УДК 101.1

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ЭТО ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВА ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА

Сулимов Александр Сергеевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации Липецкий филиал
магистр

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной на сегодня теме гражданского общества в обществе. Автор статьи рассматривает феномен «гражданского общества» отталкиваясь от момента его формирования до современного этапа цивилизации.
Акцент в данной статье – это теоретическое обоснование понятия и значения «гражданского общества» на разных этапах его формирования.
В соответствии с этим подходом формируется взгляд на гражданское общество со стороны культурного и национального менталитета.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, древнегреческий полис, институт самоуправления, самоорганизация граждан


CIVIL SOCIETY - IS THE ORDER OF THE STATE OR THE FREEDOM TO CHOOSE

Sulimov Alexander Sergeevich
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation Lipetsk branch
Master

Abstract
This article is devoted to the actual topic today civil society in the society. The author considers the phenomenon of "civil society" starting from the moment of its formation up to the present stage of civilization.
The emphasis in this article - is the theoretical basis of the concept and importance of "civil society" at various stages of its formation.
In accordance with this approach, formed opinion on civil society from the cultural and national mentality.

Keywords: Ancient Greek polis, civil society, institutions of self-government, self-organization of citizens


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов А.С. Гражданское общество – это заказ государства или свобода выбора // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17663 (дата обращения: 29.11.2016).

Современное состояние гражданского общества выражено отношением самого общества к данному феномену. За последние два десятилетия осведомленность россиян о гражданском обществе показывает положительную динамику – доля тех, кому знакомо это понятие, увеличилась на 8 п.п. (с 44% в 2001 году до 52% в 2015 году). Также за это время сократилась доля тех, кто считает, что в России гражданское общество не сформировалось (с 33% в 2007 году до 13% в 2015 году). [16]

Однако данные последнего исследования на вопрос: «есть ли в России гражданское общество» 33% респондентов опроса заявили, что слышат данный термин «гражданское общество» впервые. [1]

Споры о том, что такое гражданское общество, сформировался данный институт с рождением государства Русь или это современный тренд, который пришел к нам из-за моря и во всем виноват Запад? Полемика сегодня ведется довольно остро, а в связи с политическими событиями еще и вспыхивает с новой силой.[3, с. 59]

Опираясь на взгляды мыслителей Античности, древнегреческий философ и политик Платон выдвинул идею, что фундаментом древнегреческого полиса является гражданское общество, как форма существования граждан. Однако его утверждения касались граждан полиса, т.е. свободных граждан. Примером для Платона послужило политическое устройство Спарты, где особым авторитетом пользовались народные собрания и гражданские сообщества в разных сферах жизни.

Ученик и продолжатель направления философии Платона, Аристотель опирался на опыт Афин, в основе гражданского общества он усматривал термин «Civil Society». Данный термин дает представление о частной собственности, но главное – это самоорганизация граждан для отстаивания у государства своих интересов.[14]

Дальнейший ход развития общества, так или иначе, начинал спор о соотношении и разграничении полномочий гражданского общества и государства. И каждый философ или представитель философского направления затрагивал тему гражданского общества. Сегодня данная тематика также остается актуальна.

В.А. Никонов отвечая на вопрос: «Кому нужно гражданское общество?». Гражданское общество, всегда и везде нужно, прежде всего самому гражданскому обществу, осознающему себя таковым. [12]

В этом контексте мысль отражает не просто анализ менталитета, традиций и опыта, а динамику, вектор совершенствования государства в целом, где любой гражданин является субъектом права в его свободном отправлении.

Гражданское общество, по словам Президента России В. Путина, может вырасти из института самоуправления, в этом заложен богатый опыт – это является лучшей школой. Гражданское общество должно быть самоцелью, следовательно, его необходимо поддерживать и укреплять.[15]

Государство сегодня не только показывает, но и реально действует в направлении укрепления «Гражданского общества», например, создан и действует Совет при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а сегодня еще добавилась функция, где государство помогает развитию данного института.

В начале статьи, приводя данные социологических опросов, где имеется информация о гражданах, которые не верят, что в России сформировался институт «Гражданского общества».

Проблема существует с того момента, когда институт «гражданского общества» был теоретически обоснован. Термин появился в литературе в эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. В своих произведениях Т. Гоббс, Дж. Локк использовали термин «Гражданское общество», с этого времени он стал популярным в политических вопросах.

При этом философы и социологи того периода не давали точных понятий таким институтам, как «гражданское общество» и «государство». Первым, кто установил границы этих понятий принято считать Д. Локка.

И только в трудах Г.Ф. Гегеля обнаруживаются критерии, где «государство» не тождественно «гражданскому обществу», а зачастую противостоят друг другу.

С.Ю. Витте писал: «Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: «Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось». Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: «Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами».[11]

XXI век вносит свои требования, в связи с ростом демократии, свободы слова, сегодня «гражданское общество», становится самостоятельной категорией, независимой от государства.

Смена парадигмы, которая пришла с наступлением новой эпохи, эпохи глобальных перемен, произошел также и пересмотр ранее незыблемых положением относительно института «гражданского общества».

Сегодня политики и социологи обсуждают вопрос, не много ли государство выделило самостоятельности обществу граждан. Второй вопрос знает ли это общество свободных граждан, как распорядится данной самостоятельностью.

Ряд представителей науки проявляют озабоченность о возрастающей с каждым годом роли гражданского общества.

Например, Шумпетер И. в своих исследованиях высказывал такую идею, что государство должно, участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, чтобы они управлялись демократически и одна часть гражданского общества, не превращалась в экспансионистскую силу, разрушающую все, а рынок не подчинял себе общество. [13]

Гражданское общество сегодня находится под пристальным вниманием с одной стороны государства, с другой самого общества. Социологические и политические исследования любой сферы общества не обходят стороной феномен «гражданское общество».[10]

Причина лежит на поверхности, современные политические или социальные процессы затрагивают граждан, которые составляют общество, в свободной стране – это гражданское общество.

Гражданское общество как глоток свежего воздуха необходим современной России, которая строит новое, свободной общество, однако существуют трудности, пример, Вавилонская башня цель ясна, а взаимопонимания нет.[9]

Идея свободного общества граждан «гражданское общество», зародилась в Античной Греции, но в то время не созрели предпосылки для её реализации. Фундамент гражданского общества должен стоять на незыблемом принципе субъективной (личной) свободы, которая распространяется на всех граждан в рамках принятых законов этим обществом.[2]

Не каждое общество, даже то в котором гражданин обладает свободой, является гражданским, следовательно, есть некоторые барьеры, которые необходимо преодолеть, чтобы общество могло не только называть, но таковым являться. Гражданское общество это высшая ступень в достижении наилучшего порядка, который проявляется в самоуправляющих общественных институтов, не составляя конкуренции другим общественным организациям и государственным структурам.[5]

Подводя итог можно смело утверждать, что гражданское общество является таковым, если самое ценное в нем на чем основывается государственная политика является личность, в основе этого принципа лежит право на самореализацию любого индивида.[4]

Государство, осознавая важность построения института «гражданское общество», опираясь на опыт прошлых лет, делает первые, но не робкие шаги к его построению.[7]

Сегодня созданы и функционируют общественные организации, союзы, которые контролируют власть во всех сферах жизнедеятельности. Несомненно, всему этому многоголосию не хватает опыта, но государство старается помогать, основываясь на принципе «Не навреди».[6]

Следовательно, можно определенно констатировать, что первый этап формирования «гражданского общества» состоялся.[8]

Гражданское общество сегодня оказывает, может быть не столь серьезное, но ощутимое влияние на действие власти. И с каждым днем это влияние будет только нарастать.


Библиографический список
  1. ВЦИОМ http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=111424
  2. Егоров В.А. Формирование правосознания как вакцина от коррупции //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-2. С. 53-56.
  3. Егоров В.А., Казарова Д.С., Коростелев А.А. Психологический аспект правосознания как фактор глобализации мира //Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 58-60.
  4. Егоров В.А., Казарова Д.С. Правосознание и экологическая грамотность молодежи //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 2(82). С. 10-14.
  5. Егоров В.А., Башаримов Ю.П. Образование меняющее Россию //Сборник «Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные тенденции. Перспективы. Материалы межд. науч.-практ. форума. 2014. С. 233-238.
  6. Егоров В.А. Формирование правосознания студентов как средство борьбы с коррупцией //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 296-299.
  7. Егоров В.А., Егорова С.В. Человеческий потенциал как ядро экономики страны. Сборник «Национальная безопасность стратегические приоритеты и система обеспечения. Материалы межд. науч.-практ. конф. 2016. С. 462-465.
  8. Егоров В.А., Яковлев Н.А. Феномен коррупции основные этапы развития //Теория и практика общественного развития. 2016. ;№ 3. С. 94-96.
  9. Егоров В.А., Макаров И.Н., Сигова М.В. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности //Успехи современной науки. 2016. Т.1. № 5. С. 87-92.
  10. Егоров В.А. Исторические корни правосознания россиян //Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 99-101.
  11. Некрсесянцев В.С. (члена-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор) История политических и правовых учений. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 1997. – 736 с.
  12. Никонов В. Либеральные реформы и либеральная идеология http://www.liberal.ru/articles/cat/860
  13. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
  14. Политика. Толковый словарь. — М.: “ИНФРА-М”, Издательство “Весь Мир”. Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
  15. Путин В. «Многообразие России для современного мира» итоговая пленарная сессия международного дискуссионного клуба «Валдай». 2013.
  16. Что такое «гражданское общество» http://corp.fom.ru/tehnologii/fomnibus.html


Все статьи автора «Егоров Вадим Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация