УДК 338.4

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ

Никушина Александра Николаевна1, Сарафанов Андрей Дмитриевич2, Анастасова Анастасия Сергеевна3, Павлова Анна Сергеевна4
1Южный федеральный университет, магистрант 1 года обучения, кафедра менеджмента и инновационных технологий
2Южный федеральный университет, магистрант 2 года обучения, кафедра экономики
3Южный федеральный университет, магистрант 1 года обучения, кафедра менеджмента и инновационных технологийм
4Южный федеральный университет, агистрант 1 года обучения, кафедра менеджмента и инновационных технологий

Аннотация
Статья посвящена анализу отрасли черной металлургии на основе трехмерной модели отрасли и сети ценностей. Авторами рассматриваются современные тенденции отрасли в России и мире в целом, а также созданы сценарии перспектив российского рынка металлургии.

Ключевые слова: металлургия, отрасль черной металлургии, промышленность, реальный сектор экономики


FERROUS METALLURGY: ANALYSIS OF INDUSTRY

Nikushina Alexandra Nikolaevna1, Sarafanov Andrei Dmitrievich2, Anastasova Anastasia Sergeevna3, Pavlova Anna Sergeevna4
1South Federal University, Master student of 1 year of training, Department of Management and Innovative Technologies
2South Federal University, Master student of 2 years of study, Department of Economics
3South Federal University, Master student of 1 year of training, Department of Management and Innovative Technologies
4South Federal University, Master student of 1 year of training, Department of Management and Innovative Technologies

Abstract
This article analyzes the steel industry on the basis of a three-dimensional model of the industry. The author considers the contemporary industry trends in Russia and the world at large, as well as create a script prospects of the Russian steel market.

Keywords: industry, iron and steel industry, metallurgy, real economy


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Никушина А.Н., Сарафанов А.Д., Анастасова А.С., Павлова А.С. Черная металлургия: анализ состояния отрасли // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17412 (дата обращения: 20.11.2016).

Российская металлургия развивается в общемировой системе хозяйственных связей и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии в целом, что позволяет рассматривать Россию как одного из глобальных игроков на мировом рынке металлопродукции. Прогноз спроса на металлопродукцию и тенденции развития зарубежных стран показывают, что динамика ежегодного прироста мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,4-3,5%, что ниже среднего роста в докризисный период 2001-2008 гг. (около 4%), но выше среднего темпа роста в период 1980-2000 годов (3,2%).

Говоря о горизонтальных границах отрасли можно отметить, что отрасль черной металлургии обслуживает не только отечественные рынки, но и зарубежные, к которым можно отнести рынки основных потребляющих отраслей: строительство, машиностроение, нефтегазовая промышленность и т.д. Что касается вертикального охвата, то для отрасли черной металлургии характерна вертикальная интеграция, т.е. все этапы производства продукции принадлежат одной компании, это позволяет нивелировать риски как на внутреннем, так и на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность.

Таблица 1. Основные показатели отрасли

Доля металлургической промышленности
  • в ВВП России – 5%
  • в промышленном производстве —18%
  • в экспорте —14%.
Объём продукции 1,87 трлн рублей.
Производство готового проката 58,9 млн тонн
Инвестиции 90 млрд рублей (2014-2015г.)

126 млрд рублей (2013г.)

Средняя начисленная заработная плата 23 258 руб/мес.
Темп роста отрасли Отрицательный (-4,4%).

Главным дестабилизирующим фактором является Китай, который производит избыточное количество металлов, значительная часть которых экспортируется.

Эффект масштаба Ярко проявляется в металлургической отрасли.
Барьеры входа

 

Огромный стартовый капитал, вертикальная интегрированность компаний, сложность поиска клиентов на разделенном между огромными компаниями на рынке, эффект от масштаба производства.

Например, проект металлургического завода производительностью 250 тыс. тонн оценивается около 6,6 млрд. руб. Завод возможно возвести в течение двух лет. Выход на максимальную мощность – через 9 месяцев после запуска. Срок окупаемости проекта – 6 лет.

Средняя рентабельность 11% (2012-2015гг.), для сравнения в 2007г. 30%
Объем экспорта 26,6 млн тонн (сокращение на 3,7% по сравнению с докризисным уровнем)

Проведем трехмерный анализ металлургической отрасли. Что касается взаимозависимости систем, то зарубежные компании металлургической отрасли часто объединяют усилия с научно-исследовательскими институтами. В России также есть практика совместной деятельности промышленности и науки.

В 2013 году было подписано соглашение о создании и размещении центра НИОКР ОАО «ТМК» в Инновационном центре «Сколково». Деятельность Центра и одного из крупнейших мировых производителей трубной продукции для нефтегазового комплекса направлена на разработку эффективных технологий добычи и разведки, а также транспортировки углеводородов, а также создание новых решений по повышению энергоэффективности основных технологических процессов в черной металлургии. Внедрение инноваций на производство позволит вывести предприятия комплекса на совершенно новый уровень по качеству и экологичности продукта.

Рассматривая рынок отрасли, можно отметить, что компании, специализирующиеся на металлообработке склоны к образованию стратегических альянсов. В настоящее время в отечественной черной металлургии сформировалось 10 крупных холдингов, объединяющих предприятия всей технологической цепочки производства. Объединение предприятий позволяет компаниям нивелировать риски как на внутреннем, так и на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность. Также холдинги активно развивают собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой металлопродукцией в различных регионах страны и мира. Данные предприятия производят свыше 90% всей продукции отрасли черной металлургии Российской Федерации.

В качестве примера, рассмотрим Трубную металлургическую компанию, которая разделена на российский, американский, европейский, ближневосточный дивизионы. Только на территории России ТМК объединяет Волжский трубный завод, Северский трубный завод, Синарский трубный завод, Таганрогский металлургический завод, ТМК-Казтрубпром, ТМК-ИНОКС, ТМК-КПВ.

Российские металлургические компании отличает не только высокое качество производство, но и современные методы реализации продукции. Сбытовые сети, входящие в состав холдингов, используют новые методы и приемы интернет-маркетинга, продают металлопродукции на электронных площадках.

Отметим, что у каждой группы компаний есть свои отличительные черты. Например, ООО «Евраз» владеет полным циклом производства и логистической системой, ПАО «Северсталь» занимается производством, ремонтом, диагностикой оборудования, землемерными работами, ООО «УК «Мечел» занимается художественным литьем металла. За счет таких дополнительных услуг стараются привлечь новых клиентов.

Безусловно, любой вид промышленной деятельности претерпевает изменения. Внедрение инноваций, современное оборудование, новейшие технологии производства значительно улучшают характеристики продукции. Наука не стоит на месте, и даже такой консервативной отрасли как металлургия есть куда двигаться. Новые продукты и течения в металлургической отрасли – это «белая» металлургия, биометаллургия, прецизионные сплавы, порошки и сложные сплавы.

«Белая металлургия» – современное металлургическое производство, основанное на совокупности производственной культуры, высочайшего качества производимой продукции, экологической безопасности и соответствующей квалификации сотрудников.

Биометаллургия – область металлургии, в которой для извлечения металлов из руд, концентратов, горных пород и растворов используют микроорганизмы или их метаболиты (продукты обмена в живых клетках). Биометаллургия используется на практике для выщелачивания меди, урана и других металлов из «бедных» руд, переработка которых традиционными методами крайне нерентабельна.

Прецизионные сплавы – металлические сплавы с особыми физическими свойствами или редким сочетанием свойств; отличаются точностью химического состава, отсутствием примесей, тщательностью изготовления и обработки.

Концепция «Сеть ценностей» расширяет модель пяти сил Портера за счет рассмотрения роли дополнительных участников рынка. Дополнительные участники — компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают комплементарные (дополнительные к основному продукту) товары или услуги. Рассмотрим сеть ценностей отрасли черной металлургии.

Отрасль черной металлургии представлена десятью вертикально-интегрированными холдингами, поэтому основными поставщиками являются заводы- производители, включенные в стоимостную цепочку. К крупнейшим можно отнести:

  • ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЕВРАЗ ЗСМК);
  • Магнитогорский металлургический комбинат(ММК);
  • Нижнетагильский металлургический завод(НТМК);
  • Новолипецкий металлургический комбинат(НЛМК) и т.д.

Вертикальная интеграция уменьшает зависимость компаний от поставщиков, поэтому возможность поставщиков отстаивать свои интересы мала. Поставщики обладают силой в вопросе ценообразования на металлопродукцию, поскольку цена устанавливается поставщиками в зависимости от цен на мировом рынке и дистрибьюторы не могут повлиять на ценообразование поставщиков.

Опасность появления товаров-субститутов очень мала, поскольку субститутами могут выступить только трубы из полимера, которые стали широко применяться при внутренней отделке квартир в сфере ЖКХ. Такие трубы намного дешевле своих металлических аналогов. Продукты-заменители уже появились на рынке, но несмотря на их дешевизну, таким отраслям, как стройиндустрия, машиностроение, строительство нефте- и газопроводов необходима продукция из металла.

Конкуренция в отрасли обострена, поскольку сама отрасль является зрелой, есть тенденции к падению спроса на продукцию, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Отношение клиентов к компаниям в отрасли оценочно-рациональное, поскольку их волнуют цена, качество, сервисное обслуживание. Если судить по микроокружению и ресурсной базе, то различия между компаниями не слишком велики, поэтому компании стараются привлекать и удерживать клиентов за счет оказания каких-либо дополнительных услуг.

На данный момент вход в отрасль для новичков будет затруднительным. Поскольку крупные игроки на рынке имеют собственные сбытовые сети, они экономят на масштабе и каналы распределения уже «поделены» между этими компаниями. Для малой, независимой от холдинга фирмы потребуются большие финансовые, маркетинговые и человеческие ресурсы, что тяжело в современных экономических условиях.

Основными потребителями металлопродукции являются предприятия из отраслей:

  • строительного комплекса 35%;
  • машиностроения 30%;
  • топливно-энергетической 15%;
  • горнодобывающей отраслей 10%;
  • жилищно-коммунальной сферы и малого бизнеса 10%.

Возможность покупателей отстаивать свои интересы теоретически присутствует, но надо отметить, что цена, которая является одним из решающих факторов для потребителей, меняется у компаний одинаково в зависимости от мировых котировок на металл, в вопросах послепродажного обслуживания, качества продукции и логистических вопросов, потребители могут отстаивать свои интересы.

В анализе большое внимание уделяется поставщикам комплементарных товаров и силе их влияния, существенным плюсом для отрасли черной металлургии является отсутствие таких поставщиков. Вертикальная интеграция снижает влияние поставщиков в принципе, а комплементарные товары отсутствую вовсе, поэтому компании черной металлургии в этом плане обладают мощью и не зависят от производителей из других отраслей.

Отрасли черной металлургии соответствует второй уровень неопределенности. Трактуется он следующим образом: результаты анализа показывают, что в перспективе ситуация будет меняться в соответствии с одним из нескольких отличных друг от друга сценариев, хотя неизвестно, с каким именно. В этом случае компании могли разрабатывать свою стратегию на основе одного из двух возможных сценариев. Поскольку число сценариев на этом уровне неопределенности обычно невелико, то, в общем, стратегию можно вывести аналитическим путем.

В заключение рассмотрим возможные сценарии развития отрасли черной металлургии в России:

Таблица 2. Сценарии развития отрасли

Оптимистичный сценарий

Базовый сценарий

Пессимистичный сценарий

Благодаря инновационным технологиям увеличивается доля металлургического производства в разрезе промышленности (40%), продукция высокого качества экспортируется в больших объемах (35%). Доля металлургического производства в промышленности остается стабильной (18%), продукция экспортируется в тех же объемах (14%). Наибольшую долю рынка занимает металлургия китайского производства.

Библиографический список
  1. Арутюнова Д.В. Современный стратегический анализ: конспект лекций. Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.
  2. Тарнавский В. Металлоснабжение и сбыт//Чем помочь российской металлургии. – 2016. – № 4. – С. 28-32.


Все статьи автора «Никушина Александра Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация