УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА И ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Боенкина Елена Алексеевна
Томский государственный педагогический университет
аспирант

Аннотация
Данная статья посвящена организации подбора и подготовки потенциальных замещающих родителей. Рассмотрены основные этапы работы: базовый, прием и регистрация обращений, диагностический, планирование и проведение обучения родителей, заключительный. Выделены основные формы и методы работы с кандидатами в замещающие родители на каждом этапе.

Ключевые слова: дети-сироты, замещающая семья, кандидаты в замещающие родители, оставшийся без попечения родителей, приемный ребенок, ребенок, школа приемных родителей


PECULIARITIES OF SELECTION AND PREPARING OF CANDIDATES FOR ADOPTIVE PARENTHOOD IN MODERN CONDITIONS

Boenkina Elena Alekseevna
Tomsk State Pedagogical University
post-graduate student

Abstract
The paper is focused on the peculiarities of selection and preparing of prospective foster parents. The main stages of the process are as follows: basic stage, reception and registration of applications, diagnostic stage, planning and training for prospective foster parents, final stage. The main forms and methods of work with candidates for adoptive parenthood at each stage were identified.

Keywords: adoptive child, candidates for adoptive parenthood, foster family, orphaned children, school for foster parents, the child deprived from parental care


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Боенкина Е.А. Особенности организации подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16656 (дата обращения: 19.11.2016).

Семейное жизнеустройство в России на современном этапе – приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными ценностями семейного устройства являются защита прав и интересов приемного ребенка и обеспечения стабильности и постоянства его жизни. Это возможно только в эффективно функционирующей замещающей семье, понимающей собственные мотивы, знающей свои сильные и слабые стороны, владеющей всей полнотой информации об особенностях приемного ребенка, о возможных трудностях и рисках взаимодействия в замещающей семье и способах их разрешения. В замещающей семье заложен огромный положительный потенциал, т.к. жизнь в семье предполагает наличие общности семейных интересов (духовных, хозяйственных, имущественных, потребности в постоянном общении, взаимной заботе и уходе друг за другом)[1].

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», а также распоряжения Департамента по вопросам семьи и детей Томской области  № 266-р от 18.08.2016 года «Об организации деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» утверждена Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Прием ребенка в семью – это труд, к которому будущим родителям необходимо подготовиться. В ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Школа приемных родителей (далее ШПР) работает с 2008 года. Наша Школа – это место, где потенциальные замещающие родители встретят единомышленников, приобретут новые знания и навыки, необходимые для воспитания приемного ребенка. В ШПР помогут осознать, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, – это особые дети, и что у них особые потребности. И помимо умения дарить ласку и любовь, надо знать еще очень много нюансов, которые позволят будущим замещающим родителям справиться с трудностями, дать детям самое лучшее, и при этом не наделать ошибок, сохранить себя, свою семью.

Мы, выстраивая работу ШПР, опираемся также на Стандарт, разработанный Благотворительным фондом профилактики социального сиротства на основе стандарта Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и технологии «Индивидуализация процесса подготовки и сопровождения замещающих семей», разработанной Томским региональным общественным фондом «Новое развитие», на Методические рекомендации по оказанию Услуги «Подготовка замещающих семей» и, конечно же, свой многолетний опыт работы.

Цель ШПР – осуществить базовую (психолого-педагогическую) подготовку кандидатов в замещающие родители к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, или ребенка-сироты в семью, сформировать устойчивую мотивацию на сотрудничество со специалистами в процессе воспитания ребенка.

Основные задачи ШПР:

  • Содействовать кандидату в замещающие родители в понимании своих мотивов, личных и семейных ресурсов,  степени готовности семьи к приему ребенка.
  • Провести комплексную оценку семьи с целью выявления индивидуальных факторов риска дезадаптации ребенка в семье и образовательных потребностей родителей.
  • Сформировать устойчивую осознанную мотивацию на взаимодействие и сотрудничество со специалистами в процессе воспитания ребенка.
  • Разработать рекомендации по индивидуализации программы обучения кандидатов и профессионального сопровождения семьи после принятия ребенка.
  • Сформировать базовые родительские компетенции у потенциальных замещающих родителей, необходимые для воспитания и ухода за ребенком.

Основные этапы подбора и подготовки потенциальных замещающих родителей:

Этап I. Базовый, основная цель которого – обеспечить организационно-управленческие, методические и технические условия, которые необходимы для качественной реализации услуги.

Этап II. Прием и регистрация обращений. Цель: формирование группы получателей услуги; вовлечение кандидатов в замещающие родители во взаимодействие со специалистами услуги.

Этап III. Диагностический. Цель: выявление индивидуальных особенностей семьи, наличия и степени выраженности  факторов риска дезадаптации приемного ребенка в замещающей семье с целью индивидуализации программы подготовки; вовлечение членов семьи в конструктивное партнерство со специалистами службы сопровождения.

1. На данном этапе проводим индивидуальное полуструктурированное интервью (авторская технология). Данный методический прием (интервью) представляет определенным образом организованную психологическую беседу, направленную на выявление некоторых существенных особенностей кандидата. Такая беседа позволяет вполне определенно выделить тех кандидатов, которые не вполне представляют возможные последствия принятия ребенка, не осознают требования, которые к ним предъявляются.

Наше интервью состоит из следующих блоков: работа; мотивация принятия решения о создании замещающей семьи; система поддержки семьи; навыки родительства; родительская семья кандидата; насилие (отвержение, игнорирование) в родительской семье; семья кандидата; наличие отрицательных предикторов в семье кандидатов; наличие положительных предикторов в семье кандидатов; дополнительные параметры (психологическая компетентность кандидата: уровень интеллекта, учение работать с информацией, умение общаться, знание своих слабых и сильных сторон и т.д.).

2. Определяем наличие и степень выраженности факторов риска дезадаптации приемного ребенка в замещающей семье (для удобства специалиста вопросы оформили  в виде анкеты).
3. Проводим комплексную психологическую оценку кандидата в замещающие родители.

Далее проводим консилиум специалистов по результатам проведения  оценки кандидата в замещающие родители, основные задачи которого: согласовать и утвердить окончательный состав очередной группы подготовки замещающих родителей.

Этап IV. Планирование и проведение обучения родителей. Цель: обучение слушателей ШПР базовым знаниям, умениям и навыкам, необходимым для обеспечения минимальных возрастных и индивидуальных потребностей приемного ребенка.

  1. Собеседование с родителями (проводится в случае необходимости  их дополнительного информирования о результатах консилиума и согласования  действий по индивидуализации процесса подготовки данной семьи).
  2. Индивидуализация базовой программы подготовки в соответствии с рекомендациями консилиума специалистов организации.
  3. Проведение индивидуальных консультаций для оказания помощи родителям по решению актуальных трудностей, возникающих в процессе принятия ими осознанного решения о принятии ребенка на воспитание в свою семью.
  4. Определение итоговой оценки наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемного ребенка для каждой семьи, принимающей участие в обучении.
  5. Итоговый консилиум.  На этом этапе консилиум решает следующие задачи:
  • Оценивает качество и эффективность проведения очередной группы слушателей, выявляет слабые места программы (при наличии).
  • Обсуждает и принимает согласованное обоснованное решение о степени готовности каждого кандидата к приему ребенка, целесообразности и формах (при необходимости) дальнейшей работы с будущим кандидатом в замещающие родителей (с его семьей).

Для структурирования обсуждения на данном этапе выделяется три группы семей:

  • с низким уровнем риска дезадаптации (педагог-психолог ШПР докладывает список, отдельно отметая семьи, в которых на начало обучения уровень риска был более высокий);
  • со средним уровнем риска. Педагог-психолог представляет каждую семью последовательно и приводит аргументы, которые обосновывают данную оценку. Итогом обсуждения должны стать обоснованные предложения по дальнейшей работе с данной семьей (рекомендации родителям, дополнительные занятия, информационная поддержка и пр.)
  • с высоким уровнем риска. Педагог-психолог представляет каждую семью последовательно и приводит аргументы, которые обосновывают данную оценку.  Далее обсуждение строится в том же порядке, как и на предыдущем этапе.

Итогом этого этапа консилиума должен стать согласованный список семей, которым нужна дополнительная подготовка или сопровождение. Далее,  проводится собеседование с родителями по результатам итогового консилиума, где их информируют о результатах обсуждения на консилиуме процесса и результатов подготовки семьи; согласовывают с родителями итоговые оценки наличия и степени выраженности факторов риска; формирование единой картины понимания выявленных трудностей и факторов риска; обсуждение актуальных целей и задач совместной работы в периоды до и после принятия ребенка в семью; планирование дальнейших действий по достижению согласованных целей и задач; согласование оптимальных для всех сторон форм взаимодействия после завершения обучения.

V  Этап. Заключительный.

1. Проведение итоговой аттестации по освоению курса, по итогам которой выдается свидетельство и рекомендации для органов опеки.

2. Мониторинг и оценка деятельности – мы не только сами анализируем свою работу по подготовке граждан, но и получаем обратную связь от родителей (анкета-отзыв), прошедших обучение.

3. Обобщение и распространение опыта – участвуем в конференциях, семинарах различного уровня (международного, всероссийского, областного), публикуем статьи. В 2015 году выпустили методическое пособие «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», г. Томск.

Таким образом,  поэтапный подбор и подготовка замещающих родителей позволяет создать условия для повышения уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, формирования семейной сплоченности, конструктивного семейного взаимодействия, укрепления здоровья и развития детей, а также профилактики вторичного сиротства.

От того в какую семью попадет ребенок, насколько подготовлена будет эта семья  к принятию ребенка зависит дальнейшее психологическое благополучие и приемного ребенка, и замещающих родителей.  Мы всегда говорим своим выпускникам, что ребёнок должен приходить в уже счастливую семью, а не для того,  чтобы сделать её счастливой.


Библиографический список
  1. Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Цветков В.А.  Омск, 2005. 239c.


Все статьи автора «Боенкина Елена Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация