Возрастание роли военной истории для нынешней России во многом определяется тем, что устоявшиеся социокультурные, политические и нравственные координаты общества были отменены на официальном уровне в период перестройки [1,2,4,11]. Приходится признать, что в таких условиях начал формироваться своеобразный тип гражданина – «гомо хапиенс», в суженном сознании которого атрофирована историческая память и историческая ответственность [4,7,18]. Разложившаяся в ельцинское безвременье ценностная система во многом размыла тот фундамент патриотизма, который обеспечивал непобедимость нашего Отечества в прошлом. Бытовавшее после перестройки безответственное отношение к урокам истории отрицательно сказывается на обороноспособности России и затрудняет проведение эффективной военной реформы [9,12-16].
Изучение исторического опыта деятельности властных структур в области военно-патриотического воспитания царской армии (кон. XIX — нач. ХХ вв.). исключительно актуально для отечественной исторической науки.
В условиях эскалации международной напряженности и нестабильности [17,22-23], вызванной геополитическими изменениями и угрозой международного терроризма, особенно остро встает проблема обеспечения безопасности и суверенитета РФ, укрепления обороноспособности страны.
Важность комплексного исследования ключевых направлений, содержания и результатов государственной политики в сфере патриотического воспитания офицерства русской армии (кон. XIX — нач. ХХ вв.) в условиях реформирования ВС РФ, проводимого в период системного кризиса, в некотором смысле аналогичный обстановке, сложившейся в современной России [3,5-8]. Патерналистская забота государства о гражданах, стремление власти обеспечить достойный уровень жизни в большой мере влияет на градус патриотизма населения, так и на боевой дух армии. Значит, актуальность определена и многими современными социально-экономическими факторами:
- непредсказуемостью ситуации; предъявлением к гражданам повышенных требований, обусловленных реалиями санкций, кризиса и рыночной экономики;
- ростом бездуховности, обвальным падением культурно-образовательного уровня молодежи [24,29];
- провалами в разработке и осуществлении реформ, которые сопровождаются перегибами в воспитательной работе;
- переоценкой роли технократического подхода при явной недооценке роли подхода гуманитарно-воспитательного.
Анализ источников позволил установить закономерности и выявить тенденции в развитии отечественной системы военно-патриотического воспитания. Так, труды отечественных и зарубежных мыслителей-теоретиков, а также видных политических деятелей насыщены документально-фактической и аналитической информацией [10, 27,30]. Среди множества источников этой группы самого пристального внимания заслуживают изыскания в области теории и истории военного дела – работы Н.Н. Головина., М.И. Драгомирова, Д.П. Парского.
В трудах военных теоретиков времен Российской империи безусловно содержатся ценные практические рекомендации, но в то же время нельзя сказать, что в них выстроена цельная концепция военно-патриотического воспитания. Специфика этих работ – в некоторой недооценке социальных предпосылок патриотизма. Среди крупных деятелей русской школы, чьи идеи реализовывались в период военной реформы 1905 — 1912 гг., следует отметить В. Герштенцвейга, В. Райковского, М. Галкина, В. Голосова, Д. Трескина и других.
В данном контексте небезынтересна книга А. Гарлинского: автор, несомненно верноподданный, тем не менее высказывает ряд критических замечаний о необходимости ликвидации служебного протекционизма и в целом – демократизации армейского офицерства, способствующей, по его мнению, росту патриотических настроений в массе военных и гражданских. Ценными источниками являются также работы военных социологов и психологов, содержащие важные сведения о социальном статусе и морально-нравственном состоянии русских офицеров в дореволюционную эпоху.
Источники в периодической печати характеризуются следующими особенностями:
- исключительная насыщенность фактами (чаще всего в виде констатации без скрупулезного анализа),
- злободневность,
- оперативность
- лаконичность и лапидарность в сведений,
- выполнение функции публикации официальных документов.
- ангажированность периодики политическим кругами или государственными органами,
Наиболее актуальные, проблемно-ориентированные и любопытные материалы содержатся в таких периодических изданиях, как «Военный сборник», «Братская помощь», «Разведчик» и «Русский инвалид»,
Критические статьи русских офицеров, осуждающих армейские порядки, были, как правило, проникнуты патриотическим духом, идеей ответственности за судьбы Отечества. Наиболее наглядно указанная тенденция проявилась в осмыслении итогов русско-японской войны: военная публицистика того времени практически никогда не опускалась до примитивной ретроспекции или же огульного критиканства [18-21]. Наоборот, «разбор полетов» был, главным образом, конструктивным, а инициативы военных профессионалов по устранению досадных недочетов отличались завидной конкретикой (заметим в этой связи, что масштабное реформирование армии не могло быть осуществлено в сжатые сроки, и потому проекты имели скорее стратегический, нежели тактико-прагматический характер).
Выступления офицеров в прессе в большой мере предопределили тенденцию к расширению социального фундамента власти, установлению своего рода «обратной связи» высшего военного командования с командирами-строевиками.
Отдельно выделим публикации в «Вестнике военного (позже — Военного и морского) духовенства» о нравственном облике офицеров, а также серьезные исследования по вопросам укрепления военно- патриотического воспитания, опубликованные в печатном органе Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) — «Педагогическом сборнике». Материалы периодической печати представляют собой не только источник информации, но и в некотором смысле индикатор градуса социального напряжения, отражающий темы, в наибольшей степени волновавшие офицерский корпус армии царской России.
О мемуарной литературе скажем: она, в силу рефлексии и ретроспекции призвана выполнять восполнительную функцию в комплексном анализе источниковой базы военно-патриотического воспитания. Мемуары скорее опровергают либо подтверждают информацию из более объективных других источников. Воспоминания выдающихся полководцев и государственных мужей гораздо менее официозны и способствуют прояснению мотивов принятия тех или иных управленческих решений. В данном аспекте для сравнительного исследования весьма интересны мемуары военных министров — А.Ф. Редигера и В.А. Сухомлинова. Литературно-историческая ценность указанных источников представляется нам отнюдь не равнозначной: скажем, если воспоминания А.Ф. Редигера проливают свет на судьбоносные этапы отечественной военной истории, то В.А. Сухомлинов куда более тенденциозен в подборе и трактовке фактологического материала. Возможно, в тщетной попытке тем самым оправдать собственные промахи, допущенные им в период пребывания в кресле военного министра. Как источник изучения системы военно-патриотического воспитания воспоминания А.Ф. Редигера также более важны, ибо по ним можно установить соотношение замыслов и реалий, парадигму укрепления войск, ее материального и духовно-нравственного обеспечения.
Таким образом, анализ исторических источников и сформулированные на его основе научно-теоретические положения, обобщения, выводы и уроки способствуют формированию более объективного взгляда на концепцию военно-патриотического воспитания в видении органов власти Российской империи, а также деятельность властных структур в сфере практической реализации патриотической парадигмы. В настоящее время назрела необходимость в творческой, эффективной и комплексной рецепции положительного исторического опыта, который, безусловно, поможет сформировать у современных россиян четкие державно-патриотические установки и ценности, защиту коих должно обеспечивать. Возрождение лучших традиций патриотического воспитания будет способствовать формированию правильного, не деформированного западной пропагандой исторического сознания и совершенствованию системы морально-нравственного обеспечения ВС РФ.
Исследование концептуальных основ военно-патриотического воспитания дореволюционного русского офицерства можно использовать при разработке современной патриотической парадигмы, которая в значительной мере способствует формированию личности россиян-патриотов ХХI века [26,28].
Изучение соотношения планов и реалий военно-воспитательной работы помогло бы разрешить вопросы оптимизации государственной системы патриотического воспитания, формирования единого «воспитательного поля».
Внедрение консервативных, проверенных временем методик воспитательной работы в системе образования и профессиональной подготовки позволит буквально преобразить нравственный облик молодых граждан России, что, естественно, поспособствует формированию в обществе позитивного имиджа правоохранителя и защитника Отечества.
Показательно: эволюция историографии постсоветского периода (с 1992 г. по настоящее время) проходит в обстановке пристального внимания исследователей к военной истории Отечества, ее лучшим традициям [25]. В частности – к вопросам подготовки кадров офицерского корпуса царской армии. В опубликованных за последние двадцать лет работах учеными предпринимается попытка восполнить культурный вакуум, пробел отсутствующего опыта анализа теории и практики культивирования патриотических качеств и боевого духа россиян. Интересно, что особое место в современной историографии занимают многочисленные диссертации, в той или иной степени освещающие историко-философский и психолого-педагогический ракурсы вопросов морально-нравственного и военно-патриотического воспитания.
Военно-патриотическое воспитание по определению призвано восполнить духовный вакуум, образовавшийся в сознании россиян в перестроечный период в ходе инверсии нравственных ориентиров. Осознание причастности граждан РФ к великой военной истории в современных условиях борьбы с «пятой колонной», экстремизмом и международным терроризмом может стать фундаментом национальной идеи России.
Анализ деятельности власти по формированию системы военно-патриотического воспитания способствует обеспечению преемственности традиций и содействует укреплению российской государственности. Творческое переосмысление самодержавной парадигмы патриотического воспитания защитников Отечества, несомненно, способствовало бы консолидации общества и эффективной реализации реформы силовых структур. Как свидетельствует история революции 1905 — 1907 гг., усилия по культивированию патриотизма в среде военнослужащих выполняют серьезную превентивную функцию, ибо существенно понижают риск совершения преступлений экстремистской направленности.
В нынешних условиях необходимо в критически переосмыслить опыт предшественников в деле историографической разработки вопросов военно-патриотического воспитания, изучении достоверных архивных источников. Скрупулезное исследование позволит обогатить науку еще не известными научной общественности материалами и документами, предоставляющими возможность не только уяснения проблемы в свете новых подходов к изучению отечественной истории, но и обозначения перспектив будущих комплексных изысканий.
Чрезвычайно важно на основе исследования исторического опыта по освещаемой проблеме сформулировать выводы, извлечь уроки, а также составить научно-практические рекомендации, которые могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования системы военно-патриотического воспитания в РФ.
Обращение к военной истории всегда способствовало воспитанию гражданственности, проявлению высоких моральных качеств. Традиции и героическое прошлое армии России настолько разнообразны, что вполне способны быть фундаментом патриотической идеологии России, её нравственной базой.
Библиографический список
- Симашенков П.Д. Биполярный мир в геополитическом и историческом ракурсах // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1 (44). С. 37-40.
- Симашенков П.Д. Государственное регулирование вопросов вероисповедания в историческом ракурсе // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 2. С. 146-150.
- Симашенков П.Д. Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон.XIX-XX вв.) М.|Берлин, 2015. 153с.
- Симашенков П.Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол? В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов II-й Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Самарская гуманитарная академия, кафедра теории и истории государства и права; Самарский государственный университет, исторический факультет; отв. ред. А. Н. Сквозников. 2015. С. 131-136
- Симашенков П.Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2003
- Симашенков П.Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии (1890 – август 1914 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2003
- Симашенков П.Д. Деятельность органов власти по укреплению морального духа офицеров русской армии в межвоенное десятилетие (1905–1914 гг.) М.|Берлин, 2015. 181с.
- Симашенков П.Д. Деятельность органов власти в сфере патриотического воспитания корпуса офицеров армии императорской России (1900 -август 1914 гг.). В помощь изучающим отечественную историю. Научный редактор: доктор исторический наук, доцент, академик АВН Г.М. Ипполитов. СПб.: Нестор. 2003г. 65 с
- Симашенков П.Д. Дихотомия “прозрачности” и сакральности российской власти в историософском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2 (68). С. 154-158.
- Симашенков П.Д. Защита чувств верующих в России: историко-правовой аспект. В сборнике: Актуальные тренды регионального и местного развития сборник статей по материалам I (IX) Международной научно-практической конференции. под редакцией Г.А. Хмелевой. Самара, 2014. С. 150-156
- Симашенков П.Д. Идеологические границы “русского мира” в кривом зеркале геополитики (к 85-летию М.Горбачева). В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов III Всероссийской научной конференции. Самарская гуманитарная академия; Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Самара, 2016. С. 201-210
- Симашенков П. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. 2015. №2. С. 67-70
- Симашенков П.Д. Инновационный курс в русле традиций государственного управления в России//Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 5. С. 171-175.
- Симашенков П.Д. Институт конфликта интересов с позиций юридической техники // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 (55). С. 173-181
- Симашенков П.Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2016. № 22 (22). С. 6
- Симашенков П.Д. Конфликт интересов: история, теория и практика правоприменения. В сборнике: Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 290-298
- Симашенков П.Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 (43). С.29-32
- Симашенков П.Д. Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 11. С. 46-50.
- Симашенков П.Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 6. С. 141-145.
- Симашенков П.Д. О “жестокости” антикоррупционных санкций в России: историко-правовой экскурс. В сборнике: Социальные системы и право Сборник научных трудов. К.Б. Герасимов (отв. ред.). Самара, 2015. С. 92-99.
- Симашенков П.Д. О конфликте интересов – в компаративном ключе: история вопроса и практические моменты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-2. С. 142-145.
- Симашенков П.Д. О преемственности в политической истории России // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 27-31
- Симашенков П.Д. Политриторика в публичном праве России: терминологический аспект // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 1. С. 101-105.
- Симашенков П.Д. Правовой институт необходимой обороны: историко-правовые тенденции и пути совершенствования // Вестник Международного института рынка. 2015. № 1 (1). С. 196-204.
- Симашенков П.Д. “Прозрачность” и сакральность российской власти в исторической перспективе // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 60-64
- Симашенков П.Д. Репрессивный компонент отечественной антикоррупционной политики в историческом ракурсе // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 10. С. 141-145
- Симашенков П.Д. Россия императорская: деятельность главного управления военно-учебных заведений в сфере патриотического воспитания учащихся юнкерских училищ в 1874 – 1910 гг.. – Самара: Научно- технический центр (НТЦ), 2002. – С. 81 – 91
- Симашенков П.Д. Русский мир как геополитическая идеологема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 (56). С. 201-207
- Симашенков П.Д. Уголовная ответственность за половые преступления: историко-правовой и виктимологический аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (67). С. 194-197.
- Simashenkov P.D. The continuity of negation as a vector of Russian political history // Europaische Fachhochschule. 2014. № 7. С. 31-33