ПАРАДИГМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ

Симашенков Павел Дмитриевич
Международный институт рынка
г. Самара, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
Статья посвящена анализу источников и традиций военно-патриотического воспитания в России. В настоящее время назрела необходимость в творческой, эффективной и комплексной рецепции положительного исторического опыта, который, безусловно, поможет сформировать у современных россиян четкие державно-патриотические установки и ценности, защиту которых должно обеспечивать. Возрождение лучших традиций патриотического воспитания будет способствовать формированию правильного, не деформированного западной пропагандой исторического сознания и совершенствованию системы морально-нравственного обеспечения ВС РФ. По мнению автора, Обращение к военной истории всегда способствовало воспитанию гражданственности, проявлению высоких моральных качеств. Традиции и героическое прошлое армии России настолько разнообразны, что вполне способны быть фундаментом патриотической идеологии России, её нравственной базой.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, история России, национальная идея, патриотизм


THE PARADIGM OF RUSSIAN MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION: TRADITIONS AND TRENDS

Simashenkov Pavel Dmitrievich
International Market Institute
Samara, Candidate of Historical Sciences, associate professor at the PA chair

Abstract
This article analyzes the sources and traditions of the military-patriotic education in Russia. According to the author, appeal to the military history has always promoted civic education, the appearance of high moral character. Tradition and the heroic past of the Russian army are so diverse that it is capable of being the foundation of patriotic ideology of Russia, its moral basis.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Симашенков П.Д. Парадигма военно-патриотического воспитания в России: традиции и тенденции // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16627 (дата обращения: 21.02.2024).

Возрастание роли военной истории для нынешней России во многом определяется тем, что устоявшиеся социокультурные, политические и нравственные координаты общества были отменены на официальном уровне в период перестройки [1,2,4,11]. Приходится признать, что в таких условиях начал формироваться своеобразный тип гражданина – «гомо хапиенс», в суженном сознании которого атрофирована историческая память и историческая ответственность [4,7,18]. Разложившаяся в ельцинское безвременье ценностная система во многом размыла тот фундамент патриотизма, который обеспечивал непобедимость нашего Отечества в прошлом. Бытовавшее после перестройки безответственное отношение к урокам истории отрицательно сказывается на обороноспособности России и затрудняет проведение эффективной военной реформы [9,12-16].

Изучение исторического опыта деятельности властных структур в области военно-патриотического воспитания царской  армии (кон. XIX — нач. ХХ вв.). исключительно актуально для отечественной исторической науки.

В условиях эскалации международной напряженности и нестабильности [17,22-23], вызванной геополитическими изменениями и угрозой международного терроризма, особенно остро встает проблема обеспечения  безопасности и суверенитета РФ, укрепления обороноспособности страны.

Важность комплексного исследования ключевых направлений, содержания и результатов государственной политики в сфере патриотического воспитания офицерства русской армии (кон. XIX — нач. ХХ вв.) в условиях реформирования ВС РФ, проводимого в период системного кризиса, в некотором смысле  аналогичный обстановке, сложившейся в современной России [3,5-8]. Патерналистская забота государства о гражданах, стремление власти обеспечить достойный уровень жизни в большой мере влияет на градус патриотизма населения, так и на боевой дух армии. Значит, актуальность определена и многими современными социально-экономическими факторами:

  • непредсказуемостью ситуации; предъявлением к гражданам повышенных требований, обусловленных реалиями санкций, кризиса и  рыночной экономики;
  • ростом бездуховности, обвальным падением культурно-образовательного уровня молодежи [24,29];
  • провалами в разработке и осуществлении реформ, которые сопровождаются перегибами в воспитательной работе;
  • переоценкой роли технократического подхода при явной недооценке роли подхода гуманитарно-воспитательного.

Анализ источников позволил установить закономерности и выявить тенденции в развитии отечественной системы военно-патриотического воспитания. Так, труды отечественных и зарубежных мыслителей-теоретиков, а также видных политических деятелей насыщены документально-фактической и аналитической информацией [10, 27,30]. Среди множества источников этой группы самого пристального внимания заслуживают изыскания в области теории и истории военного дела – работы Н.Н. Головина., М.И. Драгомирова, Д.П. Парского.

В трудах военных теоретиков времен Российской империи безусловно содержатся ценные практические рекомендации, но в то же время нельзя сказать, что в них выстроена цельная концепция военно-патриотического воспитания. Специфика этих работ – в некоторой недооценке социальных предпосылок патриотизма. Среди крупных деятелей русской школы, чьи идеи реализовывались в период военной реформы 1905 — 1912 гг., следует  отметить В. Герштенцвейга, В. Райковского, М. Галкина, В. Голосова, Д. Трескина и других.

В данном контексте небезынтересна книга А. Гарлинского: автор, несомненно верноподданный, тем не менее высказывает ряд критических замечаний о необходимости ликвидации служебного протекционизма и в целом – демократизации армейского офицерства, способствующей, по его мнению, росту патриотических настроений в массе военных и гражданских. Ценными источниками являются также работы военных социологов и психологов, содержащие важные сведения о социальном статусе и морально-нравственном состоянии русских офицеров в дореволюционную эпоху.

Источники в периодической печати характеризуются следующими особенностями:

  • исключительная насыщенность фактами (чаще всего в виде констатации без скрупулезного анализа),
  • злободневность,
  • оперативность
  • лаконичность и лапидарность в сведений,
  • выполнение функции публикации официальных документов.
  • ангажированность периодики политическим кругами или государственными органами,

Наиболее актуальные, проблемно-ориентированные и любопытные материалы содержатся в таких периодических изданиях, как «Военный сборник», «Братская помощь», «Разведчик» и «Русский инвалид»,

Критические статьи русских офицеров, осуждающих армейские порядки, были, как правило, проникнуты патриотическим духом, идеей ответственности за судьбы Отечества. Наиболее наглядно указанная тенденция проявилась в осмыслении итогов русско-японской войны: военная публицистика того времени практически никогда не опускалась до примитивной ретроспекции или же огульного критиканства [18-21]. Наоборот, «разбор полетов» был, главным образом, конструктивным, а инициативы военных профессионалов по устранению досадных недочетов отличались завидной конкретикой (заметим в этой связи, что масштабное реформирование армии не могло быть осуществлено в сжатые сроки, и потому проекты имели скорее стратегический, нежели тактико-прагматический характер).

Выступления офицеров в прессе в большой мере предопределили тенденцию к расширению социального фундамента власти, установлению своего рода «обратной связи» высшего военного командования с командирами-строевиками.

Отдельно выделим публикации в «Вестнике военного (позже — Военного и морского) духовенства» о нравственном облике офицеров, а также серьезные исследования по вопросам укрепления военно- патриотического воспитания, опубликованные в печатном органе Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) — «Педагогическом сборнике». Материалы периодической печати представляют собой не только источник информации, но и в некотором смысле индикатор градуса социального напряжения, отражающий темы, в наибольшей степени волновавшие офицерский корпус армии царской России.

О мемуарной литературе скажем: она, в силу рефлексии и ретроспекции призвана выполнять восполнительную функцию в комплексном анализе источниковой базы военно-патриотического воспитания. Мемуары скорее опровергают либо подтверждают информацию из более объективных других источников. Воспоминания выдающихся полководцев и государственных мужей гораздо менее официозны и способствуют прояснению мотивов принятия тех или иных управленческих решений. В данном аспекте для сравнительного исследования весьма интересны мемуары военных министров — А.Ф. Редигера и В.А. Сухомлинова. Литературно-историческая ценность указанных источников представляется нам отнюдь не равнозначной: скажем, если воспоминания А.Ф. Редигера проливают свет на судьбоносные этапы отечественной военной истории, то В.А. Сухомлинов куда более тенденциозен в подборе и трактовке фактологического материала. Возможно, в тщетной попытке тем самым оправдать собственные промахи, допущенные им в период пребывания в кресле военного министра. Как источник изучения системы военно-патриотического воспитания воспоминания А.Ф. Редигера также более важны, ибо по ним можно установить соотношение замыслов и реалий, парадигму укрепления войск, ее материального и духовно-нравственного обеспечения.

Таким образом, анализ исторических источников и сформулированные на его основе научно-теоретические положения, обобщения, выводы и уроки способствуют формированию более объективного взгляда на концепцию военно-патриотического воспитания в видении органов власти Российской империи, а также деятельность властных структур в сфере практической реализации патриотической парадигмы. В настоящее время назрела необходимость в творческой, эффективной и комплексной рецепции положительного исторического опыта, который, безусловно, поможет сформировать у современных россиян четкие державно-патриотические установки и ценности, защиту коих должно обеспечивать. Возрождение лучших традиций патриотического воспитания будет способствовать формированию правильного, не деформированного западной пропагандой исторического сознания и совершенствованию системы морально-нравственного обеспечения ВС РФ.

Исследование концептуальных основ военно-патриотического воспитания дореволюционного русского офицерства можно использовать при разработке современной патриотической парадигмы, которая в значительной мере способствует формированию личности россиян-патриотов ХХI века [26,28].

Изучение соотношения планов и реалий военно-воспитательной работы помогло бы разрешить вопросы оптимизации государственной системы патриотического воспитания, формирования единого «воспитательного поля».

Внедрение консервативных, проверенных временем методик воспитательной работы в системе образования и профессиональной подготовки позволит буквально преобразить нравственный облик молодых граждан России, что, естественно, поспособствует формированию в обществе позитивного имиджа правоохранителя и защитника Отечества.

Показательно: эволюция историографии постсоветского периода (с 1992 г. по настоящее время) проходит в обстановке пристального внимания исследователей к военной истории Отечества, ее лучшим традициям [25]. В частности – к вопросам подготовки кадров офицерского корпуса царской армии. В опубликованных за последние двадцать лет работах учеными предпринимается попытка восполнить культурный вакуум, пробел отсутствующего опыта анализа теории и практики культивирования патриотических качеств и боевого духа россиян. Интересно, что особое место в современной историографии занимают многочисленные диссертации, в той или иной степени освещающие историко-философский и психолого-педагогический ракурсы вопросов морально-нравственного и военно-патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание по определению призвано восполнить духовный вакуум, образовавшийся в сознании россиян в перестроечный период в ходе инверсии нравственных ориентиров. Осознание причастности граждан РФ к великой военной истории в современных условиях борьбы с «пятой колонной», экстремизмом и международным терроризмом может стать фундаментом национальной идеи России.

Анализ деятельности власти по формированию системы военно-патриотического воспитания способствует обеспечению преемственности традиций и содействует укреплению российской государственности. Творческое переосмысление самодержавной парадигмы патриотического воспитания защитников Отечества, несомненно, способствовало бы консолидации общества и эффективной реализации реформы силовых структур. Как свидетельствует история революции 1905 — 1907 гг., усилия по культивированию патриотизма в среде военнослужащих выполняют серьезную превентивную функцию, ибо существенно понижают риск совершения преступлений экстремистской направленности.

В нынешних условиях необходимо в критически переосмыслить опыт предшественников в деле историографической разработки вопросов военно-патриотического воспитания, изучении достоверных архивных источников. Скрупулезное исследование позволит обогатить науку еще не известными научной общественности материалами и документами, предоставляющими возможность не только уяснения проблемы в свете новых подходов к изучению отечественной истории, но и обозначения перспектив будущих комплексных изысканий.

Чрезвычайно важно на основе исследования исторического опыта по освещаемой  проблеме сформулировать выводы, извлечь уроки, а также составить научно-практические рекомендации, которые могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования системы военно-патриотического воспитания в РФ.

Обращение к военной истории всегда способствовало воспитанию гражданственности, проявлению высоких моральных качеств. Традиции и  героическое прошлое армии России настолько разнообразны, что вполне способны быть фундаментом патриотической идеологии России, её нравственной базой.


Библиографический список
  1. Симашенков П.Д. Биполярный мир в геополитическом и историческом ракурсах // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1 (44). С. 37-40.
  2. Симашенков П.Д. Государственное регулирование вопросов вероисповедания в историческом ракурсе // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 2. С. 146-150.
  3. Симашенков П.Д. Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон.XIX-XX вв.) М.|Берлин, 2015. 153с.
  4. Симашенков П.Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол? В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов II-й Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Самарская гуманитарная академия, кафедра теории и истории государства и права; Самарский государственный университет, исторический факультет; отв. ред. А. Н. Сквозников. 2015. С. 131-136
  5. Симашенков П.Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2003
  6. Симашенков П.Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии (1890 – август 1914 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2003
  7. Симашенков П.Д. Деятельность органов власти по укреплению морального духа офицеров русской армии в межвоенное десятилетие (1905–1914 гг.) М.|Берлин, 2015. 181с.
  8. Симашенков П.Д. Деятельность органов власти в сфере патриотического воспитания корпуса офицеров армии императорской России (1900 -август 1914 гг.). В помощь изучающим отечественную историю. Научный редактор: доктор исторический наук, доцент, академик АВН Г.М. Ипполитов. СПб.: Нестор. 2003г. 65 с
  9. Симашенков П.Д. Дихотомия “прозрачности” и сакральности российской власти в историософском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2 (68). С. 154-158.
  10. Симашенков П.Д. Защита чувств верующих в России: историко-правовой аспект. В сборнике: Актуальные тренды регионального и местного развития сборник статей по материалам I (IX) Международной научно-практической конференции. под редакцией Г.А. Хмелевой. Самара, 2014. С. 150-156
  11. Симашенков П.Д. Идеологические границы “русского мира” в кривом зеркале геополитики (к 85-летию М.Горбачева). В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов III Всероссийской научной конференции. Самарская гуманитарная академия; Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Самара, 2016. С. 201-210
  12. Симашенков П. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. 2015. №2. С. 67-70
  13. Симашенков П.Д. Инновационный курс в русле традиций государственного управления в России//Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 5. С. 171-175.
  14. Симашенков П.Д. Институт конфликта интересов с позиций юридической техники // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 (55). С. 173-181
  15. Симашенков П.Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2016. № 22 (22). С. 6
  16. Симашенков П.Д. Конфликт интересов: история, теория и практика правоприменения. В сборнике: Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 290-298
  17. Симашенков П.Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 (43). С.29-32
  18. Симашенков П.Д. Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 11. С. 46-50.
  19. Симашенков П.Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 6. С. 141-145.
  20. Симашенков П.Д. О “жестокости” антикоррупционных санкций в России: историко-правовой экскурс. В сборнике: Социальные системы и право Сборник научных трудов. К.Б. Герасимов (отв. ред.). Самара, 2015. С. 92-99.
  21. Симашенков П.Д. О конфликте интересов – в компаративном ключе: история вопроса и практические моменты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-2. С. 142-145.
  22. Симашенков П.Д. О преемственности в политической истории России // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 27-31
  23. Симашенков П.Д. Политриторика в публичном праве России: терминологический аспект // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 1. С. 101-105.
  24. Симашенков П.Д. Правовой институт необходимой обороны: историко-правовые тенденции и пути совершенствования // Вестник Международного института рынка. 2015. № 1 (1). С. 196-204.
  25. Симашенков П.Д. “Прозрачность” и сакральность российской власти в исторической перспективе // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 60-64
  26. Симашенков П.Д. Репрессивный компонент отечественной антикоррупционной политики в историческом ракурсе // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 10. С. 141-145
  27. Симашенков П.Д. Россия императорская: деятельность главного управления военно-учебных заведений в сфере патриотического воспитания учащихся юнкерских училищ в 1874 – 1910 гг.. – Самара: Научно- технический центр (НТЦ), 2002. – С. 81 – 91
  28. Симашенков П.Д. Русский мир как геополитическая идеологема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 (56). С. 201-207
  29. Симашенков П.Д. Уголовная ответственность за половые преступления: историко-правовой и виктимологический аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (67). С. 194-197.
  30. Simashenkov P.D. The continuity of negation as a vector of Russian political history // Europaische Fachhochschule. 2014. № 7. С. 31-33


Все статьи автора «vagus»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: