ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ БЮДЖЕТА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мухина Евгения Ринатовна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством»

Аннотация
В статье рассмотрена проблема разработки форм бюджета для предприятия. Приведены ключевые аспекты, на которые следует ориентироваться при разработке форм. Охарактеризованы принципы, которым должна удовлетворять информация, содержащаяся в бюджетах.

Ключевые слова: бюджетирование, информация, отчетность, принципы, форма, центры финансовой ответственности


THE VALUE OF BUDGET FORM FOR ENTERPRISE

Mukhina Evgeniya Rinatovna
Perm National Research Polytechnic University
PhD in Economics, associate Professor of chair “Economy and Management of industrial production”

Abstract
The article deals with the problem of developing the budget forms for the enterprise. The key aspects that should be targeted at the development of forms are described. The principles that should satisfy the information contained in the budget are characterized.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Мухина Е.Р. Значение формы бюджета для предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13937 (дата обращения: 29.02.2024).

Процесс бюджетирования занимает важное место в жизни организации. От грамотно поставленной системы бюджетирования зависит система информационного обеспечения руководящего состава, а значит – эффективность принимаемых управленческих решений.

В процессе построения системы бюджетирования важная роль отводится разработке бюджетных форм.

На наш взгляд, применяемые на предприятии формы бюджетов должны учитывать следующие аспекты:

  • Сфера и специфика деятельности предприятия. Так, для производственных предприятий следует разрабатывать формы, преимущественно ориентированные на анализ состава затрат. То есть информация, содержащаяся, к примеру, в бюджете прямых материальных затрат производственного предприятия, должна представляться пользователю в удобном виде, соответствовать требованиям прозрачности, полноты, доступности, своевременности. Так, бюджет прямых материальных затрат может быть представлен в следующем виде (таблица 1).

Таблица 1  – Бюджет прямых материальных затрат по плану производства

Наименование материала

Потребность в основных материалах

Себестоимость списания, руб./кг

Бюджет прямых материальных затрат, руб.

Продукт А Продукт Б Всего Продукт А Продукт Б Всего
Х, кг  10  20  30  10  100  200  300
У, кг  5  10  15  5  25  50  75
К, кг  0  1  1  15  0  15  15
Н, кг  10  20  30  10  100  200  300
С, кг  5  10  15  5  25  50  75
Всего  30  61  91  250  515  765

Данная форма позволяет получить информацию о сумме прямых материальных затрат в разрезе видов производимых продуктов. Также видна доля прямых материальных затрат по видам в общей сумме, что позволяет пользователю сделать выводы о расходе того или иного материала. Безусловно, потребность в такой детализации обусловлена спецификой деятельности предприятий. Для организаций, имеющих дело с большой номенклатурой материалов и производимой продукции, требуется подробная детализация материальных затрат; для организаций, имеющих дело с однотипной продукций и небольшой номенклатурой используемого сырья, такая детализация не всегда необходима;

  • Сегментация деятельности предприятия. Необходимо рассматривать деятельность предприятия в разрезе зон реализации (к примеру, внешний и внутренний рынок), видов производимой продукции (основная и побочная), центров финансовой ответственности и пр. Использование данного принципа позволит реализовать требование комплексности, полноты и аналитичности информации, содержащейся в бюджете;
  • Консолидация бюджетов на различных уровнях. Безусловно, в любой организации присутствует некая иерархия уровней управления. Разрабатываемые и внедряемые формы бюджетов должны учитывать данный аспект. Необходимо использовать формы бюджетов на микро-, мезо- и макроуровнях. То есть следует проработать вопрос консолидации бюджетов. Для этих целей необходимо разработать определенные формы отчетов, построенные исходя из схемы подчинения. Безусловно, на высшем уровне управления отчет будет более укрупненным и менее детализированным, на низшем – более развернутым, подробным;
  • Организация по центрам финансовой ответственности (ЦФО). Организация бюджетирования по ЦФО предполагает определение плановых заданий, отражение их выполнения в определенных формах отчетности, а также выявление отклонений. Анализ и интерпретация результатов бюджета позволяет пользователю принять какое-либо решение об устранении причин негативных отклонений, о частичной корректировке бюджетов, а также о премировании руководителей ЦФО за положительные, или благоприятные, отклонения [1].

Учет данных аспектов, на наш взгляд, позволит разработать формы бюджетов, которые будут отвечать принципам полноты, аналитичности, прозрачности, понятности, доступности и комплексности информации.


Библиографический список
  1. Шешукова Т.Г. Развитие управленческого учета на предприятиях по производству электротехнической продукции / Т.Г. Шешукова, Е.Р. Мухина.  – Пермь: Изд-во Пермского национ. исслед. политехн. ун-та, 2015. – 264с.


Все статьи автора «Мухина Евгения Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: