«KIDULT» КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ

Шевелева Анастасия Сергеевна
ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

Аннотация
Сегодня, лингвисты, социологи, психологи, культурологи все чаще уделяют внимание такому актуальному явлению, как синдром Питера Пэна или кидалтам. В данной статье рассматривается появление современного концепта «kidult» в различных сферах СМИ, даётся определение, а также проводится анализ, для того, чтобы выяснить, как и когда это концепт появился и почему стал таким популярным.

Ключевые слова: концепт, лингвоконцептология, лингвокультурный типаж, лингвоперсонология, языковая картина мира, языковая личность


«KIDULT» AS A LINGUOCULTURAL ARCHETYPE

Sheveleva Anastasiya Sergeevna
Kemerovo State University

Abstract
Nowadays, linguists, sociologists, psychologists, culture experts increasingly come across and devote their time to the modern phenomenon – Peter Pan’s syndrome. In this article we would like to observe an appearance of new modern concept “kidult” in different genres of mass media, give a definition, and carry out a review in regard to see how and when this concept has appeared and why it has become so popular.

Keywords: concept, kidult, linguistic identity, linguistic world-image, linguoconceptology, linguocultural archetype, linguopersonology


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Шевелева А.С. «Kidult» как лингвокультурный типаж // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16866 (дата обращения: 22.02.2024).

Тезис об интеграции гуманитарного знания стал сегодня общим местом в обосновании актуальности тех или иных научных проектов в лингвистике, которую уже невозможно представить без композитных ответвлений – психолингвистики, социолингвистики, прагмолингвистики, лингвокултурологии и т.д. К числу этих новых направлений лингвистического знания относится и наука о языковой личности, или лингвоперсонология. [1, с.477].

Лингвоперсонология – пересечение когнитивной лингвистики, социолингвистики и лингвопсихологии – имеет целью изучение гендерных, профессиональных, ментально-психологических особенностей языковой личности и ее типов в данных аспектах. Посредством гендерных признаков, манеры речи, жестикуляции, а также, внешних особенностей, таких как стиль в одежде, преподнесение себя в обществе, отношение к окружающим -  все в комплексе помогает нам выявить основные особенности культуры человека, его языковой портрет. Лингвоперсонология базируется на достижениях лингвистики, литературоведения, психологии, социологии, культурологии.

Предметом изучения лингвоперсонологии является человек в языке. При этом, как справедливо отмечает Ю.М. Лотман [2, с. 765], «поведение человека регулируется не только законами антропологии и общей психологии («поведение ребенка», «поведение мужчины», «женское поведение» и проч.), но и социальной семиотики («рыцарское», «монашеское», «богемное», «дворянское», «крестьянское» поведение), художественных категорий («романтическое поведение», «жизнестроительство» русских символистов) и стилей («благородное», «вульгарное», «низкое», «нейтральное» поведение)».

В среде отечественных лингвистов принято говорить о лингвоконцептологии, выделившейся из лингвокультурологии и число публикаций в рамках этого направления растет с каждым днем. Основная единица лингвокультурологии – концепт, и это, прежде всего, вербализованный культурный смысл. Он «по умолчанию» является лингвокультурным концептом (лингвоконцептом) – семантической единицей «языка» культуры, план выражения которой представляет в свою очередь двусторонний языковой знак.[3. №4, с.76-83]. Концепты – это предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Также, концепт- это национальный образ (идея, символ), осложнённый признаками индивидуального представления. [4.с.16].

Поскольку лингвокультурный типаж- это абстрактное ментальное образование, по мнению ученых Волгоградской лингвистической школы, он представляет собой разновидность концепта, а, следовательно, является одной из категорий концептологии. С позиций лингвистики, личность рассматривается как индивидуальный либо типовой носитель коммуникативных норм и речевых проявлений лингвокультуры, на первый план выступает речевой портрет человека; с позиций лингвокультурологии, личность представляет собой лингвокультурный типаж – обобщенный образ личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на лингвокультуру в целом и являются показателями этнического и социального своеобразия общества.[5.,с.310].

Лингвокультурный типаж- это образ, узнаваемый носителями определенный культуры и являющийся инструментом для создания культуры того или иного общества. С помощью лингвокультурных типажей мы можем увидеть и угадать ту или иную культуру, в которой этот типаж представлен наиболее ярко. Так, например, «английский чудак» является наиболее узнаваемым среди жителей Англии. В России к таким «чудакам» относятся с осторожностью, с ними стараются не заводить разговоров, и таким людям дают совершенно другое наименование, не имеющее аналогов в других странах. Такой лингвокультурный типаж называется «юродивый»-  нищий, странный, придурковатый человек, которого боятся из-за его способности прорицания, видения пороков страны и людей.

Лингвокультурный типаж также соотносится с таким понятием как «модельная личность», однако, по мнению Карасика В.И., его основным отличием от последнего является не всегда одобрительное отношение общества к лингвокультурному типажу- оно может быть и критическим и негативным. Лингвокультурный типаж характеризуется рядом релевантных признаков. К их числу О.А. Дмитриева относит ассоциативность, хрестоматийность, рекурентность, знаковость, типичность и прецедентность. [5. №2(15).,с.423].

По мнению В.И.Карасика, «лингвистические классификации личностей построены на отношении личности к языку» [6.с.477]. Исходя из этого выделяются люди с высоким, средним и низким уровнем коммуникативной компетенции, носители высокой или массовой речевой культуры, говорящие на одном языке и билингвы, использующие чужой язык в естественном или учебном общении, способные и менее способные к языковому творчеству, предпочитающие устный или письменный канал общения, использующие стандартные и нестандартные средства общения

Нам представляется интересным рассмотреть  концепт kidult как лингвокультурный типаж, дать ему определение, проследить и проанализировать его появление в современных реалиях, преимущественно в СМИ.

Лингвокультурный типаж “kidult еще называют синдромом Питера Пэна, заключающегося в нежелании взрослого человека стать организованным, самостоятельным, ответственным. Сказочные персонажи Питер Пэн, Маленький Принц, Мэри Поппинс и Карлсон – яркие примеры, отражающие характерные черты человека, который не хочет покидать страну детства. Как утверждают исследователи, данный концепт является перманентным, и, как следствие, зафиксированным, однако называется в разных странах по-разному. В Англии kippers(в переводе с  разг. англ. «малый, парень»); в Германии nesthockers (перевод с немецкого, « последний избалованный ребёнок в семье», а также «взрослый мужчина, живущий с родителями»); во Франции mammones, и в Японии kawaii. Синдром Питера Пена находит своё выражение в языке в виде лексем, его обозначающих. Появляются новые термины: Big Babies, kid at heart, «дети-бумеранги».

Само слово “kidult впервые было упомянуто в американской газете “Times”. Рекламная статья была наименована: “Coming soon: TV’s New Boy Network”, а слово в ней было использовано для того, чтобы обобщить всех детей, подростков и юношей. В 2001, американская певица Mandy Patinkin использовала слово «kidults» как название своего альбома, что сделало данный концепт широкоизвестным и популярным. Более того, гонконгский журнал “Jet” сделал своим постоянным читателем именно людей, которые не хотят взрослеть.

Несмотря на растущую популярность, а также устойчивость в современном обществе, дать определённое, четкое понятие концепту “kidult” не удается. Наиболее общие черты можно выявить тогда, когда будут рассмотрены несколько дефиниций, которые дают нам разные словари:

1.  Cambridge Advanced Learner’s Dictionary: “An adult who likes doing or buying things that are intended for children”.

2.  Longman Dictionary of Contemporary English: “An adult who likes to play games or buy things that most people consider more suitable for children”.

Словарь Urban Dictionary дает несколько определений, и, важно отметить, что они даны обычными пользователями. Приведём дефиницию, отмеченную статусом “top”: «A so-called grown-up who doesn’t want to grow up (or at least act like an adult) and would instead prefer so-called “children’s” stuff for entertainment, like cartoons, toys, comic books, Disney movies, etc. He or she also enjoys colorful “kiddie” snacks like breakfast cereal and Spaghetti-O’s and dresses like a teenager or perhaps younger. May or may not be great parents as well as being able to take on adult responsibilities. Not necessarily too immature at least in the public. Not to be confused with geeks or nerds either, of course! Also known as “Peter Pan”, “young at heart”, and “kid at heart».

Таким образом, мы можем получить наиболее общее определение kidult, исходя из самых популярных и часто повторяющихся характеристик, упомянутых в словарях и на сайтах: взрослый человек средних лет, как правило, мужчина, увлекающийся молодежной или подростковой культурой, а также, выбирающий развлечения, больше подходящие для детей: видео- и компьютерные игры, сон в пижаме с мягкими игрушками, катание на скейтборде и времяпрепровождение в молодежных клубах,- а также человек, не готовый к серьезным поступкам, зачастую живущий вместе с родителями и сильно нуждающийся в заботе и попечительстве с их стороны.

Данный типаж, не являясь модельной личностью, влечёт за собой массу противоречий со стороны публики. Оценочное мнение постоянно преследует кидалтов. Большинство людей реагируют отрицательно на этот феномен, так как считают его противоестественным. Многие говорят, что такие люди сидят на шее у родителей, не могут уйти от детской жизни и стать личностью. Что их увлечения тождественны увлечению маленького ребёнка, который растет и развивается, в то время как взрослый человек в свои годы уже должен обладать ясным умом и делать что-либо соответствующее его возрасту. Другие иронично замечают, что быть ребенком не только в душе очень выгодно: не нужно откладывать деньги на черный день, можно жить в замечательном доме, с замечательными родителями, которые все делают для тебя и даже могут приносить еду к тебе в комнату.

Сегодня лингвокультурный типаж kidult заполонил в наибольших масштабах не только японскую культуру, но и американскую. Америка и Япония являются важными центрами, в которых этот феномен влияет на массовую публику. Америка является таким очагом, в котором не только мирные жители, но и представители Голливуда, мировые звёзды не боятся говорить о своей «особенности» в открытую. Это является культурной нормой, несмотря на то, что существуют и оппозиционные мнения.

Самыми яркими примерами являются звёзды, знаменитости, люди СМИ, кто добился признания  не только своей страны, но и мировой публики. Самым популярным кидалтом  является певец и танцор, знаменитый своей  лунной походкой, Майкл Джексон. Как-то раз в начале 1980-х годов актриса Джейн Фонда и молодой успешный певец Майкл Джексон встретились, чтобы обсудить, в каких кинопроектах мог бы принять участие Джексон. Услышав о том, что Стивен Спилберг планирует снимать кино о Питере Пэне, Майкл Джексон неожиданно разрыдался и сказал, что считает себя настоящим Питером Пэном — «потерянным мальчиком из прекрасной Волшебной Страны».

В области киноиндустрии также  выпускается много фильмов, которые отображают всю суть данного типажа. В 1981 году на экраны вышла комедия про инфантильного миллионера «Артур» режиссера Стива Гордона. Наследник 750 млн. долларов развлекается каждый день, и разными способами пытается обойти такое страшное слово, как «работа». На вопрос: «А чем ты занимаешься в жизни?» он отвечает: «Я страшно занят: играю в теннис, катаюсь на красивых машинах, сплю с женщинами – но выходные у меня тоже есть!». Конечно же, фильм «Капитан Крюк», показывающий как нелегко всё-таки повзрослевшему Питеру Пену избежать связи с прошлой жизнью. А также горячо любимая самими кидалтами кинокомпания Walt Disney, выпустившая мультфильм «Тайна красной планеты», в котором главный герой по имени Грибл, будучи взрослым человеком, увлекается видеоиграми, созданием гаджетов и подручных материалов.

Таким образом, мы видим, что появление в языке лексической единицы, её интерпретация, попытки дать определение, а также упоминание в статьях, книгах и фильмах, посвящённых осмыслению данного явления, свидетельствуют о его актуальности и интересу к предмету.


Библиографический список
  1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002
  2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства  (18-й век- начало 19-го века).//.-СПб.: Искусство, 2002.-765с.
  3. Воркачев С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели.//.-М.: Филологические науки, №4, 2005. С.76-83.
  4. Карасик В.И. Лингвокультурный типаж: к определению  понятия//Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч.тр./Под редакцией Карасика В.И., Волгоград: Парадигма, 2005.-16с.
  5. Карасик В.И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия//Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика, Волгоград: Парадигма, 2005. – 310 с.
  6. Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж с позиции культурных ценностей//Известия ВГПУ,№2(15), серия социально-экономические науки и искусство, 2006.-423с.
  7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002, -с.477.


Все статьи автора «Шевелева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: