УДК 7.01

О МЕТОДОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Харченко Анастасия Анатольевна
Кубанский государственный университет
студент магистратуры художественно-графического факультета

Аннотация
Статья посвящена проблеме поиска методологии современного художественного творчества. Философские взгляды Н. А. Бердяева, изложенные в работе «Смысл творчества», а также его теория о теургическом творчестве предлагаются в качестве методологии творческого процесса художника. Найдены и проанализированы работы современных художников, чье творчество иллюстрирует теорию Н. А. Бердяева.

Ключевые слова: бытие, методология, свобода, творчество, теургия, философия искусства, художественное творчество, эволюция


ABOUT ARTISTIC CREATIVE WORK METHODOLOGY

Kharchenko Anastasia Anatolievna
Kuban State University
graduate student of artistic-graphic department

Abstract
The article is devoted to the problem of searching for a modern artistic creative work methodology. N. A. Berdyaev’s philosophical views from his book “The sense of creativity” and his theories of theurgical creativity are offered as an artist’s creative process methodology. There are also some analyzed examples of modern artists’ works, whose art illustrates N. A. Berdyaev’s theory.

Keywords: artistic creative work, creative, evolution, existence, freedom, methodology, philosophy of art, theurgy


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Харченко А.А. О методологии художественного творчества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16642 (дата обращения: 21.11.2016).

На переломе эпох всегда появляется естественный интерес к процессам, протекавшим 100 лет назад в аналогичный период времени или около него. В таких условиях интерес становится историческим методом поиска источников идей, траекторий и решений тех или иных задач, диктуемых метаморфозами перехода из века в век. Так происходит и теперь, в XXI веке, во всех областях жизни человека. И сейчас естественной потребностью стало обращение к идеям и процессам, кипевшим и совершавшимся тогда, в прошлом столетии. В этом смысле наиболее полным и ярким вербальным отражением духа времени начала ХХ века является отечественная философия Серебряного века, а самым ярким, страстным и противоречивым ее представителем – Николай Александрович Бердяев.

Итак, на данные момент сформировалась необходимость исторической ремарки о процессах вековой давности для более четкого понимания нынешней ситуации в художественном творчестве и адекватной, обоснованной художественно-творческой рефлексии.

Когда речь заходит о теории искусства, теории творчества, бывает сложно выбрать инструмент рассуждения, так как в современном мире мы очень часто сталкиваемся с вездесущей научность. И, пожалуй, самое грозное суждение о интеллектуальном труде, которое в миг способно снизить его ценность, звучит как «Это не научно!». А должно ли вообще быть научным искусство? Или религия? Или природа души человеческой? Не является ли научность человеческой эволюционной попыткой приспособиться к этому миру и описать все его явления рамками науки, якобы единственно верного и точного продукта человеческого ума?

«Философия должна быть философской, исключительно философской, а не научной, подобно тому как мораль должна быть моральной, религия – религиозной, искусство – художественным». [1]

«Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науки». [1] Данные высказывания Н.А. Бердяева отсекают и закрывают тему поднятых ранее вопросов. Однако, появляется новая, более существенная проблема, относящаяся непосредственно к изобразительному художественному творчеству и искусству в целом: что составляет суть методологии творческого процесса художника?

В поисках решения этой проблемы обращаемся к труду Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Промежуточный этап этого обращения — ознакомление с ключевыми понятиями философской теории: бытие, свобода, творчество, теургия; изучение «Бердяевской» модели видения мира, где творчество равно процессу развития, и противопоставляется эволюции; определение местоположения современного общества на прямой развития его модели, с целью получения методологических направляющих для обоснованной художественно-творческой рефлексии.

Бытие мира — живая и неживая природа, человек, общество, по мнению Бердяева, есть тварное (сотворенное) и творимое бытие. Природа человека являет собой образ и подобие Творца. Из этих фактов автор делает важный вывод: «творчество в мире возможно потому лишь, что мир творим». [1] Иными словами, творчество – неотъемлемое свойство мира.

Свобода и творчество — свойства человеческой природы, как подобие Богу. «Свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из нее не вытекает из предшествующих причин, из «чего-то». Человеческое творчество из «ничего» не означает отсутствия сопротивляющегося материала, а означает лишь ничем не детерминированную абсолютную прибыль. Детерминирована только эволюция; творчество не вытекает ни из чего предшествующего. Творчество – необъяснимо. Творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы», [1] — так Николай Александрович определяет свободу и творчество, обозначает их взаимосвязь. Итак, у Н.А. Бердяева творчество и эволюция противопоставлены по характеру развития, и автор отдает предпочтение именно развитию в творчестве. Сравнительный анализ эволюции и творчества представлен в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ эволюции и творчества

Эволюция Творчество
1.Определение По Бердяеву эволюция приравнивается к эманации, с разницей лишь в исходе (эвол.-улучшение, эман.-ухудшение) Эманация— истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения. [2] -неотъемлемое свойство субстанций;

-процесс, рождающийся из внутренней мощии оригинальности субстанций

2.Бог, творческий акт Бог безликий-единый-истекает в мир. Творческий акт завершен на Миротворении.

 

«Есть зов человека, чтобы Бог в нем родился. Но есть и зов Бога, чтобы человек в Нем родился» [1]. Это и есть тайна христианства

Сотворчество Бога и Человека как развитие творчества божественного, продолжение акта миротворения.

Бог Треипостасен

3.Личность Отсутствует. Лежит в основе мира. Персонализация
4.Свобода Нет персональной свободы. Свобода-как необходимое условие творчества
5.Бытие Тварное, завершенное, статичное.

Бытие безликое, бытие хозяйствования.

Бытие личности исчезает в Боге, личность появляется, когда исчезает Бог.

Тварное, длящееся, динамичное.

«Персоналистическое учение о мире: всякое бытие личное, самобытно-субстанциональное» [1].

Бытие личности соединено с Богом.

 

Во второй строке таблицы объединены понятия «Бог» и «творческий акт». Именно неразрывная взаимосвязь этих понятий и лежит в основе философской теории Н.А. Бердяева. Именно степенью завершенности или длительности творческого акта он определяет близость отношений Бога и человека. И здесь рождается следующее понятие, без которого полное раскрытие философии Н.А. Бердяева невозможно, — это теургия.

Теургия, по Н.А. Бердяеву, — «магическое искусство» достижения состояния обожения, совершаемое посредством молитв и церемоний, с целью воссоединения с Богом, теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество[3]. Иными словами, теургия – это сотворчество Бога и человека.

Центральной проблемой искусства и художественного творчества философ видит «трагизм всякого творчества – несоответствие между заданием и осуществлением. Задание всякого творческого акта безмерно больше всякого его осуществлении» [1]. Ведь «задание творческого художественного акта – теургическое, а осуществление творческого художественного акта – произведение дифференцированного искусства, некая созданная культурная эстетическая ценность, что значит исход творчества не в мир иной, а в культуру мира этого» [1].

На этом этапе стоит вернуться к главной проблеме, обозначенной вначале: что составляет суть методологии творческого процесса художника?

Начало художественно творческого процесса по Бердяеву, как и методика работы над композицией произведения изобразительного искусства, которая является прикладным проявлением методологии творческого процесса, строится на двух основополагающих этапах:

1) этап накопления — зарождение творческого импульса. В нем, по мнению философа, совершается самый высокий подъем духа (происходит выбор темы проблемы творчества, насматривание визуального материала и накопление информации по теме). Вспомним ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» [4].

2) этап возникновение замысла, проявление пластического мотива (замысел получает «плоть» – эскизы, наброски, зарисовки, перевод отобранной композиционный схемы и воплощение ее в материале) — этап трагедии творчества, так как «трагизм всякого творчества – несоответствие между заданием и осуществлением» [1].

Однако, Н.А. Бердяев утверждает, что «теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую. В теургии слово становится плотью. В теургии искусство становится властью. Начало теургии есть уже конец литературы, конец всякого дифференцированного искусства, конец культуры, но конец, принимающий мировой смысл культуры и искусства, конец сверхкультурный» [1].

Таким образом, рождается вопрос: искусство должно стремиться к разрушению физических рамок и форм? Должно отказываться от конкретики, реальности? На помощь приходит рассуждения Н.А. Бердяева о мировой истории и творческих процессах, сопоставление периодов развития культуры и свободы творчества индивида в рамках этого периода.

Таблица 2 Онтология* художественного творчества: от языческого искусства к символизму, на основе книги «Смысл творчества» Н.А. Бердяевв.

Искусство Характеристика Творческий акт Красота и ее идеалы
Языческое

Классическое

(Дохристианское правление Бога-Отца(см. Таблицу №1))

Античность -каноничность;

-правильность форм;

-завершенность форм;

-хочет лишь культурной ценности;

-завершен творением мира;

-творческий акт художника приспосабливается к условиям «мира сего»;

-Царство Красоты на земле;

-красота и совершенство достигаются здесь.

Средние века -несовершенство форм;

-незавершенность;

-тоска и романтическая болезненность;

-чувство принадлежности двум мирам;

-творение мира продолжается в теургическом понимании (сотворчество Бога и человека); -Царство Красоты есть Царство Небесное

-красота в незавершенности

-совершенство и вечная красота возможны лишь в мире ином.

Возрождение -попытка вернуться к Античному искусству;

-несостоятельность этой попытки по причине измененного сознания;

-осознание греховности мира и жажда искупления;

- «тайна Возрождения в том, что оно не удалось» [5]

Барокко -как последний результат Возрождения;

-пыталось «соединить католическую реакцию с завоеваниями языческого Возрождения» [5];

-завершенность и мертвенность; -завершенность и мертвенность.
Реализм -послушен мировой данности;

-«не стремится к достижению ценности красоты» [1]

-верит, что уродство реальнее красоты;

-наиболее удален от сущности всякого творческого акта;

-послушание действительности;

-«за временной реалистической оболочкой светит красота вечного искусства и вечного творческого акта» [1]
Символизм -«в искусстве творятся знаки нового бытия, символы»;

-как переход к творчеству духа, к Завету Бога-Духа

- «Новый человек рвется в творческом порыве за пределы искусства, устанавливаемые этим миром. Символисты отказываются от всякого приспособления к этому миру, от всякого послушания канонам этого мира, жертвуют благами устроения в этом мире» [1].

 

*Онтология— учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его категории, структуру и закономерности. [2]

Итак, модель мира, согласно Н.А. Бердяеву, строится по принципу Триипостасной природы Бога, где Бог-Отец правит языческим миром, Бог-Сын правит миром христианским, вплоть до зарождения «символизма», где художники-символисты стремятся к творчеству теургическому: «Новый человек рвется в творческом порыве за пределы искусства, устанавливаемые этим миром. Символисты отказываются от всякого приспособления к этому миру, от всякого послушания канонам этого мира, жертвуют благами устроения в этом мире» [1]. И здесь начинается правление Бога-Духа — то есть уже с ХХ века и по сей день, независимо от того, осознанно творит художник или нет, в своем творчестве он исполняет пока в малой мере Завета Бога-Духа — творчество в Духе, сотворчество с Богом.

В подтверждение реальности происходящих метаморфоз в сознании современного художника и в душе современного человека, хочется привести следующие события и искания художников разных периодов конца XX начала XXI веков, а именно великого русского режиссера Андрея Тарковского и известной челябинской художницы Елены Щетинкиной.

Согласно информации, предоставленной в статье на официальном интернет портале Южно-Уральского Государственного университета [6], 5 февраля 2015 года в Зале искусств состоялось открытие выставки «Философия творчества по Н.А. Бердяеву» художницы Елены Щетинкиной. Как утверждает автор статьи, «в скульптурно-графическом «Бердяевском цикле» были представлены произведения, которые родились в процессе осмысления художницей важнейших духовно-творческих проблем. Читая книгу, Елена Щетинкина начала рисовать прямо в тексте и, благодаря творческой воле, рисунки вышли в свободное пространство, легли на чистые бумажные листы, в дальнейшем нашли продолжение в объемах и формах скульптур в фарфоре. Так в диалоге с философом родился цикл, отразив духовное напряжение и устремление художницы» [6].

Цикл Щетинкиной — попытка через разные виды изобразительного искусства, совершить переход от искусства художественного к теургическому, попытка трансформации духа художника на пути преодоления «мира сего».

Неожиданное подтверждение концепции Н.А. Бердяева мы нашли в последнем интервью великого русского режиссера Андрея Тарковского, где он рассуждает о красоте и правде искусства. А.А. Тарковский утверждает, что «сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: «Я не ищу, я нахожу». Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира [7].

Если понятие «инстинкт» у Тарковского принять за понятие «творчество в духе» Бердяева, то творчество не только свободно, но и спонтанно. Это обязательное условие творчества. «Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа» [7]. Понятие творчества у Тарковского всеобъемлюще и присуще в принципе деятельности человека: «Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство» [7].

В заключение важно сказать, что современное художественное творчество уже не мыслится в послушании миру, потакании ему, но в освобождении от этого мира, в преодолении драматического разрыва между заданием и осуществлением. И принятие философии творчества Бердяева как методологическую основу творчества собственного невозможно без принятия идеи о свободном духовном творчестве.

Но это уже зона личного выбора ответственности каждого художника.


Библиографический список
  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., Изд-во «Астрель», 2011
  2. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М,1998. С. 40.
  3. Н. А. Бердяев (Собр. соч., т. 2. Р., 1985, с. 283)
  4. Анна Ахматова — стихи  «Мне ни к чему одические рати…»// http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/72.htm
  5. Философия творчества в современном художественном пространстве россии: Н.А. Бердяев «Смысл творчества» и «Бердяевский цикл»» Е.А.Щетинкиной// http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-tvorchestva-v-sovremennom-hudozhestvennom-prostranstve-rossii-n-a-berdyaev-smysl-tvorchestva-i-berdyaevskiy-tsikl-e-a
  6. Выставка Е.Щетинкиной «Философия творчества по Н.А. Бердяеву» открылась в Зале искусств// https://www.susu.ru/ru/news/2015/02/09/vystavka-eshchetinkinoy-filosofiya-tvorchestva-po-na-berdyaevu-otkrylas-zale
  7. Последнее интервью Андрея Тарковского «Красота — символ правды»// http://qkempek.livejournal.com/1460655.html

 



Все статьи автора «Харченко Анастасия Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация