских школах. Обучение в XVIII-XIX вв. основывалось на православных традициях, которые считались основой для становления личности ребенка. Основным предметом, при освоении которого достигались эти цели, являлся Закон Божий. В его преподавании был накоплен богатый опыт, создана серьезная учебная и методическая база.

Ключевые слова: духовенство, евангелия, Закон Божий, катехизис, образование, православие, Россия в XVIII-XIX вв., священная история


CONTENT OF THE SUBJECT SCRIPTURE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 18-19TH CENTURIES

Hretinina Olga Andreevna
Samara State Institute of Culture

Abstract
The article deals with religious education in Russian schools. Training in the 18-19th centuries was based on orthodox traditions which were considered as a basis for the formation of the identity of the child. The main subject that reached these goals was the Scripture. In its teaching the wealth of experience was accumulated, the serious educational and methodical base was created.

Keywords: catechism, clergy, education, Gospel, Orthodoxy, Russia in the 18-19th centuries, sacred history, Scripture


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Хретинина О.А. Содержание предмета Закон Божий в учебных заведениях Российской империи в XVIII-XIX вв. // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17712 (дата обращения: 22.02.2024).

Настоящая статья посвящена содержанию предмета Закона Божьего в учебных заведениях Российской империи в XVIII-XIX вв. В ней также рассматриваются основные компоненты, входившие в изучение Закона Божьего, и специальная литература, с помощью которой велось преподавание этого предмета. Этим вопросам исследователи уделяют в последние годы всё больше и больше внимания [1; 2; 3].

До XVIII в. практически всё начальное образование в России носило религиозный характер. Оно строилось на чтении текстов Священного Писания и богослужебных книг. Эта традиция сохранялась и в последующее время при обучении грамоте домашними учителями [4, с. 14-15] или в ходе её освоения в семье под руководством ближайших родственников, особенно религиозно настроенных матерей [5, с. 142]. Однако Закона Божьего как отдельного предмета преподавания еще не существовало.

«Вопрос о времени введения в учебных заведениях в качестве обязательного предмета Закона Божьего», по мнению Б.Н. Миронова, «нуждается в дополнительном изучении». Однако решение его лежит, несомненно, в хронологических рамках 18-го столетия [6, с. 1021-1022].

После реформы в области образования, проведенной Екатериной II, в России открылись школы двух типов: главные народные училища и малые народные училища. В качестве важнейших предметов в этих общеобразовательных школах преподавались сокращенный катехизис, пространный катехизис, священная история [7, с. 91]. Императрица лично утвердила для школьников текст «Сокращенного катехизиса» [7, с. 183] в качестве учебника, предназначенного для «обучения юношества Православному Закону христианскому» [8].

В 1804 году при императоре Александре I система светских учебных заведений была переоформлена. Учебные заведения подразделялись на 4 разряда по уровню образования: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.

Объем и содержание религиозных предметов, направленных на нравственное образование детей, строился в соответствии с учебными программами, разработанными Святейшем Синодом для разных типов учебных заведений. В приходских училищах преподавались главные начала Закона Божия, включая краткий катехизис, священную историю, чтения из Священного писания и нравоучение. В уездных училищах на 1-м году обучения преподавали Закон Божий и священную историю, на 2-м пространный Катехизис и изъяснение Евангелия, а также чтение из Священного писания [2, с. 86].

В 1811 г. при Александре I Закон Божий был введен не только в начальную школу, но практически во все в образовательные учреждения России как основной предмет, количество его часов в учебных программах увеличилось. В современной литературе подчеркивается, что именно к этому году следует отнести его появление в гимназиях и военных училищах, а в университетах богословие стало обязательным предметом для всех студентов православного исповедания при Николае I в 1835 г. [9, с. 902].

Бытовавшая при Екатерине II «практика не привлекать священников в качестве учителей казенных училищ и не выделять время на предметы духовно-религиозного содержания в старших классах средней школы» изменилась в ходе реформы образования Александра I. Было осуществлено «привлечение священников в учебные заведения в качестве законоучителей», что вело к «повышению их авторитета и значимости их предмета в учебных заведениях» [10, с. 56, 63].

В 1819 г. появились новые учебные программы по преподаванию Закона Божьего в различных учебных заведениях, в том числе в средних. В гимназиях был принят следующий учебный план по преподаванию Закона Божьего. В 1-2 классах по два урока в неделю изучали Ветхий и Новый Завет. В 3 классе изучали богослужение христианской православной церкви с объяснением церковных песнопений. В 4-5 классах изучали пространный православный катехизис и церковную историю до Константина Великого. В 6-7 классах изучали историю христианской и русской церкви и вероучения православной церкви. Помимо уроков Закона Божьего, сверх классных занятий проводились «христианские беседы», на которых изучались жития святых и проповеди почитаемых служителей церкви [2, с. 87].

В женских общеобразовательных и частных учебных заведениях первым в перечне преподавания предметов также значился Закон Божий. В открытом 25 мая 1858 г. в Самаре пансионе Нины Фланден, сочетавшем черты общеобразовательной и частной школы для девочек, и без того непростой, насыщенный многочисленными предметами пятилетний курс обучения включал все составные компоненты Закона Божьего. В 1-м приготовительном классе изучалась священная история ветхозаветной церкви, четыре действия арифметики, чтение и письмо русского, французского, немецкого языков, разговоры и басни, чистописание. Во 2-м классе на первом году обучения преподавалась священная история новозаветной церкви, а на втором году – первая часть пространного катехизиса; также в этом классе шло изучение русского, французского, немецкого языков, арифметики, чистописания и рисования, физической географии всех частей света и Российской империи, древней истории, русской истории. В последнем 3 классе в течение первого года обучения проходили вторую часть пространного катехизиса, а в течение второго – его третью часть, объяснение литургии и краткую историю русской церкви. При этом продолжалось изучение русского и двух иностранных языков, арифметики, чистописания и рисования, к чему добавлялась политическая география Европы и прочих частей света, история средних веков и новой истории, мифологии. Каждый день занятий начинался и заканчивался общей молитвою [11].

Закон Божий вошел в практику не только школьного, но и домашнего обучения. Будущий известный литератор и краевед середины XIX века Н.И. Второв учился в пансионе в г. Самаре, а его младшая сестра обучалась дома. Из дневника, который вел мальчик, можно узнать, что во время отсутствия старшей сестры, обязанность заниматься с младшей поручалась 11-летнему брату, в том числе и по катехизису [21, с. 138].

Важной проблемой того времени было создание учебно-методической литературы по преподаванию предмета Закона Божьего. Часто священнослужителям приходилось в качестве учебников использовать книги, содержащие церковные молитвы, символ веры, десятословие и Катехизис, которые способствовали лучшему пониманию этого предмета [2, с. 92]. Все же в XIX в. основными методическими источниками Закона Божьего стал ряд учебных пособий.

Так, в 1853 г. Святейшим Синодом был рассмотрен и одобрен, а позднее и издан Пространный христианский катехизис. Он был предназначен для употребления в училищах и для всех православных христиан. В его содержание входило введение в православный Катехизис и три части. Первая часть называлась «О вере», где подробно рассказывалось о символе веры и прохождении его. Вторая часть называлась «О надежде», в ней подробно описывались понятия христианской надежды, ее основании и средства. Третья часть называлась «О любви», в ней говорилось о союзе между верою и любовью [13].

Литературу для изучения Закона Божьего можно было встретить не только в учебных заведениях, но и в домашних библиотеках. Так, в Самарской областной универсальной научной библиотеке хранится Пространный катехизис издания 1853 года из книжного собрания местного дворянина Д.А. Путилова, чей отец был инициатором создания и главным благотворителем Самарского уездного училища [14].

При министерстве народного просвещения в 1866 г. было издано изъяснение воскресных и праздничных Евангелий для употребления в училищах. Оно состояло из двух частей, Евангелия на праздник Пасхи, где подробно расписывалась каждая пасхальная неделя, и Евангелия праздничного [15].

Знание священной истории стало обязательным в XVIII–XIX вв. Изданий, посвященных библейской истории, выходило в свет огромное множество. Содержание такого рода книг обычно было традиционным и включало все основные вехи священной истории, основные сюжеты Ветхого и Нового заветов. В 1878 г. Петром Смирновым, законоучителем московской второй гимназии и учительской семинарии императорского московского воспитательного дома, была составлена Краткая священная история Нового Завета для преподавания в гимназиях, реальных и народных училищах [16].

Большой универсальный учебник, который подходил бы для разных видов учебных заведений, Святейший Синод предложил написать Филарету (Дроздову), архиепископу Московскому. В 1823 г. он представил «Пространный христианский Катехизис», который Синодом был одобрен и допущен к печати. За рукопись этой книги архиепископ Филарет получил орден святого Александра Невского. В 1827 г. Синод вновь обратился к Филарету, который уже был тогда в сане митрополита, с просьбой переработать катехизис и включить в него тексты Священного Писания и молитв на церковнославянском языке, а не в переводе на русский, как это было сделано первоначально. В результате «Пространный христианский катехизис» с этими изменениями был опубликован в 1829 г. Позднее автор был вынужден еще раз несколько переработать текст. Катехизис митрополита Филарета до 1917 г. оставался основной книгой для религиозного обучения как в церковных, так и в светских школах. Он выдержал десятки переизданий. В начальных учебных заведениях использовался его краткий вариант катехизиса, хотя он вызывал нарекания из-за «сухости стиля» и наличия мест, трудных для понимания школьниками [17].

По сути своей катехизис митрополита Филарета представлял собой не только изложение православного вероучения, но и учебное пособие по этике. В нем предусматривалось изучение основных принципов и категорий морали. В их числе были такие: совесть, добродетель, свобода воли, смирение, надежда, труд, развлечение, смерть, справедливость, ложь, зависть, христианское милосердие, христианская любовь, православная семья, долг служения Отечеству [3, с. 112].

Роль Закона Божьего в российском образовательном пространстве не ограничивалась только непосредственным влиянием на школьников. Наличие этой учебной дисциплины в светской школе примиряло с ней тех родителей из числа простых горожан или крестьян, которые по старинке являлись носителями «антиобразовательного стереотипа поведения» [18, с. 221] или, проще говоря, испытывали «нелюбовь к общественному образованию» [19, с. 18]. Тем самым увеличивалось количество учащихся и число грамотных людей. Это благотворно сказывалось и на столичных, и на провинциальных учебных заведениях. Например, Самарская губерния, самая молодая в Поволжье и основанная только в 1851 г. [20], уже с середины 19-го столетия могла обеспечить школы кадрами преподавателей Закона Божьего с высоким уровнем богословской и педагогической подготовки [21, с. 93]. При осмотре и проверке подведомственных учебных заведений руководителями школьного ведомства, например, заведующим губернской дирекцией училищ, прежде всего, обращалось внимание на усвоение учениками Закона Божьего [22].

Столь пристальное внимание, которое уделялось преподаванию этого предмета во всех учебных заведениях в XVIII-XIX вв., имело важно значение. В это время в обществе религия играла важную роль, так как большинство людей оставались верными православным традициям, поэтому многие религиозные принципы вошли в систему образования и воспитания детей. Социально-нравственные установки, которые входили в этот предмет, помогали детям укреплять любовь к своей Родине, воспитывали миролюбие, честность, добропорядочность, гуманность, почитание старших по возрасту и по положению, трудолюбие. Закон Божий являлся основным воспитательным предметом в учебных заведениях дореволюционной России.


Библиографический список
  1. Шорнов А.С. Методика преподавания Закона Божия (из опыта Симбирской чувашской учительской школы) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14689. Дата обращения: 16.11.2016.
  2. Калинина Е.А. Закон Божий в русской школе первой половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия 2. 2014. № 4 (59). С. 85-97.
  3. Морозова Е.А. Традиционные ценности православного этического образования (1811-1917 гг.) // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 110-114.
  4. Артамонова Л.М. «Учили меня ещё во младенчестве». Принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII столетии // Родина. 2010. № 11. С. 13-15.
  5. Климкина Э.В. Сочетание национальных традиций и западных влияний в воспитательных практиках российского дворянства в первой половине XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2014. Ч. II. С. 141-145.
  6. Mironov B.N. Do Russians Need Cliotherapia? // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3-1). С. 1003-1052.
  7. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII – начала XIX в. (юго-восточные губернии Европейской России). Самара, 2001. 392 с.
  8. Сокращенный катихизис для обучения юношества Православному Закону христианскому, изданный при учреждении народных училищ в Российской империи в Царствование Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Вторыя. Санкт-Петербург, 1785. 46 с.
  9. Artamonova L.M. Modernization of “Collective Beliefs” and “Cultural Capital” in the Russian Empire: From Enlightened Absolutism to Civil Society // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3-1). С. 899-907.
  10. Артамонова Л.М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре I // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8-2 (109). С. 55-64.
  11. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 7501. Л. 7 об.- 8 об.
  12. Артамонова Л.М. Гендерные аспекты общественной активности в деле народного образования в середине XIX в. (на примере г. Самары) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 4 (36). С. 135-147.
  13. Пространный христианский Катехизис. Москва, 1853. 164 с.
  14. Артамонова Л.М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 86-88.
  15. Изъяснение воскресных и праздничных Евангелий. Санкт-Петербург, 1866. 127 с.
  16. Смирнов П. Краткая Священная история Нового Завета. Москва, 1878. 58 с.
  17. Бычкова В.М., Запальский Г.М. Закон Божий // Православная энциклопедия. Т. XIX. Москва, 2008. С. 550-554.
  18. Дашкевич Л.А. Школа в социокультурной среде уральского города конца XVIII – первой половины XIX века // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2006. Т. 45. № 20. С. 214-221.
  19. Смирнов Ю.Н. Жители провинциального города. Самарские рукописи РГО // Центр и периферия. 2014. № 1. С. 12-21.
  20. Смирнов Ю.Н. К 160-летию Самарской губернии: зачем и как она была создана? Самара, 2011. 16 с.
  21. Якунин В.Н. Церковная жизнь и православная культура в Самарском крае в XVI-ХХ вв. // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 92-101.
  22. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 6959. Л. 1-2 об.


Все статьи автора «Хретинина Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: