УДК 353.2

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сулимин Владимир Власович1, Шведов Владислав Витальевич2, Рогалева Надежда Сергеевна3
1Уральский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления
2Уральский государственный экономический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления
3Уральский государственный экономический университет, старший преподаватель кафедры экономики и организации предприятий

Аннотация
Развитию агропромышленного комплекса сегодня уделяется особое внимание со стороны федеральных и региональных органов государственной власти. Идет поиск новых форм и технологий производства сельскохозяйственной продукции. Получают развитие различные формы государственно-частного партнерства в данной сфере. Внедряются механизмы снижения надзорного давления на малые сельскохозяйственные предприятия.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Свердловская область, сельскохозяйственные предприятия


ACTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF SVERDLOVSK REGION

Sulimin Vladimir Vlasovich1, Shvedov Vladislav Vitalevich2, Rogaleva Nadegda Sergeevna3
1Ural State University of Economics, Candidate of economic Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration
2Ural State University of Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration
3Ural State University of Economics, senior lecturer of the Department of Economics and organization of enterprises

Abstract
The development of agriculture today is given special attention by the Federal and regional state authorities. The search for new forms and technologies of production of agricultural products. Get the development of various forms of public-private partnerships in this area. Implemented mechanisms to reduce the Supervisory pressure on small agricultural enterprises.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимин В.В., Шведов В.В., Рогалева Н.С. Актуальные направления развития агропромышленного комплекса Свердловской области // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16909 (дата обращения: 21.11.2016).

Одним из приоритетных направлений государственной политики остается обеспечение продовольственной безопасности, что в первую очередь зависит от успешного развития агропромышленного комплекса (далее – АПК) страны.

Решение стоящих в данной сфере видится в развитии механизмов государственно-частного партнерства, тесной кооперации всех заинтересованных субъектов: органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-сообщества.

Правовое регулирование вопросов поддержки малого и среднего бизнеса осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Он определяет основные направления государственной политики в рассматриваемой сфере, вводит юридические понятия категорий субъектов малого и среднего бизнеса, регламентирует порядок статистического наблюдения за ними. 

Сегодня в стране разрабатываются и внедряются механизмы снижения административных барьеров и надзорного давления на малый бизнес, реализуются мероприятия по оптимизации форм налогового регулирования.

Выступая на в пленарном заседании Всероссийского предпринимательского форума пленарном заседании Всероссийского предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея?» Президент России В.В. Путин подчеркнул:

«Новые возможности для поддержки бизнеса есть и у регионов Российской Федерации. Приняты законы, дающие им право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. И двухгодичная нулевая налоговая ставка – это большое подспорье для тех, кто открывает своё дело в сфере услуг, в производственной, социальной и научной областях» [3].

В октябре 2016 года было объявлено о планируемом увеличении обязательной доли закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса с 10 до 15 процентов [2].

Региональные власти получили возможность снижать с 6 до 1 % ставки для работающих по упрощённой системе налогообложения, в 81 субъекте Федерации введены налоговые каникулы.

Важным направлением развития отечественного АПК выступает внедрение инновационных технологий в деятельность предприятий малых форм. Они более мобильны и адаптированы к новым формам производства, гибко подходят к рыночной конъюнктуре. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, малые сельскохозяйственные предприятия способны в достаточном объеме обеспечить рынок продуктами питания.

Сегодня уже существует положительная практика внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в зарубежных странах. Государства — члены Европейского союза (ЕС-28) тратят на НИОКР в среднем 279 млрд. долларов [4].

В пятерку стран, имеющих наибольшие затраты по НИОКР выступают США, Япония, Китай, Германия, Франция. Для России внедрение НИОКР сегодня приобретает особый статус, идет речь о внедрении прогрессивного зарубежного опыта, адаптации его под особенности России.

На основании Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах, в целях совершенствования взаимодействия бизнеса и власти, планируется создание проектных офисов по распространению лучших практик ведения бизнеса [6].

Присущие Свердловской области природно-климатические, логистические, социально-экономические условия определяют специфику развития АПК региона. Производство сельскохозяйственной продукции по большей части сконцентрировано в Восточном, Западном и Южном управленческих округах. АПК специализируется на производстве фуражного зерна, овощей, картофеля, мяса, овощей. Несмотря на то, что   Свердловская область относится к зоне рискованного земледелия, регион на 100 процентов обеспечен картофелем, овощами, яйцом и входит в тройку лидеров в сфере сельского хозяйства среди субъектов Уральского федерального округа.

Как свидетельствует официальная статистика, посевом сельскохозяйственных культур в 2015 г. занимались 619 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и занятых в сельскохозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), что составило 100,8% к 2011 г. По итогам сбора урожая в 2015 г. отчитались 647 (-1,4% по сравнению с 2011 г.).  В 2015 г. КФХ и ИП Свердловской области произведено 18,5% от общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции КФХ и ИП Уральского федерального округа [7].

Среди мер по увеличению доходов и занятости жителей сельской местности особое внимание уделяется развитию несельскохозяйственного производства: сельского туризма, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения, заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и лекарственных растений. В Свердловской области получает широкое распространение организация сельскохозяйственных ярмарок. Не последнюю роль в этом играют малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Повышение эффективности данной деятельности видится нам в мобилизации ресурсов и усилий малых предприятий. В рамках проводимых в стране реформ происходит передача части государственных функций в сферу бизнеса. К этим мероприятиям можно отнести проведение аттестаций, сертификаций, лицензирования. Практикуется участие бизнес-структур в проведении публичных консультаций при осуществлении оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. В Свердловской области соглашение о сотрудничестве в данной сфере заключены, в том числе, со Свердловским областным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Свердловским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и другими.

Органами государственной власти Свердловской области предпринимаются меры по созданию условий для развития малого предпринимательства, развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и формированию благоприятной конкурентной       среды (реализация мероприятий комплексной программы «Уральская деревня») [5].

Развивается кредитная, производственная, снабженческо-сбытовая интеграция для снижения количества посредников в сельхозпроизводстве.

В целях совершенствования и развития малых форм хозяйствования в сфере АПК на территории Свердловской области планируется содействовать совершенствовать деловые связи между производителями сельскохозяйственной продукции и ее переработчиками.

В сфере АПК Свердловской области уже существуют объединения производителей. Примером может служить Некоммерческая организация «Союз сельхозтоваропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области» – «Мясной Союз», созданная для координации деятельности сельхозпроизводителей и представления их прав в органах власти и управления.

Создание объединений предпринимателей и активное привлечение их к процессу регулирования сферы АПК выступает приоритетным направлением деятельности региональных властей. Для самих производителей данные объединения окажут содействие в установлении деловых связей с органами власти, создании комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12154854/#ixzz4LW6RHVZn (дата обращения 10.10.2016)
  2. Владимир Путин: России удалось добиться стабилизации экономики // Вечерняя Москва (электр. ресурс) – 2016. – 18 октября. URL: http://www.vm.ru/news/2016/10/18/vladimir-putin-rossii-udalos-dobitsya-stabilizatsii-ekonomiki-strani-336770.html (дата обращения 10.10.2016)
  3. Всероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес – национальная идея?» // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51186 (дата обращения 10.10.2016)
  4. Доклад о НИОКР в России // Нанотехнологическое общество России (электр. ресурс). URL: http://www.rusnor.org/pubs/reviews/13184.htm (дата обращения 13.10.2016)
  5. Комплексная программа “Уральская деревня” // Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. URL: http://mcxso.midural.ru/article/show/id/1015 (дата обращения 10.10.2016)
  6. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/investclimate/rating (дата обращения 11.10.2016)
  7. Роль крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве Свердловской области (электр. ресурс). URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/resources/08723c0043d2c1baaebaaf319b6edff8/роль+КФХ+и+ИП2015.doc (дата обращения 12.10.2016)


Все статьи автора «Шведов Владислав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация