ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бородич Леонид Алексеевич1, Полозов Павел Юрьевич2, Поршнева Елена Геннадьевна3, Храмов Руслан Ярославович4
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», студент Института энергетики и транспортных систем
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», старший преподаватель военной кафедры Военно-воздушных сил Факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности
3Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», доцент военной кафедры Военно-воздушных сил Факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности
4Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», студент Института энергетики и транспортных систем

Аннотация
В статье освещаются основные этапы развития боевых машин пехоты ВС РФ: БМП-1, БМП-2 и БМП-3. В тексте сжато изложены технические решения, воплощенные в различных образцах БМП, особенности компоновки машин и их вооружения. Отдельное внимание уделяется тактико-техническим характеристикам образцов исследуемой техники.

Ключевые слова: боевая машина пехоты, бронетехника, бронетранспортер, броня, вооружение, десант, конструктор, конструкторское бюро, модернизация, тактико-технические характеристики


HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF INFANTRY FIGHTING VEHICLES OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Borodich Leonid Alekseevich1, Polozov Pavel Yurevich2, Porshneva Elena Gennadevna3, Hramov Ruslan Yaroslavovich4
1Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, student at the Institute of energy and transport systems
2Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, lecturer at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research
3Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research
4Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, student at the Institute of energy and transport systems

Abstract
The article covers the main stages of development of infantry fighting vehicles of Russian Armed Forces: BMP-1, BMP-2 and BMP-3. The work contains a brief review of technical decisions, that were implemented in BMPs various models, features of vehicles configuration and its equipment. Author pays special attention to tactical and technical characteristics of the mentioned military equipment.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Бородич Л.А., Полозов П.Ю., Поршнева Е.Г., Храмов Р.Я. История развития боевых машин пехоты вооруженных сил Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/17064 (дата обращения: 21.02.2024).

На сегодняшний день невозможно представить себе даже самый незначительный бой без участия боевых машин пехоты (БМП). Однако так было далеко не всегда, ведь долгое время единственной бронированной машиной на поле боя был танк. БМП была создана для выполнения целого ряда задач, начиная с поддержки танков и заканчивая десантом пехоты, то есть заняла промежуточную нишу между танком и бронетранспортером. Актуальность темы статьи определяется еще и тем, что на сегодняшний день БМП является основной боевой единицей техники, причем не только в нашем государстве. Тем не менее, про отечественные образцы боевых машин пехоты (БМП-1, БМП-2 и БМП-3) широкой публике известно гораздо меньше, чем про танки Т-72 и Т-80.

Идея транспортировать пехоту под защитой брони впервые была воплощена в жизнь в Великобритании еще в начале XX века. Однако широкого применения в те годы машине не нашлось – малоподвижная гусеничная повозка была настолько медленна, что пехота с легкостью поспевала за ней, а иногда и обгоняла [1].

Про бронетранспортеры снова вспомнили во второй половине 30-х годов XX столетия, когда вследствие мощного технического прогресса в военной отрасли стали резко изменяться принципы ведения боя. На протяжении следующих 30-ти лет по всему миру (в том числе и в СССР) конструкторы активно трудились над созданием различных моделей бронетранспортеров, стараясь избавиться от присущих этому классу бронетехники недостатков: большая высота, отсутствие надежной защиты сверху, трудности при проведении спешивания снаряженных пехотинцев.

В 60-е годы концепция использования пехоты полностью изменяется с появлением ядерного оружия. Перед конструкторами встает вопрос создания машины, обеспечивающей участие в бою пехоты совместно с танками, в том числе и на местности, на которой применялось ядерное оружие.

Именно так в СССР зарождается новый класс боевых бронированных машин, впоследствии названных БМП – боевая машина пехоты. Тогда речь шла о создании легкой мобильной машины высокой проходимости, способной форсировать водные преграды. Защита новых бронемашин должна была выдерживать огонь стрелкового оружия и попадание осколков мин и снарядов. Внимание также уделялось исключению влияния на экипаж и десант поражающих факторов ядерного взрыва.

Образец, впоследствии названный БМП-1, был разработан в ГСКБ-2 (Главное специальное конструкторское бюро 2) на Челябинском тракторном заводе им. В.И. Ленина, и принят на вооружение в 1966 году. Позже чертежи и прочую документацию передадут на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии будут производиться также БМП-2 и БМП-3.

Теперь про компоновку, по которой выполнена БМП-11, принято называть классической. В носовой части корпуса машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение, несколько смещенное к правой стороне. Слева от него – отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. В средней части машины устанавливалась одноместная вращающаяся башня с комплексом вооружения и местом наводчика-оператора, за ней в кормовой части машины находилось десантное отделение на восемь пехотинцев. Посадка и высадка десанта производилась через две кормовые двери, в которых выполнены баки для топлива [1].

На момент производства первых образцов огневая мощь БМП-1 значительно превосходила по своим показателям все имеющиеся образцы бронетехники мира в своем классе. Вооружение БМП-1 состояло из 73-мм гладкоствольного орудия 2А28 «Гром», разработанного тульскими конструкторами на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9 [3]. Помимо этого, с орудием с правой стороны от него устанавливался спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый). На стволе орудия монтировалась точка для установки противотанковых управляемых ракет (ПТУР) 9М14М «Малютка» – одной из самых совершенных противотанковых ракет того времени. В десантном отделении было предусмотрено место для крепления переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2» или ручного противотанкового гранатомета РПГ-7 [1]. Стрельба из орудия велась выстрелами ПГ-15В с кумулятивной боевой частью. Боеприпас получился настолько успешным, что БМП-1 на тот момент поражала в пределах дальности стрельбы любой боевой танк мира даже в лоб. Боекомплект орудия составлял 40 выстрелов, которые размещались в конвейере механизма заряжания. В комплексе вооружения использовался механизм заряжания, благодаря чему техническая скорострельность орудия составляла от 8 до 10 выстрелов в минуту.

Защита БМП-1 обеспечивалась, прежде всего, бронированным корпусом и башней, выполненными из катаных стальных броневых листов [2]. Это обеспечивало защиту экипажа и внутреннего оборудования машины от попадания пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. В лобовых проекциях броня выдерживала попадание боеприпасов пушек калибра до 20 мм.

Таким образом, БМП-1 представила абсолютно новую страницу в мировом танкостроении, сделав производство боевых машин пехоты его отдельной и очень значимой ветвью. Машина получилась на редкость удачной, чем была обязана малой высоте (и, как следствие, заметности), превосходному дизелю УТД-20, высокой проходимости, способности к плаванию (т.е. преодолению брода любой глубины), эффективности вооружения (в первую очередь, противотанкового).

Боевая машина пехоты БМП-1 на протяжении многих лет постоянно подвергались модернизации и улучшению. Всего известно более 20-ти модификаций этого образца техники и около 40 машин гражданского и военного назначения, созданных на базе БМП-1 не только в СССР, но и за рубежом. В качестве примера модификации можно привести БМП-1Д, созданную специально для боев в Афганистане в 1982 году – броня усиливалась за счет установки стальных экранов, демонтировался комплекс «Малютка», часто на башне самим экипажем устанавливался 30-ти мм автоматический гранатомет станковый АГС-17 «Пламя». На базе БМП-1 впоследствии были созданы медицинские, командно-штабные, разведывательные, лесопожарные, буровые и прочие разновидности машин военного и гражданского назначения [4].

Боевая машина пехоты БМП-1 будет производиться вплоть до 1988 года, однако уже в 1977 году на вооружение примут новый образец под названием БМП-2 ([5]). Эта машина будет создана с целью устранения основного недостатка БМП-1, связанного, с упавшей эффективностью вооружения уже через 10 лет после появления БМП-1. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей – открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 «Гром» не обеспечивало эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого пробивного действия боеприпасов. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически использовались только противотанковые управляемые ракеты [1].

Новую боевую машину пехоты Курганский машиностроительный завод начал производить в 1980 году. Принципиальные отличия от предшественника заключались в следующем.

  1. Замена 73-мм гладкоствольного полуавтоматического орудия 2А28 «Гром» на 30-мм нарезную пушку 2А42 производства Тульского машиностроительного завода.
  2. Замена малоэффективной ПТУР «Малютка» на более совершенную ПТУР «Корнет».
  3. Одноместная башня заменяется на двухместную со сдвигом назад на 160 мм. В башне размещаются командир машины и наводчик-оператор с круговым обзором через оптику и двумя прицелами для стрельбы по наземным и воздушным целям.

В остальном БМП-2 осталась прямым потомком БМП-1 – взаимозаменяемость новой машины и предшественника составляет 75% [1]. Шасси и ходовая часть, за исключением незначительных изменений, были полностью взяты с БМП-1. Полностью аналогичный двигатель УТД-20 для новой машины получил название УТД-20С1, незначительно прибавив по крутящему моменту по сравнению со своим предшественником. Корпус и башня БМП-2 сваривали из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм, лоб башни выполнялся толщиной в 23 мм. В десантном отделении, находившемся в кормовой части машины, располагалось 6 мест для стрелков. Каждое имело амбразуру для стрельбы из личного оружия. Ещё одно место для десантника находилось в отделении управления в передней части БМП сразу за механиком-водителем.

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 стала принципиально новая система вооружения, перенявшая от предыдущей только спаренный с основным орудием 7,62-мм станковый пулемет Калашникова.

Огневая мощь БМП-2 значительно превзошла по всем показателям своего предшественника. Новая машина оказалась более эффективна при ведении борьбы с подобными боевыми машинами легкой категории по массе, при поражении пехоты противника, а также имела возможность ведения борьбы с вертолетами и низколетящими самолетами. При этом БМП-2 получила возможность ведения эффективного огня с ходу. Аналогично с БМП-1, в машине предусматривались места для транспортировки двух ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов) «Стрела-3» для стрельбы по воздушным целям (вместо ПЗРК всё так же мог быть использован гранатомет РПГ-7) [1].

Основным оружием комплекса вооружения БМП-2 являлась 30-мм автоматическая пушка 2А42, предназначавшаяся для поражения наземных легкобронированных целей и живой силы противника, а также низколетящих воздушных целей. Питание пушки – двухленточное, селективное, т.е. в зависимости от решаемых огневых задач возможно переключение подачи системы питания пушки на тот или иной тип боеприпаса. Патронные ленты к пушке размещались в системе питания. Стрельба из пушки велась 30-мм патронами с бронебойными трассирующими, осколочно-фугасными зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами [3].

В состав противотанкового комплекса БМП-2 входила пусковая установка машины ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс» и пусковая установка 9П135М с наземной аппаратурой управления 9С474 (бронепробиваемость ракет составляла 550 мм и 650 мм соответственно). Также для стрельбы можно было использовать новые ракеты 9М113М «Конкурс-М» и 9М111М «Фагот-М», которые оснащались тандемной кумулятивной боевой частью, что увеличивало их бронепробиваемость до 800 мм с учетом динамической защиты танка. Стоит отметить, что запуск ПТУР мог производиться как из машины с пусковой установки БМП-2, так и с выносной пусковой установки 9П135М, что, безусловно, увеличивало противотанковый потенциал БМП-2 [1].

По аналогии со своим предшественником БМП-2 неоднократно улучшалась или становилась базой для создания новых машин – на башне часто монтировался АГС-17 «Пламя», для боев в Афганистане устанавливали стальные экраны, часто БМП оснащали коротковолновыми радиостанциями, превращая их в машины управления мотострелковыми подразделениями. Одной из модификаций являлась БМП-2М «Бережок» с установленными на башне 4 ПУ ПТУР «Корнет» [6]. Этот образец получил большое распространение, в первую очередь, за рубежом.

Пройдет порядка 7 лет с начала эксплуатации БМП-2, и на вооружение СССР поступят принципиально новые образцы боевых машин пехоты под названием БМП-3. Машина станет настоящим прорывом в своей отрасли, установив, по словам конструкторов, своеобразный рекорд – в ее конструкции внедрено 111 патентов специалистов Курганского СКБМ (специального конструкторского бюро машиностроения) [7]. И даже, несмотря на то, что с момента начала принятия на вооружение БМП-3 прошло уже почти 30 лет, она и по сей день остается одной из самых совершенных бронемашин своего класса.

При разработке нового образца перед конструкторами стояли две первоочередные задачи: повышение огневой мощи БМП и защищенности экипажа. Решено было практически полностью отказаться от наработок, оставшихся от модернизаций БМП-1 и БМП-2, и создать новую БМП, что называется, «с нуля».

Следует отметить, что коллективу конструкторов под руководством Александра Александровича Благонравова это удалось. Образец получил новую ходовую часть, двигатель, компоновку и систему вооружения, а также повысил защищенность. Это стало результатом практически 10-летней работы конструкторов, занимавшихся изучением различных способов повышения эффективности боевой машины пехоты в бою.

В первую очередь, повысили огневую мощь новой боевой машины пехоты. Пушку 2А42, установленную на БМП-2, менять не стали, но на новой машине ей отводилась лишь второстепенная роль. Основным орудием стала 100-мм нарезная полуавтоматическая пушка/пусковая установка 2А70 разработки Тульского КБ и спаренная с ней 30-мм автоматическая пушка 2А42. Картину дополнили 3 станковых пулемета Калашникова калибра 7,62 мм, два из которых монтируются в корпусе БМП по курсу движения и один является спаренным с основным орудием установки [1]. И, если в пушке 2А42 все осталось без изменений (питание двухленточное, селективное), то на орудие 2А70 стоит обратить особое внимание. Особенностью его конструкции является то, что оно способно вести огонь как неуправляемыми осколочно-фугасными снарядами, так и выстрелами с управляемой противотанковой ракетой 9М117-1 «Аркан». Таким образом, новое 100-мм орудие 2А70 совместило в себе функцию обыкновенной пушки и ПТРК (противотанкового ракетного комплекса), который на предыдущих БМП устанавливались на стволе или башне в виде противотанковых управляемых ракет.

Помимо этого, БМП-3 получила принципиально новую компоновку: двигатель теперь стал находиться в кормовой части, что более характерно для танка [5]. Двигатель в новой БМП тоже новый – на смену 6-ти цилиндровому УТД-20, развивавшему 300 л.с. пришел 10-ти цилиндровый дизель УТД-29 (УТД-32 на более поздней модификации БМП-3М), способный обеспечить машину 500 (660 для УТД-32) лошадиными силами [8].

Еще одним инновационным решением стал новый материал брони – алюминий. Конструкторы понимали, что новая боевая машина пехоты, защищенная стальными листами, получится слишком тяжелой для десантирования с воздуха и, к тому же, не сможет плавать. Поэтому решено было применить для изготовления корпуса новой машины специальные сплавы на основе алюминия. Возможно так же усиление защиты стальными экранами, как и на предыдущих модификациях. К тому же на БМП-3 на первой из отечественных БМП установили системы активной защиты («Арена» на БМП-3 и «Штора-1» на БМП-3М). На модификации БМП-3М так же устанавливаются системы динамической защиты «Кактус».

Боевая машина пехоты БМП-3 поступила на вооружение в 1987 году и производится на Курганском машиностроительном заводе до сих пор. Это по-настоящему революционная машина в классе бронетехники, признанная, в том числе, и за рубежом. Огневая мощь боевой машины пехоты позволяет ставить ее в один ряд со многими танками, что, к сожалению, идет в ущерб и самой машине.

Очевидно, что при создании новой боевой машины пехоты конструкторы сделали упор на повышение боеспособности машины. Это отрицательно сказалось как на защищенности и удобстве транспортировки десанта (двигатель, служивший раньше дополнительной защитой, теперь находится сзади и, к тому же, мешает во время высадки), так и на ресурсе самой машины (согласно многим исследованиям, новая алюминиевая броня трескается, не выдерживая отдачи 100-мм орудия 2А70) [9]. К тому же алюминий является металлом, очень плохо пригодным для сварки. Это в совокупности с большой стоимостью новой боевой машины пехоты и ее оборудования, даже сейчас позволяет считать, что БМП-3, скорее всего, не сможет полноценно заменить в войсках пусть и устаревшие БМП-2 и даже БМП-1.

Приведем основные тактико-технические характеристики боевых машин пехоты Вооруженных сил Российской Федерации (таблица 1 [2, 8, 9, 10]).

Таблица 1. Сравнительные тактико-технические характеристики БМП-1, БМП-2, БМП-3

Наименование

БМП-1

БМП-2

БМП-3

Годы производства 1966 – 1988 1980 – 2013 1987 – по настоящее время
Боевая масса, т 13 14 18,7+4

(при установке дополнительной защиты)

Габариты

(длина × ширина × высота), мм

6735×2940×2068 6735×3150×2450 7200×3300×2300
Тип брони стальная стальная алюминиевая со стальными экранами
Калибр и марка пушки 73-мм 2А28 «Гром» 30-мм 2А42 100-мм 2А70

30-мм 2А42

Боекомплект пушки 40 500 4×100-мм

8×ПТУР

500×30-мм

Прицельная дальность стрельбы, км до 1,3 до 4 по наземным целям

до 2,5 по воздушным целям

до 6,5 пушка 2А70

до 4 ПТУР

до 4 пушка 2А42

Пулеметы 1×7,62-мм ПКТ 1×7,62-мм ПКТ 3×7,62-мм ПКТ
Другое вооружение ПТУР 9М14М «Малютка» ПТУР 9К111 «Фагот» или ПТУР 9К113 «Конкурс» ПТУР 9М117 «Кастет»
Тип двигателя УТД-20 УТД-20С1 УТД-29
Мощность двигателя, л.с. 300 300 500

Таким образом, именно советские конструкторы внесли неоценимый вклад в создание и развитие такого направления бронетехники, как боевые машины пехоты. Будучи новаторами в этой отрасли 50 лет назад, наши конструкторские бюро остаются ими и до сих пор, на несколько лет опережая конкурентов из других стран. Боевые машины пехоты отечественного производства, являясь настоящими шедеврами мирового танкостроениями, до сих пор стоят, и на протяжении долгого времени будут стоять на вооружении десятков стран по всему миру. И пока мы подробно изучаем конструктивные особенности БМП-3, выпущенной почти 30 лет назад и до сих пор улучшаемой, вполне возможно, что в нескольких конструкторских бюро нашей страны создается нечто принципиально новое. То, что в очередной раз удивит весь мир.


Библиографический список
  1. Суворов, С.В. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. «Братская могила пехоты» или супероружие? Война и мы. Танковая коллекция [Текст] / С.В. Суворов. – М.: «Стратегия КМ», «Яуза», «Эксмо», 2011. – 128 с. ISBN 978-5-699-48204-7.
  2. БМП-1. Боевая машина пехоты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wartools.ru. (дата обращения: 10.10.2016).
  3. Орудия боевых машин. Танковые пушки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.militaryparitet.com. (дата обращения: 10.10.2016).
  4. Боевая машина пехоты БМП-1 (объект 765СП1). Раздел «Броня пехоты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otvaga2004.ru. (дата обращения: 10.10.2016).
  5. Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mil.ru. (дата обращения: 13.10.2016).
  6. Боевая машина пехоты БМП-2 (с ПТУР «Корнет») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otvaga.narod.ru. (дата обращения: 12.10.2016).
  7. БМП-3: Модернизационный потенциал не исчерпан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topwar.ru. (дата обращения: 13.10.2016).
  8. Официальный сайт военной продукции Курганмашзавода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kurganmash.ru. (дата обращения: 13.10.2016).
  9. Боевая машина пехоты БМП-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militaryarms.ru. (дата обращения: 13.10.2016).
  10. Сравнение вооруженных сил России и США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://army-news.ru. (дата обращения: 13.10.2016).


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: