УДК 378.1; 371.3

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СПОРТ КАК МОДЕЛЬ И КОНСТРУКТ РАЗВИТИЯ

Слепченко Матвей Николаевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье определения системы принципов социализации и самореализации личности через спорт, специфика предложенного решения является моделью и конструктом развития личности через спорт. Возможности детерминации и уточнения выделенной авторской системы принципов педагогического взаимодействия будут осуществляться в деятельности педагога в модели трёхуровневого уточнения – на макроуровне (широкий смысл), мезоуровне (узкий смысл), на микроуровне (локальный смысл). Качество использовании педагогического моделирования является персонифицированным способом самореализации и самоутверждения личности через продукты интеллектуального развития и становления педагога.

Ключевые слова: категория, культура самостоятельной работы, педагогическая деятельность, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


SYSTEM OF PRINCIPLES OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION THROUGH SPORT AS A MODEL AND CONSTRUCT DEVELOPMENT

Slepchenko Matvey Nikolaevich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
In the article the definition of the principles of socialization and self-realization through sport, the specifics of the proposed solution is a model and construct of personality development through sports. Possibilities of determination and refinement highlighted the author's system of principles of pedagogical interaction will be implemented in the activities of the teacher in a model three-level adjustments at the macro-level (wider sense), mezo-level (narrow sense), at the micro-level (local sense). The quality of the use of pedagogical modeling is a personalized way of self-realization and self-identity through the products of intellectual development and formation of the teacher.

Keywords: category, culture self-dependent work, pedagogical activity, pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Слепченко М.Н., Козырева О.А. Система принципов социализации и самореализации личности через спорт как модель и конструкт развития // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16843 (дата обращения: 22.11.2016).

Теория и практика педагогического моделирования [1] в решении задач научного исследования в педагогике [2] определяет одним из звеньев целостного профессионального развития личности педагога звено качественного выбора условий и принципов развития личности через спорт, гарантирующего личности и обществу своевременность и оптимальное качество создаваемых продуктов деятельности [3-5]. В модели профессионального образования гарантированной нишей профессионально-трудовых отношений должна быть работа по повышению качества решений, согласованность и перспективность которых лежит в плоскости соблюдения этико-правовых норм. В таком понимании одной из форм выделенного направления работы является педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении [6], что гарантирует личности качественное включение в систему непрерывного образования и получение персонифицированных результатах, детерминанты которых лежат в плоскостях интересов человека и государства.

Определим систему принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающегося спортом, выделив структуру формирования личности в качестве конструкта построения полисубъектных отношений и объективности средств мониторинга качества достижений личности в спорте.

Система принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающегося спортом (Слепченко М. Н., 2016)

1. Принцип научности в оптимизации условий развития личности через спорт.

- принцип целостности, системности, систематичности, объективности и достоверности в развитии личности;

- последовательности, четкости, ясности, прочности в формировании и развитии жизненной позиции обучающегося, занимающегося спортом;

- принцип единства теории и практики, идеального и материального, планируемого и реализуемого в структуре учебно-тренировочного процесса и досуга;

- принцип единства социализации, воспитания, обучения, развития, образования в становлении обучающегося в спорте и через спорт;

- принцип природосообразности, культуросообразности и возрастосообразности развития личности как ценности и продукта развития антропосреды;

- принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив;

- принцип единства телесного, духовного, интеллектуального в развитии личности;

- принцип унификации в развитии личности, включенной в систему непрерывного образования;

- принцип учета индивидуальных особенностей в конструктах идей и моделей нормального распределения способностей.

2. Принцип аксиологизации современного образования как фундамента развития личности и продукта эволюции ноосферы:

- принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства и духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды.

- принцип солидарности, братства, дружбы и родства.

- принцип достоинства, гордости, честности.

- принцип формирования потребностей личности в культуре и здоровье.

- принцип соблюдения закономерностей социального и социально-педагогического взаимодействия и сохранение основных функций управления образовательными системами в соответствии с объективно выявленными ограничениями и возможностями субъектов, среды и времени.

3. Принцип формирования культуры здоровья и потребности личности в самореализации, сотрудничестве и общении:

- принцип создания персонифицированных условий для развития личности и определения основ формирования позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей у субъектов процессы социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.;

- принцип сбалансированного питания;

- принцип здоровьесбережения как потенциала развития и саморазвития личности обучающегося;

- принцип соблюдения гигиены и режима дня спортсмена;

- принцип формирования личности в культуре и здоровье и через социально значимые условия и механизмы общения и сотрудничества.

4. Принцип единства и взаимодополнения общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в модели акмедостижений личности:

- принцип непрерывности, последовательности и строгой регламентации целеполагания и модификации решений развития личности спортсмена, обязывающий гарантировать социально-образовательной среде перманентную преемственность эффекта занятий, не допускать между ними перерывов, разрушающих этот эффект;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания нагрузок и развивающе-тренирующих воздействий;

- принцип адаптивного и персонифицированного балансирования и оптимизации динамики нагрузок;

- принцип циклического построения системы учебно-тренировочных занятий, гарантирующих качественное решение задачи развития в модели современного непрерывного образования;

- принцип возрастной адекватности и гибкости в выборе направлений формирования интересов и акмедостижений многолетнего процесса физического воспитания;

- принцип формирования выносливости, гибкости, силы, ловкости, быстроты.

5. Принцип продуктивности и результативности в становлении и самоутверждении личности спортсмена:

- принцип единства репродуктивного и продуктивного способа обучения в достижении персонифицированных достижений как продуктов становления личности и жизнеспособности социально-образовательной среды;

- принцип формирования культуры самостоятельной работы личности как конструкта стабилизации развития, социализации, самореализации и общения;

- принцип формирования потребности продуктивности в самовыражении и самореализации личности;

- принцип учёта индивидуальных способностей обучающегося и системности поиска оптимальных возможностей развития личности через принятие идей нормального распределения способностей и развития, здоровья и продуктивности;

- принцип гибкости и устойчивости в получении результатов спортсмена;

- принцип акмепрограммирования личности спортсмена в модели развития и самореализации, социализации и общения.

Выделенная система принципов социализации и самореализации личности через спорт – продолжение продуктивного развития личности педагога, включенного в систему профессионального образования [7-12].

Качество решений задач продуктивности и оптимизации условий развития личности через спорт объективно определяет выбор персонифицированных возможностей самореализации и самоутверждения личности через социально значимые направления деятельности и общения.


Библиографический список
  1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  3. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  5. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  6. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  7. Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67023
  8. Кузнецова В.И., Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в общепедагогических конструктах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66877
  9. Слепченко М. Н. Возможности детерминации категории «педагогическая деятельность» // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.231-233.
  10. Рябова Д. М. Качество детерминации категории «социализация» в структуре изучения основ педагогической деятельности // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.137-139.
  11. Абрамов Е.А. Педагогические условия социализации обучающегося, занимающегося гиревым видом спорта // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.146-148.
  12. Любушкина Е. А. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в профессиональном образовании // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июня 2016 г.) : в 4 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.139-141.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация