РОЛЬ СОВЕТСКОГО КИНО В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Скороделова Арина Романовна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Аннотация
В статье рассматривается потенциал советского кино в воспитании патриота своей страны в образовательной деятельности, а также представлены результаты опроса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, советское кино


THE ROLE OF THE SOVIET CINEMA IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Skorodelova Arina Romanovna
Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky

Abstract
The article examines the potential of the Soviet cinema in the upbringing of a patriot of his country in the educational activities, as well as provides results of the survey.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Скороделова А.Р. Роль советского кино в патриотическом воспитании молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17562 (дата обращения: 22.02.2024).

Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Проблема патриотического воспитания становится особенно актуальной в наши дни, что обусловлено высоким уровнем напряженности в человеческих отношениях. Возникновению данной проблемы за рассматриваемый период времени способствуют несколько факторов: усиленное влияние СМИ на мнение о пути развития России; отсутствие общей государственной, базовой идеологии.

Сложность патриотического воспитания состоит в методологических проблемах, довольно сложно разработать универсальные рекомендации, ведь наша страна является многонациональной, и данный фактор необходимо учитывать при формировании уважения к собственной стране.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь именно детство и юность являются периодом активного развития личности человека, а педагогическое воздействие может оказаться наиболее эффективным [3]. Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота [1].

К негативным тенденциям развития современного общества относится усиление националистических настроений. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях, резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны

В связи с этим встает остро вопрос о потенциале образовательных учреждений для воспитания и развития личности гражданина и патриота страны, готового и способного отстаивать ее интересы, а также поиск эффективных средств, использование которых, приведет к качественному результату. Одним из таких средств являются советские фильмы, просмотр которых может обеспечить связь поколений, формирование положительного образа советского человека и страны, понимание ответственности за ее будущее.

Возможности использования продуктов советского кинематографа в воспитательном процессе молодежи не исчерпаны. Для подтверждения данного утверждения мы провели опрос,  в котором участвовали  молодые люди в возрасте 15-17 лет. При выявлении отношения современной молодежи к советскому кино были получены следующие результаты: 85 % опрошенных относятся к советскому кино положительно, 15 % – нейтрально, отрицательного отношения никто не продемонстрировал.  Выясняя любимые советские фильмы, мы получили следующие ответы: «Три мушкетера», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Джентельмены удачи», «Белое солнце пустыни», «Весна на Заречной улице», «Ирония судьбы, или с лёгким паром», «Семнадцать мгновений весны», «Большая перемена», «Полосатый рейс», что свидетельствует о знакомстве с большим количеством фильмов. Но наибольший интерес опрашиваемые проявляют к советским комедиям, отдавая им предпочтение в сравнении с  военными фильмами, но, стоит отметить, что 20% молодых людей любят и знают и фильмы военной тематики.   А вот наиболее известными актерами и актрисами советского кинематографа для опрашиваемых являются Юрий Никулин, Евгений Моргунов,  Георгий Вицин, Леонид Быков, Алексей Смирнов, Александр Демьяненко, Надежда Румянцева. Пытаясь определить, когда в последний раз и что смотрели опрашиваемые, были получены следующие результаты: «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «В бой идут одни «старики», «Джентльмены удачи», «А зори здесь тихие»,  «Полосатый рейс». Можно сделать вывод, что советские фильмы молодежь смотрит часто, в том числе множество фильмов с военной (патриотической тематикой) позволяющие развить у положительное отношение к своей стране, ее людям.

Педагогическое сообщество занимается вопросами воспитательных возможностей кино, педагогического руководства восприятием и воздействием фильма на юного зрителя, местом кинематографа в досуге учащихся, его влияния на идейно-нравственное становление подрастающего поколения. В педагогической деятельности просмотр и анализ кинофильмов используется в качестве средства воспитательного воздействия, так как они дают широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди которых есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать воспитаннику без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах [2].

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что  в педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания молодежи. Однако, в связи с различными изменениями в жизни общества, необходимы новые подходы к организации патриотического воспитания молодежи. При этом важно помнить о «естественных» основах патриотизма, о построении данного процесса, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из самых важных задач воспитателей и педагогов всех форм образовательных учреждений.


Библиографический список
  1. Акулич М. М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. – 2004. –№ 2. – С. 395-411.
  2. Демидова А. И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 233-241.
  3. Мамейчик Г. А., Колпакова А. П. Роль военных фильмов в патриотическом воспитании школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 19. – С. 136–140.


Все статьи автора «Максимова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: