УДК 930.25(091)+94(47)

РАЗВИТИЕ КИНОФОТОФОНОАРХИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Игнатьева Алиса Егоровна
Башкирский Государственный Университет

Аннотация
Статья посвящена истории создания и развития кинофотофоноархивов в Российской Федерации. Рассматривается деятельность Российского государственного архива кинофотодокументов. Особое внимание уделено истории его функционирования после окончания Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: архив, архивное дело, аудиовизуальные документы, кинодокументы, фонодокументы, фотодокументы


THE DEVELOPMENT OF FILM, PHOTO AND SOUND ARCHIVES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

Ignatyeva Alisa Egorovna
Bashkir State University

Abstract
This article is devoted to history of creation and development of film, photo and sound archives in the Russian Federation. It reviews the work of the Russian State Documentary Film and Photo Archive. Particular attention is paid to the history of its operation after the end of World War II.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатьева А.Е. Развитие кинофотофоноархивов в Российской Федерации во второй половине XX в. // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16863 (дата обращения: 21.11.2016).

С развитием различных технологий в архивах хранятся документы не только на традиционных носителях, но и в микроформах, на магнитных, электронных и аудиовизуальных носителях. Раньше для обозначения этих документов в архивоведении использовался термин «кинофотофонодокумент», но с 80-х гг. прошлого века ввели новый термин – «аудиовизуальный документ», который охватывает те документы, которые содержат изобразительную и звуковую информацию, и требуют применения соответствующего оборудования [1].

Невозможно представить современный мир без различных аудиовизуальных документов, которые полностью отражают жизнь человека и общества. Кинофотофонодокументы являются важными историческими источниками, поскольку они объективно и полно отражают события, являются ценнейшими историческими свидетелями и способны значительно изменить наше представление о прошлом [2]. Таким образом, нельзя не заметить актуальность данной темы. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) по праву гордится своей коллекцией аудиовизуальных документов. С 1850 г. по настоящее время фонд архива пополняется, он хранит и широко предоставляет информацию пользователям, обратившимся в архив.

При зарождении необходимости создать потенциально новые способы фиксации документной информации, которые позволяют образно воспринимать исторические факты, явления и события, в XIX-XX вв. начинают свою историю аудиовизуальные документы. Это объясняют в своих работах А. А. Кузин, И. С. Фесуненко, Л. Н. Пушкарев, Л. М. Рошаль и другие исследователи. Также они указывают на генетическую связь документов на новых носителях информации с документами на традиционных носителях [3].

Необходимо добавить, что известный отечественный деятель теоретического архивоведения В. Н. Автократов один из первых предсказал о появлении особой отраслевой субдисциплины – архивоведения кинофотофонодокументов [4], целью которой он выделил изучение их общих и специфических свойств в рамках науки об архивах.

История создания кинофотофоноархивов берет свое начало еще в дореволюционное время. Однако тогда существовали лишь частные кино- и фотопроизводства, владельцы которых не горели желанием передавать документы в единое хранилище. После выпуска декрета, говорившего о передачи производства, хранения и учета кинофотодокументов в руки государства, началась реализация работы по созданию единого фонда новых видов документа. Так, создание центрального архива берет свое начало в 1921 г., тогда же и выделился иллюстративный отдел, куда вошли кинофотодокументы. А датой организации единого архива  РГАКФД считается1926 г.

С началом войны был издан указ об эвакуации архива и создании списков наиболее ценных документов, находящихся на хранении. Большой наплыв документов в архив происходил во время и после великой Отечественной войны. Даже в самые тяжелые годы продолжали поступать новые материалы из отечественных газет и журналов «Правда», «Труд», «Красная звезда». На хранение поступали новые звукозаписи и кинопленки. В 1944 г. все хранившиеся в архиве кинофотодокументы без потерь были возвращены в Москву.

Помимо РГАКФД на территории страны действовали и другие архивы, куда поступали кинофотодокументы. Например, в Башкирский республиканский архив в1964 г. поступили 2000 фотографий, которые отражают участие Башкирской кавалерийской дивизии в Великой Отечественной войне, историю развития народного хозяйства и культуры республики [5]. При появлении новых носителей информации – фонофотодокументов – у архивистов возникли некоторые проблемы: определение критериев отбора фотоматериалов на вечное хранение, т. к. до этого еще не было методических указаний по этим вопросам. Часто архивистам приходилось привлекать очевидцев тех событий, которые изображены на фотографиях, чтобы расшифровать их содержание. Так, например, когда проводилась экспертиза ценности фотодокументов, на которых отображаются формирование Башкирской кавалерийской дивизии и боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны, архивистам помогли генерал-лейтенант Т. Г. Кусимов, бывший комиссар дивизии М. З. Назыров. Также огромную помощь оказали Р. С. Янбулатова, народная артистка БАССР, и В. Г. Ромашковцев, ответственный секретарь Башкирского совета общества «Динамо», когда составлялись аннотации к фотографиям по истории театров Башкортостана, развития физкультуры и спорта в республике. В целом, к 1964 г. на хранении республиканского отдела кинофотофонодокументов находилось свыше 105 тысяч фотодокументов.

После войны старое здание РГАКФД стало мало, т. к. поступило огромное количество новых документов. Таким образом, появилась необходимость создания нового фонда организации. И в связи с этим,  архив перебрался в Красногорск, где находится и по сей день.

В Красногорске активно шла работа по реставрации и восстановлению поврежденных фотографий и кинопленок, которые страшно быстро приходят в негодность. И в 1956 г. сотрудники архива, штат которых значительно увеличился, изобрели реставрационную машину А-1, или «Аннушка», которая являлась уникальной во всем мире.  Появились просмотровые залы кино- и фотодокументов, специальные ящики для хранения. Также продолжались работы по систематизации каталогов, создавались технологии работы с аудиовизуальными документами [6]. В 1962 г. были построены подземные хранилища фильмов. В 1967 г. фоноотдел РГАКФД стал самостоятельным архивом – Центральный государственный архив звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР).

С 1967 г. кинофотоархив получил название Центрального государственного архива кино-, фотодокументов СССР (ЦГАКФД СССР). А с 1992 г. по нынешнее время – Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) [7]. Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 г. РГАКФД включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

РГАКФД оказывает огромную помощь исследователям, изучающим разные исторические темы, ведь он вобрал в себя значительное количество редких, иногда и уникальных материалов. В архиве хранится знаменитая пленка, которая является первой в истории России съемкой, запечатлевшая коронацию императора Николая II. Многие режиссеры активно сотрудничают с архивом и показывают нам по телевизору многочисленные архивные кадры. Эти кадры, которые были созданы в прошлом, помогают современным историкам, кинорежиссерам и другим деятелям науки и искусства изучать мелкие детали, атмосферу прошлого, чтобы воссоздать ее в своих научных трудах, в своих кинокартинах.


Библиографический список
  1. ГОСТ 7.69-95. СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения.
  2. Бурангулов Б.В. Из истории хранения кинофотофонодокументов в государственных и ведомственных архивах Башкирской АССР в 1960-е гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 5. С. 65-67.
  3. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М., РГГУ. 2005.
  4. Автократов В. Н. Теоретические проблемы современного архивоведения. М. 2001.
  5. Бурангулов Б.В. Эго-документы в архивном фонде Башкортостана 1961-1990 гг. // Эго-документальное наследие российской провинции 18-21 вв.: проблемы выявления, хранения, выявления, изучения, публикации // Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. Любина Т.И. (ответственный редактор). 2014. С. 107-113.
  6. Баталин В. Н., Малышева Г. Е. История Российского государственного архива кинофотодокументов (Хроника событий. 1926-1966). СПб.: Лики России, 2011.
  7. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы как исторический источник // Отечественная история. 1992. №5.


Все статьи автора «Игнатьева Алиса Егоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация