Одним из приоритетных направлений государственной политики остается обеспечение продовольственной безопасности, что в первую очередь зависит от успешного развития агропромышленного комплекса (далее – АПК) страны.
Решение стоящих в данной сфере видится в развитии механизмов государственно-частного партнерства, тесной кооперации всех заинтересованных субъектов: органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-сообщества.
Правовое регулирование вопросов поддержки малого и среднего бизнеса осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Он определяет основные направления государственной политики в рассматриваемой сфере, вводит юридические понятия категорий субъектов малого и среднего бизнеса, регламентирует порядок статистического наблюдения за ними.
Сегодня в стране разрабатываются и внедряются механизмы снижения административных барьеров и надзорного давления на малый бизнес, реализуются мероприятия по оптимизации форм налогового регулирования.
Выступая на в пленарном заседании Всероссийского предпринимательского форума пленарном заседании Всероссийского предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея?» Президент России В.В. Путин подчеркнул:
«Новые возможности для поддержки бизнеса есть и у регионов Российской Федерации. Приняты законы, дающие им право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. И двухгодичная нулевая налоговая ставка – это большое подспорье для тех, кто открывает своё дело в сфере услуг, в производственной, социальной и научной областях» [3].
В октябре 2016 года было объявлено о планируемом увеличении обязательной доли закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса с 10 до 15 процентов [2].
Региональные власти получили возможность снижать с 6 до 1 % ставки для работающих по упрощённой системе налогообложения, в 81 субъекте Федерации введены налоговые каникулы.
Важным направлением развития отечественного АПК выступает внедрение инновационных технологий в деятельность предприятий малых форм. Они более мобильны и адаптированы к новым формам производства, гибко подходят к рыночной конъюнктуре. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, малые сельскохозяйственные предприятия способны в достаточном объеме обеспечить рынок продуктами питания.
Сегодня уже существует положительная практика внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в зарубежных странах. Государства — члены Европейского союза (ЕС-28) тратят на НИОКР в среднем 279 млрд. долларов [4].
В пятерку стран, имеющих наибольшие затраты по НИОКР выступают США, Япония, Китай, Германия, Франция. Для России внедрение НИОКР сегодня приобретает особый статус, идет речь о внедрении прогрессивного зарубежного опыта, адаптации его под особенности России.
На основании Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах, в целях совершенствования взаимодействия бизнеса и власти, планируется создание проектных офисов по распространению лучших практик ведения бизнеса [6].
Присущие Свердловской области природно-климатические, логистические, социально-экономические условия определяют специфику развития АПК региона. Производство сельскохозяйственной продукции по большей части сконцентрировано в Восточном, Западном и Южном управленческих округах. АПК специализируется на производстве фуражного зерна, овощей, картофеля, мяса, овощей. Несмотря на то, что Свердловская область относится к зоне рискованного земледелия, регион на 100 процентов обеспечен картофелем, овощами, яйцом и входит в тройку лидеров в сфере сельского хозяйства среди субъектов Уральского федерального округа.
Как свидетельствует официальная статистика, посевом сельскохозяйственных культур в 2015 г. занимались 619 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и занятых в сельскохозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), что составило 100,8% к 2011 г. По итогам сбора урожая в 2015 г. отчитались 647 (-1,4% по сравнению с 2011 г.). В 2015 г. КФХ и ИП Свердловской области произведено 18,5% от общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции КФХ и ИП Уральского федерального округа [7].
Среди мер по увеличению доходов и занятости жителей сельской местности особое внимание уделяется развитию несельскохозяйственного производства: сельского туризма, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения, заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и лекарственных растений. В Свердловской области получает широкое распространение организация сельскохозяйственных ярмарок. Не последнюю роль в этом играют малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Повышение эффективности данной деятельности видится нам в мобилизации ресурсов и усилий малых предприятий. В рамках проводимых в стране реформ происходит передача части государственных функций в сферу бизнеса. К этим мероприятиям можно отнести проведение аттестаций, сертификаций, лицензирования. Практикуется участие бизнес-структур в проведении публичных консультаций при осуществлении оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. В Свердловской области соглашение о сотрудничестве в данной сфере заключены, в том числе, со Свердловским областным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Свердловским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и другими.
Органами государственной власти Свердловской области предпринимаются меры по созданию условий для развития малого предпринимательства, развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и формированию благоприятной конкурентной среды (реализация мероприятий комплексной программы «Уральская деревня») [5].
Развивается кредитная, производственная, снабженческо-сбытовая интеграция для снижения количества посредников в сельхозпроизводстве.
В целях совершенствования и развития малых форм хозяйствования в сфере АПК на территории Свердловской области планируется содействовать совершенствовать деловые связи между производителями сельскохозяйственной продукции и ее переработчиками.
В сфере АПК Свердловской области уже существуют объединения производителей. Примером может служить Некоммерческая организация «Союз сельхозтоваропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области» – «Мясной Союз», созданная для координации деятельности сельхозпроизводителей и представления их прав в органах власти и управления.
Создание объединений предпринимателей и активное привлечение их к процессу регулирования сферы АПК выступает приоритетным направлением деятельности региональных властей. Для самих производителей данные объединения окажут содействие в установлении деловых связей с органами власти, создании комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Библиографический список
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12154854/#ixzz4LW6RHVZn (дата обращения 10.10.2016)
- Владимир Путин: России удалось добиться стабилизации экономики // Вечерняя Москва (электр. ресурс) – 2016. – 18 октября. URL: http://www.vm.ru/news/2016/10/18/vladimir-putin-rossii-udalos-dobitsya-stabilizatsii-ekonomiki-strani-336770.html (дата обращения 10.10.2016)
- Всероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес – национальная идея?» // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51186 (дата обращения 10.10.2016)
- Доклад о НИОКР в России // Нанотехнологическое общество России (электр. ресурс). URL: http://www.rusnor.org/pubs/reviews/13184.htm (дата обращения 13.10.2016)
- Комплексная программа “Уральская деревня” // Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. URL: http://mcxso.midural.ru/article/show/id/1015 (дата обращения 10.10.2016)
- Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/investclimate/rating (дата обращения 11.10.2016)
- Роль крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве Свердловской области (электр. ресурс). URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/resources/08723c0043d2c1baaebaaf319b6edff8/роль+КФХ+и+ИП2015.doc (дата обращения 12.10.2016)